Расстройств двигательной функции
У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ У детей с речевой патологией при органических поражениях центральной нервной системы резко нарушается вся моторика, поэтому мы, воспитатели логопедической группы, разработали и апробировали на детях-дизартриках с нарушениями движений, комплекс методических приемов по устранению недостатков в развитии речевого и орального праксиса. Основные цели и задачи нашей работы сводятся к следующему: 1. Уточнение поз рук и переключение с одной позы на другую. 2. Овладение на этой основе различными видами предметно-практической деятельности. 3. Подготовка артикуляционного уклада для правильного звукопроизношения. 4. Система работы строится по принципу постепенного усложнения, тренировочных приемов, от простого предметного действия к отвлеченному жесту и сложному предметному действию. Данная программа работы предусматривает воздействие на праксический уровень реализации движений, способствует увеличению объема движений паретичес-кой руки, а также нормализации мышечного тонуса. Обращение к жесту обусловлено взаимосвязью жеста и речи. Кроме того, оно способствует включению в компенсаторный процесс двух взаимодействующих между собой полушарий мозга. Именно жест является наиболее важной, обобщенной схемой движения или действия (левое полушарие) и одновременно невербальным языком (правое полушарие). Опыт работы с детьми, имеющими речевую патологию, позволил нам определить основные направления программы специальной работы по преодолению мануальной апраксии. Программа построена с учетом специфики апраксических расстройств двигательной функции у детей с дизартрической симптоматикой. Цель программы — совершенствовать мелкую моторику руки и артикуляционный праксис с помощью специально подобранных игр, заданий, творческое развитие детей, образование и воспитание с максимальным сохранением их физического и психического здоровья.
Не менее значимыми и интересными для развития ручного праксиса были используемые нами задания с бумагой: складывание и разворачивание, скручивание, скатывание, перелистывание, разрывание, разглаживание смятой газетной бумаги; различные задания по оригами: изготовление игрушек из бумаги (кошельков, цветов, птиц, пароходов и лодочек, пилоток и др.) У наших детей часто наблюдалась вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой. Это было характерно для детей с паретической формой дизартрии. При спастической же форме наблюдалось чрезмерное напряжение и малая подвижность. Поэтому, учитывая специфику речевой патологии, развитие моторики, а также своеобразие психических процессов, компенсаторные резервные возможности детей логопедической группы, мы разработали программу по коррекции и развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Она состоит из трех блоков. I блок включает выработку обобщенного зрительного образа предмета: • обводка плоских фигур, изображающих различные предметы; • рисование по опорным точкам; • дорисовывание второй половины рисунка, что особенно эффективно с точки зрения кинесиологии мозга; • рисунок по образцу, без отрыва карандаша от бумаги. II блок включает выработку обобщенного тактильного образа предмета: • выкладывание мелкими предметами (фасолью, горохом, рисом и т. д.) или спичками, палочками различных узоров по пластилину, нанесенному на фанеру, или по бумаге, покрытой клеем; • мозаика из пластилина, выкладывание заданного рисунка шариками или колбасками на фанере или картоне;
• обклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы для цветов, чайника, самовара и т. п.; • лепка геометрических фигур, цифр, букв, игрушек и различных предметов. III блок включает выработку обобщенного двигательного образа предмета: • показ конкретных предметов жестом, например: ключ, очки, телефон; • имитация жестом различных действий; пить, есть, шить, забивать гвозди молотком и т. п.; • пантомимы, с помощью которых показываются ряд предметов или действий; • отдельные виды восстановительно-коррекционной работы направлены на преодоление апраксии (пиману-альная координация). Сюда вошли следующие виды работ: ^ плетение косичек, вышивание шнурком; завязывание бантиков, галстуков, распашонок, фартуков и т. д.; => зашнуровывание ботинок, сапожка, рубашки; => вязание на спицах, вышивание шнурком по контуру предмета. Имеющиеся к настоящему времени положительные результаты позволяют судить об эффективности данной системы и необходимости дифференцированного подхода к мышечно-двигательным расстройствам и нарушениям праксиса. А. В. Епифанцев РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ Задержка психофизического развития ребенка, вызываемая поражением центральной нервной системы, обязательно отражается на состоянии речевого аппарата, нарушения которого в свою очередь еще больше увеличивают отставание интеллектуального развития ребенка от его здоровых сверстников. Реабилитация этой категории детей невозможна без активной логопедической помощи на фоне фармакотерапии. Успешному устранению дизартрических явлений может способствовать рефлексотерапия. В частности, воздействие на биологически активные точки лица, находящиеся в пределах мимической и жевательной мускулатуры, приводит к снижению спастичности, что повышает подвижность и делает логопедические занятия более эффективными с точки зрения формирования нормального динамического стереотипа артикуляционного мышечного комплекса. Рефлексотерапевт использует следующие точки на лице: Е-4 — ди-цан; Е-6 — цзя-чэ; VG-6 — жэнь-чжун; VC-24 — чэн-цзянь. Вторая группа мускулатуры, участвующая в формировании речи, представлена мышцами языка и мягкого неба и управляется биологически активными точками (БАТ): VC-22 — тянь-ту; VC-23 — лянь-цюань; Е-9 — жэнь-ин. Третья группа мышц — дыхательная мускулатура — нормализуется при воздействии на БАТ: VB-20 — фэн-чи; VB-21 — цзянь-цзинь; VC-16 — чжун-тин; VC-17 — тань-чжун. Кроме названных местных точек, необходимо использовать отдаленные точки, расположенные на верхних конечное-
тях: GI-4 — хэ-гу; GI-10 — шоу-сан-ли; GI-11 — цюй-чи. Эффективны также две точки, расположенные на волосистой части головы: VG-20 — бай-хуэй; VB-4 — хань-янь. На перечисленные точки можно воздействовать разными способами в зависимости от отношения ребенка к процедуре, состояния его здоровья, реакции организма и т. д. Это могут быть акупунктура, акупрессура, прижигание, лазеропунктура, микроиглотерапия. Во всех случаях воздействие на точки должно осуществляться по тормозному типу, так как оно направлено на снижение мышечного тонуса, ригидности. В заключение следует подчеркнуть, что рефлексотерапия при дизартри-ческих нарушениях речи имеет вспомогательный характер и для достижения хорошего результата, стойкого эффекта должна обязательно сочетаться с логопедическими занятиями. Более подробную информацию можно получить в следующей литературе: 1. Гаваа Луфсан. Очерки методов восточной рефлексотерапии. Новосибирск, 1991. 2. Поваляева М. А. Точечный массаж в лечебной педагогике // Педагогическая диагностика и коррекция речи. / Под ред. М. А. Повал.яевой, Ростов н/Д.: 1997. 3. Стояновский Д. Н. Частная рефлексология: Справочник. Кишинев, 1991. 4. Табеева Д. М. Руководство по иглорефлексотера-пии. М., 1982. О. Г. Борзова, О. В. Никогосова, М. А. Поваляева
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|