Взаимосвязь экзистенциональной самоидентификации и аутентичности индивида
Науменко Г.Г. (Гомель) Проблематика статуса экзистенциальных переживаний как единиц анализа психической реальности индивида, отражающих взаимосвязь процесса экзистенциальной самоидентификации и аутентичности индивида, рассматривается в рамках экзистенциального направления в психологии. Предметом исследования экзистенциальной психологии является бытие человека, его отношение к факту своего существования. которое задается переживаниями. Процесс обращения и соотнесения себя со своим бытием, со своей «переживающей самостью» и есть процесс экзистенциальной самоидентификации. Содержанием процесса экзистенциальной самоидентификации являются экзистенциальные переживания, которые представляют собой особый вид переживаний, «Переживание» как единица психической реальности человека, связывающая внутренний мир и окружающую среду, рассматривалась как в советский психологии (Выготский Л.С., Василюк Ф.Е., Буякас Т.М., Зевина О.Г.), так и в зарубежной (Маслоу А., Мэй Р., Роджерс К.) [1; 2; 4; 5; 9; 10]. Особым видом переживаний, появление которых в большинстве случаев связано с критическими ситуациями, являются экзистенциальные переживания, составляющие проблемное поле экзистенциальной психологии [3; 4; 7; 11]. К ним относятся переживания факта своего существования и переживания данностей бытия: смертности, незаданности извне смысла существования, свободы конституирования жизненного пути и ответственности за производимые выборы, тотальной изоляции. Центральным экзистенциальным переживанием Дж. Бьюдженталь и другие экзистенциалисты называют переживание своего «Я», переживание себя живым. Богатый практический опыт психологов приводит их к убеждению, что «самым важным для человека является тот простой факт, что он живет». «Я есть», «Я живой», «Я чувствую себя и мир вокруг» -самые значимые человеческие переживания [3].
Вытесненные переживания данностей бытия становятся источником невротизации индивидуума и неподлинного модуса существования, осознанные переживания - психического здоровья и подлинного модуса существования. Понятие подлинности (аутентичности) в психологической науке обычно определяется как осознаваемое человеком, относящееся к его самости. Это «своеобразное искреннее согласие человека с тем, что такого рода особенности присутствуют в структуре его Я-концепции». До той степени, до которой человек постигает свое бытие, до такой степени этот человек аутентичен [12]. Позиция экзистенциалистов по отношению к аутентичности заключается в следующем. Данности бытия присущи всем людям. Быть аутентичным, значит принимать экзистенциальную ситуацию своего бытия. Аутентичное существование - это позиция в отношении жизни, в основании которой лежит осознавание конечных данностей бытия: смерти, свободы, бессмысленности, одиночества и необходимости принятия на себя ответственности за свое существование. Чтобы перейти от неаутентичного существования к аутентичному, человек должен вынести тяжелое испытание отчаянием и ужасом, - вызванное столкновением с границами своего существования со всеми вытекающими последствиями: смерть, ничто. Иными словами, утверждается необходимость экзистенциальных переживаний для перехода от неаутентичного модуса существования к аутентичному. Экзистенциальная психология, стремится к сохранению описательного уровня анализа человеческой жизни, который, одновременно, признает как уникальность каждого бытия, так и «видоразделенность транскультуральной данности бытия» человека, что дает основания для использования в качестве метода исследования двух вариантов контент-анализа: количественного и качественного.
В ходе эмпирического исследования экзистенциальная самоидентификация, содержанием которой являются экзистенциальные переживания, выявлена у 100% исследуемых. Практическую значимость представляет на наш взгляд частота встречаемости переживания смерти (93,3%). У исследуемых выявлен как аутентичный так и неаутентичный модусы существования, что позволяет сделать вывод о том, что индивид, двигаясь от неаутентичности к аутентичности может иметь параллельно элементы обоих позиций отношений к жизни. Получила подтверждение гипотеза о прямой зависимости между процессом экзистенциальной самоидентификации и аутентичностью индивида. Проведение качественного контент-анализа позволило выявить этапы в протекании процесса экзистенциальной самоидентификации и описать особенности каждого из них, используя исследуемые категории экзистенциальных переживаний и аутентичности: - если в процессе экзистенциальной самоидентификации преобладают «Я есть» переживания на фоне неаутентичности, можно предположить, что экзистенциальная самоидентификация находится в докризисном состоянии. Если в процессе самоидентификации преобладают переживания «меня нет» на фоне неаутентичности, можно предположить, что экзистенциальная самоидентификация находится в предкризисном состоянии. Если в процессе экзистенциальной самоидентификации преобладание переживаний «меня нет» сменяется на преобладание переживаний «я есть», и одновременно присутствуют элементы неаутентичности и аутентичности, можно предположить, что экзистенциальная самоидентификация находится в кризисном состоянии. Если в процессе экзистенциальной самоидентификации преобладают «Я есть» переживания на фоне аутентичности, можно предположить, что экзистенциальная самоидентификация находится в посткризисном состоянии; - в кризисном состоянии экзистенциальной самоидентификации отмечается высокая интенсивность экзистенциальных переживаний, которые влекут за собой повышение аутентичности индивида и вызваны в свою очередь ситуацией, воспринимаемой индивидом как критической;
- к состоянию кризиса экзистенциальной самоидентификации приводит ослабление «я есть» переживаний, происходящее вследствие избегания осознания экзистенциальных переживаний, на фоне возникновения критической ситуации, при которой существующие защитные механизмы перестают выполнять свои функции. Одной из характерных черт кризиса экзистенциальной самоидентификации является изменение в структуре переживания факта собственного существования (смена переживаний «меня нет» на «я есть» переживания). Таким образом, проведенный нами анализ позволяет заключить следующее. Процесс экзистенциальной самоидентификации имеет выраженные этапы. которые обладают характерным содержательным набором (переживания бытия и его данностей, элементы аутентичности и/или неаутентичности). Экзистенциальная самоидентификация, содержанием которой являются экзистенциальные переживания, является механизмом повышения аутентичности индивида.
Литература 1. Буякас Т.М. Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей – культурных символов – в индивидуальном сознании // Вопр. психологии 1997. №5. С. 44-56. 2. Буякас Т.М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредованной символами // Вопр. психологии 2000. №1. С. 96-109. 3. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии/Пер. с англ. А.Б. Фенько. – М.: Класс, 1998. – 336 с. 4. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. – М.: Изд-во Московского университета, 1984. 5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.,1983. 6. Гроф С. Путешествие в поисках себя. Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1994. 7. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. Методическое пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 8. Марцинковская Т.Д. Проблема эстетических переживаний в концепции «психологии социального бытия Г.Г. Шпета // Вопр. психологии 1999. №6 С. 119-128.
9. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. 10. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер. с англ. А.Г. Гладкова. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 432 с. 11. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т. С. Драбкиной. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 576 с. 12. http://www.academy.edu.by/details/personnels/yanchuk/lectures/Phenomen.htm
Общие положения адаптации Личности в коллективе П.А. Никеенко (Ярославль) Введение Одной из самых важных задач совершенствования социального управления на уровне конкретного предприятия является формирование стабильного, постоянно развивающегося коллектива. Длительный опыт изучения производственных коллективов говорит о том, что результативность деятельности того или иного предприятия, при прочих равных условиях, в огромной степени зависит от стабильности его кадров. Большинство исследований показало, что около 90 % относимых к текучести кадров увольнений обусловлены уходом по собственному желанию, однако они вызваны, как правило, не случайными внутренними побуждениями, а той производственно-бытовой обстановкой, в которой находится работник. Разработать эффективную систему мер по сокращению текучести можно лишь после того, как будут установлены факторы, которые в условиях данного конкретного предприятия являются определяющими, а также степень их воздействия на текучесть. Одним из действенных факторов стабилизации производственной организации является именно воспроизводство ее структуры, в котором значительную роль играет, так называемая производственная (профессиональная и социальная) адаптация молодых рабочих. Совершенствование этой адаптации в последние годы приобретает все большую актуальность. Адаптацией можно назвать процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Этот процесс может осуществляться на разных уровнях: биологическом, психологическом и социальном. На психологическом уровне адаптация осуществляется посредствам успешного принятия решения, проявления инициативы, принятия ответственности, антиципации результатов предполагаемых действий и т.п. В целом, адаптация предполагает, что, во-первых, происходит приобретение знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства и, во-вторых, изменяется психическая организация человека – когнитивные (сенсорные, перцептивные, мнемические и др.) и личностные (мотивация, целеполагание, эмоции и др.) процессы. Социальная адаптация – это процесс эффективного взаимодействия с социальной средой. Она соотносится с социализацией – процессом взаимодействия с социальной средой, в ходе которого индивид овладевает механизмами социального поведения и усваивает его нормы, имеющие адаптивное значение. Состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно включается в ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, идет на встречу ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней группа, переживает состояние самоутверждения и свободы выражения творческих способностей, называется социально-психологической адаптированностью.
Сущность адаптации нового рабочего в трудовом коллективе состоит в успешном соединении социально и профессионально важных его индивидуальных характеристик с общественными. Неадаптация же или дезадаптация, наоборот, есть расхождение индивидуального и общественного. Адаптацию следует понимать, прежде всего, как один из механизмов (социально-психологического содержания) длительного социального процесса всестороннего формирования профессионала. Адаптационные способности каждой конкретной личности и каждого конкретного коллектива различны, но главная роль в управлении процессом адаптации должна принадлежать всей производственной организации, чаще всего в лице его органов управления и самоуправления. Именно производственный коллектив, как субъект самоуправления, обязан рационально организовать процесс адаптации каждого своего нового члена, поддерживая и развивая его собственную адаптационную активность. Последний в этом случае становится и объектом, и субъектом адаптации. Существует мнение, согласно которому в практических целях управления процессом «вхождения» новичков в трудовой коллектив удобно пользоваться двухчленным делением рассматриваемого процесса, т.е. делить его на профессиональную и социально-психологическую адаптацию. В самом деле, данные исследований Новикова В.В. и Забродина Ю.М. показывают, что на начальном этапе адаптации новичка наибольшую для него значимость приобретает психофизиологическое приспособление к условиям профессиональной деятельности, формирование профессионально важных качеств, знаний, умений и навыков. Этот процесс приспособления к требованиям профессий становится доминантным, но лишь на пером этапе производственной адаптации. В дальнейшем, по мере усвоения новичком требований профессий, становления умений и выполнения им норм труда, все большее значение начинают приобретать социально-психологические аспекты адаптации, даже при наличии трудностей в профессиональном росте. Социально-психологическая адаптация молодого рабочего к производственной деятельности включает в себя несколько моментов: Адаптация к ближнему социальному окружению в коллективе на уровне психофизиологической совместимости (принятие или непринятие новой личности). Адаптация к традициям и неписанным нормам коллектива. Адаптация к стилю и требованиям руководителей. Адаптация к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Под социально-психологической адаптацией понимается нормальное вживание в рабочий коллектив, т.е. такое состояние, когда вновь поступивший становится полноправным членом коллектива. Основные механизмы адаптации В проблемных ситуациях, не связанных с переживанием препятствий на пути достижения цели, адаптация осуществляется с помощью конструктивных механизмов (познавательных процессов, целеобразования, целеполагания, кон-формного поведения). В ситуации, где ощущается наличие внешних и внутрен-них барьеров, адаптация осуществляется с помощью защитных механизмов (регрессии, отрицания, формирования реакций, вытеснения, подавления, проекции, идентификации, рационализации, сублимации, юмора и т.д.). Конструктивные механизмы позволяют адекватно реагировать на изменение социальных условий жизни, используя возможность осуществлять оценку ситуации, анализ, синтез и прогноз событий. М.И. Бобнева выделила следующие механизмы адаптации: Социальное воображение – способность понимать свой опыт и определять свою судьбу, мысленно помещая себя в реальные рамки данного периода развития общества, и осознавать свои возможности; Социальный интеллект – способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной среде; Реалистическая направленность сознания; Ориентировка на должное. Защитные механизмы представляют собой систему адаптивных реакций личности, позволяющую снижать тревожность, обеспечивающую целостность «Я-концепции» и устойчивость самооценки благодаря удержанию соответствия между представлениями об окружающем мире и представлениями о себе. Встречаются следующие способы психологической защиты: Отрицание – игнорирование травмирующей информации; Регрессия- возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения (плаксивость, демонстрация беспомощности); Формирование реакций – замена неприемлемых импульсов, эмоциональных состояний на противоположные (враждебность заменяется мягкостью, скупость расточительностью и т.д.); Вытеснение – устранение из сферы сознания болезненных событий (обычно оно осуществляется в форме забывания); Подавление – более сознательное, чем при вытеснении, избегание травмирующей информации. Более зрелыми механизмами защиты считаются: Проекция – приписывание другим людям свойств, качеств, причин поведения, в которых отказывается себе; Идентификация – отождествление с реальным или вымышленным персонажем с целью приписывания себе желаемых качеств; Рационализация – оправдание тех или иных поступков, интерпретация событий с целью снижения их травмирующего влияния на личность; Сублимация – преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности (художественное творчество, изобретательство, профессиональную деятельность); Юмор – снижение напряжения с помощью апелляции к юмористическим выражениям, рассказам, анекдотам. Нарушения процесса адаптации. Помимо собственно адаптации различают девиантную и патологическую адаптацию. Понятие «девиантная адаптация» объединяет в себе способы адаптации личности, обеспечивающие удовлетворение ее потребностей неприемлемым для группы путем. Различают две формы девиантной адаптации – неконформистскую (нередко приводит к конфликтам с группой) и новаторскую (сопровождается созданием новых способов разрешения проблемных ситуаций). Патологическая адаптация – это процесс, который осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию невротических и психотических синдромов. Наряду с различными формами адаптации существует явление дезадаптации. Дезадаптацией называется процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой, усугублению проблемной ситуации и сопровождается межличностными и внутриличностными конфликтами. Диагностическими критериями дезадаптации являются нарушения в профессиональной деятельности и в межличностной сфере, а также реакции, выходящие за пределы нормы и ожидаемых реакций на стресс (агрессия, депрессия, аутизм, тревожность и др.). Временная дезадаптация связана с включением в новую ситуацию, в которой необходимо адаптироваться (поступление на работу). Устойчивая ситуативная дезадаптированность связана с невозможностью найти приемлемые способы адаптации в специфических условиях при решении проблем (в условиях профессиональной деятельности). Общая устойчивая дезадаптированность – это состояние стабильной неприспособленности личности, активизирующее защитные механизмы. Причинами возникновения состояния дезадаптированности являются: Пережитый психосоциальный стресс, вызванный разводом, профессиональными проблемами, хроническими заболеваниями и др.; Пережитые экстремальные ситуации – травматические ситуации, в которых человек участвовал непосредственно как свидетель, если они были связаны с восприятием смерти или реальной ее угрозы, тяжелых травм и страданий других людей (или своей собственной), испытывая при этом интенсивный страх, ужас, чувство беспомощности (подобные ситуации вызывают особое состояние – посттравматическое стрессовое расстройство); Неблагополучное включение в новую социальную ситуацию или нарушение устоявшихся взаимоотношений в группе. Состояние дезадаптированности может сопровождаться отклонениями в поведении личности; тогда возникают конфликты, не имеющие явной причины, неадекватные реакции, отказ от выполнения предписаний, по отношению, к которым ранее не возникала противодействия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|