Раннее обучение чтению детей, имеющих речевые нарушения
Проблема раннего обучения детей чтению (РОЧ) актуальна и дискутируется на протяжении многих лет. Расслоение общества, обнищание основной массы населения, низкие доходы, политическая нестабильность и другие социально-психологические факторы оказывают существенное влияние на рост негативных проявлений в области образования. Дети остаются без присмотра. Возникает педагогическая запущенность. В особо сложных экономических условиях находятся дети беженцев, вынужденных эмигрантов, одиноких матерей, безработных и т. д. Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Резко возрос процент семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума, но ставить проблему помощи в зависимость от экономических условий, целесообразности, окупаемости финансовых затрат — просто аморально! Проблема РОЧ имеет как сторонников, так и противников даже сейчас, когда социальные запросы общества, школы, семьи говорят в пользу раннего обучения и практически не вызывают ни у кого сомнения. На наш взгляд, система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь положительный аспект, если смотреть на нее не как на рецепт «выращивания гениев», а как на одно из средств познания мира ребенком, профилактики и коррекции речевых нарушений. Суть вопроса не в целесообразности РОЧ, а в том, как лучше, эффективнее это сделать. Если использовать в решении этой задачи императивный подход, то цель теряет смысл, а гуманный подход выстроит обучение с учетом того, что дети больше всего любят учиться, «даже больше, чем есть конфеты», но учение — это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы он был
«недокормлен» и вставал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы у него не иссякала жажда познания. Прежде чем говорить о раннем обучении чтению, уточним, что мы понимаем под чтением. Чтение — это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой, слияние букв в слоги, слогов в слова. Качество чтения характеризуется способом чтения, его скоростью (беглое или послоговое), осмысленностью. Причинами затруднений являются: 1) педагогическая запущенность (возникает из-за отсутствия личностно-ориентированного подхода), вызванная: а) форсированностью темпов обучения, когда темп подачи материала превышает индивидуальные возможности ребенка но его усвоению; б) многочисленными пропусками занятий; в) недостаточным контролем за усвоением знаний ребенком; г) пассивностью педагогов в оказании индивидуальной помощи; д) низкой квалификацией специалистов или их недобросовестностью; е) равнодушием семьи, ее низким культурным уровнем и др.; 2) предрасположенность, которая может долго находиться в скрытой форме, но при неблагоприятных условиях буйно «расцветать». Наш многолетний успешный опыт работы с детьми показывает, что чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности. И даже в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, раннее обучение чтению дает возможность более продуктивно использовать потенциальные возможности ребенка в коррекционной педагогике. Рассмотрим позитивные аргументы в пользу вышесказанного: • буква, в отличие от звука, имеет постоянный образ (легче автоматизировать поставленные фонемы в слогах, словах, фразе); • развивается аналитико-синтетическая деятельность, звуко-буквенный анализ;
• уточняется, обогащается словарь (ребенок легче овладевает практическими навыками словообразования и словоизменения); • появляется уверенность в себе, исчезает негативное отношение к школе, страх неудачи, опасение получить плохие оценки, нейтрализуются возникающие из-за этого внутрисемейные конфликты; • совершенствуются коммуникативные связи. Для обучения чтению чрезвычайно важно сформировать психологическую готовность. У детей логопедических групп следует развивать те качества, которые будут необходимы при обучении чтению. Существенное внимание нужно уделять психотерапевтической работе, которая помогает формированию адекватной самооценки, повышению уверенности, нормализации отношений со сверстниками и др. Ежедневная аутогенная тренировка вырабатывает у детей способность в короткие сроки мобилизоваться, возможность произвольно сосредоточиться и расслабиться, преодолеть логофобию (страх перед речью) и др. Из методов групповой психотерапии наиболее простыми, доступными и эффективными являются психотерапевтические беседы, методикой которых должен владеть каждый педагог, и логоритмические занятия. При выборе адекватной методики обучения чтению для детей, имеющих речевые нарушения, мы сталкивались с трудностями в общении (в контакт вступали с трудом, очень осторожно), для большинства были характерны эмоциональная незрелость, внушаемость, недостаточная способность к осознанию собственных проблем. Поэтому прежде чем предпочесть какой-то метод, мы уточняли доминирущий тип восприятия у ребенка (аналитический или синтетический) и затем строили коррекционно-развивающую работу на основе личностно- ориентированного подхода. Мы убедились, что одни дети быстрее усваивают материал поэлементно с последующим синтезом, другие легче овладевают новым материалом глобально или полуглобально (слово, слог) и только потом выделяют элементы: делят речевой поток на фразы, предложения — на слова, слова — на слоги, слоги — на звуки, то есть итогом является звуко-буквенный анализ. Таким образом, при обучении грамоте детей, имеющих речевые нарушения, ведущим является аналити-ко-синтетический метод. Помимо уточнения доминирующего типа восприятия мы выясняем, какой из анализаторов у ребенка функционально сильнее: зрительный, слуховой, кинестетический или тактильный. Учет компенсаторных, произносительных возможностей помогает выстроить личностно-ориентированный подход, грамотно спланировать и осуществить коррекционно-профилактическую работу в целом. Мы пришли к выводу, что индивидуализировать нужно не только методы, но и темп обучения, так как несоответствие темпа подачи материала индивидуальному темпу усвоения приводит к неполноценному овладению навыками, тормозит процесс обучения, снижает у детей уверенность в своих силах, вызывает педагогическую запущенность. О трудностях, с которыми встречались наши дети и способах их устранения, мы неоднократно рассказывали в своих публикациях.
Помимо традиционных методов в своей работе по автоматизации поставленных фонем мы широко используем многократное проговаривание, чтение, включая региональный компонент (одна из логопедических групп применяет самостоятельно разработанную технологию. Не закончится род казачий?). Региональный компонент, кукло- и сказкотерапия компенсируют неполноценность слуховых фонематических образов за счет сохранности кинестетической дифференциации, столь необходимой при быстрой смене артикуляционных укладов в спонтанной речи. Чтобы сформировать у детей стабильный графичес- кий образ буквы, мы предлагаем не только выкладывать буквы из палочек, но и преобразовывать их, используя наиболее целесообразный способ. Для развития зрительно-пространственной ориентировки проводим сравнение сходных по написанию букв, выделяем общие элементы, разницу в их расположении, что позволяет избежать смешения букв, резко снижает количество оптических ошибок. Эффективны приемы, развивающие мускульную память, обведения контура буквы пальцем, приемы дермолексии (рисование буквы на ладони), тактильное опознание букв (дидактические игры типа «Чудесный мешочек») и целый ряд других.
Трудности при выработке навыков слогослияния у детей с речевой патологией значительно быстрее преодолеваются, если учитывать специфику обучения дошкольников грамоте и произносительные возможности каждого ребенка. Наши дети легче овладевают чтением обратных слогов, затем прямых. Не задерживаясь на чтении слогов, переходим к чтению односложных слов с закрытым слогом, что окрыляет детей и вселяет уверенность в своих силах. Затем вводится чтение 2-3-сложных слов с прямым слогом и, наконец, со стечением согласных. На начальных этапах широко используются дидактические игры: «Буквы ходят в гости», «Окошечки», затем слоговые таблицы Н. Зайцева и т. д. Определенные трудности у детей вызывает деление слов на слоги. Для их преодоления мы используем цветовую маркировку слогов, деление на слоги с помощью вертикальных черточек, игры «Телеграф», «Помоги Незнайке», преобразование слов путем смены одного слога. Широко используем «чтение с окошечком» (несколько модификаций окошечек помогают детям избежать многих ошибок, поверить в свои силы). Пока дети находятся на слогово-аналитическом этапе чтения, когда восприятие и осмысление прочитанного еще разобщены, можно использовать различные игры, которые убеждают ребенка в том, что он уже читает, понимает смысл короткого задания. Наиболее эффективны такие игры, как «Следопыт», «Разведчики». Ребенок получает карточку, на которой написано слово или фраза, в зависимости от его читательских навыков («На шкафу», «Лежит в ящике» и т. д.). Малыш читает, выполняет инструкцию и находит сюрприз. По мере того, как он овладевает качеством чтения, текст усложняется: появляется двухступенчатая инструкция. Правильно прочитав ее, ребенок достигает намеченной цели и получает от этого огромное удовольствие. Успехи его поощряются. В процессе обучения чтению, на первоначальных этапах, используем книги с иллюстрациями, одноцветный и многоцветный текст, тексты придуманные детьми. Наиболее слабым звеном в устной и письменной речи (при чтении) у детей логопедических групп является просодическая сторона речи, ее выразительность. Чтение отличается монотонностью, отсутствием пунктуационной интонации, логического ударения. Для коррекции просодической стороны речи мы использовали кукольный театр, игры-драматизации (кукло-, сказкотерапию и др.), разработали серию дидактических игр,, различные виды карточек, которые позволяют скорректировать вышеназванные недочеты в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми. Подводя итоги вышесказанному, мы хотим подчеркнуть, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, что стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении чтению важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребенка. А, Р. Красикова
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|