Старшего дошкольного возраста
Обратиться к этой теме нас побудило то, что среди неуспевающих младших школьников более половины детей в дошкольном возрасте имели речевые проблемы: поздно заговорили, имели дефектное звукопроизношение, ограниченный словарь, несформированный фонематический слух и т. д. Осуществляя работу по коррекции речи, в том числе и звукопроизношению, уже в дошкольном возрасте, на наш взгляд, можно успешно, предупредить целый ряд нарушений письменной речи, которые возникают к концу первого года обучения в школе, поэтому мы решили, изучая звуки, параллельно проводить профилактику. Изучая гласные звуки, мы предлагаем нашим детям подбирать родственные (проверочные) слова, что позволяет избежать ошибок на безударную гласную: дома — дом, нога — ноги, полы — пол, столы — стол, поля — поле, голова — головка — головы и другие. Естественно, это проводится в виде игр, таких как «Разведчики», «Следопыты». Важно не только находить проверочное слово, но и аргументировать свои ответы: «Слышу — А, пишу — О, проверочное слово «дом», «поле». Затем предлагается серия слов на безударную «Е»: река — реки, стена — стены, леса — лес, несёт — нёс, везёт — вёз, гребёт — гребля, застегнул — застёжка. И только после овладения этим материалом, мы усложняем задание: предлагаем слова без дифференцировки по безударным гласным: «Покажи букву, которую нужно написать в слове» (дается ряд слов, а ребенок выбирает и показывает нужную букву для этих слов из числа четырех гласных А, О, И, Е, лежащих перед ним). В подготовительной группе это задание усложняется тем, что дети вставляют пропущенную букву в напечатанные слова. Этот вид работы позволяет сэкономить время, проработать большее количество слов, а когда дети научатся печатать буквы, то они вписывают их карандашом в предложенные слова.
Результативность значительно возрастает, когда дети овладевают стихотворным правилом: «Если гласная вызвала сомнение, ты ее скорее ставь под ударение». Предложенные задания по профилактике нарушений письменной речи вполне доступны старшим дошкольникам, не вызывают у них особых трудностей, способствуют более успешному овладению этим материалом, что практически сводит на нет возможные ошибки при дальнейшем обучении в школе. Анализ письменных работ выпускников логопедических групп за последние пять лет показал, что второе место занимают ошибки на оглушение согласных в конце и в середине слова. Чтобы избежать их, мы при изучении парных согласных по звонкости — глухости не только рассматриваем их артикуляцию, разницу, сходство в произношении, что особенно необходимо в логопедической группе, но и предлагаем выполнение профилактических заданий, а именно: «Подбери или измени слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук, или найди проверочное слово». Например: таз — тазы дров — дрова флаг — флаги глаз — глаза сова — совы сапог — сапоги мороз — морозы сад — сады рукав — рукава берез — березы уж — ужи нож — ножи дуб — дубы луж — лужи зуб — зубы листопад — листопады снегопад — снегопады Естественно, все эти упражнения проводим в виде игр, привлекая к этому старших братьев, сестер, родителей, бабушек и дедушек. Эти игры развивают у детей смекалку, сосредоточенность, быстроту реакции и, конечно, способствуют успешному обучению в школе. Таким образом, у детей расширяются не только знания, но приобретаются учебные навыки, воспитывается уверенность в своих силах, желание учиться. Существенные трудности у детей вызывает правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками, которые чаще всего пропускаются ими, что искажает смысл слова: пю — вместо пью, лю — лью, шю — шью, вю — вью, сел — съел, везд — въезд, обявление — объявление и т. д.
Работая над этим разделом, мы использовали куклу Незнайку, что значительно оживило занятия, сделав их более интересными, эмоциональными, так как ребята сосредоточенно, охотно ищут ошибки, исправляют их, получая при этом огромное удовольствие, т. к. делают это для любимой куклы. Этой профилактической работе предшествовало знакомство с буквами Ъ и Ь, разучивание стихотворений из «Веселой азбуки»: Мягкий знак — хитрый знак, Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Понимая, что в одиночку невозможно избежать рецидивов (утрата знаний и навыков), достигнуть высоких, прочных результатов, мы работали над этой проблемой в тесном контакте с семьей, которая не только закрепляла дома полученные детьми знания, но и помогала в изготовлении наглядных пособий. Большой процент ошибок у младших школьников наблюдался и в правописании гласных после шипящих. Поэтому, изучая шипящие, не только знакомили детей с этими буквами, но и отрабатывали правила: жи — ши — пиши только с буквой И; ча — ща — пиши только с буквой А; чу — щу — пиши только с буквой У. Но это не значит, что наши дети автоматически запоминали эти правила. Знакомя с каждым звуком, мы уточняли их характеристики, а именно: ш, ж всегда только твердые, поэтому мы слышим «ы», но пишем «и»; ч, щ — всегда только мягкие, поэтому они смягчают на слух последующую гласную, но пишем «а» или «у». Для практического овладения этими правилами хорошо зарекомендовали себя упражнения «Покажи букву» и «Вставь пропущенную букву в слово». Повысить интенсивность занятия позволяли все те же разработанные нами карты, состоящие из подбора слов по заданной теме с пропущенной буквой. Подводя итоги вышесказанному, мы понимаем, что в одной статье невозможно полно раскрыть все направления профилактической работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников и младших школьников, но в то же время надеемся, что наш опыт будет полезен и интересен не только педагогам ДОУ, учителям начальных классов, студентам, но и родителям, бабушкам, дедушкам, которые могут и должны, используя рекомендации педагогов, осуществлять эту работу в повседневной жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|