Время, место и цель написания.
О времени написания кн. Премудрости можно судить только предположительно, на основании находящихся в этой книге намеков на современное писателю положение египетских иудеев. Все толковники согласны в том, что при жизни писателя египетские иудеи подверглись какому-то тяжкому несправедливому гнету со стороны языческого правительства, имевшему характер религиозного преследования. Обращаясь к истории, мы находим, что в царствование трех первых Птолемеев иудеи не терпели никакого гнета и даже пользовались расположением правительства. Только при Птоломее IV Филопаторе, когда он после окончания 4-й сирийской войны (221–217 до Р. X.) возвратился из Палестины в Египет в сильном раздражении против палестинских иудеев, началось религиозное преследование иудеев в Египте. Это преследование египетских иудеев описано в 3-й книге Маккавейской и притом такими чертами, какие мы находим и в кн. Премудрости Соломона (2:12–17 ср. 3 Мак I и II; I:11–12 ср. 3 Мак II:19–20; Прем. II:19–20 ср. 3 Мак III:1). Отсюда можно заключить, что кн. Премудрости написана в конце царствования Птолемея IV-го, ок. 221–217 г. до Р. X. Местом написания книги Премудрости был Египет и, вероятнее всего, Александрия. Автор ее знаком с иудейско-александрийской философией; в своей книге делает намеки на египетскую религию (12:24; 15:16–19). Относительно цели написания книги на основании неоднократных увещаний и обращений писателя к судьям земли, правителям народов и царям (1:1; 6:1), составилось мнение, что книга Премудрости Соломона написана была главным образом для царей (египетских или сирийских) и назначалась для передачи им. Но более внимательное изучение книги убеждает в том, что главных читателей кн. Премудрости, которых имел в виду писатель при ее составлении, нужно предполагать внутри самого иудейства, а не вне его. Печальное состояние иудейско-александрийского общества побуждало писателя представить сознанию современных ему египетских иудеев истину теократической идеи ветхозаветной веры во всем ее свете, указав им на великое и славное будущее Израиля в грядущем царстве Божием, на небе и на земле.
Структура и содержание книги Главным предметом кн. Премудрости Соломона является учение о премудрости. Мудрость писатель книги рассматривает с двух сторон: 1. как она есть сама по себе, в своем первоисточнике — Боге; это премудрость объективная, или божественная, и 2. как она отражается в человеческом духе; это мудрость субъективная, или человеческая. Рассматривая премудрость в первом отношении, писатель изображает ее как вечно присущее Богу начало откровения и действия Его в мире, как средоточие божественных совершенств, открывающихся в миротворении и мироуправлении; во втором отношении Премудрость есть входящее в дух человеческий от Бога начало всякого высшего духовного совершенства, приводящее человека к бессмертию. Соответственно постепенному раскрытию этой идеи премудрости вся книга может быть разделена по своему содержанию на три части. · В первой части (1–5 гл.) премудрость изображается, как руководительница к блаженному бессмертию, вопреки ложному мнению иудейских вольнодумцев, отрицавших бессмертие. · Во второй части (6–9 гл.) от лица царя Соломона писатель излагает учение о существе премудрости, ее происхождении и свойствах, о необходимости и значении обладания ею, равно как и об условиях ее достижения. · В третьей части (10–19 гл.) писатель примером из древней истории своего народа доказывает, что только премудрость делала этот народ счастливым; напротив, недостаток ее приводил отдельных людей и целые народы (египтян, хананеев) к гибели.
Также кроме учения о премудрости предметом содержания книги Премудрости Соломона служит учение об истинной богооткровенной религии, как проявлении Премудрости Божией, и об идолопоклонстве, как порождении заблуждающегося ума человеческого. В начале книги автор ставит цель обличить нелепость и гибельность язычества, выяснить истинность и спасительность богооткровенной иудейской религии, а чрез то и другое - утешить страждущих и научить их терпению и стойкости в вере и благочестии. Писатель сначала изображает современное ему состояние язычников, - господствующих и угнетающих, - и иудеев, которые, будучи почитателями истинного Бога и праведными, терпят гонения от язычников (1-2). В следующих четырех главах он говорит о несомненности награды праведным страдальцам и неизбежности наказания гонителей-язычников, если не здесь на земле, то за гробом. В обличение язычников, полагавших, что наряду с богами жизни и неба существуют боги смерти и ада, писатель Премудрости Соломона высказывает ряд догматических положений и учит, что «Бог смерти не сотворил», и случающаяся теперь гибель живых существ не радует Его, потому, что при творении все было назначено к бытию, а не к уничтожению, и все живые существа носят в себе источник жизни: ада разрушения в них нет, нет и царства ада на земле (1, 13-14). Причина же смерти нравственная, а не субстанциальная: «праведность бессмертна» и теперь (1:15).Именно нечестивые своими делами и словами привлекают её и делаются достойными вкусить её жребий (1:16). А между тем это противно сущности природы человеческой, потому что «Бог создал человека для нетления», сотворив его «образом собственной сущности», по которой Бог вечен и всеблажен (2:23 ср. Быт.1:27). Но зависть диавола к такому высокому назначению человека ввела в мир смерть, и теперь внутренне, по существу, духовно и телесно вкушают её те, которые принадлежат к уделу диавола (1: 24 ср. Ин.8:44). Праведник же, если и скончается, в покое будет и душа его в руце Божией: страдание же и смерть имеют для него лишь искусительное и искупительное значение, так что ранняя кончина его и жестокие страдания служат лишь к уверованию в истинности его будущего прославления.
Таким образом важными с богословской точки зрения свидетельствами книги являются слова «Бог смерти не сотвори» (Прем. 1:13) и «завистию диаволею смерть вниде в мир» (Прем. 2:24). Учение о Премудрости. Наиболее важной с точки зрения учения о премудрости для нас является седьмая и восьмая главы. «Комментируя ее, святитель Иоанн Златоуст говорит: «О Христе же говорится и далее: от премудрости Божией я получил ведения всего: «в руке Его и мы и слова наши» (7:16). Потом – какова эта премудрость, и как она пришла к людям: «она — одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет» (7:27). Эту премудрость, – говорит, – я и возлюбил от юности моей и получил от нее все блага телесные и духовные. Познав величие премудрости, я просил Господа, чтобы мне дан был Дух Святой, просвещающий меня в ней» [22, т. 6, кн. 2, c. 672]». Раскрытию учения о Премудрости предшествует речь Соломона, устами которого писатель говорит о том, что он имел общее со всеми людьми телесное происхождение, чувствовал ту же самую беспомощность при рождении, что и все люди, и будет иметь один со всеми конец - смерть. Итак. Всякий человек по своей природе немощен - он нуждается в помощи Премудрости, она для человека ценнее всех благ земных. Главное сокровище Премудрости в том, что она приводит человека "в содружество с Богом", т.е. в тесное общение (с Ним): «Без хитрости я научился, и без зависти преподаю, не скрываю богатства ее, 14ибо она есть неистощимое сокровище для людей; пользуясь ею, они входят в содружество с Богом, посредством даров учения». Руководитель к мудрости – Бог: «Только дал бы мне Бог говорить по разумению и достойно мыслить о дарованном, ибо Он есть руководитель к мудрости и исправитель мудрых. Ибо в руке Его и мы и слова наши, и всякое разумение и искусство делания. Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней»(15-20)
Премудрость Божия действует во всем мире, все образует и приводит в порядок, Она – «художница всего». «Она есть дух разумный...»: «Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего. Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи» (Прем. 7:21-23).[17] Духом Премудрость названа, как действующая и открывающая сила Божия, существующая сама в себе и являющаяся средоточием различных свойств и действий, ей непосредственно принадлежащих. Таким образом, в существе Божественной Премудрости, как действующей в мире силы, нельзя мыслить ничего материального. Эта мысль дается в понятии «Дух». Согласно мысли автора под премудростью нужно понимать особую Божественную силу, воздействующую на дух человека, как сверхъестественное благодатное воздействие, ипостасный характер премудрости менее очевиден: «Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков» (ст. 24-27). Эта терминология используется и новозаветными писателями. Апостол Павел говорит о Сыне Божьем: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте» (Евр. 1:3). «Мы проповедуем Христа распятого,... Божию силу и Божию премудрость... От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:24-30). В другом послании он говорит, что во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3). Учение об идолопоклонстве С 10-й главы начинается второй отдел, в котором, то же учение о неразумии неверия и идолопоклонства и плодотворности следования мудрости Божией развивается и доказывается не теоретически и догматически, как в первом отделе, а практическим путем опыта и истории - на примерах лиц и народов. В оправдание этого опыта писатель рассматривает историю патриархов Адама, Ноя, Авраама, Иакова, которые спаслись мудростью, и нечестивых египтян и хананеев, наказанных Богом за их нечестие (Х-ХII). Чтобы выявить заслуженность этого наказания, писатель в следующих трех главах говорит об идолопоклонстве, - об его происхождении и значении, и затем снова возвращается к событиям времен исхода евреев из Египта и продолжает параллель между евреями и египтянами в их исторических взаимоотношениях. В 13 и 14 главах писатель книги говорит о сущности и происхождении идолопоклонства.
1. При этом он различает отдельные формы и виды идолопоклонства: 2. обоготворение явлений и сил природы (политеизм натуралистический); 3. обоготворение произведений рук человеческих (фетишизм); 4. обоготворение животных (зоолатрия); 5. предкопочитание; История происхождения идолопоклонства такова. Стремление к познанию Бога вложено в человека прирожденно. По естественному своему влечению люди пытаются чрез изучение сил природы познать Бога. Но, будучи обремененными греховными и суетными в деле богопознания, они не смогли из рассматривания видимых красот мира узнать их Творца и обоготворили стихии мира. Хотя эти люди достойны осуждения, так как, хорошо изучив природу, они не сумели узнать её Творца, однако они заслуживают и снисхождения, так что пред судом Бога они не безответны. Но самому строгому осуждению подлежат те из язычников, которые обоготворяли бездушных истуканов - изделия рук человеческих. Такой вид идолопоклонства абсолютно бессмысленным считает писатель, нелепым и ничем не оправдываемым заблуждением человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|