Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расстройств двигательной функции




У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

У детей с речевой патологией при органических по­ражениях центральной нервной системы резко наруша­ется вся моторика, поэтому мы, воспитатели логопеди­ческой группы, разработали и апробировали на детях-дизартриках с нарушениями движений, комплекс мето­дических приемов по устранению недостатков в разви­тии речевого и орального праксиса.

Основные цели и задачи нашей работы сводятся к следующему:

1. Уточнение поз рук и переключение с одной позы на другую.

2. Овладение на этой основе различными видами предметно-практической деятельности.

3. Подготовка артикуляционного уклада для пра­вильного звукопроизношения.

4. Система работы строится по принципу постепен­ного усложнения, тренировочных приемов, от простого предметного действия к отвлеченному жесту и сложно­му предметному действию.

Данная программа работы предусматривает воздей­ствие на праксический уровень реализации движений,

способствует увеличению объема движений паретичес-кой руки, а также нормализации мышечного тонуса. Обращение к жесту обусловлено взаимосвязью жеста и речи. Кроме того, оно способствует включению в ком­пенсаторный процесс двух взаимодействующих между собой полушарий мозга. Именно жест является наибо­лее важной, обобщенной схемой движения или действия (левое полушарие) и одновременно невербальным язы­ком (правое полушарие).

Опыт работы с детьми, имеющими речевую патоло­гию, позволил нам определить основные направления программы специальной работы по преодолению ману­альной апраксии. Программа построена с учетом спе­цифики апраксических расстройств двигательной функ­ции у детей с дизартрической симптоматикой. Цель программы — совершенствовать мелкую моторику руки и артикуляционный праксис с помощью специально по­добранных игр, заданий, творческое развитие детей, об­разование и воспитание с максимальным сохранением их физического и психического здоровья.

Не менее значимыми и интересными для развития ручного праксиса были используемые нами задания с бумагой: складывание и разворачивание, скручивание, скатывание, перелистывание, разрывание, разглажива­ние смятой газетной бумаги; различные задания по ори­гами: изготовление игрушек из бумаги (кошельков, цве­тов, птиц, пароходов и лодочек, пилоток и др.)

У наших детей часто наблюдалась вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой. Это было характерно для детей с паретической формой дизарт­рии. При спастической же форме наблюдалось чрезмер­ное напряжение и малая подвижность. Поэтому, учи­тывая специфику речевой патологии, развитие мотори­ки, а также своеобразие психических процессов, ком­пенсаторные резервные возможности детей логопеди­ческой группы, мы разработали программу по коррек­ции и развитию мелкой моторики у детей старшего до­школьного возраста с нарушениями речи.

Она состоит из трех блоков.

I блок включает выработку обобщенного зрительно­го образа предмета:

• обводка плоских фигур, изображающих различные предметы;

• рисование по опорным точкам;

• дорисовывание второй половины рисунка, что осо­бенно эффективно с точки зрения кинесиологии мозга;

• рисунок по образцу, без отрыва карандаша от бу­маги.

II блок включает выработку обобщенного тактиль­ного образа предмета:

• выкладывание мелкими предметами (фасолью, го­рохом, рисом и т. д.) или спичками, палочками различ­ных узоров по пластилину, нанесенному на фанеру, или по бумаге, покрытой клеем;

• мозаика из пластилина, выкладывание заданного ри­сунка шариками или колбасками на фанере или картоне;

• обклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы для цветов, чайника, самовара и т. п.;

• лепка геометрических фигур, цифр, букв, игрушек и различных предметов.

III блок включает выработку обобщенного двигатель­ного образа предмета:

• показ конкретных предметов жестом, например: ключ, очки, телефон;

• имитация жестом различных действий; пить, есть, шить, забивать гвозди молотком и т. п.;

• пантомимы, с помощью которых показываются ряд предметов или действий;

• отдельные виды восстановительно-коррекционной работы направлены на преодоление апраксии (пиману-альная координация).

Сюда вошли следующие виды работ:

^ плетение косичек, вышивание шнурком; завязыва­ние бантиков, галстуков, распашонок, фартуков и т. д.;

=> зашнуровывание ботинок, сапожка, рубашки;

=> вязание на спицах, вышивание шнурком по кон­туру предмета.

Имеющиеся к настоящему времени положительные результаты позволяют судить об эффективности дан­ной системы и необходимости дифференцированного подхода к мышечно-двигательным расстройствам и на­рушениям праксиса.

А. В. Епифанцев РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ

Задержка психофизического развития ребенка, вы­зываемая поражением центральной нервной системы, обязательно отражается на состоянии речевого аппара­та, нарушения которого в свою очередь еще больше уве­личивают отставание интеллектуального развития ре­бенка от его здоровых сверстников. Реабилитация этой категории детей невозможна без активной логопедичес­кой помощи на фоне фармакотерапии.

Успешному устранению дизартрических явлений мо­жет способствовать рефлексотерапия. В частности, воз­действие на биологически активные точки лица, нахо­дящиеся в пределах мимической и жевательной муску­латуры, приводит к снижению спастичности, что повы­шает подвижность и делает логопедические занятия более эффективными с точки зрения формирования нор­мального динамического стереотипа артикуляционно­го мышечного комплекса.

Рефлексотерапевт использует следующие точки на лице: Е-4 — ди-цан; Е-6 — цзя-чэ; VG-6 — жэнь-чжун; VC-24 — чэн-цзянь. Вторая группа мускулатуры, участ­вующая в формировании речи, представлена мышцами языка и мягкого неба и управляется биологически ак­тивными точками (БАТ): VC-22 — тянь-ту; VC-23 — лянь-цюань; Е-9 — жэнь-ин. Третья группа мышц — дыхательная мускулатура — нормализуется при воз­действии на БАТ: VB-20 — фэн-чи; VB-21 — цзянь-цзинь; VC-16 — чжун-тин; VC-17 — тань-чжун. Кроме названных местных точек, необходимо использовать от­даленные точки, расположенные на верхних конечное-

тях: GI-4 — хэ-гу; GI-10 — шоу-сан-ли; GI-11 — цюй-чи. Эффективны также две точки, расположенные на волосистой части головы: VG-20 — бай-хуэй; VB-4 — хань-янь.

На перечисленные точки можно воздействовать раз­ными способами в зависимости от отношения ребенка к процедуре, состояния его здоровья, реакции организ­ма и т. д. Это могут быть акупунктура, акупрессура, при­жигание, лазеропунктура, микроиглотерапия. Во всех случаях воздействие на точки должно осуществляться по тормозному типу, так как оно направлено на сниже­ние мышечного тонуса, ригидности. В заключение сле­дует подчеркнуть, что рефлексотерапия при дизартри-ческих нарушениях речи имеет вспомогательный ха­рактер и для достижения хорошего результата, стойко­го эффекта должна обязательно сочетаться с логопеди­ческими занятиями.

Более подробную информацию можно получить в сле­дующей литературе:

1. Гаваа Луфсан. Очерки методов восточной рефлек­сотерапии. Новосибирск, 1991.

2. Поваляева М. А. Точечный массаж в лечебной пе­дагогике // Педагогическая диагностика и коррекция речи. / Под ред. М. А. Повал.яевой, Ростов н/Д.: 1997.

3. Стояновский Д. Н. Частная рефлексология: Спра­вочник. Кишинев, 1991.

4. Табеева Д. М. Руководство по иглорефлексотера-пии. М., 1982.

О. Г. Борзова, О. В. Никогосова, М. А. Поваляева

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...