Около полуночи охотник и собака опять сидели у небольшого костра. 2 глава
Идёт коза. Видит: лоза — Занимаешься вздором, Н. Горбачёва Как выполнить упражнение, нам подскажет сказочник-языковед В. Бурмако. Проверяем собаку! Речь, конечно, не о нашем четвероногом друге, а о слове собака. Золотое правило «Проверяй гласную ударением» действует не во всех словах. Нельзя, например, проверить букву О в слове собака или букву А в слове стакан. Правописание таких слов надо запомнить… А если ты слово не запомнил или услышал впервые? Обратись к палочке-выручалочке, и она покажет написание не только слова с непроверяемой гласной, но и любого трудного слова.
Вот её адреса: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь русского языка; Баранов М. Т. Орфографический словарь русского языка. ½ Упр. 15 Зачеркни ненужную букву, проверь по одному из названных словарей правильность своей работы. Библотечный, ккуратный, вликолепный, ггантский, ½ Упр. 16 Вставь пропущенные буквы. Напиши рядом проверочные слова, если они есть. В случае, если этот способ проверки не подходит, обращайся к словарю. Подсказка — в конце книги. Белая тень Ингда с бльшим трудом —
В. Соловьёва ½ Упр. 17 Зачеркни ненужные буквы. Найди и укажи правильный вариант ответа. Ищи подсказку. 1. Слово с безударным гласным в корне, проверяемым ударением: а) л(е,и)тит; 2. Слово с безударным гласным, не проверяемым ударением: а) б(е,и)жать; 3. Слово, не являющееся родственным остальным двум: a) море; 4. Слово, в корне которого пишется А: а) ст(а,о)ляр; 5. Слово, написание которого можно проверить с помощью слова даль: а) д(а,о)лгота; §3. Буквы И, А, У после шипящих ½ Упр. 18 Прочитай стихотворение. Найди и подчеркни всегда твёрдые и всегда мягкие шипящие согласные. Объясни, что означает выделенное выражение. Швеи жили — не тужили, Н. Горбачёва
¾ Проверить легко. Попробуй произнести жили так, чтобы звук [ ж ] звучал мягко. Сумеешь выговорить? Или в слове зайчата звук [ ч ] произнеси твёрдо, как требует написание. Смешно? Вот как размышляет об этом Феликс Кривин. Шипящие. Мягко слышится — твёрдо пишется. Твёрдо слышится — мягко пишется. А попробуй напиши иначе или иначе произнеси! Весь алфавит не доставляет столько хлопот, сколько эти шипящие. ½ Упр. 19 Исправь ошибки. До чего же хороши, малышы! шумные, щекастые, жадные и щедрые, Н. Горбачёва ½ Упр. 20 Вставь пропущенные буквы, устно объясни их правописание. Подбери синонимы к выделенным словам.
Чхлый я какой-то стал: В голове шумело. Это же не дело! Мама мне дала шповник на пчелином на меду. Я несчстья сам виновник: себя неправильно веду. В том моя ошбка, что я изнежен шбко! лежать ведь скучно жутко. Любое помни чдо: закаляться надо! Н. Горбачёва
¿ А теперь играем! Игра называется «Кто дольше продержит мелок». Один из учеников записывает данные в следующем упражнении слова на доске до тех пор, пока не ошибётся. Его сменяет тот, кто первым обнаружит ошибку. Итак, начали. ½ Упр. 21 Пока твои товарищи пишут слова на доске, выпиши из упражнения по одному примеру на разные орфограммы, назвав их. Ищи подсказку. Вершна, снежнка, пушнка, пружнка, жраф, пассажр, площдка, щчка, хохоч, захоч, шшка, шло, жр, чвствую, учствую, журчт, мычт, чдный, жвот, жвёт, тишна, шповник, начльный, овчрка, жрный, сшть, щпальце, жри, брошра, парашт, чшка, счстливый, лещ, вышна, площдь, в рощ, щебечт, молчт, свежй, ёршки.
½ Упр. 22 Придумай сказку про шипящего Кота, использовав как можно больше слов на правописание гласных после шипящих. Запиши её. ½ Упр. 23 Играем в «четвёртый лишний». Вставь пропущенные буквы и обведи кружком слова, в которых после шипящих нельзя писать И, А, У. 1. а) жзнь; б) вершна; в) перешть; г) жри. 2. а) чжой; б) щриться; в) парашт; г) чдо. 3. а) чткий; б) брошра; в) щка; г) щпальцы. 4. а) шповник; б) рыжй; в) чвствовать; г) к жвотное. §4. Правописание согласных в корне ¿ С согласными звуками происходит то же, что с гласными. Когда они стоят в конце слова или в неудачном соседстве, мы слышим совсем не то, что надо. Для того чтобы не ошибиться и написать слово правильно, надо его изменить, подобрав однокоренное, где после согласного звука вместо пустоты или неудобного соседа появится удобный и полезный — гласный звук.
Впиши проверочные слова.
½ Упр. 24 Сейчас мы с тобой попробуем создать мини-диафильм. Для этого нужно нарисовать 4 рисунка. Да здравствует правописание! Кадр 1. Мама сидит за столом и делает чертёж. Входит весёлый Стёпа с мухомором в руках. Подпись: «Мама, у меня грип!» Кадр 2. Мама испуганно вскакивает. «Сейчас принесу градусник!» Кадр 3. Входит, едва передвигая ноги, Стёпа. Подпись: «Мама, у меня гриб». Кадр 4. Мама бодро: «А ты уверен, что это не мухомор?» Л. Успенский Запиши, какого правила не знал художник? Помоги ему, исправь ошибки.
½ Упр. 25 Вставь пропущенные буквы, вписав проверочное слово. Мальчишек радостный наро Задумав плыть по лону во, А. Пушкин ¾ Звонкий согласный корня очень любит играть в прятки. Стоит ему только пристроиться в самом конце слова или перед глухим согласным звуком — и всё, дело сделано: попробуй-ка услышь его! Около дороги стоял старый фор[ т ]. О чём здесь идёт речь: о крепости или о машине? Да, хорошо замаскировался согласный… Придётся звать на помощь гласные звуки — нет в грамматике лучших специалистов по «разоблачению» согласных! От форта туристы уехали на форде. И сразу всё стало ясно: в названии крепости конечный согласный действительно глухой, а в названии машины он только притворяется. ¿ А теперь — вопросы «на засыпку». Ищи подсказку. Вопросы «на засыпку» 1. Стояла поздняя осень. По утрам изморозь серебристым налётом покрывала опавшие листья, землю и крыши домов. А по временам из мрачных свинцовых туч, окутывавших небо, падала изморось. Почему одинаково звучащие слова пишутся по-разному? Может быть, это ошибка? 2. Пионеры в лагере проводили военную игру. Миша был назначен разведчиком. В дупле старого дуба он оставил записку, в которой был зашифрованный текст, а внизу приписка: «Спишите. Бегите к огородам, там в шалаше будет кот». Ребята принялись переписывать текст, потом побежали к шалашу, стали искать кота, но не нашли, потеряли много времени и проиграли игру. Вечером у костра они напали на Мишу: — Это всё ты! Заставил нас переписывать текст, искать какого-то кота… — Какого кота? — оправдывался Миша. — Я хотел только сказать, чтобы вы поторопились и что в шалаше находится шифр к моей записке. Ребята всё поняли и расхохотались. Какие ошибки допустил Миша в своей записке? 3. В диктанте по русскому языку ученики написали одно и то же предложение по-разному. Одни написали так: «Перед школой на клумбе росли вперемежку астры и маргаритки». Другие написали: «Перед школой на клумбе росли вперемешку астры и маргаритки». Учитель, проверяя работы, никому в выделенных словах не подчеркнул ошибки. Докажи, что никто из писавших не ошибся. Н. Александрович ½ Упр. 26 Играем в «третий лишний». Вставь пропущенные буквы. Найди нужное слово и обведи его кружком. Ищи подсказку. 1. Слово с Д в корне: а) фло; 2. Слово с З в корне: а) проьба; 3. Слово с П в корне: а) ликий; 4. Слово с Ф в корне: а) ри; 5. Слово с Ш в корне: а) дорока; §5. Непроизносимые согласные ¾ Что это вообще такое: непроизносимые согласные? И зачем о них говорить, если они не произносятся? ¿ Что это такое, ты уже сам ответил: это согласные, которые не произносятся. А говорить о них нужно потому, что писать-то мы их должны! Хорошо, когда написание можно проверить, изменив слово: грустно — грустен, прелестный — прелестен, а если прячется согласный, который ну никак не проверишь: поздний, праздник? Единственный выход — запомнить! ½ Упр. 27 Вставь, если нужно, буквы, рядом напиши проверочные слова. И ужасно,
½ Упр. 28 В стихах американской писательницы К. Маккаллерс найди и объясни ошибку. Кто букву Д добавил в слово праздник? пер. Г. Кружкова
¿ А теперь — ещё одна игра. Она называется «Мотогонки». Нарисуй (на листе или на доске) трассу мотогонок, проходящую через пункты, где записаны трудные слова. Трасса может быть такой, как у нас в следующем упражнении. ½ Упр. 29 «Двигаясь по трассе», исправь ошибки, проверь слово, изменив его; если нужно, обратись к словарю. Чуствуешь, участвуешь, неизвесный, усный, радосный, грусный, ненасный, прекрасный, лесный, ужасный, вкусный, чудесный, опасный, позний, звёзный.
½ Упр. 30 Выбери нужную букву, зачеркнув ненужную. Устно проверь свой выбор, подобрав проверочное слово. Из произведений А. Пушкина выпиши десять предложений с примерами на правописание согласных. Рядом запиши проверочные слова. 1. Моро и сонце. День чудесный! 2. Леко и радосно играет в серце кроь, А. Пушкин 3. Позняя осень. Грачи улетели. 4. И шествуя важно, в спокойствии чинном, Н. Некрасов ½ Упр. 31 Вставь пропущенные буквы. Обведи кружком нужные слова. 1. Слово с непроизносимой Т: а) вкусный; 2. Слово, в котором нет непроизносимй Д: а) празный; 3. Слова с непроизносимой В: а) чуствовать; §6. Разделительные Ь и Ъ ¿ Я помогу тебе повторить эту тему с помощью поучительной истории, которую сочинил Валерий Бурмако. Незнайкин писал диктант. «Сел кашу», «пю воду», «веду сёмку», «забить коля», — старательно выводил он. — Ой-ой-ой! — испугались неправильно написанные слова. — В таком виде нельзя показаться в обществе, нас на смех поднимут! — А что с вами случилось? — удивился Незнайкин. — Ничего-то ты не знаешь! — горевали буквы Е, Ё, Ю, Я. — В этих словах мы обозначаем по два звука — [ йэ ], [ йо ], [ йу ], [ йа ], но делаем это только с помощью твёрдого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, употребляемого в других случаях. Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук — [ э ], [ о ], [ у ], [ а ], и читают сел, пю, сёмку, коля вместо съел, пью, съёмку, колья. ¾ Ты заметил, что разделительный Ъ пишется после приставок перед Е, Ё, Ю, Я, а разделительный Ь перед теми же буквами — в других частях слова. Однако Ь — актер, у которого не одна, а сразу две роли: указывать мягкость согласных и быть разделительным, то есть подсказывать нам, что в словах спрятался звук йот. Есть и другие случаи появления таинственного звука, но об этом мы поговорим позже. Итак, запомни: Ь исполняет две роли, а Ъ — только одну. Общая их роль — указывать на спрятанный йот. ½ Упр. 32 Вставь пропущенные буквы, выделяя морфемы, в которых встретились Ь и Ъ. Что означает выделенное выражение? Все вокруг обяты страхом: Сёжился от страха тоже. Из книги «Секреты орфографии» Вопрос «на засыпку» Правильно ли утверждение: «Во всех выделенных словах общая орфограмма — „Разделительный мягкий знак“»? Видел я воочию, как бьётся птичка в клетке. Тюрьму открою ночью — с друзьями пой на ветке! Н. Горбачёва ½ Упр. 33 Отгадай загадки. Выпиши слова с разделительным Ь, разобрав их по составу. Запиши как можно больше своих примеров на это правило. Ищи подсказку. 1) Один льёт, другой пьёт, третий растёт. 2) Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся. 3) Летит — кричит, сядет — молчит, кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. 4) Под вражеским обстрелом стоят солдаты смело. А если их собьют, они опять встают. 5) Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает? ½ Упр. 34 Объясни правописание слов с Ь. Загадка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|