Интегративные связи логопедии с занятиями по математике
Многолетний опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, показал, что автоматизировать поставленные фонемы, отрабатывать лексико-грамматические категории необходимо не только на специально организованных логопедических занятиях, но и на других: развитие речи, изодеятельность, математика. Мы хотим поделиться опытом, как лучше осуществить практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отшлифовать (отработать) правильное звукопроизношение на занятиях по математике. К сожалению, анализ научно-методической литературы, практического опыта педагогов, работающих в логопедической группе, показал, что данная проблема практически не освещена или же освещена фрагментарно, мозаично, что вызывает у практиков определенные трудности. Планируя коррекционную работу, мы придерживались следующих правил: 1. Программное содержание по математики брали из типовой программы, увязывая с основной лексической темой и автоматизируемым звуком; 2. Параллельно с развитием математических представлений существенное внимание на этих занятиях уделяли речевому развитию: фонетике, лексике, грамматике (согласование в роде, числе, падеже); 3. Подбор речевого материала осуществлялся с учетом произносительных возможностей каждого ребенка и личностно-ориентированного подхода. Количество л с ч ел. Отрабатывая этот раздел, мы подбирали раздаточный материал не только с учетом сезонных изменений в природе, но и значимый для данного ребенка, учитывая его интересы, а, главное, его произносительные возможности. Так, например, Андрею В., Ларисе К., Жене С. для пересчета предлагались предметы или картинки на звук «Р», так как в тот момент шла автоматизация этого звука в словосочетаниях.
Женя С: «Один рубанок, два рубанка, три рубанка, четыре рубанка, пять рубанков, шесть рубанков, семь рубанков, восемь рубанков, девять рубанков, десять рубанков — всего десять рубанков». Мальчик увлеченно работает в кружке «Умелые руки». Лариса К.: «Одна роза, две розы, три розы, четыре розы, пять роз, шесть роз, семь роз, восемь роз, девять роз, десять роз — всего десять роз». Девочка любит цветы. На этом же занятии для детей, отрабатывающих произношение шипящих, предлагается нагл яд но-иллюстративный материал, содержащий эти фонемы: Ш-Ж, Ч-Ш. Это позволяет, решая одну и ту же задачу (счет, согласование числительных с существительным в роде и числе), осуществлять личностно-ориентированный подход (подбор значимого, интересного для ребенка материала) с учетом произносительной возможности каждого ребенка. Величина. Не секрет, что у детей, имеющих речевые нарушения, страдает не только фонетика, но и лексика. Для нашего контингента детей характерна бедность словаря: в основном преобладает обиходно-бытовой. Дети практически не владеют навыками словообразования. Занятия по математике предоставляют для отработки этих навыков большие возможности. Например, отрабатывая величинные понятия, мы предлагаем не только сравнить эти предметы, но и выразить это словами: стул — стульчик; нос — носик — носище; кулак — кулачок — кулачище; сапог — сапожок — сапожище и т. д. Отрабатывая величинные понятия, мы учим детей правильно конструировать фразу, в том числе и сложные предложения. Этот раздел очень благодатен для практического усвоения детьми структуры предложения. Например, домик меньше дома, а дом больше домика; большое зеркало — маленькое зеркальце; тоненькая книжка — толстая книга. Эта книга тоньше, а эта — толще. Профессионализм педагога, работающего в логопедической группе, проявляется в правильном подборе речевого материала с учетом произносительных возможностей детей.
Таким образом, математика предоставляет вдумчивому педагогу большие возможности для коррекции речи детей, для автоматизации поставленных звуков, для обогащения лексики не только за счет накопления словаря, но и за счет практического овладения навыками словообразования, а также для развития связной речи. Наиболее успешно связную речь на занятиях по математике мы развиваем при составлении и решении задач. Важно не только выделять рассказ, уметь поставить вопрос, а затем решить задачу и назвать ответ (с чем мы повсеместно сталкиваемся в быту), а аргументировано доказать, как решалась задача. Для составления задач используем наглядность: предметные картинки на заданную фонему и примеры (запись с помощью цифр); например, 4 + 1 =, а дети должны по этому примеру составить каждый свою задачу с опорой на предметную картинку, подобранную педагогом с учетом произносительных возможностей каждого ребенка. Например, Косте Б. достался дятел (мы автоматизируем звук «Л» в обратном слоге), Оле П., Олегу Ц. — картинки с шипящими (каштан, шишка и т. д.). Каждый ребенок составлял свою задачу. Например, Оля П.: «Девочка нашла в парке 4 каштана, затем еще один каштан». — Педагог: «Что нужно узнать?» — Оля: «Сколько всего каштанов нашла девочка?» Дети хором отвечают: «Пять». Нас, педагогов логопедической группы, такие ответы не должны устраивать, потому что речевая задача смазана: однословный ответ исключает фразовую речь, согласование числительного с существительным в роде и числе. Мы учим детей не торопиться с ответом и предлагаем: «Подумайте, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько каштанов нашла девочка». Поощряются полные ответы:.«Для того, чтобы узнать, сколько каштанов нашла девочка, нужно к четырем каштанам прибавить один каштан, что равняется пяти каштанам». После решения ребенок находит соответствующую цифру и выставляет ее на полотно или дописывает мелом на доске. Поощрение аргументированных полных ответов способствует не только закреплению математических навыков, но и развитию связной, грамматически правильной речи, автоматизации поставленных фонем, введение их в самостоятельную речь, что столь необходимо детям дошкольного и младшего школьного возраста и особенно детям, имеющим те или иные нарушения речи.
В отличие от общеобразовательных групп, мы поощряем, когда ребенок решает задачи, используя пальцы, так как это параллельно совершенствует ручной праксис, развивает мелкую моторику, подготавливает почву для речевого развития. Иногда мы предлагаем детям: «Покажите на пальцах, сколько осталось птиц?» И ребята, согнув мизинец и большой палец, оставляют три пальца. Дифференцированные движения пальцами как правой, так и левой руки, детям с речевыми нарушениями даются с трудом, занимают в нашей работе много времени, энергетических затрат, но эти усилия не проходят даром. Опыт показывает, что все это способствует успешной речевой работе, счетным операциям, а также подготавливает руку к письму. Параллельно с привлечением пальцев (пальчиковая гимнастика), широко используем цифры. Так, детям вначале предлагается найти и показать цифры, соответствующие ответу задачи, позже составить задачу по рассказу. Нас радует желание детей самостоятельно записать ее. При овладении количественным счетом большую помощь оказывает числовая линейка, которую мы «изобрели» из-за трудности в подборе большого количества наглядно-демонстрационного материала на заданные звуки. Числовая линейка представляет собой пособие, состоящее из кармана, в который вставляется картинка для счета, что уже позволяет сократить количество картинок от десяти до одной и ряда цифр от 1 до 10. Цифра «1» обведена кругом, что позволяет сконцентрировать внимание детей при отработке согласования числительного с существительным в роде: один, одна, одно. Осуществляя смену картинок, педагог спрашивает: «Сколько?» Дети отвечают: «Одна рыбка, одна лодка, одна шуба; один рак, один шар, один жук; одно зеркало, одно весло, одно блюдце» и т. д. Цифру «5» мы тоже обвели, но уже красным цветом (Внимание!). Мы объясняем детям: «Будь внимателен — окончания меняются»: пять лодок, пять рыб, пять шапок, пять шуб, пять стульев, пять столов, пять деревьев, пять окон и т. д.
Числовую линейку мы усовершенствовали тем, что после «4» и «5» цифры молено спрятать, согнув линейку. Это позволяет более тщательно отрабатывать согласование числительных с существительными в начале от одного до четырех, затем до пяти и, наконец, до десяти. Это пособие очень эффективно, так как оно позволяет при небольшом количестве счетного материала отработать с детьми согласование числительных с существительными на автоматизируемую фонему в роде, числе. Естественно, есть и другие виды работы, позволяющие на занятиях по математике закреплять произносительные, лексические и грамматические возможности детей логопедической группы. В осуществлении интегративных связей логопедии с математикой необходима преемственность со школой и тесный контакт педагогов с родителями. Только это позволит достигнуть устойчивых результатов, как в речевом развитии ребенка, так и в овладении математическими знаниями. Т. В. Буденная
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|