Коррекционная работа с детьми,
ИМЕЮЩИМИ ПОРАЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Проблема личностно-ориентированного подхода при диагностике и коррекции речи особенно актуальна в работе с детьми раннего возраста, потому что, как показывает практика, с каждым годом число практически неговорящих малышей не сокращается, а возрастает. Причины этого явления неоднозначны: это и перинатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС), и минимальная мозговая дисфункция (ММД), и различные внутриутробные инфекции, и гипоксия плода, и хронические заболевания матери, и натальные осложнения, которые возникают в процессе родов — асфиксия (обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или стремительные роды; целый ряд причин в постнатальный период (заболевания ребенка, травмы и пр.). Но цель этой статьи — не рассмотреть причины возникновения речевых нарушений, а обратить внимание педагогов, медработников и родителей на необходимость ранней диагностики нарушений речи и личностно-ори-ентированного подхода при их коррекции. В последние годы в практике Центра развития ребенка № 49 появилась такая форма работы, когда логопед вместе с другими специалистами (психологом, медработником, методистом) участвует в диагностике детей разного возраста (от 2 до 6 лет) при приеме их в детский сад. Общаясь с ребенком, мы выясняем, легко ли он вступает в контакт со сверстниками, чужими взрослыми, способен ли поддерживать общение, отвечает ли на поставленные вопросы, понимает ли инструкции и др. Если личностные особенности ребенка (стеснительность, боязнь незнакомых людей, излишняя привязанность к матери) не позволяют установить контакт, уточнить его речевое развитие, то мы призываем на помощь родителей, которые, подключаясь к игре, пытаются разговорить малыша, продемонстрировать его речевые способности, коммуникативные возможности, понимание речевых инструкций. Изучение медицинских карт, которые по договоренности родители приносят на встречу, индивидуальная беседа с мамой позволяют собрать подробный анамнез, что способствует уточнению диагноза, дает возможность отдифференцировать функциональные причины нарушения речи от органических и с учетом компенсаторных возможностей ребенка сориентировать родителей на оказание посильной, а главное — своевременной помощи нуждающимся детям.
Наши наблюдения охватывали 4 основные сферы ребенка: моторику, язык, адаптивное и личностно-соци-ал;ьное поведение. Данные, полученные нами в основном посредством прямого наблюдения за реагированием детей на игрушки и другие стимулирующие объек- ты, дополнялись результатами исследований (адаптивное тестирование), а также информацией, сообщаемой матерью ребенка и полученной из медицинской документации. Для того, чтобы наблюдения были высококачественными и давали информацию о развитии ребенка, мы использовали метод повременных проб и ввели особый методический прием — создание определенной схемы наблюдения и заполнение карточек развития, предложенных психологом Д. Лешли. Цель заполнения такой карточки — создание четкого представления о ребенке в определенный отрезок времени. Наблюдая месяцами по заданной схеме за ребенком, можно судить о ходе его развития. Для правильной оценки полученной информации можно сравнивать: 1) показатели развития ребенка со средними данными детей этого возраста, чтобы увидеть, отстает ребенок, находится на среднем уровне или же хорошо развит для своего возраста;
2) полученную информацию с результатами, которые были у ребенка в более раннем возрасте. Конечно, эти два способа сравнения не исключают друг друга и успешно используются логопедами, психологами, неврологами, психиатрами, педиатрами и другими специалистами. Главным принципом диагностики речи является ее изучение в естественных условиях, что предусматривает минимальное вмешательство взрослого в повседневные, привычные формы поведения, речевого общения. Е. В. Бондаревская также подчеркивает важность дозирования педагогической помощи, основанной на знании и понимании природы ребенка, обстоятельств его жизни и судьбы, характера, языка и поведения, а также свойственного ему темпа учебной деятельности. Однако речь на раннем этапе развития ребенка еще находится в стадии становления, что ограничивает наши возможности в применении вербальных тестов. Поэтому мы отдаем предпочтение невербальному тестированию. При проведении диагностики, коррекции речевых нарушений и оценки результатов необходимо учиты- вать не только компенсаторные возможности малыша, но и осуществлять личностно-ориентированный подход: учитывать особенности личностного развития на этом возрастном этапе у данного ребенка, так как отсутствие интереса, мотивации может свести все усилия педагога на нет» На это указывали многие ученые и практики. Конечно же, эти особенности следует учитывать не только при диагностике и интерпретации полученных результатов, но и в процессе коррекционно-образователь-ной работы. Только своевременность принятых мер позволяет сгладить дефект согласно компенсаторным возможностям ребенка, что даст малышу возможность успешно развиваться, обучаться, легко адаптироваться в дошкольной, затем в школьной среде, а впоследствии и в окружающей жизни. А. В. Епифанцев ЛЕЧЕНИЕ ГИПОГАЛАКТИИ КАК
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|