Коррекция просодической стороны речи на музыкальных занятиях
Расстройства голоса при дизартрии, заикании и ринолалии довольно многообразны, но чаще всего отмечается изменение его тембра (открытая назализация). Неприятный носовой оттенок делает речь смазанной, придает ей глухое звучание. Голос при этом становится монотонным, неполетным, слабым. Ученые доказали, что степень активизации мягкого неба вызывает изменения положения голосовых складок, поэтому нарушение целостности, анатомическая и функциональная асимметрия мышц мягкого неба и глотки приводят с возрастом к функциональной асимметрии голосовых складок, что, в свою очередь, снижает силу голоса, делает его сдавленным, немодулированным, истощаемым (И. И. Ермакова, 1996). Согласно концепции современного образования, между педагогами должны быть налажены интегративные связи, т.е. все специалисты, в том числе логопед, музыкальные руководители и воспитатели, должны работать в тесном контакте. Поэтому, проведя диагностику и выявив недостатки голоса, мы наметили перспективный план, который включал целую серию занятий, дидактических игр, способствующих устранению данной патологии. Вся коррекционная работа музыкального руководителя проводилась совместно с логопедом и включала 4 этапа. На первом (подготовительном) этапе основное внимание уделяется дифференцированному выдоху и уточнению артикуляции гласных звуков. На этом этапе основная нагрузка ложится на логопеда и воспитателей, которые привлекают к этому также родителей и близких детей (бабушек, дедушек, старших сестер и братьев). На втором этапе занятия дыхательной гимнастикой, дифференциацией носового и ротового выдоха продолжаются, но они направлены уже на нормализацию соотношения вдоха и выдоха. На этом этапе с помощью вокальных упражнений мы развиваем подвижность небной занавески. Это возможно благодаря тесной филогенетической и функциональной связи мягкого неба и гортани. В норме мышечный тонус небной занавески при пении резко повышается с возрастанием мышечного тонуса в гортани и глотке. А так как мягкое небо рефлекторно поднимается и примыкает к задней стенке глотки, то использование вокальных упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими небно-глоточную недостаточность и расщелины неба, довольно результативно. Вокальные упражнения растягивают небную занавеску, активизируют всю речедвигательную мускулатуру, увеличивают силу звука и т. д.
Методика проведения вокальных упражнений по постановке голоса многим знакома, но при речевых нарушениях имеет свои особенности. Так, вначале вокальные упражнения сводятся к пению гласных звуков а, э. Через три занятия прибавляется о, через неделю — и и последним — звук у (сроки указаны при 2-3-разовых занятиях в неделю; при ежедневных занятиях сроки сокращаются). К вокальным упражнениям мы приступаем после повторения гласных. Подвижность мягкого неба тренируем пением гласных в диапазоне терции первой октавы. Если небная занавеска паретична, то начинаем с пения а или э на одной ноте и только потом переходим к пению терции. Желательно проводить пропевание гласных в течение дня как можно чаще. Этим занимаются и музыкальный руководитель, и логопед, и воспитатели, и, конечно, родители. Начинаем пение с низкого тона. Переход к более высокому тону резко активизирует мышцы гортани и глотки и помогает удерживать мягкое небо в высокой позиции. Поем эти терции не менее трех недель, что позволяет удлинить выдох и увеличить продолжительность смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки. Все вокальные упражнения дети выполняют стоя.
Подбор упражнений строго дифференцируется с учетом компенсаторных возможностей каждого ребенка. Важно, чтобы все отделы голосового аппарата работали без напряжения, так как детский голос требует максимально щадящего отношения (петь в соответствующем возрасту среднем диапазоне: 3-4 года — ми1-соль1, 5-6 лет — ми1-си1, петь на коротких певческих фразах, негромко, без напряжения, не рекомендуется использовать крайние ноты, доступные диапазону данного возраста). Чтобы расширить диапазон, увеличить силу голоса, развить интонацию, мы модифицируем упражнения: меняем тональность, предлагаем петь то тихо, то громко. В результате проделанной работы носовой резонанс в пении и в обиходно-бытовой речи значительно уменьшается и постепенно исчезает. Пение мы проводим не только под аккомпанемент фортепиано, но и под магнитофон. При нении стараемся обратить внимание детей на звонкость, чистоту звука, поощряем каждую удачную попытку. По мере постановки и автоматизации звуков усложняем материал: подбираем словосочетания (из двух слов), состоящие из звонких фрикативных и сонорных согласных: «Умная Оля», «Умная Аня» и т. д. Словосочетания поются плавно, напевно, с утрированно открытой артикуляцией гласных звуков и расслабленной артикуляцией согласных. Фраза постепенно усложняется до 4-5 слов с учетом произносительных возможностей ребенка. В ней должно быть достаточное количество соноров м, н и звонких фрикативных согласных. На третьем этапе наша коррекционная работа в основном направлена на увеличение силы голоса, расширение его диапазона. Каждое занятие начинается с распевания терций на гласные звуки или протяжное произнесение звука м в «маску». При этом меняем тональность, учим управлять силой голоса от пиано к форте и наоборот. Для реализации этих задач используем дидактические игры «Заблудились в лесу», «Эхо», «Лесенка», «Весело-грустно», «Кто поет?» и др. При подборе музыкального материала мы стремимся отбирать легко запоминающиеся простые фразы с несложным ритмическим рисунком, мелодии которых построены на интервалах не меньше терции, в речевом диапазоне. Такой подход не вызывает перенапряжения голосовых связок. Чтобы выучить мелодию, научиться брать дыхание в нужные моменты, мы вначале поем мелодию песни только на гласные звуки и лишь потом переходим к пению со словами, что позволяет ребенку сосредоточиться на их правильном произношении. Поэтому так важен принцип отбора речевого материала с учетом произносительных возможностей детей. Чтобы избежать рецидивов, вначале предлагаем петь медленно, плавно переключаясь со звука на звук. Затем приближаемся к темпу разговорной речи. Таким образом, пение дает возможность отключить внимание ребенка от послогового, утрированного произнесения, задать необходимый темп. Практика показала, что не стоит одновременно изучать несколько песен, так как это рассеивает внимание ребенка, затрудняет образование произносительных и певческих навыков. На одном занятии дети не должны заниматься пением более 15 минут, так как они еще нагружены постановкой и автоматизацией звуков.
На четвертом этапе вокальной работы подбирает песни, во фразах которых тоны располагаются по звукоряду, т. е. интервалы между ними не превышают одного тона. Такое построение мелодии способствует более длительному удерживанию небной занавески в смыкании. Мелодии песен и музыкальных фраз в этот период уже выходят за пределы речевого диапазона. Это помогает сделать речь мелодичной и интонационной, избежать монотонности. Вокальные упражнения заканчиваются пением народных прибауток на одном тоне. Такое пение наиболее трудное и доступно только при хорошей активизации неба. Таким образом, музыкальный руководитель принимает самое активное участие в коррекционнои работе: он помогает логопеду поставить правильное диафрагмально-речевое дыхание, развивает силу, высоту, тембр голоса, его выразительность, что особенно важно для детей, имеющих речевые нарушения, особенно дизартрию, заикание и ринолалию, при которых страдает просодическая сторона речи, в том числе и тембр голоса. И. И. Болдырева, Н. Л. Каранда ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Работая много лет с дошкольниками и используя театр кукол, мы не раз убеждались, что театр может все. Он и учит, и лечит, и всесторонне развивает ребенка. Театр также служит целям сбора психодиагностического материала, развития творческого мышления и воображения, т. е. умения находить оригинальные решения различных задач, достигать результата с наименьшими затратами и большей радостью, понимать множественность первопричин и последствий поступков и действий. Для этого используем решение сказочных задач «открытого» типа. Они формируются таким образом, чтобы ребенок смог спроецировать, перенести на них свой жизненный опыт. И самое главное они не имеют единственно правильного решения. Цель сказочной задачи — найти как можно больше потенциальных решений. Например: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Царь. И была у него дочь царевна-красавица. Всем хороша, да вот беда — ни разу в жизни она не улыбнулась и не рассмеялась. За это прозвали ее Несмеяной. Что только ни делал Царь, чтобы развеселить дочь. И артистов приглашал, и фокусников заморских — ничего не помогало. Как вы думаете, почему не смеялась царевна?» Мы получали самые разнообразные ответы на этот вопрос: «У нее не было друзей», «Она была тяжело больна», «Ей было грустно оттого, что ее папа с мамой все время ссорились». Эти ответы были для нас диагностической информацией, с помощью которой мы выстраивали не только диагностику, но и коррекцию, ибо следующий наш вопрос мог быть таким: «А что можно сделать, чтобы царевна рассмеялась или хотя бы улыбнулась?» И дети наперебой рассказывали о том, что поднимает их настроение, и это уникальная информация облегчала психолого-педагогический процесс. Мы стремимся к тому, чтобы сказочные задачи, предлагаемые детям, отвечали следующим требованиям: 1. Задачу задает какое-либо сказочное существо (Баба-Яга, Волшебник, Фея и пр.) — одна из многочисленных кукол нашего театра. 2. Сказочные задачи служат испытаниями, а дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны: опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные для него способы взаимодействия с миром. Обычно дети не теряются и выдвигают совершенно неожиданные критерии выбора, тем самым помогая нам и психологу выстраивать психолого-педагогический процесс. 3. Образы, герои и события задачи должны заинтриговать ребенка, быть ему близкими. 4. Ситуация может содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки. Например, преодоление препятствий (для детей нерешительных); взаимопомощи и взаимодействия (если ребенку свойственен эгоцентризм); самореализация и
прогнозирование своих действий (если ребенок не достаточно внимателен и организован). 5. Ситуацию и вопрос лучше построить так, чтобы побудить ребенка самостоятельно предложить и проследить причинно-следственные связи (откуда и почему это происходит, зачем это нужно; что будет, если произойдет то-то и то-то). Решение сказочных задач мы проводим не только в психолого-педагогической работе, но и предлагаем родителям использовать их в семейном общении, домашних праздниках. Процесс придумывания сказочных задач несложен и интересен и источником для их создания служат сказки. Вот некоторые из них. 1. Один раз задумался Иван-Царевич: правду ли говорят, что Баба-Яга такая злая и коварная? А как вы думаете? Почему Баба-Яга иногда бывает злой и коварной? 2. За лесами, за горами, за морями и полями течет Молочная река Кисельные берега. Как вы думаете, что будет с тем, кто в ней искупается? 3. Долго ехал Иван-Царевич и, наконец, приехал к замку Кощея Бессмертного. В том замке, в плену Кощеевом, жила невеста Ивана — Василиса Прекрасная. Но не просто войти в замок — ведь охраняет его злой бессмертный Дракон. Как Ивану-Царевичу войти в замок? 4. Выехал Иван-Царевич из родного дома, чтобы белый свет посмотреть. Ехал, ехал, да почти всю еду, что из дома прихватил, и съел. Осталась только одна горбушка хлеба. Вдруг видит — навстречу ему идет Старичок-Лесовичок, от голода шатается. Что делать Ивану-Царевичу? Что будет с ним, если он отдаст последний хлеб? 5. В одной сказочной стране есть река. Но течет в ней не вода, а огонь. Как переправиться через эту реку? Процесс группового решения-обсуждения существенно обогащает жизненный опыт ребенка: ведь чем больше у него будет вариантов реагирования и поведения в той или иной ситуации, тем более адаптированным к жизни он будет. Таким образом, работа в рамках аналитического направления сказкотерапии способствует: 1. Развитию творческого мышления ребенка. 2. Совершенствованию вербального языка (ребенок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли). 3. Развитию фантазии, воображения. 4. Развитию способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей. 5. Развитию эмпатии и умению слушать. Игры-драматизации чрезвычайно многоплановы. С их помощью решаются психодиагностические, коррекционно-развивающие, терапевтические задачи. Каждый может выбрать по душе свою форму работы со сказкой. М. А. Поваляева, Г. Г. Чебанян
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|