Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В.В. Новиков, Е.А. Ободкова (Ярославль)




Современные условия нашей жизни диктуют новые проблемы, потребности, задачи к научным работам. Вопрос формирования имиджа выступает предметом отдельных социально-психологических исследований и является ключевым для целых отраслей психологической и смежной с ней наук. Вопросы о сущности, природе и технологии построения имиджа остаются недостаточно изученными и сегодня особо актуальными.

Чаще всего категория "имидж" расшифровывается как сложившийся в сознании людей и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Имидж - категория, универсально применимая к любому объекту, становящемуся предметом социального познания (к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), профессии (имидж учителя) и т.д.).

В настоящее время происходит становление имиджелогии как новой научно-прикладной области знания, возникающей на стыке психологии, экономики, социологии, философии, культурологии и других дисциплин. Имиджелогия изучает закономерности формирования, функционирования и управления имиджем человека, организации, торговой марки, предмета и услуги. Имиджелогия – это комплексная практическая дисциплина, использующая отдельные результаты ряда наук, целью которой является создание методологического и методического оснащения для профессиональной деятельности по созданию и преобразованию имиджа. Имиджмейкинг – деятельность по созданию имиджа, а также преобразованию существующего с целью достижения поставленных целей и задач. Имиджелогию и имиджмейкинг нужно отличать от психологии имиджа. Психология имиджа – раздел психологической науки, научная теория, предметом которой является имидж как социально-психологический феномен, а также закономерности его возникновения и функционирования [3].

Формирование имиджа следует рассматривать в зависимости от контекста изучения (товара, личности, предприятия…). У имиджа существует особенность: имидж только наполовину "принадлежит" предмету (например, в виде фирменного стиля со своей атрибутикой, - товарным знаком, цветовой гаммой, графикой, слоганом и т. д.). Другая "половина" имиджа создается и живет в массовом сознании потребителя предмета имиджа. К примеру, относительно содержания имиджа человека речь идет об интеграции его социальных, профессиональных, психологических и собственно относящихся к внешнему облику характеристик. При этом имидж складывается на основе тех отдельных впечатлений, которые производит человек на окружающих в результате его наблюдения, общения и взаимодействия, и на основе тех мнений, которые передаются по коммуникативным каналам [2].

Деятельность по созданию имиджа происходит в определенном социальном контексте, под воздействием факторов, отражающих характеристики социального взаимодействия, в которые вступает субъект имиджа. Это факторы, которые обуславливают позицию человека в среде – статус, положение в группе, субъективнозначимые социальные роли, значимость для него социальных коммуникаций, характер использования эмоциональных коммуникаций в ходе имиджеобразующей деятельности.

В основе деятельности по созданию определенного имиджа человека лежит потребность человека в представлении себя окружающим и регулировании посредством этого образа процесса взаимодействия. Усилия, направленные человеком на формирование имиджа, находятся в прямой зависимости от его заинтересованности в представлении такого рода и значимости мнения других людей о нем [1].

Искусство и техника создания имиджа заключается в том, чтобы понять, что является привлекательным для других, познать самого себя и привести в соответствие с этим свои внешние оболочки [4].

При создании имиджа личности значимую роль играют факторы самой личности; например: мотивация гуманистической направленности, позитивная гибкая открытая Я-концепция…

Конечной целью всех исследований имиджа является разработка и создание привлекательного образа человека. Для этого создаваемый имидж должен вписываться в образ жизни реципиента, соответствовать его системе ценностей. Простой способ выяснения желательного имиджа – представление его в категориях психологических ценностей (например, как должен выглядеть идеальный руководитель).

Конструирование имиджа должно происходить по осознанному разработанному плану, и, главное, с опорой на ожидания социальной группы, для которой этот имидж разрабатывается, т.к. оценка имиджа также будет зависеть от конкретных ожиданий социальной группы. Имидж – отражение требований массового сознания. Имидж – инструмент общения с массовым сознанием, результат сознательной работы.

Имидж организации. Имидж формируется по-разному для разных групп общественности, так как желаемое поведение этих групп в отношении предприятия может различаться. Одно и то же предприятие может по-разному восприниматься потребителями, инвесторами, государственной структурой, местной и международной общественностью. Например, для работников фирмы важными окажутся такие стороны имиджа как: социальная гарантия, лояльность руководства к персоналу, моральное стимулирование, информационная открытость руководства, миссия и стратегии фирмы, престижность фирмы… Т.е. можно отметить, что предприятие имеет несколько имиджей, для каждой группы общественности - свой.

Синтез представлений о предприятии, присущий разным социальным группам, создает более общее и емкое представление о предприятии. Но исключительно трудно создать имидж, который считался бы благоприятным для всех потребительских групп, взаимодействующих с организацией (каждый имеет свои ожидания, желания, взгляды…).

Содержание категориальных шаблонов восприятия, влияющих на структуру имиджа, зависит от социальной роли человека, которая в свою очередь во многом определяется деятельностной ситуацией. Однако имидж выступает не только как явление, включенное в систему деятельности субъекта, используемое в процессе деятельности, но и как возникающее в результате деятельности, являющееся ее продуктом.

Формироваться имидж начинает сразу же, как только фирма выходит на рынок. Образ фирмы появляется в сознании потребителей под воздействием разных контактов с фирмой: как непосредственного общения с сотрудниками, так и знакомства с рекламной продукцией или посещение выставок, презентаций. Создание имиджа компании помогает покупателю воспринимать товар как нечто отличное от других аналогичных продуктов.

Формирование имиджа компании может идти по нескольким направлениям:

- через рекламу выпускаемых товаров, создавая имидж своей продукции можно сформировать благоприятный имидж предприятия;

- через имиджевую рекламу, цель которой - создать благоприятное впечатление именно о данном товаре или фирме, закрепить в сознании и подсознании широкого круга людей положительный образ;

- используя блокноты, бизнес-папки, еженедельники, также полезно создать рекламный радио-, видеоролик, фильм о данной компании;

- через взаимодействие со своими клиентами, которые осуществляются не только на деловом, но и дружеском уровне (поздравительная открытка к Новому Году).

Заметим, имидж организации формируется не только специальными акциями и мероприятиями. Качество производимых товаров и оказываемых работ/услуг, отношение персонала к своему работодателю, клиентуре и собственной деятельности имеет значение для имиджа не менее важное, чем реклама и презентации.

Для достижения благоприятного имиджа необходимо учитывать следующие характеристики имиджа:

· активность (способность воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки, как отдельных людей, так и целых групп населения);

· социальная обусловленность имиджа (привлекательность для определенной целевой аудитории);

· динамичность, гибкость (атрибуты имиджа преобразуются, видоизменяются в соответствии с изменениями в самом носителе или в групповом сознании, поэтому имидж требует постоянной поддержки и коррекции);

· информативность (сообщает о некоторой совокупности признаков, которые присущи самому объекту или вымышлены);

· адекватность (соответствовать реально существующему образу или специфике фирмы);

· оригинальность (отличаться от образов других фирм (товаров)).

При создании и восприятии имиджа его прообразом является организация, которой приписываются такие свойства, какими она по своей природе не обладает, эти свойства характеризуют организацию, как психологический субъект.

Мы полагаем, что преподнесение определенной, соответствующей заказу информации является отличительной особенностью формирования имиджа; именно ее количество, и качество определяет имидж. Имидж должен постоянно распространяться посредством всех доступных каналов связи с потребителями…

Оценка результатов работ по созданию или преобразованию имиджа представляет собой проблему. Имидж трудно оценить по качеству, по каким-либо объективным критериям, но в практике потребность оценки имиджа высока. Проблема оценки состоит в том, что работы по построению и преобразованию имиджа протекают в среде неопределенности, поэтому результат не прогнозируется на 100%. Скорее будет успешней тот имидж, который характеризуется гибкостью, который может быть удачно изменен.

Формирование имиджа – процесс творческий, трудоемкий, долгосрочный…, несущий в себе социально-психологическую основу.

 

Литература.

1. Акмеологические основы эффективных политических коммуникаций: Учебное пособие/ под общ. ред. А.А. Бодалева, Л.Г. Лаптева, Е.Б. Перелыгиной. – 2-е изд. доп. и испр. – М.:"Альтекс"; ИД "ЭКО",2003. – 584с.

2. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя/А.А. Калюжный. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 222с.

3. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие/Е.Б. Перелыгина. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 223с.

4. Практическая психология для менеджеров. М.: Изд-во «Филин», 1996. –310с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...