Коррекция звукопроизношения с учетом компенсаторных возможностей детей
В отечественной и зарубежной литературе среди речевой патологии выделяют ринолалию, при которой нарушения тембра голоса и звукопроизношения обусловлены целостностью анатомо-физиологическими речевого аппарата. В коррекционной педагогике разработкой методических приемов по ринолалии занимались Е. Ф. Pay, 1933; Ф. A. Pay, 1933; 3. Г. Нелюбова, 1938; В. В. Куколь, 1941; А. Г. Ипполитова, 1963; С. Л. Таптапова, 1963; Т. Н. Воронцова, 1966; 3. А. Репина, 1970; И. И. Ермакова, 1984; Г. В. Чиркина, 1987; Т. В. Волосовец, 1995 и др. Несмотря на комплексный подход, своевременное использование массажа, пассивных и активных упражнений, физиотерапевтических процедур (электрофорез с дибазолом или с йодистым калием), возможности увеличения подвижности артикуляционного аппарата довольно ограничены. Следовательно, в коррекционной работе важно учитывать не только компенсаторные возможности ребенка, но и знать нюансы, специфику логопедического воздействия. Большое значение имеет система, разработанная А. Г. Ипполитовой, которая впервые предложила начинать занятия в доопераци-онный период. Система занятий включала гибкое сочетание дыхательных и артикуляционных упражнений, последовательность постановки звуков, с учетом степени активизации мягкого неба, использование базовых, «опорных» фонем. Своеобразие метода А. Г. Ипполитовой состоит в том, что первоначально внимание ребенка направлено на артикуляционный уклад. В занятие входит: формирование речевого дыхания, дифференциация вдоха и выдоха, воспитание длительного ротового выдоха при произношении гласных фонем (без включения голоса), а также фрикативных глухих согласных, дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при постановке сонорных, аффрикат и мягких звуков.
Существенное влияние на совершенствование методов оказал рентгенографический метод, результаты которого позволили прогнозировать возможность восстановления функции неба логопедическими приемами (Н. И. Сереброва, 1969). Анализ рентгенограмм выявил зависимость эффективности логопедического воздействия от подвижности мягкого неба и задней стенки глотки, расстояния между ними, ширины средней части глотки. Сопоставление полученных данных еще до начала логопедической работы позволяет спрогнозировать степень компенсации речевой патологии общепринятыми средствами. Значительный вклад в развитие логопедии внесла и И. И. Ермакова, которая не только установила возрастные особенности функциональных расстройств голосо-образования у детей с врожденными расщелинами, но и применительно к ним модифицировала ортофоничес-кие упражнения. Она разработала поэтапную методику коррекции звукопроизношения и голоса и считает, что рано начатое логопедическое воздействие снижает процент дегенеративных изменений в мышцах глотки. С. Л. Таптапова разработала коррекционно-развива-ющую методику для взрослых ринолаликов. Она предлагает своеобразный режим молчания (произношение гласных про себя), что способствует устранению назализации, снимает гримасы, характерные для данной патологии. Г. В. Чиркина в процессе индивидуальной работы рекомендует параллельно с нормализацией звуковой и просодической сторон речи устранять ее лексико-грамматическое недоразвитие. Коррекционная работа включает: 1) работу над звуками (постановку, коррекцию, уточнение их артикуляции или дифференциацию, при этом внимание ребенка обращается на нарушение артикуляции, степень назализации); 2) ритмико-слоговую структуру (отрабатывается произношение звуков при стечении согласных, в многосложных словах);
3) фонематическое восприятие и слуховой контроль за речью, рекомендуются вокальные упражнения. В 1-й период ученые предлагают уточнить произношение гласных звуков а, э, о, у, ы, согласных п, ф,в,тп их мягких вариантов; провести постановку и закрепление к, х, с, г, л, б, их мягких пар; во 2-й — постановку и автоматизацию и, д, з, ш, р; в 3-й — отработать ж, аффрикаты, уточнить артикуляцию пройденных ранее звуков, устранить назальный оттенок, дифференцировать ротовые
и носовые звуки м —■ п,н — д, н — т, м — б'иих мягкие варианты. Основные принципы коррекции речи при ринолалии: • учет механизмов расстройства и особенностей симптоматики (состояние небно-глоточного затвора и его функции, особенности дыхания, моторики речевого аппарата, своеобразие артикуляторной позы языка, губ, нижней челюсти, нарушение фонематического слуха и т. д.), что подчеркивает необходимость смещения артикуляционного уклада языка в переднюю и передне-среднюю части ротового резонатора; • опора на сохранные функции и анализаторы, особенно на кинестетический, зрительный и слуховой; • единство речевой системы, что предполагает одновременную активизацию небно-глоточных отделов артикуляционного аппарата и дыхания путем увеличения функциональной нагрузки на эти системы; • воспитание естественного функционирования механизмов речи с опорой на закономерности фонетического строя русского языка: использование мягкой го-лосоподачи, отбор, построение и использование речевого материала как средства коррекции фонетических нарушений; • учет возрастных и компенсаторных возможностей ребенка, что мобилизует его силы, тонус, сосредоточенность и терпение на преодоление неправильных навыков и привычек; организация ротоглоточных полостей (объем, конфигурация, целесообразное их использование). Диагностика показывает, что назализация охватывает практически все фонемы, звучание многих приближено, они взаимозаменяются внутри групп, сходных по акустическим признакам или же по способу образования. Помимо этого коррекционная работа с данным контингентом осложняется длительным стажем патологической артикуляции, органическими дефектами. Логопедическое воздействие при ринолалии целесообразно начинать с коррекции а и э, потому что их артикуляция, в отличие от традиционной методики, начина-
ется с перевода артикуляции в передние и передне-средние отделы ротового резонатора. Эти гласные позволяют сфокусировать выдыхаемую струю в передний отдел и направить язык к нижним резцам. Изучив с ребенком все виды вдоха и выдоха, приступаем к закреплению навыка ротового выдоха и одновременно к созданию артикуляционных укладов гласных звуков. Логопед: «Ты хорошо научился делать выдох ртом и удерживать кончик языка у нижних зубов. Теперь будем учиться при выдохе «по-разному» открывать рот. Сделай вдох ртом, а выдох с широко открытым ртом, язык широкий, лежит близко к нижним зубам, он "спит"». (Проверяем ротовой выдох с помощью ватки. При таком положении губ и языка во время выдоха должен получаться шепотный звук а. При необходимости артикулему нужно уточнить и закрепить в речи.) Затем нужно показать, как еще можно дышать ртом: рассмотреть артикуляцию звука э. Воспроизводя артикуляцию, прослеживаем, чтобы ребенок не изменял правильность положения языка. Выдох через рот не должен менять заданное положение губ и языка. При неточности логопед исправляет, но если после 2-3 попыток артикуляция не получается, нужн». переходить к новому материалу, оставляя доработку на последующие занятия. Постановка гласных звуков а, э, о, ы, у позволяет перейти к выработке звука и. Обыгрывая ситуацию, предлагаем ребенку выдыхать с улыбкой. Сформированный уклад фонемы и создает переход к работе над сочетанием гласных, столь необходимых для постановки йотированных звуков. Логопед: «Сейчас будем делать выдох ртом при двух движениях губ. Будем от улыбки переходить к тем движениям, которые тебе уже известны: иа = я, ио ~ ё, иу = ю, иэ = е». Йотированные гласные ставятся также от базовых слогов путем поэтапного задвижения языка в глубину рта указательным пальцем ребенка: за —» зя —> я; зо —» зе —> с; зу —» зю ~> ю; зэ —> зе —> е. ■
Произношение гласных на твердой атаке активизирует мышцы задней стенки глотки, язычно-небных дуг, что чрезвычайно важно для нормализации тембра голоса. Наряду с этим упражнения с гласными всемерно способствуют развитию речевого дыхания, голоса, выработке координированных движений речи. При этом гласные произносятся в «маску», громко, без крика и напряжения. Внимание ребенка обращается на широкое открывание рта, продвижение кончика языка вперед к нижним резцам, на ощущения раскрытия глотки и отсутствие напряженной фонации. Каждый ротовой выдох контролируется движением ваты, положенной на ладонь или листом бумаги, поднесенным ко рту ребенка так, чтобы выдыхаемая воздушная струя не рассеивалась, а строго попадала на него. С целью повышения эмоционального фона занятия ватку для малышей окрашивают в яркий цвет. Для закрепления нормативного произношения каждого звука необходимо, чтобы ребенок осознал основные элементы его артикуляции. При этом эффективны такие упражнения, как узнавание звука по беззвучной артикуляции пиктограмме (рисунку), профилю артикуляции. Ребенок учится выделять звук среди других, определять его место в слове, отбирать на звук картинки, предметы, придумывать слова. Работа над гласными развивает фонематический слух, ребенок овладевает правильной артикуляцией ранее дефектных фонем, нормализуется речевое дыхание. В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, что позволяет почувствовать контрастность положения языка в позиции вперед-назад и направленность выдоха. Четкость кинестетического чувства при продвижении языка вперед обусловлена осязательными ощущениями. Это особенно важно на первом этапе, когда у ребенка еще не сформирована слуховая дифференциация нормальной и назализованной речи. Опора на кинестетический и зрительный контроль способствует знакомству с ощущением продвижения языка вперед, степенью напряжения органов артикуляции. В работе с ринолаликом большое значение придается восприятию потока воздуха через тактильные и оптические ощущения: дутье в ладоши, отклонение полоски бумаги, ватки, запотевание зеркала и др. Ребенок, сопоставляя силу и длительность выдыхаемой струи, вырабатывает правильный выдох. Пока дети не дифференцируют особенности своей речи на слух, целесообразно в процессе постановки фонем привлекать зрительный, тактильный и кинестетический анализаторы. Так как тактильный и зрительный контроль не в состояние постоянно сопровождать бытовую речь ребенка, то в дальнейшем единственным видом контроля остаются кинестезии. Кинестетический контроль осуществляется в момент речи, а слуховой несколько позже.
Формирование кинестетических (артикуляционных) представлений начинается с называния и показывания органов речи на основе словесной инструкции, тактильного ощущения (касаясь зондом или шпателем), а ребенок называет и показывает на муляже, профиле, рисунке. Затем важным моментом является знакомство детей со способом и местом образования, так как они в русском языке представляют собой дифференциальные признаки фонем. Важно научить детей ощущать характер выдыхаемой струи, вибрацию голосовых связок, используя тактильно-вибрационный контроль; воспроизводить смычку или щель на основе словесной инструкции (например, сомкнуть кончик языка с верхними зубами), описывать положение органов артикуляции на основе возникших ощущений, ориентироваться в схемах, профилях артикуляций, проводить сравнительный анализ нормы с патологией, характеризовать согласные звуки по участию голосовых связок — звонкий или глухой; по наличию или отсутствию палатализации (дополнительному подъему спинки языка к твердому небу) — твердый или мягкий; по подъему (активизации) небной занавески — носовые или ротовые? по месту и способу образования преграды в полости рта. Детям со сниженными кинестезиями и расстройствами фонематического слуха приходится на первых порах пользоваться звуками-аналогами (задерживаться на промежуточных, более грубых артикуляциях: межзубной, одноударной и др.). Приступая к коррекции, необходимо провести проверку на возможность воспроизведения звуков путем подражания, что способствует выявлению наиболее доступных для данного ребенка звуков и сокращает сроки логопедического воздействия и энергетические затраты. Подготовительные упражнения для коррекции отдельных звуков могут занимать довольно длительный период, пока у детей не выработается кинестетический стереотип. Последовательность постановки звуков зависит от степени активизации мягкого неба. Ученые расположили фонемы русского языка в следующем порядке: м, н, ф, в, п, б, т, д, с, з, ц, к, г, х, ш, ж, ч, щ, р. Традиционная методика постановки согласных звуков довольно широко описана в специальной литературе. Однако при ринолалии общепризнанная методика не всегда эффективна. Объяснение этому находим в снижении кинестезии, несформированности слуховых диф-ференцировок, органических изменений в артикуляционном аппарате (рубцовые изменения губы, ограничивающие ее подвижность, открытый прикус, прогения, про-гнатия, нарушения зубного ряда в переднем отделе верхней челюсти, что значительно искажает произношение звуков). Учитывая степень активизации мягкого неба, в первую очередь ставятся фрикативные глухие согласные в последовательности: ф, с, ш, щ, х. Начинаем со звука ф, так как он наиболее легкий, доступный по артикуляции: язык лежит спокойно, нижняя губа слегка подтянута, прикасается к верхним зубам, необходим сильный выдох через середину ротовой полости. Вначале объясняем устно схему артикуляции звука ф: «Давай подставим нижнюю губу к верхним зубам, как заборчик, и выдохнем через него». Включив голос, получаем звук в. А дальнейшем переходим к постановке взрывных звуков п, б. Для этого ребенку предлагают плотно сжать губы, выдохнуть, нижнюю челюсть слегка опустить. Слышится звук п, а при включении голоса — звук б. Взрывные звуки в работе более сложны из-за их кратковременности, поэтому их постановка проводится позже. Можно предложить ребенку дуть, а в это время указательным пальцем попеременно смыкать и размыкать нижнюю и верхнюю губу. При этом палец лежит горизонтально под красной каймой нижней губы. Слышится многократно звук п. Но механическая помощь затрудняет введение звука в самостоятельную речь. Необходимо отметить, что звук п, вызванный похлопыванием губами, легче ввести в прямые слоги, а от «поплевывания» и надувания щек — в обратные. Наименее разборчив при ринолалии звук т. При его произнесении кончик языка прижимается к верхним резцам с внутренней стороны. Под напором выдыхаемого воздуха язык резко отталкивается от зубов. От «поплевывания» легко получить межзубный т. Для этого нужно улыбнуться, чтобы обнажились зубы, и «плюнуть», слегка высунув кончик языка. Звук т может быть вызван от п. Несколько раз подряд повторяют слоги па-па-па, положив широкий язык на нижнюю губу. Затем воспроизводят эти же слоги улыбаясь, что отключает от артикуляции губы. Этим способом возможно и изолированное вызывание звука, но послоговое произнесение облегчает введение нового звука в слова. Межзубная фонема с также дозволяет перейти к т при ритмичном смыкании и размыкании резцов, закусывающих язык. Вызывание фонемы от базовых звуков поощряется, поскольку произношение становится менее напряженным и звуки легче вводятся в слоги, слова. Поставленные фонемы автоматизируются с учетом степени активизации мягкого неба, поэтому вначале их вводят в обратные слоги, затем — в прямые, так как при этом степень активизации мягкого неба в 2-3 раза ниже. Мягкие фонемы в отличие от твердых требуют более низкой активизации мягкого неба. После автоматизации звуков т, д переходим к постановке небных звуков: к, г, х. Эти звуки ставим от базовых слогов, в 4 этапа путем задвижения языка в глубину рта указательным пальцем ребенка до второй фаланги. С помощью этого метода переносим смычку с кончика языка при звуке т на спинку языка, выгибающуюся к твердому небу: (та — > тя — > кя — > ка). Исправление задне-небных звуков невозможно при узком, высоком готическом твердом небе или при выраженном укорочении мягкого неба, когда спинка языка не имеет опоры для смычки. В подобных случаях не следует тормозить глоточную артикуляцию звука, так как акустически она незначительно отличается от нормального звучания. Звук г ставим от базового слога да: дя-гя-га или путем озвончения к. При постановке звука х предлагаем ребенку «погреть» озябшие ручки при открытом рте: х-х-х в отдельных случаях ставим от базового слога са — ся — кя — ка. Свистящие с, з, ц и шипящие ш, ж, щ, ч требуют длительной, кропотливой работы, больших энергетических затрат со стороны ребенка и взрослых — педагогов и родителей. Звук с чаще исправляют традиционным способом: учат дуть на вату, дуть с просунутым между губами широким языком, дуть на язык между зубами, а затем придвинутый к нижним резцам. Но дутье должно быть тихим, беззвучным. Для постановки звука с ребенку предлагается сделать ротовой выдох через оскаленные зубы. Если артикуляция звука с при фиксации на оскале зубов не создается, необходимо уточнить положение кончика языка. Он должен быть у нижних резцов. У ребенка обычно есть тенденция к межзубной артикуляции, но использовать ее нужно осторожно. Опыт убедительно показывает, что постановка звука через дефектную межзубную артикуляцию не ускоряет, а затягивает темп работы. Лучше подсказать ребенку, что при этом выдохе зубы почти смыкаются и язычок «спит за зубами». Можно предложить ребенку сомкнуть зубы так, как будто он их чистит. К механической помощи обращаться желательно в крайнем случае, если ни массаж, ни дифференцированная гимнастика не дают ожидаемого результата. Особенность коррекции звука с при небно-глоточной недостаточности состоит в невозможности использования упражнений с утрированным дутьем. Важно учи- тывать, что, когда дети приступают к упражнениям с приоткрытыми губами, возможен переход на выдох глоткой. Чтобы предупредить это явление и заранее подготовить образование желобка на языке, рекомендуют дутье через соломинку, которую кладут на середину высунутого языка (она задвинута на 2-2,5 см за зубы вдоль языка между резцами). Учим дуть через нее на руку, вату или пух, придерживая их сначала губами, затем только зубами и языком. Постепенно соломинку убирают изо рта, и ребенок самостоятельно/воспроизводит правильный звук. Звук с можно использовать в качестве теста с целью прогноза эффективности постановки согласных. Это объясняется плотностью смыкания неба и глотки при его артикуляции. Звук з вызывают путем озвончения с. Трудности коррекции шипящих звуков в основном связаны с их сложным артикуляционным укладом. Сближенные зубы препятствуют зрительному контролю, поэтому все элементы артикуляции шипящих приходится изучать отдельно (положение губ, языка, подача воздушной струи на язык). При постановке звука ш особенно много времени уходит на формирование ковшеобразно-го язычка. Обучающимся также трудно направлять вверх воздушную струю, одновременно удерживая язык в форме «ковшика» в полости рта. Вместо целенаправленной воздушной струи дети часто переходят на выдох носом. Поэтому подготовку к дутью начинают задолго до упражнений в поднимании языка. Для постановки звука ш можно ввести игровое объяснение. Логопед: «Давай сделаем во рту парусную лодку. Язык поднимем, как парус, вверх и подышим на него, чтобы лодочка могла плыть. Зубы закроем». При постановке звука ш главным образом обращаем внимание на положение языка; губы самостоятельно располагаются в соответствии с положением языка в силу их мышечной взаимосвязанности. От логопеда требуются своевременная подсказка и закрепление артикуляции. В тетради для индивидуальных занятий рисуем парусную лодочку, а рядом с ней поднятый вверх язык; это напомнит ребенку о том, что парус «делается» во рту поднятием кончика языка к твердому небу. При наличии проторного звука р ставим ш от шепотной фонемы р при сближенных зубах и округленных губах. Если ребенку легче дается по подражанию нижняя артикуляция звука ш, то вводим в речь ее. Показаниями к постановке шипящих нижнего варианта обычно считают дефекты переднего отдела твердого неба, массивную подъязычную уздечку, отсутствие слуховых дифференцировок. Чтобы вызвать звук ж, предлагаем, используя тактильно-вибрационный контроль, дополнительно включить голос. Напоминаем, что воздушная струя должна быть сильной, целенаправленной, а не рассеиваться во рту. Поставленные звуки автоматизируются по общепринятой схеме — в слогах, словах, словосочетаниях. Для исправления звука щ достаточно произнести с, округлив губы и оттянув назад кончик языка. Используя этот прием, можно сразу произнести прямые слоги: ся, се, сё, сю, си. Если кончик языка слегка отодвинут назад, то слышатся соответственно: ща, ще, щоу щу, щи. Можно получить щ от ш. Предлагаем протяжно произнести звук ш-ш, опустив широкий кончик языка вниз. Спинка языка и его корень остаются неподвижными. В тех случаях, когда ребенка затрудняет изменение положения органов артикуляции по инструкции, можно вызвать и; как мягкий вариант ш, предварительно объяснив, что согласный звук можно произнести по-разному: строго, твердо или ласково, мягко. Легче проследить напряженность органов артикуляции на таких фонемах, как п, б, м, н, т,д,ли их мягких вариантах. Иногда для постановки щ предлагаем произносить длительное смягченное шь-шъ и в это время шпателем поднимаем кончик языка к верхним резцам, язык напряжен и образует щель у альвеол. При нижнем варианте рекомендуем прижать кончик языка за нижние резцы. Для произнесения шипящих звуков требуется большая тренированность кончика языка, его боковых краев, спинки, а также губ, челюстей, мягкого неба. Важно объяснить, что язык поднимается к верхним резцам или прижимается к нижним при нижнем варианте произношения, при ротовом выдохе слышится звук, похожий на шипение масла на сковородке, когда жарят котлету. Таким образом, содержание подготовительного периода работы обеспечивает формирование правильного ротового выдоха и усвоение ряда звуков — гласных в шепотном произнесении и фрикативных глухих согласных. Артикуляционный уклад глухих согласных звуков можно создать у ребенка по зрительному подражанию артикуляции логопеда и по устному описанию, при котором мы рассказываем о положении губ, языка и степени открывания рта. Основными особенностями коррекцион-ной работы в этот период являются параллельность в работе над речевым дыханием и артикуляцией, максимальное отвлечение ребенка от слухового контроля во время произнесения звуков и повторение комплекса упражнений перед подачей нового материала. Основной период содержит включение голоса при длительном ротовом выдохе, формирование короткого ротового выдоха при взрывных согласных звуках, дифференциацию короткого и длительного, ротового и носового выдоха при формировании сонорных звуков, аффрикат и мягких фонем. При укороченном небе, когда при разжимании носа давление падает и звучание резко ослабевает, можно также временно зажимать одну ноздрю. Подушечкой указательного пальца крыло носа слегка прижимают к лицу, но не к носовой перегородке. (Иногда этот прием дает положительные результаты даже до операции, а можно посоветовать положить горизонтально указательный палец на верхнюю губу под нос, что ограничит утечку воздуха). Коррекцию звукал осуществляем в дидактической игре «Чей пароход гудит лучше» или от межзубных гласных — от ы или а. Протяжное произнесение гласного ы с закушенным кончиком языка позволяет вызвать изолированный л, а ритмичное покусывание напряженного языка во время фонации а стимулирует слоги типа ла-ла-ла. Коррекция вибранта проводится традиционными способами. Наиболее часто исходными фонемами слу- жат д, ж и з. Вибрирующий звук р довольно редко удается поставить при недостаточности небно-глоточного смыкания, так как воздушная струя не может достичь надлежащей силы, чтобы вызвать вибрацию кончика языка. При этом на силу струи влияет не только длина, но и степень автоматизации небной занавески. Утечка воздуха в носовую полость позволяет получить вибрацию кончика языка только при зажимании пальцами крыльев носа. В некоторых случаях обучают одноудар-ному или проторному звуку и вводят его в речь. Эти звуки-аналоги пригодны для воспитания слуховых диф-ференцировок особенно при обучении грамоте. Смычно-проходные носовые звуки м, н могут нарушаться при закрытой ринолалии. Исправление этих недостатков не вызывает затруднений. Детям предлагают сомкнуть губы, приоткрыть зубы и длительно произносить гласный а, добиваясь ощущения вибрации в носу. Получив таким образом м, просят воспроизвести его, зажав язык между зубами. При этом четко слышится межзубный к. В литературе имеются данные, что при ринолалии воспроизведение и разборчивость глухих взрывных и фрикативных согласных фонем страдают больше, чем звонких [21; 26; 27]. Тем не менее начинают коррекцию с глухих звуков, так как отсутствие вокализации облегчает реализацию задач, уменьшает носовой резонанс. Работа без голоса позволяет также при необходимости готовить и стимулировать звуки, не называя их, что помогает предотвратить проявление действия фиксированной патологической установки. При ринолалии не рекомендуется произносить согласные протяжно и утрированно, поскольку усиливаются напряжение, выдох и удлиняется время смычки. В работе можно применять два приема озвончения. Первый эффективен при работе с детьми без голосовых расстройств. Ребенок длительно произносит или поет на основном тоне голоса гласный звук. Во время фонации он должен спокойно, не увеличивая напряжения, но достаточно быстро воспроизвести нужную артикуляцию, не прерывая го- лосообразования. Вызывание звонких согласных звуков б, в, г, д, ж начинается с гласного а, так как широко открытый рот позволяет ребенку наблюдать себя, а расслабленные губы не мешают артикуляции. Словесная инструкция логопеда может выглядеть примерно так: «Тяни звук а-а а, но в середине звука легонько «хлопни губами», получается б; или # пой: а-а-а, но в середине песенки дотронься нижней губой до верхних зубов, слышится звук в. Таким образом, воспроизводятся звуки б и в в интервокальной позиции (между гласными). Логопед одновременно беззвучно выполняет задание, чтобы ребенок мог синхронно артикулировать и не останавливаться на смычках. Для получения звука д предлагаем тянуть а-а-а и коснуться зубами высунутого языка. Работая над звуком ж, останавливаются на следующих моментах: обучающийся тянет звук а-а-а, одновременно поднимает язык «ковшиком», сближает зубы и округляет губы. Разумеется, вызывание звука ж or p проще. Дозировка материала на логопедических занятиях может быть различной. На первом занятии можно ограничиться тренировкой ротового выдоха, можно перейти и к формированию нескольких гласных звуков. Старшим детям можно предложить большее количество упражнений, но не следует спешить с выполнением всех типов упражнений на одном занятии. Нужно обязательно соблюдать описанную выше последовательность работы над артикуляционными укладами, учитывая степень активизации мягкого неба. Многие ученые считают, что первоначально нецелесообразно задерживаться на тщательной отработке вызванных звуков, так как в речевом потоке каждый звук изменяет свою артикуляцию в зависимости от предшествующего и последующего звуков, поэтому отрабатываемые артикулемы приобретут окончательную четкость несколько позже в автоматизированной, а затем в спонтанной речи. Каждое занятие начинается с обязательного повторения всего изученного. На первых занятиях необходимо многократное повторение упражнений, на последующих занятиях достаточно беглого. Важно учитывать не только компенсаторные возможности ребенка, но и главный принцип — ставить и автоматизировать звуки с учетом степени активизации мягкого неба. Несмотря на разнообразие применяемых методов, устранение назализации голоса при ринолалии представляет трудности, которые определяются тяжестью дефекта, характером оперативного вмешательства. Восстановление тембра осложняется тем, что страдает механизм голосообразования, так как иннервация мягкого неба влияет на функцию голосовых складок. Кор-рекционная работа при ринолалии требует комплексного подхода — воздействия на всю систему голоса и речеобразования. Патофизиологические исследования расширяют наши преставления об этиологии, патогенезе, структуре дефекта; особенности дыхания, фонации, артикуляции позволяют выбрать наиболее обоснованные, целенаправленные, адекватные и эффективные методы логопедической работы. О. Е. Калашникова РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ КОРРЕКЦИИ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ Проблема постановки дыхания у детей с нарушениями речи, особенно с расщелинами губы и неба, продолжает интересовать логопедов, воспитателей и родителей, потому что у этих детей наблюдаются значительные изменения в функции дыхания. Как известно, само дыхание, его частота, ритм и глубина имеют большое значение в речевом акте. Так, одним из важнейших условий нормального формирования звуков речи является образование воздушной струи. Мы знаем, что непосредственной причиной нарушения речевого дыхания при ринолалии является отсутствие небно-глоточного замыкания. Дыхательная струя, одновременно выходя через рот и нос, быстро ослабевает, и артикуляционные смычки не образуются, что является одной из причин тяжелого нарушения фонетической стороны речи. По данным А. Б. Коваль, жизненная емкость легких у ринолаликов на 1/3 меньше, чем у обычных детей. При этом значительная часть воздуха (30%) при выдохе через рот утекает через нос, не участвуя в фонации. А так как фонация и артикуляция зависят от продолжительности выдоха, то нарушение фонетики объясняется не только анатомической неполноценностью неба, но и уменьшением резервного объема выдоха. При врожденных расщелинах губы и неба до оперативного вмешательства (уранопластики) функция внешнего дыхания существенно изменена: сокращен резервный объем вдоха и особенно выдоха, уменьшена сила струи выдыхаемого воздуха, снижается скорость прохождения воздуха, что происходит из-за ослабленности дыхательных мышц у детей-ринолаликов. Эффективности вентиляции легких у детей зависит от состояния носового дыхания. Может быть расщелина неба оказывает негативное влияние на функцию внешнего дыхания, затрудняет носовое дыхание. Это вызвано аденоидами, деформацией носа, искривлением носовой перегородки, гипертрофическим ринитом, гипертрофированными миндалинами. Операция, лечение восстанавливают анатомическую целостность неба, но не устраняют утечку воздуха через нос, так как во многих случаях наблюдаются остаточный инфильтрат в мягком небе и окологлоточных тканях, отек мышц неба и глотки, отсутствие координации между дыхательными движениями и замыкательной функцией небной занавески. Так как функция внешнего дыхания у ринолаликов снижена, то работу следует начинать с воспитания нижнего диафрагмального дыхания, удлинения фазы выдоха, координирования выдоха с фонацией и артикуляцией. Понимая смысл народной мудрости, что «один в поле — не воин», мы в своей работе уделяли большое внимание организации предметно-пространственной среды, стимулирующей речевое развитие, оказывающей влияние на воспитание (совместно с родителями) целенаправленной воздушной струи, дифференцированного ротового и носового выдоха. Большую помощь в этом оказали иг- рушки на поддувание. Мы подвесили обручи с легкими игрушками (птички, осенние листья, снежинки, бабочки, рыбки), которые были изготовлены из тонкой бумаги совместно с детьми, что сделало эти пособия еще более ценными. В соответствии с сезоном своевременно обеспечивается сменяемость материала, что постоянно поддерживает интерес, эмоциональный настрой среди детей и взрослых, украшает групповую комнату. Зимой дети охотно играют в метелицу, дуют на рой снежинок или сдувают их с разноцветной варежки, сопровождая выработку целенаправленной воздушной струи строчками из стихотворения-загадки: Что за звездочка такая на пальто и на платке, Вся сквозная, вырезная, а возьмешь — вода в руке. Или: Белый снег пушистый по ветру кружится И на землю тихо падает, ложится. Весной и осенью к обручам прикрепляются «стайка» птиц, хоровод листочков и т. д. Летом появляются одуванчики, бабочки, жуки и другие насекомые. Параллельно с постановкой дыхания уточняется и расширяется словарь: летят, парят, кружат, порхают. Особенно популярны среди наших детей игры с водой: «Буря в стакане*, «Капитаны», «Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят». Для этого мы приобрели тазики и мелкие легкие пластмассовые игрушки: лодочки, уточек, рыбок. В постройке флотилии принимали активное участие все без исключения. Использовали ореховую и яичную скорлупу, бумагу, щепки, спички для мачт и плота. С помощью детей вызывается попутный «ветер», изготовленные детьми фрегаты под напором воздушной струи отправляются в плаванье: Как провожают пароходы? Совсем не так, как поезда. Большие медленные воды не то, что рельсы в два ряда. Вода, вода. Кругом вода. У мальчиков неизменным успехом пользуется дидактическая игра «Футбол», в которой дети с помощью целенаправленной воздушной струи и ватного шарика «забивают» гол в обозначенные кубиками ворота. Предварительно на стол расстилается скатерть, расчерченная под футбольное поле. Звучит соответствующая музыка, что создает определенный положительный психологический настрой. Параллельно со специально организованными играми мы использовали природный материал: игры «Понюхай цветок», «Аромат чая (духов)», «Остуди пищу», «Подуй на одуванчик». Игру «Подуй на одуванчик» хорошо сочетать с работой по воспитанию бережного отношения к природе, так как сдувать семена одуванчика необходимо не на асфальт, где их затопчут, а на землю. При этом целесообразно использовать художественное слово: Шел слоненок по дорожке, Встретил белый шар на ножке, -^ А потом, как на картинке, В небо понеслись снежинки. Не слоненок и не мальчик — Кто подул на одуванчик? На музыкальных занятиях для максимальной активизации мягкого неба используются колыбельные песни на гласные звуки для убаюкивания игрушек, что особенно активизирует мягкое небо, делает его подвижным. На посиделках мы совместно с детьми мастерим для поддувания всевозможные плоскостные и конусные игрушки (снеговиков, медведей, матрешек). На родительских собраниях объясняем, что рекомендованные игры не только развивают правильное дыхание, но и способствуют предупреждению инфекционных заболеваний. Таким образом, воспитание правильного дыхания у детей с речевой патологией занимает существенное место в коррекционно-развивающей и профилактической работе. Взаимодействие специалистов позволяет сократить сроки и энергетические затраты со стороны детей и взрослых, достигнуть высоких и устойчивых результа- тов. Достигается это следующими приемами: дутьем на бумажку, ватку, в трубку на воду до образования брызг, на легкие целлулоидные игрушки, задуванием зажженной спички, свечи, пусканием мыльных пузырей, надуванием шаров, мелких резиновых игрушек. Длительность выдоха контролируется счетом, отклонением ватки. А. П. Лаур ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЗАИКАНИЯ Заикание — один из наиболее тяжелых дефектов речи. Вне
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|