Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Около полуночи охотник и собака опять сидели у небольшого костра. 1 глава




Угроватова Т.Ю.

У 27        Подсказки на каждый день: Русский Язык; на уроке в 5 классе: продолжение популярной серии рабочих тетрадей, подготовлен­ных на основе изучения достижений в педагогической практике, созданных для занятий в школе и дома, для коллективной и индивидуальной работы: В 2 тетр. Тетр. 1. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 154 с. — ISBN

 

 

Обложка художника И.Исаева

Редактор Т. Ленская

 

 

© Т. Ю. Угроватова, 2001

© Оформление П. П. Угроватов


ОТ АВТОРА

 

 

Дорогие родители и ученики! Материал этой рабочей тетради расположен в соответствии с программой учебного комплекса под редакцией проф. В. В. Бабайцевой. На страницах «Подсказок…» можно и нужно писать и рисовать при выполнении отдельных заданий.

Ведут уроки сразу два «учителя» — Пёс и Кот. Они объясняют новый материал, предлагают задания и упражнения, закрепляющие полученные знания. Всё это, как правило, носит игровой, творческий характер.

При создании рабочей тетради использованы книги по предмету, изданные в разное время. Считаю, вам понадобится список этих книг.

 

 

& Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. — Минск, 1965;

& Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М.: Просвещение, 1995;

& Ахременкова Л. А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. — М.: Просвещение, 1995;

& Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — М.: Просвещение, 1995;

& Бурмако В. Н. Русский язык в картинках. — М.: Просвещение, 1991;

& Гдалевич Л. А., Фудим Э. Д. Уроки русского языка в 5 классе. — М.: Просвещение, 1991;

& Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. — М.: Просвещение, 1987;

& Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М.: Просвещение, 1991;

& Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. — Л.: Просвещение, 1990;

& Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М.: Просвещение, 1985;

& Никитина Е. И. Уроки русского языка. 4 класс. — М.: Просвещение, 1985;

& Панов М. В. Занимательная орфография. — М.: Просвещение, 1984;

& Постникова И. И., Зинченко Т. Н., Моранькова М. П., Подгаецкая И. М. Это непростое простое предложение. — М.: Просвещение, 1985;

& Постникова И. И., Подгаецкая И. М. Фонетика — это интересно. — М.: Просвещение, 1992;

& Прохоренко К. И. Материалы для упражнений по грамматике и правописанию. — М., 1963;

& Словарь устаревших слов / Сост. Н. Г. Ткаченко, И. В. Андреева, Н. В. Баско. — М.: Рольф, 1997;

& Словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов. — М., 1985;

& Тимофеев Б. Н. Правильно ли мы говорим? — Лениздат, 1961;

& Успенский Л. В. По дорогам и тропам языка. — М.: Детская литература, 1980;

& Хазанова Л. С., Цвайг Л. В. Русский язык. Практическое руководство в пяти частях. — Минск, 1992;

& Шкатова Л. А. Подумай и ответь. — М.: Просвещение, 1989;

& Всё наоборот / Составитель Г. Кружков. — М.: Просвещение, 1992;

& Литература и фантазия / Составитель Л. Е. Стрельцова. — М.: Просвещение, 1992.

¿ Здравствуй, дружок!

¾ Здравствуй, любезный читатель!

¿ Только что ты открыл необычную книгу. Книгу, в которой впервые, наверное, учителями будем мы, домашние существа.

¾ Я бы сказал точнее: твои любимые друзья.

¿ Мы с Котом очень долго готовили этот труд.

¾ Мы прочли множество книг, лучшие из которых цитируем и ссылаемся на них. Зачастую это очень старые издания, но они всё равно очень интересны и полезны.

¿ Теперь это твоя рабочая тетрадь. В ней ты можешь писать и рисовать сколько хочешь.

¾ Мы придумали для тебя много различных заданий и упражнений… Например, часто просим тебя сочинить сказку. Но не обычную, а грамматическую. А это не просто любая необыкновенная история, но история о чудесах, происходящих с «жителями» Страны Русского Языка: частями речи, членами предложения, буквами и словами. Ведь задача героев такой грамматической сказки — напоминать нам о бессмертных правилах русского языка.

¿ В книгу включены истории, сочинённые Ф. Кривиным, Н. Балак, Н. Александровичем, В. Бурмако... Да и наших с Котом сказок, придуманных специально для тебя, здесь немало. Кроме того, ты можешь посмотреть в конец второй тетради. Там есть «Приложение» со сказками учеников 5-го класса одной из школ г. Калининграда.

¾ Ещё хочу объяснить тебе, что такое Сборник Удивительных Диктантов. Вот насочиняешь ты и твои одноклассники много необычных текстов — фантастических, сказочных, детективных, а потом запишешь их в одну толстую тетрадку. Это и будет ваш собственный сборник творческих работ. Мы решили его назвать Сборник Удивительных Диктантов, а вы можете назвать как угодно…

¿ В нашей тетради есть ещё одно необычное задание — нарисовать портрет Суффикса, или портрет Существительного, или портрет другой части речи. Твоя задача — нарисовать то, что ты считаешь нужным. Как ты себе их представляешь? Во что они «одеты»? Какие у них характеры? В «Приложении» есть один портрет — не нарисованный, а словесный.

¾ Чтобы суметь нарисовать карту материка Русский Язык или государства Морфология, надо внимательно прочитать наши пожелания, разобраться в связях между государствами (разделами русского языка), между «жителями» этих государств и городов. Подсказку ты найдёшь дважды — в начале первого и в начале второго тома.

¿ Образец песенки Существительного смотри в «Приложении». По­пробуй сам сочинить что-либо подобное, а потом пропеть на свою (или чужую, подходящую) мелодию.

¾ Тебе встретится необычный значок ?. Он будет стоять там, где тебе предстоит решить, как следует написать слова: слитно, раздельно или через дефис.

¿ И последнее. Главное — будь смелым, уверенным, любознательным. Когда ты вникнешь в жизнь «обитателей» материка Русский Язык, тебе будет небезразлична их судьба, ты их полюбишь и будешь стараться не обижать слова своими ошибками и равнодушием. Именно для этого мы и решились написать наши «Подсказки».


 

Орфография

§1.

§1. Орфоргамма

Вот расположились наши учителя: Пёс и Кот. Они уже готовы к уроку. А ты?

¿ Доброе утро, дружок! Начинаем наш первый урок — путешествие по просторам Русского Языка!

Представь себе, что Русский Язык — это огромный материк, стра­ны — разделы науки о языке, города — соответствующие научные терми­ны, и каждая река, каждое озеро, каждая, даже самая маленькая, гора имеет своё имя.

Сегодня мы берёмся за изучение Грамматики. Это не просто страна, а, скорее, Объединённое Королевство, включающее в себя два государ­ства — Морфологию и Синтаксис. Морфология изучает части речи, Синтаксис — части предложения или текста.

К Грамматике тесно примыкает дружественное государство Орфо­графия — раздел науки о языке, изучающий правила письма.

В этом государстве столицей — главным понятием, научным тер­мином — является понятие

Ты сумеешь вписать его в эти окошки и в заглавие параграфа только тогда, когда выполнишь задание.

1. Первую букву этого слова ты дважды найдёшь в фамилии создателя «Золотого ключика, или Приключений Буратино», она там вторая и шестая.

2. Со второй начинается название изучаемой нами дисциплины. Прочитай его.

3. Третью букву ищи в фамилии немецкого сказочника, написавшего сказку «Маленький Мук» (там она последняя).

4. На четвёртом месте повторяется первая буква.

5. С пятой начинается название части речи, обозначающей действие.

6. Шестая буква тоже повторяется, она уже встречалась нам в этом слове на втором месте.

7. На седьмом месте стоит первая буква алфавита.

8, 9. Восьмая и девятая одинаковые, они повторяют первую букву названия части речи, к которой относятся слова: я, ты, мы.

10. Последняя, десятая буква повторяет седьмую.

Теперь, когда ты вписал буквы и знаешь, что это за слово, объясни, как ты понимаешь его значение. Запиши ответ.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

¾ Учёные по-разному определяют, что же такое орфограмма. Выбери любое определение столицы государства Орфография.

¼ Орфограмма — это:

· место, где возможна ошибка (ошибкоопасное место);

· такое написание слова, которое соответствует определённому правилу.

Кстати, в слове может не быть орфограмм, или не все части слова могут являться орфограммами.

Изучаемые орфограммы можно разделить на несколько групп: буквы, обозначающие гласные звуки; буквы, обозначающие согласные звуки; Ь и Ъ; слитное и раздельное написание…

Ты уже понял, что ошибкоопасное место возникает оттого, что в русском языке (да и в других языках тоже) написание не всегда соот­ветствует произношению.

¿ Я научу тебя для обозначения звука использовать транскрипцию — написание этого звука в квадратных скобках. Мы будем сопоставлять звуки и буквы и убедимся, что они часто не совпадают. Так, слово Кот пишется так же, как и произносится, совсем не то со словом Пёс. Первая буква этого слова обозначает звук [ п ']; вторая буква — ё — звук [ о ], третья — звук [ с ], обозначение звука и буквы здесь совпадут.

Проделай сам эту работу с простыми словами, укажи в скобках, как звучат выделенные буквы.

Сказка — рассказ — здесь — радостный — цифра — счёт — девчонка — ёжик —

½ Упр. 1

Распредели слова в колонки.

Зима, лето, весна, осень, ёлка, теперь, яркий, дверь, юла.

Слова, в которых звуков

больше, чем букв меньше, чем букв столько же, сколько и букв
     
     
     

½ Упр. 2

Начни составлять карту материка Русский Язык. Используй свои знания и учебник.

½ Упр. 3

Подчеркни имена существительные. Укажи падеж.


На весь дом смеялись дети:
«Мы в лугах поймали ветер,
Сеть накинули — и вот
Он под яблоней живёт».
Только что вы ухватили?
Горстку камешков и пыли.

Кто в окошко ливнем бьёт?
Кто смеётся во весь рот?
Кто играет с тучей в прятки?
Кто завил горох на грядке?
«Ветер!» — дети закричали
И как ветер убежали.


¾ Хочешь, подскажу? В детстве я часто путал русский и родной кошачий языки, не различал именительный и винительный падежи, а потом узнал чудесный способ проверки. Итак, начнём.

На весь дом — именительный или винительный падеж? Чтобы это определить, замени слово дом на любое имя существительное 1-го скло­нения (например, на мою маму кошку). Потому что:

  единственное множественное
именительный кошка кошки
винительный вижу кошку кошек

Твой ответ: на весь дом —                                                                   
падеж.

Есть ещё одна подсказка: в именительном падеже слово не терпит предлога.

¿ Следующее задание: выпиши шесть имён существительных в той форме, в какой они стоят в тексте.

,,,
,,.

 

Что это?                                                                                                  
А что означает этот знак —?                                                                  
Что ещё есть в слове, кроме                                                                          
Правильно,  . Почему он так называется?        
                                                                                                                          
В одном из самых старых и интересных толковых словарей — «Толковом словаре» Владимира Ивановича Даля — это многозначное слово имеет одно очень любопытное значение: источник, начало. «Мои корни — в Москве, Петербурге, Калининграде». Таким образом,

¼ корень слова — общая часть родственных слов, в которой заключено их основное лексическое значение.

Найди путём подбора родственных слов корни в следующих словах, выдели их.

Смеялись, накинули, ухватили, завил, закричали, убежали.

А окончания есть в этих словах? Как это проверить?

Он                                                                                                           
Она                                                                                                         
Они                                                                                                              

Что ещё можно выделить в этих словах? Верно,. Выдели их.

¾ Стоп! Ещё минуту — и ты пропустишь новый термин, очень важный! Чтобы назвать его, тебе придётся поразмыслить. Такая лёгкая, почти спортивная разминка нужна тебе, как мне зарядка для хвоста.

Итак, слово состоит из семи букв.

1. Первую букву ищи на втором месте в названии первого падежа.

2. Со второй начинается название раздела науки о языке, изучающе­го ошибкоопасные места.

3. С третьей — название того падежа, в котором слово отвечает на вопросы кого?чего?.

4. Четвёртую — ищи в слове, обозначающем раздел науки о языке, который изучает части речи (там она тоже на четвёртом месте).

5. Пятая совпадает с четвёртой и седьмой буквами в названии части речи, к которой относятся слова быстро, легко, ярко, внизу.

6. Шестая совпадает с первой.

7. А завершает слово буква, которую ты можешь найти на третьем месте в названии части речи, обозначающей действие.

Что же это за слово? Впиши его в клеточки.

 

А что оно означает?

Ладно, подскажу. Корень, суффикс, приставку, окончание. Все эти части слова и есть морфемы. Тебе важно знать, в какой морфеме находи­тся орфограмма — в корне, суффиксе или приставке.

½ Упр. 4

Выдели все приставки прямо в тексте. Закончи строку, дописав в стихотворение Даниила Хармса пропущенные слова.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе                                                                                      .

 

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый                                                                                 .

 

Пирог, ножи и вилки тут,                                                                     
Но что-то гости                                                                                      .

 

Я ждал, пока хватало сил,                                                                    
Потом кусочек                                                                                         .

 

Потом подвинул стул и сел                                                                   
И весь пирог в минуту                                                                              .

 

Когда же гости подошли,                                                                     
То даже крошек                                                                                        .

 

½ Упр. 5

Определи, в каких словах корни выделены неправильно. Запиши вывод.

Пи рог, по рог, рог а, луж ок, луг а, с луг а, нор а, нор ка, ми нор.

                                                                                                                
                                                                                                                

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                

 

¿ Сейчас мы с Котом разыграем сценку. Ты с соседом по парте можешь прочитать её по ролям вслух.

¿ Здравствуй, Котик, мой дружок!

¾ Здравствуй, Пёсик, труженик!

¿ Что это ты с утра такой весёленький, чистенький, миленький?

¾ Я люблю, когда солнышко светит и мышка готовится выйти из норки, потому я в хорошем настроении. А что это у тебя за книжечка в руках, умненький ты мой?

¿ Это рабочая тетрадь для тех, кто хочет научиться правильно писать.

½ Упр. 6

Выдели в диалоге Кота и Пса уменьшительно-ласкательные суф­фиксы, напиши или нарисуй портрет суффикса еньк.

½ Упр. 7

Корню ход холодно. Он раздет. Надень на него приставки и суффиксы.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                

                                                                                                                     

¾ Вот и заканчивается первый параграф, над которым мы с тобой потрудились вместе. Мы просим тебя сделать наш групповой портрет — мой и Пёсика. Дай нам имена, чтобы тебя отныне сопровождали твои собственные Пёс и Кот. Может, у тебя дома они уже есть?

§2. Правописание безударных гласных в корне слова

¾ Что было бы, если бы мы писали так, как слышим? Представь себе, что ты получил письмо от своего друга Пёсика.

Дарагой друк, здраствуй!

 
Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки.
Зато часта бывайу взаапарки, фкино, наречьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.
                    Дасвиданьи.
                                                                       Пьос

½ Упр. 8

Перепиши письмо, исправив все ошибки. Подсказку ищи в конце книги.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

«Хорошо живётся ударной гласной корня, — пишет в своей книге для детей В. Бурмако, — все её отчётливо слышат, видят и правильно пишут. А как быть безударной бедняжке? Помоги ей, поставь её под ударение, и она в благодарность так отчётливо зазвучит, что правильно написать её не составит никакого труда!»

Вдичка —, гра —, хдить —.

½ Упр. 9

А теперь сам вставь буквы, записывая в скобках проверочные слова. Знаешь ли ты, что означает выделенное слово?

Ногу слну () отдвил () сверчок.
Слон — гра (), а сверчок с вершок.
Слон заплакал: «Дрнной () сверчок!
Двил () бы ноги другим сверчкам,
А то слнам признваться () срам,
Что ногу слну отдвил сверчок».

Из зарубежного фольклора

¿ Если ты не ответил на вопрос упражнения, тебе поможет маленькое путешествие… по страницам словаря.

& Путешествие по страницам словаря

Вершок — старинная русская мера длины, равная 4, 4 см.

Словарь устаревших слов

¾ В стихотворении говорится: Слон — гора, а сверчок с вершок. Сравни это с образным выражением от горшка два вершка. Запиши, что это означает.                          
                                                                                                                          
                                                                                                                               

½ Упр. 10

Прочитай диалог. О чём он? Постарайся превратить его в правило, которое ты сформулируешь сам.

— А, здравствуйте!

— Извините, я не А, я О.

— О, значит, тёзка! А голос у тебя совсем как у А.

— Стань на моё место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос.

— Что же у тебя за место такое?

— Периферия. Ты вот в центре, тебе всё внимание, а обо мне кто помнит?

Разговор происходит между двумя гласными: Ударным О и О Безударным.

— Конечно, — жалуется Безударный, — слог у меня не тот. В твоём положении легко звучать. Я бы на твоём месте ещё не так звучал!

— Но ведь я под ударением, — напоминает Ударный. — Стань под ударение — и звучи. Кто тебе мешает?

Безударный произносит какой-то звук, больше напоминающий А, чем О, и умолкает.

— Так договорились? — не унимается Ударный. — Ты станешь Ударным, а я Безударным.

Молчит Безударный, хмурится. Ему не хочется меняться. Кому же охота ставить себя под удар?

Ф. Кривин

Итак, запиши своё правило.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                

 

Что означает ставить себя под удар? Какая здесь игра слов?

                                                                                                                
                                                                                                                

                                                                                                                

 

½ Упр. 11

Найди ошибкоопасные места, запиши проверочные слова.

Раз учительница в школе
Посоветовала Коле:
«Проверяя, не спеши,
Букву к буковке спиши».

                                                                                                  

 

½ Упр. 12

Почему по-разному пишутся одинаково звучащие слова?

Деревенский старожил
Сад колхозный сторожил.

                                                                                                  

 

Исправь ошибки, подбери и впиши проверочные слова.

1) Мальчик полоскал собаку (). 2) Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону (). 3) Все спустились с горы, а Витя всё слизал (). 4) Мама отварила дверь (). 5) Заколись, и тогда не будешь болеть ().

¿ Не кажется ли тебе, что нам пора снова отправиться в путе­шествие?

& Путешествие по страницам словаря

Старожил — человек, который много лет живёт в каком-нибудь одном месте.

Словарь русского языка

½ Упр. 13

Составь текст диктанта из трудных слов на правописание без­ударных гласных, проверяемых ударением, — таких слов в тексте должно быть не меньше десяти (это может быть маленькая сказка). Твой сосед по парте напишет её под твою диктовку. Лучшие тексты войдут в Сборник Удивительных Диктантов, который мы соберём к концу учебного года.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

½ Упр. 14

Найди безударные гласные в корне, которые легко проверить ударе­нием. Рядом напиши проверочное слово. Найди и подчеркни безударные гласные, которые проверить нельзя. Что означает выделенное слово?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...