Эффективность сказкотерапии в коррекционной работе с детьми
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии — целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого забота о душе и есть терапия). Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ребенок учится решать актуальные для него в данный возрастной период проблемы. Сказка несет в себе культуру, мировоззрение своего народа. Сказки Тихого Дона близки нам, так как многие годы мы используем в работе региональный компонент, но мера использования этих сказок была разной. На каком-то отрезке времени это было, в основном, чтение, рассказывание, и далеко не в полной мере они использовались нами для развития у детей воображения, речевого творчества и воспитания добрых чувств. Ведь не секрет, что доброта стала наиболее дефицитным явлением среди людей, в том числе и детей. А ведь только доброта, по мнению многих выдающихся педагогов, есть корень всех благородных качеств. По мнению Ш. А. Амонашвили, например, «... добрый человек не может не проявить щедрость души, не может не уважать людей, не может не быть порядочным, заботливым, храбрым, самоотверженным...» В системе методов и средств воспитания добрых чувств сказка играет не последнюю роль по многим причинам: дети любят героев, они становятся им близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства детей в нужное русло. Судьба героини донской сказки «Доброе сердце дороже красоты» Груня трогает души детей своей добротой. Еще маленькой упала Грунюшка с крыльца, ударилась спиной о ступеньку, и с тех пор появился у нее горбик. Зато сердце у Груни было — сто лет ищи по всему Дону, не сыщешь такого! Каждого путника накормит, напоит, спать уложит да еще в дорожную сумку лепешек положит: пригодятся в дороге!
Когда мы заметили, что дети в свободной деятельности неоднократно пытаются «играть» эту сказку, мы предложили им свою помощь и родился сценарий, куда вошло содержание не только этой сказки, но и все, что к этому времени они узнали о жизни и быте донских казаков. Гостеприимство, умение приветить, напоить и накормить путника, свойственное казачке, они пытались изобразить, исполняя роль полюбившейся им Грунюшки. А «путник» непременно приезжал на коне, как в сказке «Игнатка», привязывал, гладил коня, приговаривая; «Казаку конь — себя дороже», «Без коня казак — кругом сирота», «Казак сам не поест, а коня накормит». Демонстрируя перед всеми свою любовь к коню, кормил его, а затем сам принимал угощение и дарил Грунюшке тряпишную куклу. По предложению ребят включили в сказку и такую сцену, когда всем миром провожали казака на войну со словами: «Едешь ты, казак, Тихий Дон от ворогов защищать, и быть тебе большим воином. Никто тебя не одолеет, никто не осилит. А сила в тебе — от сердца девицы перешла, от доброты ее». Грунюшка подавала казаку сумку с продуктами, и все желали воину вернуться домой живым и здоровым. Не было в нашем сценарии только Улиты — красавицы из этой сказки. Хоть и написано в ней: «...ищи такую красоту по всему свету — не сыщешь!», сыграть ее никто из девочек не хотел, так как было, по сказке, одно лихо у нее — сердце злое, лютое. А вот добрых героев вспоминали и включали в постановку и из других сказок. Например, из сказки «Кудла», которая рассказывает об уважении к старшим: «Увидит, как старушка воду с трудом несет, подбежит, подхватит, поможет. Несет старичок связку дров — шагу лишнего не даст ступить: возьмет дрова и сама отнесет, куда надо».
Дети, как профессиональные режиссеры, находили, как связать и куда вставить эти сцены, запомнившиеся из разных сказок Тихого Дока. Так, провожая казака на войну, в последний момент казачка вдела в его ухо серьгу. Тем самым вспомнили сказку «Петрусь», где описан казачий обычай носить такую серьгу единственному или самому младшему сыну в семье, это был знак для командира Донского войска. И он, как мог, берёг единственного сына для родителей, для продолжения рода. Такой нетрадиционный подход к сказке дает возможность воспитателю и ребенку уяснить, что в ней или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея — все можно улучшить, изменить во благо — должна стать творческим девизом для ребенка. Такова наша главная установка. Достоинство сказок неоспоримо и в коррекционной работе: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогатили свой словарь, шла работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяли словарный запас, помогали верно строить диалоги, влияли на развитие связной, логичной речи. Но не менее важно сделать речь детей эмоциональной, образной, красивой. И этому, как ничто другое, способствует работа над постановкой сказок. Драматизация сказки способствует и развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. И даже такое «скучное» занятие, как конструирование слов, словосочетаний и предложений станет намного интересней для детей, если использовать для этого словесный материал из сказок и облечь занятие в игру «От каждого по словечку». Итак, подводя итог вышесказанному, отмечаем, что сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь, и это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере. Г. Г. Чебанян, А. Р. Красикова
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|