Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Е.В. Наговицына (Новосибирск)




Нормальное развитие предполагает достаточно непротиворечивое и гармоничное решение проблемы единства полового сознания и поведения. Аспект полового сознания, описывающий переживание человеком себя как представителя пола, получил название половой идентичности. Половая идентичность – это субъективное переживание половой роли, а половая роль – социальное выражение половой идентичности. Выделяют несколько аспектов понятия идентичности:

1) адаптационная (социальная) половая идентичность описывает то, как личность соотносит свое реальное поведение с поведением других мужчин и женщин;

2) целевая концепция «Я» – набор индивидуальных установок мужчины (женщины) на то, какими они должны быть;

3) персональная идентичность – личностное соотнесение себя с другими людьми;

4) эго-идентичность – глубинное психологическое ядро того, что личность человека как представителя пола означает для самой себя.

Пол – первая категория, в которой ребенок осмысляет себя как индивидуальность. Сначала он просто получает информацию о том, представителем какого пола он является. Затем ему предстоит сформировать образ себя как представителя определенного пола. Знакомство с морфологией своего и противоположного пола, их сопоставление – составная часть и условие формирования образа «физического Я» (телесной идентичности). Исследования показывают, что к пяти-шести годам ребенок осознает необратимость своей половой принадлежности. Принято считать, что к пяти-шести годам ребенок формирует половую идентичность как единство переживаний и ролевого поведения. Все исследователи подчеркивают, что изменение полоролевого поведения после пяти-шести лет трудно и едва ли возможно. Человек, живущий в той или иной культуре (психосексуальной), соотносит свое поведение с присущими этой культуре стереотипами. Он может стремиться как можно полнее соответствовать или, наоборот, не соответствовать им, но в любом случае они служат для него точкой отсчета. Соответствовать определенному социально-культурному стереотипу – значит играть определяемую им социальную роль. Под половой ролью понимают систему средовых стандартов, предписаний, нормативов, ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину). В самой простой модели половых ролей мужская роль ассоциируется с силой, энергичностью, грубостью, агрессивностью, рассудочностью и т.п., а женская – со слабостью, пассивностью, нежностью, миролюбивостью, эмоциональностью и др.

Социализация в семье – первый этап психосексуальной социализации.

Культурные стереотипы и собственный опыт подсказывают родителям, каким должен быть мальчик и какой девочка. В среде сверстников ребенок испытывает себя как представитель пола, «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентируемом взрослыми общении.

Полоролевое поведение детей изучается в следующих аспектах:

1) выбор игр и игрушек 2) ролевые предпочтения в играх 3) общение со сверстниками 4) общение со взрослыми 5) отношение к собственной внешности 6) удовлетворенность своей социальной ролью 7) фантазии, мечты, сновидения 8) творчество 9) стиль поведения.

Мы полагаем, что на процесс формирования половой идентичности оказывает влияние социальная установка, где в качестве когнитивной составляющей можно выделить стереотипные представления ребенка о мужчинах/женщинах, в качестве аффективной составляющей – привлекательность этих представлений, привлекательность лиц своего пола, положительное эмоциональное восприятие себя как представителя определенного пола, в качестве поведенческой составляющей – полоролевое поведение детей.

Нами проведено небольшое исследование, в котором в качестве испытуемых приняли участие 30 детей подготовительной группы одного из детских садов г.Новосибирска. Возраст от 5лет 6 месяцев до 6 лет 9 месяцев, из них 17 девочек, 13 мальчиков. Уровень психического, физического и умственного развития соответствует возрасту, дети из полных семей.

Цель: 1) получить данные, свидетельствующие в пользу того, что 5-6 лет-возраст выраженной идентификации со своим полом, осознания невозможности изменения половой принадлежности. 2) получить сведения о стереотипных представлениях детей о мужчинах и женщинах. 3) рассмотреть половую идентичность как единство переживаний и ролевого поведения (т.е. с позиций социальной установки).

Методы исследования:

1) графическая проективная методика «Рисунок семьи». Мы предполагали, что в рисунке при изображении фигур разного пола будут отмечаться различия, если ребенок достиг определенного уровня половой идентификации.

2) графическая проективная методика «Рисунок человека». В литературе есть данные о том, что в раннем детстве как девочки, так и мальчики при просьбе нарисовать человека рисуют фигуру своего пола. Мы полагаем, это связано с половой идентификацией и привлекательностью собственного пола.

3) интервью с детьми (для выяснения представлений о мужчинах\женщинах, отношения к представителям своего и противоположного пола, эмоционального отношения к своей половой принадлежности, установления осознания необратимости этого и др.)

4) беседа с воспитателями и родителями о полоролевом поведении детей (предпочтения в играх сверстников своего или противоположного пола, стиль поведения).

Полученные результаты и выводы:

1. Все участвовавшие в исследовании дети воспринимают себя соответственно своему гражданскому полу. Тенденция к отождествлению себя с родителем своего пола ярко выражена в рисунках 69% девочек и 50% мальчиков.87% детей из числа опрошенных понимают невозможность изменения пола.

2. В рисунках детей 5-6 лет есть различия в изображении мужских и женских фигур (у 79% детей), тогда как в рисунках 4-5 летних (этих же детей годом раньше) эти различия выражены в меньшей степени (41%), причем у девочек такие различия в рисунках отмечаются гораздо чаще (94% 5-6 лет), чем у мальчиков (58% 5-6-лет). Можно предположительно объяснить это большим разнообразием внешних атрибутов женственности, большей значимость их для девочек, охотно изображающих их на рисунках. А также тем, что процесс половой идентификации у девочек проходит быстрее и легче.

3. Интересно отметить, что в представлениях детей о девочках (женщинах) преобладают детали внешнего облика – лицо, одежда, прическа, украшения; в представлениях о мальчиках (мужчинах) преобладают психологические характеристики, традиционно приписываемые в нашей культуре мужчинам – агрессивность, серьезность, смелость, ориентация на деятельность. В качестве одной из возможных причин этого можно предполагать то, что последнее время в силу социально-экономических условий в нашем обществе девочки имеют больше возможностей общаться с представителями своего пола (мамы, бабушки, няни, воспитатели) и образ женщины у них сформирован точнее, тогда как мальчики в формировании своего образа мужчины вынуждены пользоваться информацией о мужчинах, полученной от женщин, их воспитывающих (предписания о том, как должны вести себя мальчики и какие качества демонстрировать).

4. Говоря о различиях между мальчиками и девочками, лишь 10% детей упомянули разное строение половых органов. Но, по словам родителей, все дети знают об анатомических и физиологических различиях полов, т.к. интересовались этим, задавали вопросы и получали информацию, либо наблюдали обнаженных детей противоположного пола. Тот факт, что дети не включают внешние половые признаки в систему различий полов, может объясняться тем, что: - в 5-6 лет разное строение половых органов для ребенка гораздо менее значимо, чем разница в одежде, игрушках и играх мальчиков и девочек; - в нашем обществе не принято обсуждать с детьми подобные вопросы, даже если ребенку и дается какая-либо информация, то так же и дается понять (в том числе и невербально), что лишний раз не стоит обсуждать эту тему.

5. У детей, считающих возможным изменение пола, можно предполагать незаконченность формирования образа/схемы своего тела, а также отрицательную установку на идентификацию со своим полом. Таких детей в нашем исследовании 7%.

Пример: мальчик 6лет 9 месяцев, предпочитает играть с девочками, общаться с женщинами («интереснее»), проявляет интерес к типично женским занятиям – вязание, приготовление пищи, в три года часто красил ногти, гордится тем, что может открыто проявлять нежность, обнять, поцеловать. Считает, что девочкой быть лучше, т.к. им уступают. Хотел бы быть девочкой, считает, что это возможно, т.к. все устроены одинаково, отличаются только одеждой. По словам мамы, мальчик знает об анатомических различиях между полами, поскольку ходит в баню с родителями, эти вопросы в семье обсуждались спокойно. Относит себя к мальчикам, т.к. «нет юбки и косички» (единственный ребенок из числа опрошенных нами, кто упомянул отсутствие признаков противоположного пола, в то время как другие дети использовали только наличие признаков своего пола). Папа мальчика жесткий, авторитарный, очень строг с сыном, проводит с ним гораздо меньше времени, чем мама и бабушка. Это самый старший ребенок из тех, кто участвовал в нашем небольшом исследовании.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...