Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Около полуночи охотник и собака опять сидели у небольшого костра. 2 глава




Идёт коза. Видит: лоза —                                                                  
по забору вьётся, козе не даётся,                                                       
словно смеётся.                                                                                     
— Ты чего, лоза, —
говорит коза, —                                                                                     
такая егоза?

Занимаешься вздором,                                                                          
лазаешь по заборам!                                                                             
Это что за пример                                                                                
по части манер?                                                                                   
Отвечает лоза:                                                                                    
— Да ты сама, коза,                                                                             
не в золоте бирюза!                                                                              
Задира-дереза, хитрющие глаза.                                                         
Ведь хочешь меня съесть,                                                                    
как же мне не лезть?

Н. Горбачёва

Как выполнить упражнение, нам подскажет сказочник-языковед В. Бурмако.

Проверяем собаку!

Речь, конечно, не о нашем четвероногом друге, а о слове собака. Золотое правило «Проверяй гласную ударением» действует не во всех словах. Нельзя, например, проверить букву О в слове собака или букву А в слове стакан. Правописание таких слов надо запомнить… А если ты слово не запомнил или услышал впервые? Обратись к палочке-выручалочке, и она покажет написание не только слова с непроверяемой гласной, но и любого трудного слова.

Вот её адреса: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический сло­варь русского языка; Баранов М. Т. Орфографический словарь русского языка.

½ Упр. 15

Зачеркни ненужную букву, проверь по одному из названных сло­варей правильность своей работы.

Библотечный, ккуратный, вликолепный, ггантский,
дрссированный, обятельный, спрведливый.

½ Упр. 16

Вставь пропущенные буквы. Напиши рядом проверочные слова, если они есть. В случае, если этот способ проверки не подходит, обращайся к словарю. Подсказка — в конце книги.

Белая тень

Ингда с бльшим трудом —                                                           
Вспмнает Старый Дом                                                                
Всех, кого любил когда-то,                                                                  
Согрвал свим тплом.                                                                 
Он двно уже не тот,                                                                        
Он стреет каждый год,                                                                  
Ломит стены в непгоду,                                                                  
Крыша страя тчёт.                                                                     
Дни пчальны, ночь тмна,                                                              
Позабылись имена,                                                                                
Перепутались событья,                                                                       
И смшались врмена.                                                                      
А под утро снова снится                                                                      
Запх свежих пргов.                                                                     
Замирают пловицы                                                                           
В ождании шгов…                                                                          

В. Соловьёва

½ Упр. 17

Зачеркни ненужные буквы. Найди и укажи правильный вариант ответа. Ищи подсказку.

1. Слово с безударным гласным в корне, проверяемым ударением:

а) л(е,и)тит;
б) б(е,и)рёза;
в) (а,о)рена.

2. Слово с безударным гласным, не проверяемым ударением:

а) б(е,и)жать;
б) тр(а,о)ва;
в) б(а,о)лкон.

3. Слово, не являющееся родственным остальным двум:

a) море;
б) уморить;
в) приморский.

4. Слово, в корне которого пишется А:

а) ст(а,о)ляр;
б) ф(а,о)рфор;
в) сп(а,о)ртсмен.

5. Слово, написание которого можно проверить с помощью слова даль:

а) д(а,о)лгота;
б) д(а,о)лина;
в) вд(а,о)ли.

§3. Буквы И, А, У после шипящих

½ Упр. 18

Прочитай стихотворение. Найди и подчеркни всегда твёрдые и все­гда мягкие шипящие согласные. Объясни, что означает выделенное выра­жение.

Швеи жили — не тужили,
шили одежонку:
жирафятам и мышатам,
жеребятам и щенятам,
медвежатам и зайчатам,
мальчуганам и девчатам.
Каждому ребёнку —
под одну гребёнку.

Н. Горбачёва

                                                                                                           

¾ Проверить легко. Попробуй произнести жили так, чтобы звук [ ж ] звучал мягко. Сумеешь выговорить? Или в слове зайчата звук [ ч ] произнеси твёрдо, как требует написание. Смешно? Вот как размышляет об этом Феликс Кривин.

Шипящие. Мягко слышится — твёрдо пишется. Твёрдо слышит­ся — мягко пишется. А попробуй напиши иначе или иначе произнеси!

Весь алфавит не доставляет столько хлопот, сколько эти шипя­щие.

½ Упр. 19

Исправь ошибки.


До чего же хороши,
говорю вам от душы,
девочки и мальчиши —

малышы!
Шустрые, вихрастые,

шумные, щекастые,

жадные и щедрые,
полезные и вредные!
Подскажите, как загнать
эту чюдо-банду спать?


Н. Горбачёва

½ Упр. 20

Вставь пропущенные буквы, устно объясни их правописание. Под­бери синонимы к выделенным словам.

Чхлый я какой-то стал:                                           
целых шесть часов чихал.

В голове шумело.

Это же не дело!

Мама мне дала шповник

на пчелином на меду.

Я несчстья сам виновник:

себя неправильно веду.

В том моя ошбка,

что я изнежен шбко!                                            
А болезнь — не шутка,

лежать ведь скучно жутко.

Любое помни чдо:

закаляться надо!

Н. Горбачёва

& Путешествие по страницам словаря

Чахлый — вянущий, слабый (о растении); болезненный, хилый.
Шибко — (просторечное) очень.

Словарь русского языка

¿ А теперь играем! Игра называется «Кто дольше продержит мелок». Один из учеников записывает данные в следующем упражнении слова на доске до тех пор, пока не ошибётся. Его сменяет тот, кто первым обнаружит ошибку. Итак, начали.

½ Упр. 21

Пока твои товарищи пишут слова на доске, выпиши из упражнения по одному примеру на разные орфограммы, назвав их. Ищи подсказку.

Вершна, снежнка, пушнка, пружнка, жраф, пасса­жр, площдка, щчка, хохоч, захоч, шшка, шло, жр, чвствую, учствую, журчт, мычт, чдный, ж­вот, жвёт, тишна, шповник, начльный, овчрка, жрный, сшть, щпальце, жри, брошра, парашт, чшка, счстливый, лещ, вышна, площдь, в рощ, щебечт, молчт, свежй, ёршки.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

½ Упр. 22

Придумай сказку про шипящего Кота, использовав как можно боль­ше слов на правописание гласных после шипящих. Запиши её.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                

½ Упр. 23

Играем в «четвёртый лишний». Вставь пропущенные буквы и обведи кружком слова, в которых после шипящих нельзя писать И, А, У.


1. а) жзнь;

б) вершна;

в) перешть;

г) жри.

2. а) чжой;

б) щриться;

в) парашт;

г) чдо.

3. а) чткий;

б) брошра;

в) щка;

г) щпальцы.

4. а) шповник;

б) рыжй;

в) чвствовать;

г) к жвотное.


§4. Правописание согласных в корне

¿ С согласными звуками происходит то же, что с гласными. Когда они стоят в конце слова или в неудачном соседстве, мы слышим совсем не то, что надо.

Для того чтобы не ошибиться и написать слово правильно, надо его изменить, подобрав однокоренное, где после согласного звука вместо пустоты или неудобного соседа появится удобный и полезный — гласный звук.

Впиши проверочные слова.

Дуб — трубка —   посев —   травка —   друг —   лев — ёж — дорожка —   год — берёзка —   чиж —   косьба —   груз —   молотьба — ложка — беседка —

½ Упр. 24

Сейчас мы с тобой попробуем создать мини-диафильм. Для этого нужно нарисовать 4 рисунка.

Да здравствует правописание!

Кадр 1. Мама сидит за столом и делает чертёж. Входит весёлый Стёпа с мухомором в руках. Подпись: «Мама, у меня грип!»

Кадр 2. Мама испуганно вскакивает. «Сейчас принесу градусник!»

Кадр 3. Входит, едва передвигая ноги, Стёпа. Подпись: «Мама, у меня гриб».

Кадр 4. Мама бодро: «А ты уверен, что это не мухомор?»

Л. Успенский

Запиши, какого правила не знал художник? Помоги ему, исправь ошибки.
                                                                                                                          
                                                                                                                               

½ Упр. 25

Вставь пропущенные буквы, вписав проверочное слово.

Мальчишек радостный наро                                               
Коньками звучно режет лё;                                                  
На красных лапках гусь тяжёлый  

Задумав плыть по лону во,                                                     
Ступает бережно на лё,                                                       
Скользит и падает; весёлый      
Мелькает, вьётся первый сне,                                               
Звездами падая на бре.                                                              

А. Пушкин

¾ Звонкий согласный корня очень любит играть в прятки. Стоит ему только пристроиться в самом конце слова или перед глухим согласным звуком — и всё, дело сделано: попробуй-ка услышь его!

Около дороги стоял старый фор[ т ].

О чём здесь идёт речь: о крепости или о машине? Да, хорошо замаскировался согласный… Придётся звать на помощь гласные звуки — нет в грамматике лучших специалистов по «разоблачению» согласных!

От форта туристы уехали на форде.

И сразу всё стало ясно: в названии крепости конечный согласный действительно глухой, а в названии машины он только притворяется.

¿ А теперь — вопросы «на засыпку». Ищи подсказку.

Вопросы «на засыпку»

1. Стояла поздняя осень. По утрам изморозь серебристым налётом покрывала опавшие листья, землю и крыши домов. А по временам из мрачных свинцовых туч, окутывавших небо, падала изморось.

Почему одинаково звучащие слова пишутся по-разному? Может быть, это ошибка?

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

2. Пионеры в лагере проводили военную игру. Миша был назначен разведчиком. В дупле старого дуба он оставил записку, в которой был зашифрованный текст, а внизу приписка: «Спишите. Бегите к огородам, там в шалаше будет кот». Ребята принялись переписы­вать текст, потом побежали к шалашу, стали искать кота, но не нашли, потеряли много времени и проиграли игру. Вечером у костра они напали на Мишу:

— Это всё ты! Заставил нас переписывать текст, искать какого-то кота…

— Какого кота? — оправдывался Миша. — Я хотел только ска­зать, чтобы вы поторопились и что в шалаше находится шифр к моей записке.

Ребята всё поняли и расхохотались.

Какие ошибки допустил Миша в своей записке?

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

3. В диктанте по русскому языку ученики написали одно и то же предложение по-разному. Одни написали так: «Перед школой на клумбе росли вперемежку астры и маргаритки». Другие написали: «Перед школой на клумбе росли вперемешку астры и маргаритки».

Учитель, проверяя работы, никому в выделенных словах не под­черкнул ошибки. Докажи, что никто из писавших не ошибся.

Н. Александрович

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

½ Упр. 26

Играем в «третий лишний». Вставь пропущенные буквы. Найди нужное слово и обведи его кружком. Ищи подсказку.

1. Слово с Д в корне:

а) фло;
б) полё;
в) лё.

2. Слово с З в корне:

а) проьба;
б) полти;
в) коьба.

3. Слово с П в корне:

а) ликий;
б) голука;
в) трука.

4. Слово с Ф в корне:

а) ри;
б) локий;
в) трака.

5. Слово с Ш в корне:

а) дорока;
б) крока;
в) лока.

§5. Непроизносимые согласные

¾ Что это вообще такое: непроизносимые согласные? И зачем о них говорить, если они не произносятся?

¿ Что это такое, ты уже сам ответил: это согласные, которые не произносятся. А говорить о них нужно потому, что писать-то мы их должны! Хорошо, когда написание можно проверить, изменив слово:

грустно — грустен, прелестный — прелестен,

а если прячется согласный, который ну никак не проверишь:

поздний, праздник?

Единственный выход — запомнить!

½ Упр. 27

Вставь, если нужно, буквы, рядом напиши проверочные слова.

И ужасно,                                                                                  
     и опасно                                                                            
букву Т писать напрасно!                                                        
Всем извесно,                                                                             
     как прелесно                                                                    
букву Т писать умесно!                                                            

 

½ Упр. 28

В стихах американской писательницы К. Маккаллерс найди и объ­ясни ошибку.

Кто букву Д добавил в слово праздник?
Наверное, какой-нибудь проказдник!

пер. Г. Кружкова

                                                                                                                

 

                                                                                                                

 

                                                                                                                

 

¿ А теперь — ещё одна игра. Она называется «Мотогонки». Нарисуй (на листе или на доске) трассу мотогонок, проходящую через пункты, где записаны трудные слова. Трасса может быть такой, как у нас в следующем упражнении.

½ Упр. 29

«Двигаясь по трассе», исправь ошибки, проверь слово, изменив его; если нужно, обратись к словарю.

Чуствуешь, участвуешь, неизвесный, усный, радосный, грусный, ненасный, прекрасный, лесный, ужасный, вкусный, чудесный, опасный, позний, звёзный.

            

½ Упр. 30

Выбери нужную букву, зачеркнув ненужную. Устно проверь свой выбор, подобрав проверочное слово. Из произведений А. Пушкина выпиши десять предложений с примерами на правописание согласных. Рядом запиши проверочные слова.

1. Моро и сонце. День чудесный!
Ещё ты дремлешь, дру прелесный…

2. Леко и радосно играет в серце кроь,
Желания кипят — я снова аслив, моло…

А. Пушкин

3. Позняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели.
Только не жата полоска одна.
Грусную думу наводит она.

4. И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошаку ведёт по узцы мужичок.

Н. Некрасов

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

½ Упр. 31

Вставь пропущенные буквы. Обведи кружком нужные слова.

1. Слово с непроизносимой Т:

а) вкусный;
б) опасный;
в) прекрасный;
г) лесный;
д) двухколёсный.

2. Слово, в котором нет непроизносимй Д:

а) празный;
б) слёзный;
в) звёзный;
г) громозкий;
д) проезной.

3. Слова с непроизносимой В:

а) чуствовать;
б) чествовать;
в) участвовать;
г) здраствовать;
б) шествовать.

§6. Разделительные Ь и Ъ

¿ Я помогу тебе повторить эту тему с помощью поучительной истории, которую сочинил Валерий Бурмако.

Незнайкин писал диктант. «Сел кашу», «пю воду», «веду сёмку», «забить коля», — старательно выводил он.

— Ой-ой-ой! — испугались неправильно написанные слова. — В таком виде нельзя показаться в обществе, нас на смех поднимут!

— А что с вами случилось? — удивился Незнайкин.

— Ничего-то ты не знаешь! — горевали буквы Е, Ё, Ю, Я. — В этих словах мы обозначаем по два звука — [ йэ ], [ йо ], [ йу ], [ йа ], но делаем это только с помощью твёрдого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, употребляемого в других случаях. Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук — [ э ], [ о ], [ у ], [ а ], и читают сел, пю, сёмку, коля вместо съел, пью, съёмку, колья.

¾ Ты заметил, что разделительный Ъ пишется после приставок перед Е, Ё, Ю, Я, а разделительный Ь перед теми же буквами — в других частях слова.

Однако Ь — актер, у которого не одна, а сразу две роли: указывать мягкость согласных и быть разделительным, то есть подсказывать нам, что в словах спрятался звук йот. Есть и другие случаи появления таин­ственного звука, но об этом мы поговорим позже.

Итак, запомни: Ь исполняет две роли, а Ъ — только одну. Общая их роль — указывать на спрятанный йот.

½ Упр. 32

Вставь пропущенные буквы, выделяя морфемы, в которых встрети­лись Ь и Ъ. Что означает выделенное выражение?


Все вокруг обяты страхом:
Разярённый людоед
Обявил, что сест сегодня
Замечательный обед.
В сверхестественной тревоге
Всё зверё уносит ноги.
Даже неседобный ёжик

Сёжился от страха тоже.
Разярённый людоед
Мигом сел мешок конфет,
Закусил печенем плотно.
Он отявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.


Из книги «Секреты орфографии»

Вопрос «на засыпку»

Правильно ли утверждение: «Во всех выделенных словах общая орфограмма — „Разделительный мягкий знак“»?

Видел я воочию,

как бьётся птичка в клетке.

Тюрьму открою ночью

с друзьями пой на ветке!

Н. Горбачёва

                                                                                                                
                                                                                                                

½ Упр. 33

Отгадай загадки. Выпиши слова с разделительным Ь, разобрав их по составу. Запиши как можно больше своих примеров на это правило. Ищи подсказку.

1) Один льёт, другой пьёт, третий растёт. 2) Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся. 3) Летит — кричит, сядет — молчит, кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. 4) Под вражеским обстрелом стоят солдаты смело. А если их собьют, они опять встают. 5) Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает?

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                

½ Упр. 34

Объясни правописание слов с Ь.

Загадка

Стоит дерево кудряво, на этом дереве пять угодьев: первое угодье — хворому здоровье, другое угодье — разбитому крепость, третье угодье — заперто море, четвёртое угодье — малому угроза, пятое угодье — ночной свет.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...