Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекционная работа с детьми,




ИМЕЮЩИМИ ПОРАЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ

НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Проблема личностно-ориентированного подхода при диагностике и коррекции речи особенно актуальна в ра­боте с детьми раннего возраста, потому что, как показыва­ет практика, с каждым годом число практически негово­рящих малышей не сокращается, а возрастает. Причины этого явления неоднозначны: это и перинатальные пора­жения центральной нервной системы (ППЦНС), и мини­мальная мозговая дисфункция (ММД), и различные внут­риутробные инфекции, и гипоксия плода, и хронические заболевания матери, и натальные осложнения, которые возникают в процессе родов — асфиксия (обвитие плода

пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преж­девременный отход околоплодных вод, затяжные или стре­мительные роды; целый ряд причин в постнатальный период (заболевания ребенка, травмы и пр.).

Но цель этой статьи — не рассмотреть причины воз­никновения речевых нарушений, а обратить внимание педагогов, медработников и родителей на необходимость ранней диагностики нарушений речи и личностно-ори-ентированного подхода при их коррекции.

В последние годы в практике Центра развития ребен­ка № 49 появилась такая форма работы, когда логопед вместе с другими специалистами (психологом, медработ­ником, методистом) участвует в диагностике детей раз­ного возраста (от 2 до 6 лет) при приеме их в детский сад. Общаясь с ребенком, мы выясняем, легко ли он всту­пает в контакт со сверстниками, чужими взрослыми, спо­собен ли поддерживать общение, отвечает ли на постав­ленные вопросы, понимает ли инструкции и др.

Если личностные особенности ребенка (стеснитель­ность, боязнь незнакомых людей, излишняя привязан­ность к матери) не позволяют установить контакт, уточ­нить его речевое развитие, то мы призываем на помощь родителей, которые, подключаясь к игре, пытаются раз­говорить малыша, продемонстрировать его речевые спо­собности, коммуникативные возможности, понимание ре­чевых инструкций. Изучение медицинских карт, кото­рые по договоренности родители приносят на встречу, индивидуальная беседа с мамой позволяют собрать под­робный анамнез, что способствует уточнению диагноза, дает возможность отдифференцировать функциональные причины нарушения речи от органических и с учетом компенсаторных возможностей ребенка сориентировать родителей на оказание посильной, а главное — своевре­менной помощи нуждающимся детям.

Наши наблюдения охватывали 4 основные сферы ребенка: моторику, язык, адаптивное и личностно-соци-ал;ьное поведение. Данные, полученные нами в основ­ном посредством прямого наблюдения за реагировани­ем детей на игрушки и другие стимулирующие объек-

ты, дополнялись результатами исследований (адаптив­ное тестирование), а также информацией, сообщаемой матерью ребенка и полученной из медицинской доку­ментации. Для того, чтобы наблюдения были высокока­чественными и давали информацию о развитии ребен­ка, мы использовали метод повременных проб и ввели особый методический прием — создание определенной схемы наблюдения и заполнение карточек развития, предложенных психологом Д. Лешли. Цель заполне­ния такой карточки — создание четкого представления о ребенке в определенный отрезок времени. Наблюдая месяцами по заданной схеме за ребенком, можно судить о ходе его развития. Для правильной оценки получен­ной информации можно сравнивать:

1) показатели развития ребенка со средними данны­ми детей этого возраста, чтобы увидеть, отстает ребенок, находится на среднем уровне или же хорошо развит для своего возраста;

2) полученную информацию с результатами, которые были у ребенка в более раннем возрасте.

Конечно, эти два способа сравнения не исключают друг друга и успешно используются логопедами, психо­логами, неврологами, психиатрами, педиатрами и други­ми специалистами.

Главным принципом диагностики речи является ее изучение в естественных условиях, что предусматрива­ет минимальное вмешательство взрослого в повседнев­ные, привычные формы поведения, речевого общения. Е. В. Бондаревская также подчеркивает важность до­зирования педагогической помощи, основанной на зна­нии и понимании природы ребенка, обстоятельств его жизни и судьбы, характера, языка и поведения, а также свойственного ему темпа учебной деятельности.

Однако речь на раннем этапе развития ребенка еще находится в стадии становления, что ограничивает наши возможности в применении вербальных тестов. Поэто­му мы отдаем предпочтение невербальному тестирова­нию. При проведении диагностики, коррекции речевых нарушений и оценки результатов необходимо учиты-

вать не только компенсаторные возможности малыша, но и осуществлять личностно-ориентированный подход: учитывать особенности личностного развития на этом возрастном этапе у данного ребенка, так как отсутствие интереса, мотивации может свести все усилия педагога на нет» На это указывали многие ученые и практики. Конечно же, эти особенности следует учитывать не толь­ко при диагностике и интерпретации полученных ре­зультатов, но и в процессе коррекционно-образователь-ной работы. Только своевременность принятых мер по­зволяет сгладить дефект согласно компенсаторным воз­можностям ребенка, что даст малышу возможность ус­пешно развиваться, обучаться, легко адаптироваться в дошкольной, затем в школьной среде, а впоследствии и в окружающей жизни.

А. В. Епифанцев

ЛЕЧЕНИЕ ГИПОГАЛАКТИИ КАК

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...