Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике




Фитотерапия

Фитотерапия — лечение с помощью лекарственных растений. Она имеет глубокие корни как в нашей стра­не, так и за рубежом. Еще в XI в. до н. э. вавилоняне широко использовали растения в лечебных целях. Часть глиняных табличек, обнаруженных в библиотеке асси­рийского царя (XII в. до н. э.), содержит описание ле­карственных трав, а в столице Ассирии, Ниневии, был найден сад лекарственных растений. Египтяне еще за четыре тысячи лет до н. э. составили некоторое подо­бие фармакологии с описанием применявшихся тогда лекарственных растений.

Важно привлечь внимание врачей, педагогов, дефектологов и родителей к необходимости использования лекарственных растений как эффективного лечебного и профилактического средства при различных речевых аномалиях, для восстановления умственной и физичес­кой работоспособности, устранения усталости, вялости, астенического синдрома, профилактики нарушений моз­гового кровообращения, расстройств памяти, устранения бессонницы, нервозности, восстановления мышечного то­нуса.

При спастической форме дизартрии фитотерапевты рекомендуют использовать настои из скорлупы кедро­вых орешков, из цветков календулы, семян укропа, от­вары донника лекарственного. Хороши ванны из на­стоя чабреца, отвара свежих пихтовых веток.

При паретичной форме дизартрии хороший эффект дают настои из женьшеня обыкновенного, марьина корня, гречихи посевной, мордовника обыкновенного; ванны из отвара трав: пшеницы, донника, лапчатки серебристой. Для беспокойных детей — отвары смеси трав чертополоха и подмаренника мягкого. Для по­вышения работоспособности, улучшения памяти, кон­центрации внимания рекомендуют отвары зверобоя, ландыша, настойки женьшеня, а также сырые овощи, особенно сок капусты. Эффективно втирание масла из плодов можжевельника в сочетании с точечным массажем по методике К. А. Семеновой (1979). Все это следует делать под строгим наблюдением врача. К сожалению, сведений по использованию нетрадици­онных методов в коррекции речевых нарушений в лечебной педагогике недостаточно. Этот вопрос тре­бует дальнейшего, более глубокого, изучения и внед­рения в практику.

«В невежестве нашем разумнее доверять природе, не­жели цивилизации», — писал известный всему миру ав­стралийский врач-натуропат Поль Брэгг. И действитель­но, лекарственные растения нередко предпочтительны и при заболеваниях глаз. Многовековой опыт народной медицины, как подчеркивает В. Т. Запорожцев, во всем, что касается лечения заболеваний глаз и улучшения остроты зрения, первое место отводит чернике. Стакан сухих ягод нужно залить с вечера холодной водой на два пальца выше уровня черники. Утром съесть размо­ченные ягоды за 30 мин до завтрака. В зимнее время курс лечения — два месяца. В сезон рекомендуют есть свежие ягоды по стакану в день. Повышает остроту зре­ния, снижает усталость глаз, улучшает функцию сетчат­ки отвар из свежих или высушенных листьев черники, собранных до ее цветения. 4-5 столовых ложек листь­ев нужно заварить литром кипятка, подержать в теп­лом месте около часа. Пить вместо чая по два стакана в день зимой и весной.

Способностью повышать остроту зрения обладает на­стой плодов шиповника. Стакан сухих плодов заливается литром кипятка и в закрытой посуде кипятится 10—15 мин на медленном огне. Настояв 3 часа, проце­дить и пить ежедневно по половине стакана за 1 час до еды.

Сушеные и свежие плоды китайского лимонника, произрастающего на Дальнем Востоке, а также сок и варенье из них помогут усилить чувствительность пе­риферического и центрального зрения, ускорить при­выкание глаз к темноте, что важно для летчиков, моря­ков, железнодорожников, шоферов, охотников.

Ягоды рябины содержат значительное количество ви­тамина А. Из-за этого они положительно влияют на сетчатку глаза. Ягоды облепихи способствуют восста­новлению нарушенного сумеречного зрения при кури­ной слепоте (гемералопии). Стакан морковного сока, выпиваемый ежедневно натощак в течение 3 месяцев, также улучшает зрение.

Разумеется, все рецепты хорошо в каждом конкрет­ном случае согласовать с врачом. Возможно, какое-то лекарственное растение вам противопоказано из-за со­путствующего заболевания. Возможны и иные ситуа­ции, которые вам надо обговорить с лечащим врачом. А может так случиться, что вам жизненно необходимы медикаменты, а фитотерапия — лишь подспорье. Об этом вам тоже скажет врач.

Эффект от лекарственных растений значительно выше, если параллельно с фитотерапевтическими про­цедурами проводятся массаж глаз, их промывание, а также специальные упражнения, стимулирующие нерв­ные окончания, улучшающие кровообращение, снимаю­щие усталость.

Укрепление мускулатуры глазных мышц, своевремен­ная коррекция зрения — основа профилактики мотор­ных и оптических дизрафий, для которых характерны потеря строки, сужение полей зрения, смешение сход­ных по написанию букв, зеркальное письмо.

При неврозоподобном заикании используются сбо­ры лекарственных растений, обладающих противосудорожным и успокаивающим действием.

Сбор № 1:

Вереск обыкновенный, трава, 40 г; сушеница топяная, трава, 40 г; пустырник пятилопастный, трава, 40 г; яз­венник многолистный, трава, 40 г; валериана лекарствен­ная, корни, 40 г.

1 с.л. смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать 8 часов, процедить и выпить за день в 4-5 приемов перед едой и перед сном.

Сбор № 2

Шиповник коричневый, плоды, 60 г; чернобыльник, трава, 60 г; вереск обыкновенный, трава, 40 г; подмарен­ник настоящий, трава, 40 г; пшеница широколистная, трава, 40 г.

1 с.л. смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать 30 минут, процедить и выпить за день в 4-5 приемов, за 10-15 минут до еды и перед сном.

Сбор № 3

Клевер горный, трава, 20 г; душица обыкновенная, трава, 20 г; буквица лекарственная, трава, 20 г; одуван­чик лекарственный, трава, 20 г; череда трехраздельная, трава, 20 г; мята перечная, лист, 20 г.

1 с.л. смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать 30 минут, процедить и выпить за день в 4-5 приемов, за 10—15 минут до еды и перед сном.

Сбор № 4

Чернобыльник, корни, 20 г; мать-и-мачеха, лист, 20 г; синюха лазурная, корни, 10 г; донник лекарственный, трава, 10 г; сирень обыкновенная, цвет, 10 г.

1 с.л. смеси на 0,5 л воды, кипятить 5 минут, насто­ять 30 минут, процедить и выпить за день в 4 приема, за 15-30 минут до еды и перед сном.

В результате комплексной коррекционнои работы уда­ется с помощью лекарственных трав не только нормали­зовать сон детей, снять усталость, раздражительность, по­высить работоспособность, память, внимание, но и улуч­шить общее состояние детей с речевой патологией.

Продуманное использование фитотерапии с учетом многовекового опыта народа, индивидуальных компен­саторных возможностей каждого ребенка, структуры речевого дефекта, его этиологии и патогенеза дает воз­можность создать благоприятную почву для работы по коррекции речевых нарушений или личностно-эмоциональных отклонений в поведении.

При паретической форме дизартрии рекомендуют­ся следующие сборы.

Сбор № 1

Душица обыкновенная, трава, 40 г; зоря лекарствен­ная, трава, 20 г; зверобой продырявленный, трава, 10 г; василек луговой, розовый, соцветия, 20 г.

1 с.л. смеси на стакан воды, кипятить 10 минут, за­тем настаивать 20 минут, процедить, выпить за день в 3-4 приема, до еды.

Сбор № 2

Синюха лазурная, трава или корни, 10 г; чернобыль­ник, трава, 20 г; первоцвет весенний, цветы, 20 г; мята перечная, лист, 20 г; прострел раскрытый, трава, 10 г; донник лекарственный, трава, 10 г; чернокорень, кор­ни, 10 г.

1 с.л. смеси на стакан воды, кипятить 10 минут, за­тем настаивать 20 минут, процедить, выпить за день в 3-4 приема, до еды.

При спастичнои форме дизартрии эффективны сле­дующие сборы.

Сбор № 1

Брусника, лист, 50 г; зверобой продырявленный, тра­ва, 50 г; клевер шуршащий, трава, 50 г; тысячелистник обыкновенный, трава, 50 г.

1 с.л. смеси на стакан воды, кипятить 5 минут, затем настоять 30 минут, процедить, выпить за два раза в день — через час после еды (в обед) и перед сном.

Сбор № 2

Тмин обыкновенный, плоды, 100 г; ромашка аптеч­ная, соцветия, 60 г; валериана лекарственная, корни, 40 г; пустырник пятилопастный, трава, 100 г; толок­нянка обыкновенная, лист, 100 г. ___._~.—-

_ с.л. смеси на стакан воды, кипятить 5 минут, насто­ять 30 минут, процедить и выпить в два приема за день, через час после еды (обеда) и перед сном.

АроматотерапИЯ

Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспо­собностью. Физиолог Д. И. Шатенштейн в 1939 г. впер­вые научно обосновал и экспериментально доказал, что некоторые обонятельные раздражители влияют на мно­гие функции и особенно на работоспособность.

В Японии проблему повышения производительности труда и снижения уровня утомляемости предложили решать с помощью различных запахов. Фирмой «Сумицу» разработано более 20 вариантов фитокомпозиций ароматов цветов и растений. Так, например, число оши­бок у программистов и машинисток снижается: при вдыхании запаха лаванды — на 20%, жасмина — на 30%, лимона — на 54%. Ароматы лаванды и розмарина действуют успокаивающе и устраняют состояние стрес­са, запахи лимона и эвкалипта возбуждают нервную систему и повышают работоспособность. Эфирное мас­ло садового чабреца прекрасно действует на нервную систему. Мигрень и тошнота отступают при вдыхании аромата мяты. Длительное вдыхание лаванды обеспе­чивает снотворный эффект, так же, как ромашки, вале-рияны, тимьяна, фенхеля и мелиссы.

Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта тонизируют, а фитокомпозиций из базилика, майорана, кориандра, роз­марина, мяты, лаванды, тимьяна и вербены создают аро­маты, прекрасно успокаивающие перевозбужденную не­рвную систему. Это наблюдение должно занять достой­ное место в лечебной педагогике, особенно в работе с гиперактивными детьми.

Английский врач Р. Бах создал в 30-х гг. целую се­рию лечебных цветочных эссенций (около 40 разновид­ностей), которые оказывают воздействие на централь­ную нервную систему. Р. Бах был глубоко убежден, что результаты реабилитации в первую очередь зависят от состояния психики пациента. Он рекомендовал настой­ку ивы, которая снимает напряжение, приводит человека в состояние равновесия. Она снимает раздражитель­ность, плаксивость, жалость к себе. Настойка остроли­ста уменьшает злобность, раздражительность, снижает­ся чувство ревности. Для того чтобы проверить, подхо­дит ли настойка ребенку, достаточно втереть несколько капель в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц.

Ароматотерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20-30 мин. Курс лечения — от 10 до 20 сеансов. Он показан для ослабленных, угне­тенных или, наоборот, перевозбужденных детей.

Муз ыкотерапия

Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физи­ческое состояние человека, знали еще в Древней Гре­ции и в других странах. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, ус­покаивает. Наиболее чувствительны к плеску волны, шуму дождя люди, родившиеся под знаком Рыбы, Рака, Скорпиона, чья стихия — вода.

Однако врачуют не только естественные, но и искус­ственно созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучша­ют настроение. В конце прошлого века И. Р. Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, достав­ляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердеч­ных сокращений, способствуют расширению сосудов, нор­мализуют артериальное давление, стимулируют пище­варение, повышают аппетит. Раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект. Известно, что с помо­щью музыки облегчается установление контакта с че­ловеком. Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. Положительное эмоциональное воз­буждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему.

Ученые заметили, что музыка действует избиратель­но — в зависимости от характера произведения, от ин­струмента, на котором она исполняется. Так, например, игра на кларнете влияет преимущественно на кровооб­ращение. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему; а флейта оказывает расслабляющее воздей­ствие.

Самый большой эффект от музыки — это профилак­тика и лечение нервно-психических заболеваний. Она снимает меланхолию, а если верить библейской легенде, то царя Саула уберегли от приступов безумия игрой на арфе. По признанию известной французской писатель­ницы Ж. Санд, музыка лечила ее значительно эффек­тивнее, чем доктора.

Говоря о значимости музыки, психотерапевт С. Мамулов свидетельствует, что на некоторых людей она вли­яет даже острее, чем слово. Музыка может умиротво­рять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение, раз­вязывать агрессивность. Излишне громкая музыка с под­черкнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Те совре­менные ритмы, которые, как горный обвал, обрушива­ются на человека, подавляют нервную систему, увели­чивают содержание адреналина в крови, чем могут вы­звать стресс. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бет­ховена оказывает удивительное антистрессовое воздей­ствие.

В развитых странах (Японии, Германии, Дании, Шве­ции) музыкотерапия заняла достойное место. Созданы даже научные общества музыкотерапевтов, готовятся специалисты этого профиля. Интересными были док­лады психотерапевтов из Германии, которые приезжа­ли в Ростов-на-Дону в мае 1995 г. Их лекции вызвали интерес среди ученых и студентов консерватории, педагогического и медицинского университетов. Врачи уни­верситетской клиники Мюнхена успешно используют музыкотерапию при лечении детских церебральных параличей. А в последние годы к обычному лечению больных врачи добавили слушание произведений Бет­ховена и Моцарта, так как хорошее настроение, поло­жительный фон помогают избавиться даже от язвы же­лудка.

В Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психического состояния человека на производстве, в школе, вузе и т. д., а в на­стоящее время музыка стала одним из элементов ро­довспоможения. Беременные женщины по совету вра­ча предоставляют неродившемуся ребенку возможность слушать определенные мелодии. То, что плод восприни­мает звуки, ни у кого не вызывает сомнения. Установ­лено, что при использовании музыкотерапии число ос­ложнений в родах резко уменьшается, а малыши появ­ляются на свет более спокойными.

В шведских городках в палатах для рожениц также часто звучит музыка. Предпочтение отдается концер­там Моцарта. Ученые считают, что именно этой музы­ке акушеры обязаны необычайно низким показателем ранней детской смертности.

В нашей стране до недавнего времени лечебные воз­можности слышимого звука медиками практически не использовались и не изучались. А. Р. Гуськов впервые использовал звуковую стимуляцию, т. е. передачу зву­ковых сигналов через кожу в нужном направлении. Он получил данные, что звуковая частота 3 кГц обладает наиболее выраженным физиологическим воздействи­ем. Опыты показали, что даже если работоспособность, к примеру, почек снизилась на 1/3, с помощью звуковой стимуляции, опираясь на резервные возможности чело­века, точнее, на функции внутренних органов, можно практически полностью их восстановить. Эффект стой­кий, восстановленная функция сохранялась годами. Несколько позже этот метод усилиями А. Р. Гуськова и его сотрудников прекрасно зарекомендовал себя и в лечении желудочно-кишечных заболеваний, патологий печени с нарушением функций желчевыводящих пу­тей.

Специальные исследования показали, что наиболь­шим возбуждающим действием обладают музыка Ваг­нера, оперетты Оффенбаха, «Болеро» Равеля, «Весна свя­щенная» Стравинского с их нарастающим ритмом. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми, паретичными детьми. Правда, восприятие музыки очень индивидуально и требует много сил и знаний для грамотного подбора мелодий.

Нами было замечено, что легкая спокойная музыка датского композитора и музыканта Франсиса Гойи ус­покаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. Слу­шая эту музыку, никто не позволял себе громко кри­чать и шалить. «Каприз № 24» Никколо Паганини в современной обработке, наоборот, повышает тонус орга­низма, настроение. Музыка, отвлекая внимание от не­приятных образов, способствует концентрации внима­ния. Уравновешиванию нервной системы способствова­ли фонограмма леса, пение птиц, пьесы из цикла «Вре­мена года» П. И. Чайковского, «Лунная соната» Бетхо­вена.

Наукой установлено, что бесшумная обстановка от­рицательно влияет на психику человека, поскольку аб­солютная тишина не является для него привычным окружающим фоном, что следует учитывать в повсе­дневной практике. И пока учреждения здравоохране­ния и образования не повернулись в должной степени лицом к проблеме музыкотерапии, энтузиастам-педаго­гам, врачам, родителям приходится подбирать «звуча­щее лекарство» самостоятельно. Таким образом, нетра­диционные методы лечебной педагогики действитель­но помогают человеку. Если вы подавлены, грустны, тре­вожны и хотите выйти из этого состояния, не ищите сразу же мажорную музыку. Вначале, как советуют пси­хотерапевты, музыкотерапевты, послушайте что-нибудь мелодичное, задумчивое, «сочувствующее» вам, а затем жизнерадостное, бодрящее. Постепенно этот музыкаль­ный поток как бы захватит вас и унесет все ваши про­блемы.

Многими исследователями подчеркивается необхо­димость дифференцированного подхода к выбору му­зыкальных произведений для создания расслабления, отдыха или, наоборот, для повышения тонуса и работо­способности. Приводятся характеристики музыкальных произведений, отражающих определенные эмоциональ­ные состояния человека.

Серьезные исследования по данному вопросу были проведены В. М. Бехтеревым. Он считал, что среди вспо­могательных средств общения, пожалуй, самым дей­ственным и организующим является музыка.

Восприятие музыки не требует предварительной под­готовки и доступно детям, которым нет еще и года. Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкаль­ный язык должны соответствовать возрасту ребенка, умерять слишком возбужденные темпераменты и ше­велить заторможенных детей, регулировать координа­цию движений.

Цель занятий с использованием музыкотерапии — создание положительного эмоционального фона реаби­литации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого измене­ния социального и личностного статуса); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсор­ных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.

Так как в последнее время музыкотерапию выделяют как целое направление в психотерапии, она выполняет ряд психокоррекционных задач, которые тесно перепле­таются с психотерапевтическими, включают ряд основ­ных пунктов тренировочной программы (Г. Гельниц, Г. Шульц-Вульф, 1985). Наиболее важными для детей-ло­гопатов являются тренировка наблюдательности, разви­тие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных спо­собностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики.

Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достига­ется музыкальным оформлением различных игр, спе­циальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.

Музыкальная ритмика широко используется при ле­чении двигательных и речевых расстройств (тиков, заи­кания, нарушений координации, расторможенности, мо­торных стереотипов), коррекции недостаточного психо­моторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. С детьми дошкольного возраста она осуществлялась в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхатель­ной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе.

Музыка может быть использована преимущественно во время выполнения самостоятельной работы, когда ис­ключается речевое общение. Исключение составляет мелочтение с заикающимися детьми.

Громкость звучания должна быть строго дозирован­ной. Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим.

Разработка и проведение музыкотералии в детском и подростковом возрасте требует творческого сотруд­ничества с врачами, психологами, музыкальными педа­гогами. Использование музыкотерапии при речевых патологиях органического происхождения оказалось весьма оправданным и перспективным за счет мощно­го воздействия музыки на эмоциональную сферу чело­века. Анализ литературных источников доказывает благотворное влияние определенных музыкальных про­изведений на интеллектуальную деятельность. Так, оп­ределены механизмы положительного влияния музы­ки на учебную деятельность, повышение мотивации уче­бы, возрастание удовлетворенности учением.

Из работ ряда ученых-дефектологов мы узнаем, что музыкотерапия содержит систему разнообразных диф­ференцированных методов, одни из которых являются, безусловно, традиционными, другие определенным об­разом модифицированы в соответствии со спецификой речевого нарушения. Музыкотерапия включает: прослу­шивание музыкальных произведений; пение песен; рит­мические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности.

Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направ­ление работы способствует: улучшению общего эмо­ционального состояния детей; улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, рит­мичность, координация, плавность, серийная организа­ция движений); коррекции и развитию ощущений, вос­приятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

Таким образом, опыт работы по использованию му­зыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имею­щими речевую патологию, подводит к следующим вы­водам:

1) использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится абсолютно всем де­тям;

2) лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внима­ния своей новизной, отвлекать от главного;

3) продолжительность прослушивания должна состав­лять не более 10 минут в течение всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.

Хромотерапия

Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывалось мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Наши далекие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздража­ют, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. При­чем воздействие их на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и пе­дагогам необходимо это знать и учитывать в своей работе.

Помимо зрительных образов глаз выполняет важней­шую функцию восприятия световой энергии и цвето­вых эффектов. Через рецепторы зрительного нерва осу­ществляется проведение энергии цвета и цветовых ощу­щений из внешнего мира к различным отделам цент­ральной нервной системы. Ученые доказали, что, изме­няя световой и цветовой режимы, можно воздейство­вать на функции вегетативной нервной системы, эн­докринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме.

Даже вода, налитая в бутылки разного цвета, под воз­действием лучей солнца приобретает определенные хи­мические свойства и может быть использована в меди­цине. Красный, стимулирующий, цвет тонизирует, си­ний успокаивает нервы, пурпурный очищает кровь, уст­раняет болезни печени.

Педагогам, психологам, врачам и родителям необхо­димо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образователь­ном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.

Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли спазматического происхождения, понижает аппетит. Людям умственного труда легче работать в комнате с синей лампой или синими шторами на окнах. В обыч­ной практике отмечено, что голубой цвет оказывает тор­мозящее действие при состоянии психического возбуж­дения.

Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей.

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стиму­лирует психические процессы.

Зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настрое­ние. Поэтому, когда человек утомлен, он инстинктивно стремится попасть в оптимальную для него геоцвето­вую среду — к зеленому лесу, лугу, зеленовато-голубой воде. Зеленый цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспале­ний, при ослабленном зрении.

Крупнейший русский невропатолог В. М. Бехтерев исследовал влияние цветовых ощущений на скорость психических процессов. Опыты показали, что близкие к тепловой части спектра красные цвета производят тонизирующее действие, розовый тонизирует при по­давленном состоянии, а желтый цвет, цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.

По данным французского ученого Фере, при облуче­нии кисти человека различными лучами меняется сила сжатия кисти: под действием оранжевого цвета она увеличивалась в 1,5 раза, а красного — в 2 раза по срав­нению с обычными условиями. Немецкий психоневро­лог Гольштейн установил, что если человека с завязан­ными глазами облучить красным светом, он стремится развести руки; при освещении синим — свести. Объяс­нение этому факту найти трудно. Возможно, что этот феномен связан с различной степенью активации крас­ным и синим цветом особых двигательных структур мозга, относящихся к экстрапирамидно-церебральному комплексу.

Ученые заметили, что любой предмет, приковываю­щий к себе внимание, помогает мысленно сконцентри­роваться. Длительное рассматривание цветного камушка придает мыслям стройное течение, в результате чего может прийти оптимальное решение волнующей проб­лемы.

Камни бывают полезны не только при лечении забо­леваний, но и при соматической ослабленности челове­ка, когда требуется пополнение энергии. Установив, что

ослаблено, хромо- или литотерапевт советует носить камень, цвет которого соответствует ослабленной чак­ре. Даже употребление овощей и фруктов нужного цве­та, а также ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект, особенно чувствительным людям. Целительная сила природы, минералов, многовековой опыт наших пред­ков должны широко использоваться для сохранения и укрепления здоровья.

 

С. В. Васильцова

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...