Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раннее обучение чтению детей, имеющих речевые нарушения




Проблема раннего обучения детей чтению (РОЧ) ак­туальна и дискутируется на протяжении многих лет. Расслоение общества, обнищание основной массы насе­ления, низкие доходы, политическая нестабильность и другие социально-психологические факторы оказыва­ют существенное влияние на рост негативных проявле­ний в области образования. Дети остаются без присмот­ра. Возникает педагогическая запущенность. В особо сложных экономических условиях находятся дети бе­женцев, вынужденных эмигрантов, одиноких матерей, безработных и т. д. Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Резко возрос процент семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума, но ставить проблему помощи в зависимость от экономических условий, целесообразности, окупаемос­ти финансовых затрат — просто аморально!

Проблема РОЧ имеет как сторонников, так и против­ников даже сейчас, когда социальные запросы общества, школы, семьи говорят в пользу раннего обучения и прак­тически не вызывают ни у кого сомнения. На наш взгляд, система раннего развития ребенка, в том числе и обуче­ния чтению, может и должна иметь положительный аспект, если смотреть на нее не как на рецепт «выращи­вания гениев», а как на одно из средств познания мира ребенком, профилактики и коррекции речевых наруше­ний. Суть вопроса не в целесообразности РОЧ, а в том, как лучше, эффективнее это сделать.

Если использовать в решении этой задачи импера­тивный подход, то цель теряет смысл, а гуманный под­ход выстроит обучение с учетом того, что дети больше всего любят учиться, «даже больше, чем есть конфеты», но учение — это игра, которую нужно прекращать преж­де, чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы он был

«недокормлен» и вставал из-за «стола знаний» с ощу­щением постоянного «голода», чтобы у него не иссяка­ла жажда познания. Прежде чем говорить о раннем обучении чтению, уточним, что мы понимаем под чте­нием.

Чтение — это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой, слия­ние букв в слоги, слогов в слова. Качество чтения ха­рактеризуется способом чтения, его скоростью (беглое или послоговое), осмысленностью.

Причинами затруднений являются:

1) педагогическая запущенность (возникает из-за отсутствия личностно-ориентированного подхода), выз­ванная:

а) форсированностью темпов обучения, когда темп подачи материала превышает индивидуальные возмож­ности ребенка но его усвоению;

б) многочисленными пропусками занятий;

в) недостаточным контролем за усвоением знаний ребенком;

г) пассивностью педагогов в оказании индивидуаль­ной помощи;

д) низкой квалификацией специалистов или их не­добросовестностью;

е) равнодушием семьи, ее низким культурным уров­нем и др.;

2) предрасположенность, которая может долго нахо­диться в скрытой форме, но при неблагоприятных усло­виях буйно «расцветать».

Наш многолетний успешный опыт работы с детьми показывает, что чем раньше ребенок овладевает грамо­той, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положитель­ных эмоций, реже возникают трудности. И даже в рабо­те с детьми, имеющими речевые нарушения, раннее обу­чение чтению дает возможность более продуктивно ис­пользовать потенциальные возможности ребенка в коррекционной педагогике. Рассмотрим позитивные аргу­менты в пользу вышесказанного:

• буква, в отличие от звука, имеет постоянный об­раз (легче автоматизировать поставленные фонемы в слогах, словах, фразе);

• развивается аналитико-синтетическая деятель­ность, звуко-буквенный анализ;

• уточняется, обогащается словарь (ребенок легче овладевает практическими навыками словообразования и словоизменения);

• появляется уверенность в себе, исчезает негатив­ное отношение к школе, страх неудачи, опасение полу­чить плохие оценки, нейтрализуются возникающие из-за этого внутрисемейные конфликты;

• совершенствуются коммуникативные связи.

Для обучения чтению чрезвычайно важно сформи­ровать психологическую готовность. У детей логопеди­ческих групп следует развивать те качества, которые будут необходимы при обучении чтению. Существен­ное внимание нужно уделять психотерапевтической работе, которая помогает формированию адекватной са­мооценки, повышению уверенности, нормализации от­ношений со сверстниками и др.

Ежедневная аутогенная тренировка вырабатывает у детей способность в короткие сроки мобилизоваться, возможность произвольно сосредоточиться и расслабить­ся, преодолеть логофобию (страх перед речью) и др. Из методов групповой психотерапии наиболее простыми, доступными и эффективными являются психотерапев­тические беседы, методикой которых должен владеть каждый педагог, и логоритмические занятия.

При выборе адекватной методики обучения чтению для детей, имеющих речевые нарушения, мы сталкива­лись с трудностями в общении (в контакт вступали с трудом, очень осторожно), для большинства были харак­терны эмоциональная незрелость, внушаемость, недоста­точная способность к осознанию собственных проблем. Поэтому прежде чем предпочесть какой-то метод, мы уточняли доминирущий тип восприятия у ребенка (ана­литический или синтетический) и затем строили коррекционно-развивающую работу на основе личностно-

ориентированного подхода. Мы убедились, что одни дети быстрее усваивают материал поэлементно с последую­щим синтезом, другие легче овладевают новым мате­риалом глобально или полуглобально (слово, слог) и только потом выделяют элементы: делят речевой по­ток на фразы, предложения — на слова, слова — на сло­ги, слоги — на звуки, то есть итогом является звуко-буквенный анализ.

Таким образом, при обучении грамоте детей, имею­щих речевые нарушения, ведущим является аналити-ко-синтетический метод. Помимо уточнения домини­рующего типа восприятия мы выясняем, какой из ана­лизаторов у ребенка функционально сильнее: зритель­ный, слуховой, кинестетический или тактильный. Учет компенсаторных, произносительных возможностей по­могает выстроить личностно-ориентированный подход, грамотно спланировать и осуществить коррекционно-профилактическую работу в целом. Мы пришли к вы­воду, что индивидуализировать нужно не только мето­ды, но и темп обучения, так как несоответствие темпа подачи материала индивидуальному темпу усвоения приводит к неполноценному овладению навыками, тор­мозит процесс обучения, снижает у детей уверенность в своих силах, вызывает педагогическую запущенность. О трудностях, с которыми встречались наши дети и спо­собах их устранения, мы неоднократно рассказывали в своих публикациях.

Помимо традиционных методов в своей работе по автоматизации поставленных фонем мы широко исполь­зуем многократное проговаривание, чтение, включая региональный компонент (одна из логопедических групп применяет самостоятельно разработанную технологию. Не закончится род казачий?). Региональный компо­нент, кукло- и сказкотерапия компенсируют неполно­ценность слуховых фонематических образов за счет со­хранности кинестетической дифференциации, столь не­обходимой при быстрой смене артикуляционных укла­дов в спонтанной речи.

Чтобы сформировать у детей стабильный графичес-

кий образ буквы, мы предлагаем не только выклады­вать буквы из палочек, но и преобразовывать их, ис­пользуя наиболее целесообразный способ. Для разви­тия зрительно-пространственной ориентировки про­водим сравнение сходных по написанию букв, выде­ляем общие элементы, разницу в их расположении, что позволяет избежать смешения букв, резко снижа­ет количество оптических ошибок. Эффективны при­емы, развивающие мускульную память, обведения кон­тура буквы пальцем, приемы дермолексии (рисование буквы на ладони), тактильное опознание букв (дидак­тические игры типа «Чудесный мешочек») и целый ряд других.

Трудности при выработке навыков слогослияния у детей с речевой патологией значительно быстрее пре­одолеваются, если учитывать специфику обучения дошкольников грамоте и произносительные возмож­ности каждого ребенка. Наши дети легче овладевают чтением обратных слогов, затем прямых. Не задер­живаясь на чтении слогов, переходим к чтению одно­сложных слов с закрытым слогом, что окрыляет де­тей и вселяет уверенность в своих силах. Затем вво­дится чтение 2-3-сложных слов с прямым слогом и, наконец, со стечением согласных. На начальных эта­пах широко используются дидактические игры: «Бук­вы ходят в гости», «Окошечки», затем слоговые таб­лицы Н. Зайцева и т. д.

Определенные трудности у детей вызывает деление слов на слоги. Для их преодоления мы используем цве­товую маркировку слогов, деление на слоги с помощью вертикальных черточек, игры «Телеграф», «Помоги Не­знайке», преобразование слов путем смены одного сло­га. Широко используем «чтение с окошечком» (несколь­ко модификаций окошечек помогают детям избежать многих ошибок, поверить в свои силы).

Пока дети находятся на слогово-аналитическом эта­пе чтения, когда восприятие и осмысление прочитанно­го еще разобщены, можно использовать различные игры, которые убеждают ребенка в том, что он уже читает,

понимает смысл короткого задания. Наиболее эффек­тивны такие игры, как «Следопыт», «Разведчики». Ре­бенок получает карточку, на которой написано слово или фраза, в зависимости от его читательских навыков («На шкафу», «Лежит в ящике» и т. д.). Малыш читает, выполняет инструкцию и находит сюрприз. По мере того, как он овладевает качеством чтения, текст усложняет­ся: появляется двухступенчатая инструкция. Правиль­но прочитав ее, ребенок достигает намеченной цели и получает от этого огромное удовольствие. Успехи его поощряются. В процессе обучения чтению, на первона­чальных этапах, используем книги с иллюстрациями, одноцветный и многоцветный текст, тексты придуман­ные детьми.

Наиболее слабым звеном в устной и письменной речи (при чтении) у детей логопедических групп является просодическая сторона речи, ее выразительность. Чте­ние отличается монотонностью, отсутствием пунктуа­ционной интонации, логического ударения. Для коррек­ции просодической стороны речи мы использовали ку­кольный театр, игры-драматизации (кукло-, сказкотерапию и др.), разработали серию дидактических игр,, раз­личные виды карточек, которые позволяют скорректи­ровать вышеназванные недочеты в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.

Подводя итоги вышесказанному, мы хотим подчерк­нуть, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собствен­ных силах, успешность, желание использовать приобре­тенные навыки в повседневной жизни (нахождение зна­комых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнения­ми, которые доступны ребенку, что стимулирует обуче­ние, способствует его успешности. При обучении чте­нию важно дозировать объем материала, индивидуали­зировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребенка.

А, Р. Красикова

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...