Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательная кинесиология («гимнастика мозга»)




Определение адекватной коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим нарушения здоровья, пробле­мы в эмоционально-личностном и речевом развитии, требует от специалистов творческой кооперации и на­хождения единства взаимодействия.

Дети с речевыми проблемами в будущем имеют слож­ности в овладении письменной речью — чтением, пись­мом. Для построения наиболее оптимальной психоло­го-педагогической коррекционной программы психологу, педагогу, логопеду важно ориентироваться на типоло­гию трудностей при обучении письму и чтению и на психологические причины их возникновения. Так, при диагностике речевых нарушений у детей логопедичес­ких групп были выявлены наиболее часто встречающие­ся трудности при обучении чтению, письму:

• трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов;

• затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова;

• замена близких по акустическим или артикуля­ционным признакам букв;

• трудности в написании букв, дрожание букв;

• неправильное чтение похожих по начертанию букв.

Анализ психологических причин, лежащих в их ос­нове, позволяет выделить группы нарушений письма и чтения. Несформированность зрительно-двигательных координации и пространственных представлений состав­ляет первую группу нарушений.

У детей с нарушением пространственного представ­ления часто встречается зеркальное письмо. Эта же при­чина лежит и в основе звукового анализа и синтеза слов (путают предлоги и приставки, в замене букв по про­странственному сходству (се, б-д). Нарушение это про­является и в том, что дети с трудом осваивают конфи­гурацию букв, не могут понять соотношение ее частей, расположение на строке, при чтении — теряют строку, повторно ее считывают.

Нарушение моторики сопровождается медленным темпом письма с тремором. Дети пишут, рисуют с боль­шим напряжением. Причина замедленного темпа пись­ма — недостаточное развитие мелких движений, труд­ности в произвольном управлении ими.

Важно отметить, что при формировании логопедичес­ких групп, у многих детей доминирующим эмоциональ­ным состоянием, его проявлениями могут быть: неурав­новешенность, раздражительность, плаксивость, состоя­ние беспокойства и тревоги, расторможенность, повы­шенная двигательная активность или малая подвиж­ность, проблемы в общении с детьми и взрослыми, что может сопровождаться агрессивностью, конфликтнос­тью.

Перед нами возникла задача найти нетрадиционные формы работы, направленные на профилактику и кор­рекцию речевых и личностных нарушений с опорой на компенсаторные возможности ребенка. Поэтому в свою коррекционную работу мы включили образовательную кинесиологию («гимнастику мозга» по методике Пау­ля Дениссона). Гимнастика для мозга представляет со­бой серию быстрых, приятных, наполненных энергией действий. Эти действия эффективны при подготовке лю­бого ребенка к специфическим координированным на­выкам, бросают вызов любой блокировке в обучении и

являются частью всеобъемлющей программы развития личности.

Развитие мозга — это увлекательнейший детектив, написанный природой и не до конца разгаданный. Дей­ствительно, как из крошечной пластинки формируется орган невероятной сложности, исследующий и космос, и себя самого и продолжающий во многом оставаться за­гадкой! И все же, многие ключевые моменты развития мозга ребенка нам понятны. Каковы причины, приво­дящие к отклонениям развития и функционирования мозга ребенка, что впоследствии вызывает школьные трудности? Мышление, сознание, а значит, и обучение — функция мозга как целого, однако ведущая роль в осу­ществлении высших психических функций принадле­жит коре головного мозга. Симметричные области пра­вого и левого полушарий выполняют различные функ­ции. Правое полушарие мозга контролирует левую по­ловину тела и ощущения, получаемые через левый глаз и ухо. Подобным же образом левое полушарие голов­ного мозга контролирует правую сторону тела. Когда одна сторона мозга регулирует деятельность, другая сто­рона может находиться либо в состоянии взаимодей­ствия и координации, либо «отключаться» и блокиро­вать интеграцию. Следовательно, для функционирова­ния мозга как единого целого, необходимо сотрудни­чество полушарий, «диалог» между ними. Этот «диа­лог» становится возможным далеко не сразу после рож­дения ребенка. Первые три года полушария почти ра­зобщены. В ходе нормального, неосложненного разви­тия постепенно созревают первые волокна, связываю­щие кору полушарий и позволяющие передавать ин­формацию в обоих направлениях — от правого к лево­му и от левого и правому. Этот процесс продолжается первую декаду жизни ребенка, а возможно, и дольше, особенно интенсивен в первые 6-7 лет жизни. Различ­ные факторы, в том числе родовые травмы и асфиксия, могут вызвать отклонения и замедление развития межполушарных связей, а значит, затруднение «общения» полушарий мозга. Как правило, эти нарушения ослабевают или даже исчезают с возрастом. Однако в млад­шем школьном возрасте они еще значительны и влия­ют на работу мозга как целого, что проявляется в нару­шении двуруких координации, в трудностях обучения чтению и математике. И хотя это не является един­ственной, а во многих случаях и главной причиной, ряд исследователей отмечает, что дети, испытывающие школьные трудности, часто обладают признаками межполушарной дисфункции, то есть недостаточной взаи­мосвязью правого и левого полушарий мозга, а значит, и дефицитом их взаимодействия.

Можно ли определить, имеются ли у ребенка призна­ки межполушарной дисфункции. Некоторые тестовые задания не требуют специальной аппаратуры. Вам по­надобятся только часы с секундной стрелкой. Итак, пред­ложите ребенку выполнить следующие задания.

1. Усадите ребенка за стол, сами сядьте напротив. Локти ребенка должны опираться на стол, ладони — свободно в воздухе, причем одна рука вверх ладонью, а другая — тыльной стороной. Попросите ребенка одно­временно переворачивать ладони — одну вверх тыль­ной стороной, другую — вниз, причем делать это как можно быстрее.

2. Предложите ребенку одновременно поворачивать ладони (обе руки вверху тыльной стороной) вверх — вниз как можно быстрее. При этой пробе руки ребенка совершают зеркальные движения. Вы должны отметить время (в секундах), за которое ребенок совершает 20 зер­кальных и 20 противоположно направленных движе­ний. Предварительно не только объясните и покажите ребенку, как надо выполнять пробы, но и потренируйте его. Затем дайте ему отдохнуть — отвлеките его от за­нятия. И лишь после отдыха, удостоверившись, что ре­бенок помнит, как выполняются движения, возьмите часы с секундной стрелкой и замерьте, сколько времени ему надо для того, чтобы выполнить 20 движений в каж­дой из проб. Чередуя отдых и задания, повторите пробы несколько раз, чтобы быть уверенным в надежности по­лученного результата. Обычно ребенок 5-7 лет 20 зеркальных движений выполняет за 8 сек, 20 противопо­ложных движений — за 17 сек.

3. Перед выполнением следующей пробы просим ребенка положить перед собой кисть ведущей руки (пра­вую — у правши, левую — у левши). Задание заключа­ется в непрерывном постукивании указательным паль­цем ведущей руки в максимально возможном темпе. Взрослый показывает ребенку, как выполняется зада­ние и добавляет, что постукивать надо как можно быс­трее. Е среднем дети 5-7 лет пробу № 3 (20 постукива­ний) выполняют за 4-6 сек. Время определяем по се­кундной стрелке.

4, Этот тест требует исходного положения сидя, с кис­тями рук, лежащими перед ребенком. Задание состоит в отстукивании ритма «раз-два-три, раз-два-три»... по­переменно указательным пальцем правой руки («раз-два») и левой («три») с плавным переходом от одной руки к другой. Ритм надо отстукивать максимально быстро. Нецелесообразно объяснять ребенку словами, как выполнять задание. Достаточно показать своими рука­ми или взять руки ребенка в свои. В среднем дети 5-7 лет пробу № 4 (7 ритмических постукиваний) выпол­няют за 9-10 сек. При плохих результатах важна кон­сультация у специалиста.

Итак, информация из внешнего мира анализируется височными, теменными, затылочными и центральными областями обоих полушарий при непременном диалоге между ними. Картина внешнего мира затем передается лобной коре. Именно там она эмоционально окрашива­ется. Добавляется и информация из «кладовых» памя­ти. В результате лобная кора принимает решение, что делать в конкретной ситуации. При различных откло­нениях в формировании лобных отделов коры наблю­даются различные нарушения поведения, среди кото­рых трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Часто дети с дисфункцией лобных долей не умеют планировать свое поведение, не способны ожи­дать отсроченный результат каких-либо целенаправлен­ных действий, хотят все получить «здесь и сейчас». В

результате поведение таких детей хаотично, они не мо­гут довести до конца ни одного задания или собствен­ного начинания. Нарушение восприятия интонации речи, а также собственная монотонная речь возникает у детей при поражениях правой лобной области. Иногда ребенок с трудом воспринимает эмоциональную сторо­ну речи, и это приводит к затруднению общения с ребен­ком. Излишняя агрессивность, подавленность или, на­против, избыточные положительные эмоции, то есть признаки плохой приспосабливаемости ребенка к об­становке, также могут быть следствием поражения ви­сочных областей, например при асфиксии.

Профилактика этих нарушений зависит и от нас, спе­циалистов, работающих с детьми, и от родителей и за­ключается в нахождении разных форм коррекционной помощи детям. В «гимнастике мозга» простые движе­ния интегрируют и усиливают связи между двумя полу­шариями мозга, в частности — передними долями мозга, а дети логопедических групп, в основном, имеют дисфунк­цию работы передних долей. Движения, исходящие из передних долей, активизируют миелин нервных волокон по всему головному мозгу. Миелин — образование из жировых прослоек нервных тканей, позволяющее уско­рить нервные трансмиссии. Чем чаще активизируется работа нервных волокон, тем более образуется миелина. Этот процесс устанавливает базовые связи (паттерны) — информации, на основе которых формируется будущее учение. Человек прибегает к движениям рано, и это об­легчает учебный процесс. Чем больше движений и ин­тенсивнее деятельность в то время, когда ребенок растет, тем больше устанавливается паттернов, на которых со­стоятся будущее учение и языковые умения. «Гимна­стика мозга», стимулируя активность в передних долях, может реально помочь активизировать, развивать и миелинизировать эти зоны мозга, что позволит контролиро­вать внимание, саморегуляцию поведения.

Апробирование «гимнастики мозга» по методике Пау­ля Дениссона и обучение через движение по методике Джоана Сполдинга в течение 2-х лет в логопедических и других группах детского сада подтверждает то, что дети сильно продвигаются в овладении движениями дву­рукой координации, глазодвигательными реакциями, овладевают навыками, способствующими успешному обу­чению письму, чтению, регуляции эмоций, поведения. Движения, которым дети были обучены в «гимнастике мозга», педагог использует в подвижных играх, в релак­сационных минутах для снятия мышечного напряже­ния. Помогая ребенку познать себя как человека («Как я могу помочь себе и что для этого надо сделать?»), мы тем самым «включаем» личность ребенка, его энерге­тику и активность в развитие мотивационно-волевых процессов, стимулирующих движения.

Так, овладевая упражнением «Слон», ребенок прого­варивает слова: «Я люблю рисовать, писать буквы в воз­духе своим хоботом. Это помогает мне никогда ничего не забывать! Это движение готовит мою руку к письму, рисованию, расслабляет шею, глаза». «Я вместе с деть­ми рисую "ленивую восьмерку". Это помогает мне не терять место при чтении книги». «Упражнения "Алфа­витная восьмерка", "Буквы на ладошке" помогают мне писать буквы». «Когда я пишу кое-как буквы, я зани­маюсь "алфавитной восьмеркой"».

Занятия по «Образовательной кинесиологии» прово­дятся в тренинговом зале и в групповой комнате 2 раза в неделю подгруппами. «Меню учения» составляем на каждый день занятий. Ищем новые формы организа­ции этих занятий. Так, включение ритуала приветствия, прощания, «веселых переменок», использование музы­ки для выполнения некоторых движений показывает, что «гимнастика мозга» — одна из изысканных, мяг­ких форм адекватной помощи детям, имеющим рече­вые проблемы, направлена на перестройку неблагопо­лучно сложившихся форм эмоционального реагирова­ния и стереотипов поведения, хорошую социальную адап­тацию, развитие речевых коммуникативных навыков. Обратную связь мы получаем от коллег, работающих в школе, где дети легко преодолевают языковый барьер, они открыты для общения с другими.

М. А. Поваляееа

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Точечный массаж зародился около пяти тысяч лет назад на Дальнем Востоке. Древние врачеватели, жив­шие на территории нынешних Китая, Кореи, Монго­лии, Японии, создали учение об организме как целос­тной системе, в которой каждый орган находится в тесном единстве со всеми остальными. Были обнару­жены локальные области, биологически активные точ­ки — БАТ. Всего таких точек описано около 700, но наиболее часто используют около 150. Точечный мас­саж БАТ, дошедший до наших дней из глубокой древ­ности, с честью выдержал проверку временем, доказав свою эффективность. Этот метод выгодно отличается относительной простотой и доступностью. В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и при проведении метода иглоукалывания, с той лишь разницей, что на БАТ воздействуют пальцем или ки­стью (рис. 1).

При углубленном изучении БАТ было установлено, что воздействие на точку стимулирует или успокаивает нервную систему, что зависит от способа, техники воз­действия; усиливает кровоснабжение, регулирует тро­фику тканей, желез внутренней секреции, уменьшает бо­лезненность, снижает нервное и мышечное напряжение. Применять массаж можно лишь при отсутствии абсо­лютных противопоказаний.

Противопоказания: наличие злокачественных и до­брокачественных новообразований любой локализации, высокая температура тела, активные формы туберкуле­за, язвенной болезни желудка, резкое истощение, забо­левания крови, состояние острого психического возбуж­дения, беременность и старческий возраст. Не следует делать точечный массаж натощак, а также при резких перепадах атмосферного давления. Следует отказаться от крепкого кофе, острой и соленой пищи.

Рис. 1. Положение пальцев и кистей рук

Методика. Важно максимально точно найти БАТ. В Китае для более точного определения точек исполь­зуется индивидуальный цунь — расстояние, образовав­шееся между складками средней фаланги при сгиба­нии третьего пальца (у мужчин на левой кисти, у жен­щин — на правой). Абсолютный цунь как единица из­мерения равен 2,5 см. Перед массажем нужно рассла­биться, постараться по возможности отвлечься от все­го постороннего, разогреть руки и осторожно нащупать точку кончиком пальца. При надавливании БАТ воз­никает ощущение боли или ломоты. Давление необхо­димо производить подушечкой пальца. Надавливание не должно быть грубым, резким, вызывать сильную боль или оставлять синяки. Оно должно напоминать каса­ние или легкое безостановочное поглаживание, при ко­тором используется тяжесть пальца или кисти. Если малыш жалуется на боль — массировать осторожнее, если возникает головокружение — массаж необходи­мо прекратить.

Движение пальца — горизонтально-вращательное, на­правленное по часовой стрелке, или вибрирующее, но всегда безостановочное. Вращение или вибрацию про­изводят в определенном темпе (замедляющемся или ускоряющемся и сочетают с некоторым давлением.

Древневосточные каноны успокаивающий массаж ре­комендовали делать только после захода солнца, во вре­мя полнолуния. Этот вид массажа характеризуется не­прерывным воздействием плавными медленными вра­щательными движениями без смещения кожи или на­давливанием подушечкой пальца с постепенным нарас­танием силы давления (без заметной ямки) и задерж­кой пальца на глубине. Прием повторяют 3-4 раза с возвращением каждый раз к исходному положению, не отрывая пальца от точки. Длительность массажа каж­дой точки 3-5 минут. Этот метод также эффективен при острой боли, бессоннице, тревоге, нервном возбуж­дении.

Тонизирующий массаж наиболее эффективен во вре­мя новолуния. Он характеризуется коротким сильным надавливанием и быстрым резким удалением пальца от точки. К тонизирующему методу относится и преры­вистая вибрация. Длительность воздействия 0,5—1 ми­нута. Этот прием также эффективен при судорогах и физическом утомлении. В коррекционной педагогике мы используем точечный массаж биологически актив­ных точек в работе с детьми, состояние и поведение ко­торых обусловлено остаточными явлениями органичес­кого поражения головного мозга (патологическая бере­менность, инфекции, родовые и черепно-мозговые трав­мы). Этот контингент детей довольно широко представ­лен в каждом детском учреждении. Их характеризует повышенная утомляемость, истощаемость нервной сис­темы, плохая переключаемость, неравномерная работо­способность, рассеянность, неусидчивость, расторможен-ность, драчливость или же пассивность, депрессивное со­стояние, плаксивость.

Мы убедились, что, воздействуя на БАТ, удается рас­слабить гипертонус, стимулировать функцию паретич-

ных мышц, снизить вегетативные и трофические рас­стройства, улучшить общее состояние ребенка, его рабо­тоспособность, снять повышенную возбудимость рече­вых центров, восстановить нарушенную нервную регу­ляцию речи.

В связи с тем, что точечный массаж прост и доступен широкому кругу населения, не имеет возрастных огра­ничений, мы постарались обучить родителей навыкам его проведения в домашних условиях. Чем раньше на­чата коррекция, тем выше эффект.

Мы в своей работе точечный массаж используем толь­ко на первых этапах. Затем постепенно обучаем детей элементам самомассажа. Взрослый человек, страдающий тем или иным недугом, тоже может прибегнуть к то­чечному самомассажу.

Необходимо настроиться на длительные занятия, ко­торые проводятся ежедневно в такой последовательнос­ти: между первым и вторым курсами —интервал семь дней; между вторым и третьим — три месяца. В даль­нейшем курсы повторяют в течение двух-трех лет че­рез каждые полгода. Курс включает 15 процедур. То­чечный массаж проводится не более 30 минут. В зави­симости от степени нарушения речи, поведения, от ком­пенсаторных возможностей, ребенка эффект точечного массажа может быть различным. Иногда уже после пер­вого курса наступает некоторое улучшение, но это не означает, что массаж надо прекращать. Если улучше­ние происходит не так быстро, не следует отчаиваться, необходимы настойчивость и время. Недаром говорят: «Терпенье и труд — все перетрут». В перерыве между курсами возможен рецидив. В этом случае массаж не­обходимо начинать без промедления. Главное в коррек-ционной работе — не упустить время.

Точечный массаж при дизартрии

В последние годы резко возрос процент детей с рече­вой патологией, обусловленной нарушениями иннерва-

ции органов артикуляции. Существенную помощь в кор­рекции дизартрии оказывает точечный массаж, кото­рый мы включаем в комплексное логопедическое воз­действие.

Рис. 2. Точечный массаж при дизартрии

Каждый курс и процедуру рекомендуется начинать с массажа точек 1 и 2, что повышает защитные силы ор­ганизма. Точку 1 массируют поочередно на левой и правой руке, а точку 2 — одновременно на обеих ногах. Ребенок при этом сидит, вытянув ноги. В первые два дня массируются точки 1 и 2. Во время третьей и чет­вертой процедур одновременно массируют симметрич­ные точки 3 и 4 шейно-воротниковой области. Проводя пятую и шестую процедуры, массируют точки 5 и б од­новременно с обеих сторон. С седьмой процедуры при­ступают к массажу БАТ на лице и голове — по две точки в день. На точки 7 и 8 воздействуют одновремен­но. При массаже точек 9, расположенных на расстоя­нии одного сантиметра от угла рта, рот должен быть слегка приоткрыт. Последовательно массируют и дру­гие точки (рис. 2).

Если у ребенка нарушена не только артикуляция, но и дыхание (при дизартрии, заикании, ринолалии), то вра­чи-рефлексотерапевты советуют воздействовать на точ­ки 14, 15, 16 и 17, ответственные за дыхательный акт в процессе речи.

Точки 16 и 17, которые массируют одновременно, под­ключают в следующей процедуре.

При воздействии на точки 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 13, 16, 17 ребенок должен сидеть; во время массажа точки 6 — лежать на животе, а точек 9, 10, 11, 12, 14, 15 — сидеть или лежать на спине, последнее предпочтительнее.

При дизартрии нарушается не только общая, но и мел­кая моторика, в результате чего возникает писчий спазм.

Точечный массаж при писчем спазме

Писчий спазм — это изменение моторики руки, при­водящее к нарушению акта письма при сохранения воз­можности выполнять рукой другие действия. Впервые описал Bruck (1891). Этиология неясна, но преимуще­ственно писчий спазм возникает вследствие дисфунк­ции экстрапирамидной системы при легких органичес-

ких церебральных нарушениях в результате неправиль­ного распределения тонуса мышц, принимающих учас­тие в письме. Судороги могут возникнуть в предплечье, плече, плечевом поясе, даже в шее и мускулатуре лица. Писчему спазму часто предшествуют эмоциональная неустойчивость, мнительность, повышенная возбудимость, длительное напряжение пишущей руки.

Для детей с речевыми нарушениями особенно харак­терны дисграфии, Дисграфия — частичное специфичес­кое нарушение процесса письма. С учетом нарушен­ных анализаторов выделяют три вида дисграфии: аку­стическую, оптическую, моторную. Для моторной харак­терны трудности движения руки во время письма. Эта

Рис. 3. Точечный массаж при писчем спазме

форма дисграфии может сопровождаться и неречевой симптоматикой — неврологическими нарушениями. Од­ним из таких проявлений является писчий сназм. Для него характерны нарушения координации движений рук и глаз, что у здоровых детей наблюдается только в пер­вые месяцы жизни. У дизартриков отсутствует плавное переключение взора, в результате чего при письме и чте­нии они недостаточно фиксируют его на строке, соскаль­зывают, теряют ее. Иногда отмечается выпадение полей зрения.

При целенаправленном коррекционном воздействии симптоматика писчего спазма постепенно сглаживает­ся. Результативность значительно выше при использо­вании комплексного метода, включающего фармакоте­рапию, физиотерапию, специальный комплекс лечебной гимнастики, пальчиковую гимнастику, иногда психоте­рапевтическую помощь. Существенный вклад в коррек-ционную работу вносят и нетрадиционные методы ле­чебной, коррекционной педагогики, в том числе и то­чечный массаж биологически активных точек, который оказывает неоценимую помощь в избавлении от писче­го спазма.

Массаж необходимо проводить длительно, повторны­ми курсами. Воздействовать на точки следует успокаи­вающим методом — приемом легкого касательного вра­щения по часовой стрелке в замедляющемся ритме в течение 3-5 минут на каждую точку.

Первые три точки массируются ежедневно, с них на­чинается каждый сеанс. К ним, чередуя по 2-3 в сеанс, добавляют остальные (рис. 3).

Точка 1 — несимметричная, находится на голове на серединной линии на пять цуней выше передней грани­цы волосистой части головы. Массировать в положе­нии сидя, наклонив голову вперед.

Точка 2 — симметричная. Массировать в положе­нии сидя поочередно справа и слева, рука лежит на столе.

Точка 3 — «точка лечения ста болезней» — симмет­ричная, находится на голени на три цуня ниже нижне-

го края надколенника и на один цунь кнаружи от перед­него края болыпеберцовой кости. Массировать одновре­менно в положении сидя с вытянутыми ногами.

Точка 4 — симметричная, находится на кисти на гра­нице тыльной и ладонной поверхностей кожи над V пястной кистью. Массируется поочередно в положении сидя, рука лежит на столе.

Точка 5 — «точка у большого холма» — симметрич­ная, находится на передней поверхности запястья, меж­ду сухожилиями. Массировать поочередно в положе­нии сидя, рука — на столе ладонью вверх.

Точка 6 — «точка у достаточного промежутка» — симметричная, находится на тыле стопы между голов­ками I и II плюсневых костей. Массировать одновре­менно, сидя, согнув ноги в коленях.

Точка 7 — «точка у извилистого прудика» — сим­метричная, находится в области локтевого сустава в конце складки, образующейся при сгибании руки в локте на стороне большого пальца. Массировать в положении сидя поочередно справа и слева, полусогнутая в локте рука лежит на столе ладонью вниз.

Точка 8 — «точка у небесного источника» — сим­метричная, находится на задней поверхности плеча,'на один цунь выше локтевой складки, образующейся на опущенной вниз руке. Массировать поочередно, в поло­жении сидя, рука вытянута и опущена вниз.

Точка 9 — «точка у трех промежутков на руке» — симметричная, находится на передней поверхности пред­плечья на два цуня ниже конца складки, образующейся при согнутой в локте руке. Массировать поочередно, по­лусогнутая в локте рука — на столе ладонью вниз.

При целенаправленном коррекционном логопедичес­ком воздействии писчий спазм постепенно сглажива­ется. Письменная речь значительно улучшается: исче­зает тремор, выравнивается строка, нормализуется на­жим и энергетические затраты ребенка сводятся к ми­нимуму. Опыт работы свидетельствует, что нетрадици­онные методы лечебной педагогики должны стать до­стоянием широкого круга населения, особенно самых

близких для ребенка людей: воспитателей, учителей и особенно родителей. В связи с этим необходимо шире пропагандировать эти знания, проводить семинары-прак­тикумы, обучать элементам самомассажа.

Точечный массаж при заикании

Заикание встречается чаще всего в детском и юно­шеском возрасте. Наиболее распространенная причина — испуг или психическая травма. Точечный массаж мо­жет оказаться хорошим дополнением к логопедичес­ким занятиям и медикаментозному фону, назначенно­му врачом. При этом рекомендуется избегать психи­ческих травм. Воздействие на точки следует проводить успокаивающим методом, приемом легкого надавлива­ния в течение 3-5 минут. На курс приходиться 12 ежед­невных сеансов, повторные курсы проводят с переры­вом в 7-10 дней (рис. 4).

Точка 1 — симметричная, находится на передней поверхности запястья между сухожилиями. Массиро­вать поочередно справа и слева в положении сидя, рука лежит на столе ладонью вверх.

Точка 2 — симметричная, находится на передней поверхности предплечья выше средней складки запяс­тья, между сухожилиями..

Точка 3 — симметричная, находится на задней по­верхности плеча выше локтевой складки вытянутой руки. Массировать поочередно, сидя, массируемая рука опущена вдоль туловища.

Точка 4 — симметричная, находится на голени ниже подколенника. Массировать одновременно, в положении сидя с вытянутыми ногами.

Точка 5 — симметричная, находится в углублении над скуловой дугой у основания ушной раковины. Мас­сировать одновременно, сидя.

Точка 6 — симметричная, находится на голени выше внутренней лодыжки. Массировать одновременно справа и слева в положении сидя.

Точка 7 — симметричная, находится на предплечье выше средней складки запястья, в углублении у шило-

видного отростка лучевой кости. Массировать пооче­редно, сидя, рука лежит на столе.

Точка 8 — несимметричная, находится на границе волосистой части головы по задней срединной линии. Массировать в положении сидя, слегка наклонив голо­ву вперед.

Точка 9 — симметричная, находится на границе тыль­ной и ладонной поверхностей кисти над головкой V пяс­тной кости. Массировать поочередно в положении сидя, рука лежит на столе ладонью вниз, пальцы полусобра­ны в кулак. Воздействовать на точку тонизирующим

Рис. 4. Точечный массаж при заикании

методом, приемом глубокого надавливания в течение 0,5-1 минуты.

При заикании точечный массаж рекомендуют про­водить ежедневно в течение 12 дней. После семиднев­ного отдыха курс повторить. Последовательно провести 3-4 курса. Ребенок во время массажа должен быть спо­койным, расслабленным. Избегать острой пищи, креп­ких напитков чай, кофе, — что возбуждает нервную си­стему, снижает эффект воздействия. Натощак или сра­зу после еды массаж проводить не рекомендуется.

А. Н. Асыкина

КОРРЕКЦИЯ АПРАКСИЧЕСКИХ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...