Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место дисциплины (модуля) «Контент-анализ в гуманитарных исследованиях» в структуре ООП магистратуры




Данная учебная дисциплина входит в раздел М.1 Профессиональный цикл. Вариативная часть. Курс «Контент-анализ в гуманитарных исследованиях» наряду с другими дисциплинами этого блока («Психолингвистический анализ текстов», «Виды вербальной информации») способствует формированию лингвистической культуры и совершенствованию навыков лингвистического анализа.Изучение дисциплины предполагает знание основ семиотики, в т.ч. лингвистической, русского языка и основ социолингвистики, освоение курса «Виды вербальной информации».

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций

а) общекультурные (ОК):

способность к профессиональному использованию современного оборудования (в соответствии с целями ООП магистратуры) (ОК- 6);

 

б) профессиональные(ПК)

научно-исследовательская деятельность:

готовность вести научные исследования, соблюдая все принципы академической этики, и понимание личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы (ПК-5);

способность использовать в исследовательской практике социально-гуманитарных наук информационно-коммуникационные технологии и современное программное обеспечение (ПК-12);

способность осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию информации для прогнозирования основных показателей деятельности организаций социальной сферы, ИТ-отраслей, учреждений социокультурной сферы регионов в целом (ПК-15);

 

в) организационно-управленческая деятельность

способность к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-10);

способность самостоятельно осуществлять подготовку заданий на разработку проектных решений, прогнозов и программ информационно-технологического и социокультурного развития (ПК-17);

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1. Знать: о методике контент-анализа как о междисциплинарной методике наук гуманитарной сферы; о специфике количественного анализа; о научных задачах, которые могут быть решены с использованием данной методики; об этапах проведения и видах контент-анализа;

2. Уметь: применять полученные знания при выборе методики, адекватной цели и задачам научного исследования, при формулировании целей, задач и проблематики контент-анализа; проведении контент-анализа и интерпретации данных.

3. Владеть: различными видами контент-анализа.

 

  1. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72/24 часа.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  Введение. Понятие контент-анализа. История метода.   1-2 Л:2     СР: 13 Тест
  Процедура контент-анализа. Проведение ручного контент-анализа.   3-7 Л:2 ПР-6   К еженед. Отчет по проекту – 2.   СР: 13   Тест / ПР / Участие в практ. занятии: 3, 4, 5, 6. Проектное исследование (отчет) - 7
  Программное обеспечение для проведения автоматизированного контент-анализа. Контент-анализ 1.6.   8-12 Л:2 ПР-8     К: еженед. Отчет по проекту – 2.   СР:12   / ПР / Участие в практ. занятии: 8, 9, 10, 11. Проектное исследование (отчет) -12.  
4. Форма итогового контроля         Зачет - 2   Зачет – 13
  ИТОГО              
  1. Образовательные технологии

Лекционные занятия проходят в виде традиционной лекции или лекции-диалога, дискуссии, по возможности с применением информационных технологий. На практических занятиях используются технологии деловых игр, конференций, «мозговой штурм», методы активизации творческого мышления, метод «case study».

  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

По разделу 1.

Тест:

1. Выберите из предложенного списка характеристики метода контент-анализа, делающие его актуальным в современной науке:

a. это ненавязчивый метод;

b. это легкий метод;

c. это косвенный метод;

d. это опосредованный метод;

e. это распространенный метод.

Ответ: a, c, d.

a. это ненавязчивый метод;

b.

c. это косвенный метод;

d. это опосредованный метод;

e.

По разделу 2.

 

Тест:

2. Выберите определение единицы контент-анализа:

a. Фрагмент текста определенной длины;

b. Единица текста, выступающая формальным маркером категории;

c. Слово, синонимичное названию категории;

Ответ: b.

a.

b. Единица текста, выступающая формальным маркером категории;

c.

Практические задания:

1. Выбор проблемы и темы исследования. Формулирование целей и задач исследования. Отбор материала. Выдвижение гипотезы исследования.

2. Предварительный анализ материала – определение категорий и подкатегорий анализа. Определение репрезентантов категорий - единиц анализа.

3. Установление правил кодирования. Формирование кодировальной матрицы.

4. Этап счета.

5. Интерпретация результатов. Отчет по контент-анализу текста.

Темы проектных работ:

- Контент-анализ средств массовой информации.

- Применение методики контент-анализа в литературоведческом исследовании.

- Решение задач лингвистического исследования с применением методики контент-анализа.

 

По разделу 3.

Практические задания:

1. Обучение работе с программой Контент-анализ 1.6.

2. Обучение работе с программой Контент-анализ 1.6.

3. Определение области использования автоматизированного контент-анализа. Формирование методологического инструментария исследования. Выбор материала исследования (критерии отбора).

4. Этап счета и обработки текстов программой Контент-анализ 1.6.

5. Интерпретация результатов. Отчет по контент-анализу текста.

Перечень вопросов для зачета:

1. Определение методики контент-анализа в различных гуманитарных сферах.

2. История становления метода.

3. Задачи, решаемые с использованием метода контент-анализа.

4. Определение круга проблем для контент-анализа.

5. Условия проведения контент-анализа.

6. Этапы контент-анализа.

7. Критерии отбора эмпирического материала для контент-анализа.

8. Критерии определения категорий контент-анализа.

9. Критерии определения подкатегорий контент-анализа.

10. Единицы контент-анализа. Физические единицы.

11. Единицы контент-анализа. Структурно-семиотические единицы.

12. Единицы контент-анализа. Понятийно-тематические единицы.

13. Единицы контент-анализа. Референциальные и квазиреференциальные единицы.

14. Единицы контент-анализа. Пропозициональные единицы и оценки.

15. Единицы контент-анализа. Макроструктурные единицы.

16. Единицы контент-анализа. Единицы, представляющие результаты концептуальных операций.

17. Единицы контент-анализа. «Поэтические» единицы.

18. Правила кодирования.

19. Этап счета в различных видах контент-анализа.

20. Проблема интерпретации результатов.

21. Типичные ошибки при проведении контент-анализа.

22. Виды контент-анализа.

23. Различия между статистическим и лингвосоциологическим анализом.

24. Различия между фронтальным и рейдовым анализом.

25. Различия между «ручным» и автоматизированным анализом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...