Нравственное учение книги Притчей.
В своих притчах Соломон призывает слушателей направить стопы на путь праведности и святости, который является единственно верным путем, ведущим к Богу. Человек, стремящийся к праведности и святости, еще здесь, на земле начинает получать воздаяние. «Стезя праведных, как светило лучезарное, которое более и более светлеется до полного дня» (Притч. 4, 18). «Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно» (Притч. 10, 9). Согласно учению книги Притчей путь к мудрости начинается с труда и воздержания во всем. Хозяйственность восхваляется как добродетель, а лень порицается. «Ленивец зимою не пашет: поищет летом – и нет ничего» (Притч. 20,4). «Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб» (Притч. 20,13). В отношениях с ближними доброжелательность должна соединяться с осторожностью. Читатель призывается к справедливости и к милосердию. «Всякий день он сильно алчет, - говорится про бедняка, - а праведник дает и не жалеет» (Притч. 21, 26). В то же время в притчах содержатся высказывания и против чрезмерной, неразумной щедрости. Значительное место уделяется в книге вопросам семейной жизни и воспитания детей. Автор выступает против грехов, разрушающих семью, таких как пьянство и прелюбодеяние. «Блудница – глубокая пропасть, и чужая жена – тесный колодезь; она, как разбойник, сидит в засаде и умножает среди людей законопреступников» (Притч. 23, 27 – 28). «Не смотри на вино, как оно краснеет, как искрится в чаше..., впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты» (Притч. 23, 31 – 34). Он рассматривает семью как залог благополучия на земле. Тех, кто не заботится о сохранении и упрочении семьи, автор увещевает, указывая на страх перед Богом и человеческим осуждением.
В книге Притчей уделяется внимание и учению о власти. Власть должна опираться на премудрость. «У меня совет и правда: Я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду» (Притч. 8, 15 – 16), - говорится от имени Премудрости. Идеальная власть должна быть, по воззрениям автора, прежде всего справедливой. Очень много говорится о власти и о справедливости, что именно справедливость является главной отличительной чертой правильной власти, угодной Богу. Что цари и вообще судьи не д.погрешать на суде, притеснять бедных. Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся (14,31). В устах царя - слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде. (16,10) Мерзость для царей - дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол. (16,12). Прикрывающий проступок ищет любви, а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга. (17,9) Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом. (17,15) Нехорошо обвинять правого и бить вельмож за правду (17,26). Милость и истина охраняет царя, и милостью он охраняет престол свой (20,28). Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва (21,3). Кто говорит виновному: "ты прав", того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена, а обличающие будут любимы, и на них придет благословение. (24,24-25). Сердце царя в руке Господа, как потоки вод, он захочет – направляет его (21,1). Часто говорится о том, что предпринимать войну царь д.после тщательного совещания с вельможами. Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну (20,18). С обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний (24,6). Носитель власти есть защитник обездоленных. Характерно, что одно из имен Божиих, встречающихся в книге, - «Защитник сирот».Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи, потому что Защитник их силен; Он вступится в дело их с тобою (23,10-11).
Власть должна опираться на премудрость: 8,14-15 - У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду. Еще одна тема - тема дружбы. Кто хочет иметь друзей, тот сам д.быть дружелюбный, и бывает друг, более привязанный, нежели брат (18,25). Друг любит во всякое время, и как брат, явится во время несчастья (17,17). Говорится и о том, что важно во время подавать добрый совет и доброе слово. Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его (12,25). Много обличений женщин сварливых и злых. Лучше жить в земле пустынной, нежели с женой сварливою и сердитою (21,19). Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме (25,24). Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная (11,22). Екклесиаст Книга Екклесиаст (ивр. קהלת — «коэ́лет»; др. греч. Ἑκκλησιαστής). Название книги — греческая калька с еврейского слова «коэлет»[16], что означает проповедника в собрании; поэтому в греческом переводе с иврита и, соответственно, в христианском каноне подавляющего большинства конфессий книга называется Екклесиаст или Экклезиаст (др.-греч. ἐκκλησιαστής — «оратор в собрании»). Это наименование книги указывает на то, что её писатель берёт на себя роль церковного проповедника или учители, так что и самая книга по своему содержанию и изложению есть слово церковного проповедника. Авторство книги Книгу предваряет надписание «Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме» (Еккл. 1,1). Так как лишь один сын Давида, Соломон, был царем в Иерусалиме, то ясно, что авторство книги усваивается написанием именно ему. Автором книги с глубокой древности признавался — как в еврейском, так и в христианском предании — царь Соломон. Хотя имени его буквально и не значится в книге, но лицо, символически принимающее на себя имя Екклесиаста, называет себя сыном Давидовым и заявляет, что он царь Иерусалимский, а в заголовке сирийского перевода прямо стоит: «книга Когелета, то есть Соломона, сына Давидова, царя Иерусалимского». Толкователями неоднократно высказывалось мнение, что «Екклесиаст» написан Соломоном в старости и является плодом его покаяния в невоздержанной жизни. Однако это обстоятельство не решает окончательно вопроса об авторстве.
Это древнее предание об авторстве Соломона было поколеблено в XVII веке Гроцием, который высказал сомнение в её принадлежности Соломону. Следует, правда, заметить, что ещё в Талмуде были определённые сомнения — хотя автором считался Соломон, утверждалось, что записана книга была позже. Сомнение было подхвачено и обосновано целым рядом последующих протестантских учёных, которые уже решительно отрицали подлинность этой книги. Поколебались мнения и касательно времени написания книги, расходясь между собой не менее чем на восемь столетий. Так, Нахтигалль относит её ко времени между Соломоном и Иеремией (975—588 г. до н. э.), Шмидт и Ян — к 699—588 г. до н. э., Делич — к 464—332 г. до н. э., Гитциг — к 204 г. до н. э., а Грец — к царствованию Ирода Великого. Основанием для этого служат внешние и внутренние её признаки, не соответствующие духу времени Соломона. Там встречаются иностранные — персидские и арамейские — слова; изображаются бедствия жизни, каких не было при Соломоне; вводятся отвлеченно-философские термины, не встречающиеся в других библейских книгах. Книга «Екклесиаст» переполнена арамеизмами даже в большей степени, чем книги Ездры и Неемии. В тексте книги содержится много отвлеченных философских терминов. В ней имеются также слова, свойственные талмудической литературе. (См. Олесницкий. Книга Екклесиаста. – С. 156-157). Один исследователь сказал, «что если бы Соломон написал книгу Екклесиаста, то не было бы никакой истории еврейского языка». Во всяком случае тогда нельзя было бы считать Соломона автором книги Притчей (2 Лоп. – С.5). Многие считали Екклесиаст поздним произведением, т.к. язык Притчей и Екклесиаста совсем разный, и невозможно их приписать одному автору. Однако другие исследователи указывали на явную древность лексики, еще до месопотамского периода, и соотв. обороты речи. Впрочем, слишком мало данных, чтобы судить о развитии древнееврейского языка и о влиянии на него др.языков. Т.е. то, что одни считают арамеизмами, другие, наоборот, считают допленным языком. Наконец, есть мнения (меньшинство), что обе книги относятся к одной эпохе.
В тексте книги находятся также места, которые позволяют усомниться в авторстве Соломона. Так Екклесиаст говорит о себе: «Я был царем над Израилем в Иерусалиме» (Еккл. 1,2). Соломон царствовал в Иерусалиме до конца жизни. Поэтому он не мог употребить в данном случае прошедшее время. В другом месте говорится от имени автора: «Я возвеличился и приобрел мудрости больше всех бывших прежде меня над Иерусалимом» (Еккл. 1, 16). До Соломона царем в Иерусалиме был только Давид. Поэтому множественное число кажется здесь неуместным. Впрочем, епископ Филарет (Филаретов) полагает, что Соломон мог здесь иметь в виду языческих правителей города. Святитель Филарет Московский не был уверен в авторстве Соломона. «К сожалению, обращение Соломона не столь достоверно, как его заблуждение. Книга Екклесиаста по-видимому (т.е. предположительно) есть памятник его покаяния», - писал он. Состав книги Книга сравнительно небольшая по объему – 12 глав. При отсутствии строгой последовательности книга имеет введение (1:1-2) и четыре основные части (речи): 1 часть (1:12-2:26) 2 часть (3:1-5:1-9) 3 часть (6:1-8:15) 4 часть (8:16-12:8) и заключение (эпилог) (12:9-14). Во введении говорится о ничтожестве жизни, о её однообразии и забвении постоянно повторяющихся её явлений. В первой части (речи) Екклесиаст повествует о предпринятой им попытке найти счастье в знании космических, стихийных явлений в том, что обычно называется мудростью. Но его усилия были только "суетою и томлением духа". Вторая речь изображает суетность явлений в жизни человеческой, социально-общественной деятельности. Чтобы не потеряться среди существующего круговорота противоположностей, человек должен с верою и смирением покоряться велениям Божиим и быть внимательным в своих отношениях к скоропреходящим делам этого мира. В третьей речи обобщаются рассуждения предыдущих и выводится заключение, что цель человеческой жизни заключается в нравственном воспитании для жизни загробной, где судом Божиим окончательно будет установлено полное соответствие между счастьем и нравственными достоинствами человека. Последняя речь Екклесиаста излагает учение о значении земной жизни человека по отношению к загробной, ибо за гробом невозможна будет никакая деятельность, улучшающая там состояние. Проповедник наставляет заботиться здесь о неустанном совершенствовании добрых дел, для которых и создал Бог человека (8:16-9:10).
Последние шесть стихов, составляющие эпилог книги, дают нам сведения об Екклезиасте как писателе книги и говорят о спасительном значении слов самых мудрых. В заключение определяется сущность нравственного учения Екклесиаста, наставление бояться Бога и хранить Его заповеди, - ибо всякое дело приведет Бог на суд (12:14).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|