Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Старшего дошкольного возраста




Обратиться к этой теме нас побудило то, что среди неуспевающих младших школьников более половины детей в дошкольном возрасте имели речевые пробле­мы: поздно заговорили, имели дефектное звукопроизношение, ограниченный словарь, несформированный фонематический слух и т. д.

Осуществляя работу по коррекции речи, в том числе и звукопроизношению, уже в дошкольном возрасте, на наш взгляд, можно успешно, предупредить целый ряд нарушений письменной речи, которые возникают к кон­цу первого года обучения в школе, поэтому мы решили, изучая звуки, параллельно проводить профилактику.

Изучая гласные звуки, мы предлагаем нашим де­тям подбирать родственные (проверочные) слова, что позволяет избежать ошибок на безударную гласную: дома — дом, нога — ноги, полы — пол, столы — стол, поля — поле, голова — головка — головы и другие.

Естественно, это проводится в виде игр, таких как «Разведчики», «Следопыты».

Важно не только находить проверочное слово, но и аргументировать свои ответы: «Слышу — А, пишу — О, проверочное слово «дом», «поле».

Затем предлагается серия слов на безударную «Е»: река — реки, стена — стены, леса — лес, несёт — нёс, везёт — вёз, гребёт — гребля, застегнул — застёжка.

И только после овладения этим материалом, мы ус­ложняем задание: предлагаем слова без дифференцировки по безударным гласным: «Покажи букву, кото­рую нужно написать в слове» (дается ряд слов, а ребе­нок выбирает и показывает нужную букву для этих слов из числа четырех гласных А, О, И, Е, лежащих перед ним).

В подготовительной группе это задание усложняет­ся тем, что дети вставляют пропущенную букву в напе­чатанные слова. Этот вид работы позволяет сэкономить время, проработать большее количество слов, а когда дети научатся печатать буквы, то они вписывают их каран­дашом в предложенные слова.

Результативность значительно возрастает, когда дети овладевают стихотворным правилом: «Если гласная вызвала сомнение, ты ее скорее ставь под ударение».

Предложенные задания по профилактике нарушений письменной речи вполне доступны старшим дошкольникам, не вызывают у них особых трудностей, способ­ствуют более успешному овладению этим материалом, что практически сводит на нет возможные ошибки при дальнейшем обучении в школе.

Анализ письменных работ выпускников логопедичес­ких групп за последние пять лет показал, что второе место занимают ошибки на оглушение согласных в кон­це и в середине слова. Чтобы избежать их, мы при изу­чении парных согласных по звонкости — глухости не только рассматриваем их артикуляцию, разницу, сход­ство в произношении, что особенно необходимо в лого­педической группе, но и предлагаем выполнение про­филактических заданий, а именно: «Подбери или изме­ни слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук, или найди проверочное слово». Например:

таз — тазы дров — дрова флаг — флаги

глаз — глаза сова — совы сапог — сапоги

мороз — морозы сад — сады рукав — рукава

берез — березы уж — ужи нож — ножи

дуб — дубы луж — лужи зуб — зубы

листопад — листопады снегопад — снегопады

Естественно, все эти упражнения проводим в виде игр, привлекая к этому старших братьев, сестер, родите­лей, бабушек и дедушек. Эти игры развивают у детей смекалку, сосредоточенность, быстроту реакции и, конеч­но, способствуют успешному обучению в школе.

Таким образом, у детей расширяются не только зна­ния, но приобретаются учебные навыки, воспитывается уверенность в своих силах, желание учиться.

Существенные трудности у детей вызывает право­писание слов с разделительными Ъ и Ь знаками, кото­рые чаще всего пропускаются ими, что искажает смысл слова: пю — вместо пью, лю — лью, шю — шью, вю — вью, сел — съел, везд — въезд, обявление — объявле­ние и т. д.

Работая над этим разделом, мы использовали куклу Незнайку, что значительно оживило занятия, сделав их более интересными, эмоциональными, так как ребята

сосредоточенно, охотно ищут ошибки, исправляют их, получая при этом огромное удовольствие, т. к. делают это для любимой куклы.

Этой профилактической работе предшествовало зна­комство с буквами Ъ и Ь, разучивание стихотворений из «Веселой азбуки»:

Мягкий знак — хитрый знак,

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Понимая, что в одиночку невозможно избежать ре­цидивов (утрата знаний и навыков), достигнуть высо­ких, прочных результатов, мы работали над этой про­блемой в тесном контакте с семьей, которая не только закрепляла дома полученные детьми знания, но и помо­гала в изготовлении наглядных пособий.

Большой процент ошибок у младших школьников наблюдался и в правописании гласных после шипящих. Поэтому, изучая шипящие, не только знакомили детей с этими буквами, но и отрабатывали правила:

жи — ши — пиши только с буквой И;

ча — ща — пиши только с буквой А;

чу — щу — пиши только с буквой У.

Но это не значит, что наши дети автоматически запо­минали эти правила. Знакомя с каждым звуком, мы уточняли их характеристики, а именно: ш, ж всегда толь­ко твердые, поэтому мы слышим «ы», но пишем «и»; ч, щ — всегда только мягкие, поэтому они смягчают на слух последующую гласную, но пишем «а» или «у». Для практического овладения этими правилами хоро­шо зарекомендовали себя упражнения «Покажи бук­ву» и «Вставь пропущенную букву в слово». Повысить интенсивность занятия позволяли все те же разрабо­танные нами карты, состоящие из подбора слов по за­данной теме с пропущенной буквой.

Подводя итоги вышесказанному, мы понимаем, что в одной статье невозможно полно раскрыть все направ­ления профилактической работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников и младших школьников, но в то же время надеемся, что наш опыт будет полезен и интересен не только педагогам ДОУ, учителям начальных классов, студентам, но и ро­дителям, бабушкам, дедушкам, которые могут и должны, используя рекомендации педагогов, осуществлять эту работу в повседневной жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...