Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В.Б. Никишина, И.В. Шутеева (Курск)




В профессиональной деятельности менеджера четко фиксируется противоречие, с одной стороны, деятельность по максимуму наполнена огромным количеством стрессогенных факторов, а с другой, для ее оптимизации требуется задействовать адекватные и эффективные способы совладания со стрессорами.

В современных исследованиях значительное число работ посвящено изучению проблем личности в профессиональной деятельности (Анцыферова Л.И., 1994; Березин Ф.Б., 1988; Китаев-Смык Л.А., 1983; Бодров В.А., 1995; Дикая Л.Г., 2003; Карпов А.В., 2001;Шапкин С.А., Дикая Л.Г., 1996; Кирьянова Е.Н., 2003; Хакер У., 1981), саморегуляции психического состояния (Дикая Л.Г., Щедров В.И., 1999; Ильин Е.П., 1974, 1988; Конопкин О.А., 1995; Моросанова В.И., Сагиев Р.Р., 1992, Рождественский В.И., 1980) и др. При исследовании совладания с психологическим стрессом когнитивные, поведенческие механизмы регуляции психологического стресса являются хорошо изученными (Конопкин О.А., 1995; Дикая Л.Г., 1999, 2003, Моросанова Л.И., 2001, Прохоров О.А., 2002, Сагиев Р.Р., 1992, Рождественский В.И., 1980 и др.), однако социально-ориентированные ресурсы человека и их значение в процессе совладания со стрессом остаются мало изученными.

Интерес к проблеме копинг-стратегий в профессиональной деятельности менеджера связан с тем фактом, что именно состояние напряжённости в отдельных случаях вызывают прямо противоположные сдвиги в деятельности – или в сторону повышения её устойчивости и эффективности, или в сторону ухудшение – вплоть до появления срывов.

Объект исследования: с овладающее поведение ( копинг-стратегии) профессиональной группы (менеджеров). Предмет: влияние длительности опыта профессиональной деятельности менеджеров на виды и структуру копинг-стратегий. Цель:выявление и изучение специфики использования индивидуальных психологических ресурсов совладания со стрессом у представителей определенной профессиональной группы (менеджеров) в зависимости от длительности опыта профессиональной деятельности.

Организация исследования: исследование проводилось на базе предприятий группы «ГОТЭК» Курской обл. в течение 2002 - 2005 г. В исследовании принимали участие менеджеры, общий объём выборки составил 90 человек. Все менеджеры, участвовавшие в исследовании, имели длительность опыта работы в данной сфере (стаж) в диапазоне от нескольких месяцев до 15 лет. Данный критерий стал основанием градации исследуемых групп на три группы: менеджеры со стажем от 1 года до 5 лет, со стажем более 5 лет и со стажем до 1 года, возраст испытуемых от 30 до 55 лет. Основную группу эмпирических методов составили следующие психодиагностические методики: методика «Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях»; методика «Копинг – поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норамн, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой). Статистическая обработка данных проводилась с помощью методов общей, сравнительной и многомерной статистики. В качестве методов общей статистики использовались значения средней тенденции, в сравнительной статистике – критерий значимости различий Крускалла-Уолиса, в многомерной статистике − многомерный корреляционный анализ Спирмена. Статистический анализ полученных в ходе эмпирического исследования данных осуществлялся с использованием пакета прикладных статистических программ – Exсell, Statistica.

По результатам исследования стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях были выявлены следующие общие тенденции: высокому уровню выраженности соответствуют значения во всех трех группах менеджеров такие стратегии совладающего поведения как: рациональное действие, поиск помощи, фатализм, успокоение; низкому уровню выраженности соответствуют показатели таких стратегий совладающего поведения как уход, нерешительность, оценка вины, вера.

Однако выделяются и специфические тенденции в использовании копинг-стратегий в зависимости от длительности профессионального опыта: во-первых, стратегия юмора, очевидно, снижается по мере увеличения длительности профессионального опыта менеджеров от высоких значений до низких значений; во-вторых, стратегия сдерживания также, очевидно, снижается по мере увеличения длительности профессионального опыта менеджеров от высоких значений до низких значений; в-третьих, стратегия разрядки повышается по мере увеличения длительности профессионального опыта менеджеров от высоких значений до низких значений. Таким образом, четко фиксируется как блок закрепленных стратегий в поведении менеджеров, так и блок стратегий, находящихся под влиянием длительности опыта профессиональной деятельности.

При исследовании поведения менеджеров в стрессовых ситуациях обозначились общие тенденции вне зависимости от длительности опыта профессиональной деятельности: высокие значения показателей соответствуют стратегии, ориентированной на решение задач; средние значения показателей соответствуют стратегии ориентированной на эмоции и ориентированной на избегание; низкие значения показателей соответствуют стратегии ориентированной на отвлечение. Однако помимо общих тенденций в реализации копинг-стратегий менеджеров с различным стажем профессиональной деятельности, указывающих на соотнесенность стратегий по уровню выраженности, фиксируются и значимые различия изучаемых показателей в пределах каждого уровня.

Решая задачу оценки структуры связей показателей совладающего поведения менеджеров в зависимости от опыта профессиональной деятельности по результатам корреляционного анализа можно отметить различную степень интегрированности показателей копинг-стратегий менеджеров. Тем не менее, фиксируется, что для всех групп испытуемых характерна низкая степень взаимосвязей изучаемых показателей.

Сформулированные требования, предъявляемые профессией к субъекту деятельности, а также выявленные различия в психологических ресурсах совладания со стрессом у профессиональных групп (менеджеров), позволяют рекомендовать различные виды психологической коррекционной работы для развития необходимых ресурсов и навыков их использования представителями этих профессий.

 

Социокультуральные механизмы формирования совладания в детском возрасте

Е.Л. Николаев (Чебоксары)

Проблема совладания (копинга) является сегодня одной из актуальнейших тем исследований. Довольно много работ, посвященных изучению особенностей стратегий совладания в детском возрасте (Арина Г.А., Кирсанова М.А.; Богомолов А.М., Портнова А.Г.; Голубева М.С.; Горохова Л.Г.; Горская Е.А.; Грановская Р.М., Никольская И.М.; Иванова Е.Л.; Оршанская М.В.; Шукайло В.В.; Юров Ю.В. и др.). Однако культуральные аспекты копинга, связанные с психологическими особенностями формирования личности ребенка в конкретной социальной среде, на сегодняшний день практически не разработаны.

В ходе проведенного исследования изучались психологические характеристики совладания со стрессом у 137 городских и сельских школьников Чувашии в возрасте 9-12 лет, из которых 51 мальчик (37,2%) и 86 девочек (62,8%), чувашей – 91 (66,4%), русских 46 чел. (27,7%). Использовался опросник копинг-стратегий для детей школьного возраста, Н.А.Сироты и В.М. Ялтонского, в варианте И.Н. Никольской и А.М. Грановской (2000).

Анализ результатов исследования выявил наиболее предпочитаемые и эффективные с точки зрения детей стратегии поведения в стрессовой ситуации. На первом месте стоят детские развлечения, отвлекающие занятия, затем идут: телесный контакт, отношения привязанности и эмоциональный контакт, далее - подавление или вытеснение-забывание неприятной ситуации. Замыкает все обращение к Богу как к Высшей Силе. Самыми редкими по использованию являются стратегии совладания, которые можно отнести к защитным механизмам реализации в действии и частично к эмоциональным способам отреагирования. Как мальчики, так и девочки чаще всего в трудных и неприятных для себя ситуациях используют стратегию «смотрю телевизор, слушаю музыку» в качестве отвлекающего занятия. Далее, мальчикам ближе мечты и игры на свежем воздухе, девочкам же необходим телесный контакт и эмоциональные переживания.

Дети из чувашских семей чаще эмоционально реагируют на сложные случаи жизни и нуждаются в обдумывании или вытеснении-забывании неприятной ситуации. Для русских характерно использование физических нагрузок, требующих восстановления сил, детской «работы» и конструктивного диалога, исповеди и признания «греха». Уход от общения, погружение в свой внутренний мир, обращение к Богу чаще используется чувашами.

Стратегии поведения, используемые ребенком при стрессе, и стратегии, дающие реальную помощь в трудной ситуации, не всегда совпадают. Вычисление объективного критерия меры эффективности, как соотношения частоты применяемых стратегий к частоте реально помогающих стратегий, позволило выявить наиболее оптимальные варианты совладания. В случае их использования наблюдались наилучшие результаты.

Так, оказалось, что средней мерой эффективности (менее 75%) обладают такие стратегии, как: «смотрю телевизор, слушаю музыку», «рисую, пишу или читаю», «стараюсь расслабиться оставаться спокойным», «играю во что-нибудь». К малоэффективным (менее 20%) относятся стратегии: «схожу с ума», «ломаю ногти или суставы пальцев», «дразню кого-нибудь», «бью, ломаю или швыряю вещи», «воплю или кричу», «плачу и грущу», «думаю об этом». Самый высокий показатель эффективности отмечен в отношении такого варианта как «сплю», который в качестве психологической защиты осознанно используется 91,1% детьми. На первом месте по эффективности эта стратегия стоит у девочек и у русских. Для мальчиков наиболее эффективной является стратегия «молюсь», «бегаю или хожу пешком». Следующие по эффективности - это телесный контакт и общение с близкими. Девочки считают важными прогулки и лишь потом такие стратегии, как «говорю с кем-нибудь», «прошу прощения» и «обнимаю, прижимаю, глажу».

Сравнение полученных результатов с данными И.Н. Никольской и А.М. Грановской (2000) о детях Санкт-Петербурга (условно рассматриваемыми здесь как этнические русские) помогло получить более полную картину о сходстве и различии в эффективности поведенческих стратегий у детей – чувашей и русских, проживающих в Чувашии (см. табл.).

Три варианта копинга являются одинаково предпочитаемыми во всех трех группах. Это - эмоциональная реакция плача, вербальная агрессия и наиболее доступная и плохо контролируемая взрослыми форма ухода детей от проблем в виде просмотра телепередач или прослушивания музыки. Причем проведение времени у телевизора расценивается самими детьми как одно из наиболее эффективных средств снятия ими напряжения.

Детям-петербуржцам в сравнении со сверстниками из Чувашии в стрессовой ситуации больше помогает индивидуалистическая тактика, ориентированная на самоконтроль или творчество (реже разговаривают с окружающими, чаще - с собой, меньше молятся, больше рисуют, пишут, читают, сохраняют спокойствие). Данное поведение связано с урбанистическим образом жизни в мегаполисе, который вынужденно осваивается детьми с ранних лет и помогает им адаптироваться в среде с низким уровнем социальной поддержки и преимущественно формальным общением. Это, так называемая, «интернальная» модель совладания с высокой выраженностью рефлексии и опорой на собственные силы.

В отличие от них, чувашские и русские дети, проживающие в Чувашии, с учетом собственного опыта наиболее эффективными стратегиями считают физическую активность и общение. Они менее склонны к замкнутости, «аутоагрессии» в виде кусания ногтей или заламывания пальцев, более реалистичны и меньше предаются размышлениям. Можно предположить, что данный тип поведения, вне зависимости от этнического происхождения ребенка, характерен для большинства детей региона, имеющего сравнительно невысокий уровень урбанизации и тесную связь с сельскими традициями.

Также определены варианты копинг-поведения, показавшие наибольшую эффективность у детей из чувашских семей. К ним относятся: целенаправленная физическая нагрузка (прогулки, бег, езда на велосипеде), снятие напряжения через проявление невербальной агрессии (борюсь, дерусь, бью, ломаю). Чуваши практически не обращаются к игре как средству совладания со стрессом и менее склонны брать вину на себя и просить прощения. Сон, по их мнению, не является наиболее эффективным средством совладания, как убежденно считают их русские сверстники в Чувашии и Санкт-Петербурге. Чуваши отдают безусловный приоритет прогулкам и свободному общению с природой.

Таким образом, социокультуральные условия общества и среды, в которой воспитывается и живет ребенок, во многом влияют на то, как он воспринимает и оценивает стрессовую ситуацию, проявляет свои эмоции и действует в ней. Социализация в условиях крупного промышленного центра (Санкт-Петербург) способствует проявлению и реализации у детей творческих способностей, развивает рефлексивность, интернальную личностную направленность и формирует замкнутость. Совладание со стрессом детей Чувашии вне зависимости от пола и национальности отличается большей прагматичностью, активностью, использованием ресурсов ближайшего окружения. В то же время, русские больше склонны находить его в ситуации прямого обращения за помощью и поддержкой или непосредственного удовлетворения телесных импульсов. Чуваши преодолевают трудности через высвобождение двигательного и эмоционального напряжения, единение с природой и общение.

 

О формировании имиджа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...