Читать раньше, чем говорить
Проблемами обучения чтению детей старшего дошкольного возраста мы занимаемся уже не первый год и достигли стабильных результатов: все дети логопедической группы уходят в школу читающими. Одни читают бегло, другие — по слогам, но, главное, наши дети успешно обучаются в школе, и никто не имеет нарушений письменной речи. Как это нам удается, мы неоднократно освещали в публикациях, делились опытом на педсоветах, методических объединениях, научно-практических конференциях. Полезным для нас оказалось знакомство с трудами зарубежных авторов — ученых Глена Домана («Как научить ребенка читать») и Масару Ибука («После трех уже поздно»), которые считают, что ребенок до трех лет, играя, усваивает процесс чтения без особых энергетических затрат. В отличие от нашего традиционного метода (звуковой, слоговой), эти ученые предлагают глобальное чтение — чтение словами с самого раннего возраста. С элементами глобального чтения мы знакомы из сурдопедагогики и успешно используем его в работе с детьми, обозначая предметы таблицами-надписями: СТОЛ, СТУЛ. Особенно они помогают в обозначении предметов, которые представляют для детей определенные трудности при усвоении названия этих предметов: ПОДОКОННИК, НАЛИЧНИК и др. Анализ научно-методических работ и коллективный опыт подтверждает, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — это его личный опыт. Ни один ребенок не рождается гением. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга. Если раньше сензитивный период определяли возрастом с 5-ти лет, то сейчас (и это вы найдете у упомянутых выше авторов) — это годы с рождения и до 3-х лет. В это время связи между клетками формируются наиболее активно. Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, на которой держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. И если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно даже пытаться построить «прочное здание».
Проверить на практике исследования зарубежных авторов долго не представлялось возможным, так как работали мы постоянно со старшим дошкольным возрастом в логопедических группах. Апробацию заинтересовавшего нас метода работы с малышами начали в семье на своем сыне Саше. Демонстрационный материал мы изготавливали, учтя все требования и рекомендации. Это были карточки из белого картона размером 10x50 см, на которых писали красной краской слова (высота букв 7,5 см, толщина 1,5 см). Буквы использовались только печатные. Слово размещали так, чтобы оно было окаймлено полями в 1,5 см. Поля — это место для пальцев. При написании слов мы использовали один и тот же шрифт. На обратной стороне карточки в левом углу писали это же слово для себя. Занимались в комнате, где никакие посторонние шумы и предметы не мешали малышу. На первом этапе давали существительные и глаголы. Начинали со слов, хорошо ему знакомых: папа, мама, дед, баба, книга. Мы показывали ребенку карточку со словом «мама» и отчетливо произносили: «Это означает ма — ма». Саша в течение 1-2 секунд смотрел на нее, затем мы ставили другую карточку и т. д., до 5 карточек. При этом не просили мальчика повторять слова за нами. По скончании занятия мы ласкали Сашу, проявляя свое удовольствие. В течение первого дня все это повторялось еще 3 раза с перерывом не менее получаса. Так мы сделали первый шаг в процессе обучения ребенка чтению. В общей сложности это занимало 3 минуты каждый раз. Далее мы показывали карточки 3 раза в день, понимая, что главное сейчас — закрепить навык.
Для мозга не имеет значения, слышит ребенок слово или видит. Во всех случаях он понимает его одинаково хорошо. Главное, чтобы слово звучало громко и отчетливо и было изображено большими яркими буквами. Результат был поразителен: уже на четвертый день мы предложили Саше прочитать слова самому. С этим заданием он справился, перепутав только слова «папа» и «мама». И тут же попросил, чтобы ему прочитали другие слова. Итак, ребенок выполнил самую трудную задачу в процессе обучения: он справился с самой важной абстракцией, с которой впервые встретился в своей жизни — сумел прочитать слова! Очень важно, что на первом этапе он научился читать зрительно, различать знаки: читать слова легче, чем буквы. Далее мы перешли к словам, обозначающим части тела: рот, язык, глаз, ухо, зубы. Так же, как и в прошлый раз, Саша на четвертый день смог сам прочитать слова, но перепутал «рот» и «ухо». Попутно мы повторяли и уже известные ему слова. Когда он выучил новый набор слов, мы подобрали существительные, которые обозначают предметы домашнего обихода: стул, кровать, диван, ковер, стол (лучше, если подряд не повторяются слова на одну букву). На следующем этапе предлагали малышу слова, обозначающие игрушки: трактор, машина, конструктор, велосипед, мышка; одежду: шапка, сапоги, шуба, колготки, шорты; продукты питания: молоко, сыр, хлеб, масло, суп. В среднем за неделю Саша смог прочитать 10 слов. Занятия чтением для нас и ребенка проходили в атмосфере радости и физической раскрепощенности. Следующая группа слов состояла из глаголов, обозначающих действие: пить, есть, прыгать, гулять, ползать... Для оживления процесса обучения мы каждое новое слово сопровождали действием, которое оно означает. К примеру, прыгали. Затем мы показывали карточку со словом «прыгать» и говорили: «Это слово означает прыгать». Так изучили все глаголы. Они больше всего нравятся детям, так как сопровождаются совместными действиями. Проанализировав наши «уроки» с ребенком, определили основные принципы обучения чтению: 1. Начинать надо с самого раннего возраста. 2. Процесс обучения чтению должен сопровождаться хорошим настроением ребенка, которое надо сохранять на протяжении всего занятия.
3. Демонстрировать наглядный материал нужно быстро. 4. Необходимо остановиться прежде, чем ребенок сам захочет этого. 5. Программа должна выполняться в системе и последовательно. 6. Относиться к ребенку надо с уважением. После того, как ребенок усвоит основной словарный запас, он готов соединить слова вместе, чтобы получить из них различные комбинации. Словосочетания — это второй этап обучения чтению. К этому этапу мы только планируем приступить. Таким образом, как показал опыт зарубежных ученых и теперь уже наш опыт, этот материал вполне доступен детям раннего возраста. Мы поделились своими наблюдениями с воспитателями ясельных групп, надеемся заинтересовать и родителей. Хотим продолжить эту интересную работу, так как убедились, что способность усваивать информацию у ребенка велика. Детский мозг, как губка, быстро впитывает знания. Взрослых должно беспокоить то, что мы мало даем ребенку информации в раннем возрасте и тем самым тормозим его развитие. Главное — развивать в нем потенциальные возможности. М, Л. Поваляева., Т. Я. Голубцова
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|