Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Куклотерапия в коррекционной педагогике




Работая в логопедической группе более 4-х лет, мы заметили, что, как правило, в эти группы поступают дети с повышенной двигательной активностью, с неустойчи­вым вниманием, повышенной отвлекаемостью, дети аг­рессивные или неуверенные в себе. Эти дети чаще всего не умеют играть по правилам и удерживать взятую на себя роль, не умеют пересказывать, четко излагать свои мысли. У одних слишком развита боязливость и склон­ность к страхам; у других — конфликтность с родными и сверстниками, завышенная или заниженная самооцен­ка, слабость самоконтроля. Как помочь таким детям?

В системе психокоррекционной работы используют­ся разные средства, но какие бы средства ни подбира­лись, главное, чтобы они были насыщены положитель­ными эмоциями, предусматривали самостоятельное ис­пользование игровой методики и насыщение ее элемен­тами других приемов с целью усиления их воздействия. А что, как ни игра, несет в себе большой заряд таких эмоций?

В практике дошкольных образовательных учрежде­ний знакомы всем понятия — игра, игрушка, музыка — все чаще употребляются в непривычных словосоче­таниях со словом «терапия». Специальной литературы в этой области очень мало, и в этой работе будет больше материала из собственного опыта и совсем немного ссы­лок на науку и чужой опыт.

Так, Г. А. Лендрет («Игровая терапия: искусство от­ношений») раскрывает свой взгляд на игру, проводя па­раллель с чувственным миром взрослого. Трудно не согласиться с ним в том, что в игре физические, ум­ственные, эмоциональные качества ребенка включают­ся в творческий процесс, и ему могут потребоваться со­циальные взаимодействия. Когда ребенок играет, мож­но сказать, что он присутствует в этом целиком.

Игра является для ребенка тем же, чем речь для взрослого. Это средство для выражения чувства, иссле­дования отношений и самореализации. Когда им пре­доставляется такая возможность, дети разыгрывают свои чувства и потребности примерно так же, как это делают взрослые. Динамика выражения и средства об­щения у детей несколько иные, но чувства (страх, гнев, счастье, удовольствие и т. п.) сходны с чувствами взрос­лых.

Детская игра полна смысла и чрезвычайно важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут исполь­зовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, кото­рые могут вызвать неодобрение окружающих. Игра — символический язык для самовыражения, и она может

открыть нам, что пережил ребенок, как он на это реаги­рует, какие желания, мечты и потребности возникают у него, особенности его Я-концепции. Ребенок непрерыв­но открывает себя заново, пересматривая свой образ Я, свои возможности и обязанности, изменения в своих отношениях с миром. В игре ребенок пытается разре­шить свои проблемы и конфликты, манипулируя игро­выми материалами.

Психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Лебе­динский опираются на тот факт, что, познавая реаль­ный мир, ребенок активно проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию. Основным объектом, обеспе­чивающим ребенку возможность самовыражения, на­копления опыта и его коррекции в процессе самостоя­тельной игры, длительное время являются куклы, а ку­кольный театр является источником эстетического воз­действия на людей любого возраста.

Куклотерапия — это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежу­точный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии — помочь ликвидировать болез­ненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной твор­ческой деятельности.

Поскольку мир ребенка — это мир действия и деятель­ности, куклотерапия дает возможность войти в этот мир. Если мы подберем соответсвующие игрушки, то облегчим ребенку выражение чувств. Игрушки и материалы, необ­ходимые для куклотерапии, мы разделили на 3 группы.

1. Игрушки из реальной жизни. Кукольное семей­ство, кукольный домик с мебелью могут изображать членов реальной семьи ребенка и таким образом дела­ют возможным непосредственное выражение чувства. Когда дети разыгрывают сценки с человеческими фи­гурками, можно пронаблюдать отношения между чле­нами семьи: соперничество между братьями и сестра­ми, забота близких друг о друге и т. д.

Машины, лодки важны для упрямых, застенчивых, замкнутых детей, так как этими игрушками можно иг­рать, не выражая никаких чувств.

2. Игрушки, помогающие снять агрессию. В игре дети часто испытывают сильные эмоции, для описания и выра­жения которых у них нет словесных обозначений. Такие игрушки, как «би-ба-бо» (кукла, которая надевается на руку), солдатики, ружья, а также игрушки изображающие диких животных, могут использоваться для выражения гнева, враждебности (если такие дети в группе есть).

3. Игрушки для творческого самовыражения и ос­лабления эмоций. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно: в поверхность луны, пляж, пирамиды и так далее. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застен­чивых или замкнутых детей.

Приведем некоторые приемы техники, используемой нами в куклотерапии (по методике Ю. С. Шевченко, В. П. Добридень, О. Н. Усановой).

1. Техника психодрамы. Нами она используется сле­дующим образом: каждый ребенок вместе с родителя­ми мастерит из двух перчаток любимое животное, дает ему имя, придумывает историю о том, как оно (живот­ное) у него появилось. Затем происходит знакомство со всеми животными (как правило, в качестве любимо­го животного выступает собака). Знакомство разыгры­вается за ширмой в виде кукольного представления. По ходу развития сюжета злая ведьма околдовывает лю­бимцев и у них портится характер: одна собака стано­вится злой и агрессивной, другая — обидчивой и слез­ливой, третья — упрямой, четвертая — все время хочет быть первой, пятая — таскает чужие вещи и т. д. Про­блемы происходят в зависимости от конкретных труд­ностей детей. Эта техника дает возможность ребенку быть другим, перенося свои проблемы, вредные привыч­ки на куклу (собаку, кошку). Анализ ситуации с пози­ций хозяина собаки облегчает собственное поведение и

способствует углублению процесса самопознания и са­морегуляции. Разыгрывая значимые для ребенка ситуа­ции общения из своей жизни в психодраме, ребенок отделяет свое «Я» от ситуаций и образов. Этот прием способствует ослаблению переживаний. Происходит угашение неприятности, в которой ребенок испытывал страдание. Важна вербализация внутренней проблемы ребенка. Этому помогает доверительное обсуждение в группе причин возникновения конфликтов в общении, природы обидчивости.

Уже на первых занятиях куклотерапии ребенок «трижды» психологически защищен. Во-первых, он за­щищен ширмой, за которой можно спрятать свое сму­щение, неуверенность и как бы остаться наедине с со­бой. Второе — ребенок защищен и перчаточной куклой на руке, которая представляется ему самостоятельной «фигурой» или личностью, способной взять на себя его проблемы, а это как раз и дает возможность самовыра­жения и самопознания. Третье — сама специфика ку­кольного театра облегчает детям перенос внутренних переживаний на символический объект.

2. Прием неигрового типа«Дед Щукарь». Он оп­ределен так исходя из того, что группа работает по ка­зачьей тематике. Этот прием позволяет через реализа­цию игрового задания выявить самые актуальные проб­лемы ребенка. Воспитатель передает ребенку куклу и говорит: «К нам пришел дед Щукарь, держи его так, чтобы он смотрел на тебя. Посмотри, какой у него взгляд, он все видит, все понимает. Что он говорит тебе?» Ребе­нок должен ответить прямой речью. Созданная уста­новка на мудрость и проницательность «деда» способ­ствует тому, что ребенок вкладывает в уста фразу, свя­занную с актуальной для него проблемой, или что-то очень важное для себя. Дети с готовностью принимают эту игру. В группе две куклы — дед Щукарь и бабушка Аксинья. В разных ситуациях дети используют и раз­ных кукол. Так, Настя Т., которая долго не может рас­статься утром со своим дедушкой, берет деда Щукаря, и тот говорит ей: «Пора тебе перестать плакать, Настя,

ты надрываешь мне душу, а мне целый день работать. Разве тебе плохо в группе?» — и сама отвечает «деду»: «Да нет, мне хорошо, но тебе без меня плохо, вот я и плачу». Или драчун Артем А. — он первое время часто беседовал с «бабушкой», которая говорила ему, что пора перестать обижать детей, а то... и следовали примеры, как дети перестанут с ним дружить, как одному будет грустно, как друг Витек от него отвернется...

3. Методика «воспитание артистизма». Эти же куклы использовались нами и в пении песен на музы­кальных занятиях, когда дети стеснялись петь сами. А когда у ребенка на руке плоская кукла, да еще величи­ной в его рост, то поет уже не он, а именно кукла, да и танцует тоже она. (Это большие плоские куклы, кото­рые пристегиваются на пуговку рубашки или платья, а руки ребенка продеваются в мягкие руки-рукавички куклы. Эта методика служит созданию запаса прочнос­ти в персональных отношениях, обеспечивающих соци­альную устойчивость.

4. Техника косвенного внушения. Есть в группе кук­ла, которая используется только как объект, через кото­рый осуществляется косвенное внушение. Это кукла — казак Старец. Появилась она в группе после постановки спектакля «Доброе сердце дороже красоты». Роли писа­лись по мотивам старинной казачьей сказки с одноимен­ным названием. Распределялись роли с учетом индиви­дуальных особенностей детей. Речь в этой сказке шла о спасении горбатенькой, но доброй Дуняши и наказании злой Улиты. Превращение горбатой Дуняши в красави­цу происходит при условии совершения подвига всеми детьми, которым помогает Старец — мудрый, старый казак. Подвиг — это преодоление себя, это способность оказать поддержку другому, помочь вызволить из беды. Подвиг подбирается для каждого ребенка индивидуаль­но, в зависимости от его проблемы. Например, ребенок, который теряется при вопросе взрослого, демонстрирует в сказке речевую произвольность в ответах на вопросы Старца. Ребенок, скованный в движениях, танцует танец. Тот, кто боится темноты, смело входит в темную комнату

и через минуту выходит под аплодисменты всех присут­ствующих. Совершение подвига кульминационная точ­ка куклотерапии, эмоционально-стрессовый заряд всего психокоррекционного процесса. Сам факт помощи дру­гому и преодоление себя имеет важное значение, приво­дящее к росту самоуважения, веры в свои силы. Это мо­жет быть любая другая кукла (например, Айболит, Буратино). Она, как и наш Старец, вовремя разбудит ребенка, страдающего энурезом; она поведет ребенка на привив­ку; вылечит рану и так далее. Обязательным требовани­ем при использовании этой куклы является сохранение ее магического значения, а также поддержание воспита­телем и родителями убежденности ребенка в реальнос­ти кукольного героя.

5. Использование дидактической куклы в логопеди­ческой работе. Постановка правильного произнесения звуков предполагает отработку соответствующих артикуляторных позиций с помощью показа и объяснения. Учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления, игре, мы, применив опыт С-Петербургского ДОУ, изготовили и апробировали ди­дактическую куклу Чи-чи (обезьянка), которую исполь­зуем в работе по коррекции артикуляционных рас­стройств и развитию мелкой моторики рук. Это мягкая игрушка высотой один метр с раскрывающимся ртом. Головка обезьянки сшита таким образом, что можно вложить руку в язык обезьянки, сделанный в виде крас­ного мешка. Вместо кисти пришиты коричневые пер­чатки, которые можно надеть и манипулировать ими. Работа с этой занимательной игрушкой позволяет де­тям расслабиться, раскрепоститься. Перевоплотившись в Чи-чи, ребята легче вступают в контакт друг с другом, не стесняясь ошибок в звукопроизношении.

Психокоррекционную работу с детьми необходимо проводить совместно с родителями. Нормализация ро­дительских установок, представлений, сензитивности по отношению к ребенку входят в одну из коррекционных задач куклотерапии и осуществляется в совместной дея­тельности в группе.

Специфические особенности куклотерапии дают бо­гатый диагностический материал и помогают родителю увидеть новое в ребенке, получить обратную связь о стиле своего воспитания и взаимодействия с ним. На протя­жении всех этих лет мы старались раскрыть, донести до родителей нужность, важность и результативность этой работы, и родители платили и платят нам своим учас­тием в системе комплексного лечебно-воспитательного воздействия на ребенка. В группе у каждого ребенка имеется любимая игрушка (кукла), с которой он не рас­стается даже во время сна, и приобрели их, конечно же, родители.

Всю работу с родителями стараемся строить так, что­бы в общем с нами психокоррекционном процессе факт помощи ребенку и его преодоление себя рассматривал­ся как необходимый терапевтический акт, ведущий к росту самоуважения, веры в свои силы и формирования более позитивного отношения к себе.

Итак, возможности куклотерапии позволяют решить такие важные коррекционные задачи, как расширение репертуара самовыражения дошкольника, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррек­цию в системе «родитель — ребенок».

А, М. Мащиц

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...