Выстроенные по методу полярных профилей
Описание эксперимента. Эксперимент проводился на персональном компьютере типа Notebook с использованием программы Versteu [Книпшильд, 1992] на Филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. В качестве аудиторов выступали студенты и сотрудники кафедры фонетики, не знакомые с целью проведения исследования. Испытуемые-аудиторы принимали участие в эксперименте в индивидуальном порядке. Для каждой из 10 оценочных категорий все 20 стимулов в случайном порядке подавались на прослушивание через наушники. На экране монитора при этом высвечивалась оцениваемая категория (например, „ритмично — неритмично“) и 5 градаций ответа, из которых нажатием кнопки мыши нужно было выбрать единственную. Аудиторам давалась возможность многократного прослушивания стимула путем нажатия клавиши „Повтор“. Ответ испытуемого автоматически вызывал подачу следующего звукового сигнала или переход к оценке другой категории. Обработка ответов. На первом этапе эксперимента в опыте приняло участие 12 человек. Таким образом, всего было получено 2400 реакций: 20 стимулов оценивались 12 ии. по 10 заданным категориям. Для каждого стимула была определена средняя оценка по каждой из категорий. В качестве среднего числа мы используем медиану Ме, поскольку полярный профиль трактуется нами как ранговая шкала.[34] Результаты расчетов приводятся в таблице 6 (см. приложение).
Оценка категорий. Поскольку на начальном этапе эксперимента отбор оценочных категорий был в большой степени произвольным, в первую очередь следовало проверить их пригодность, понятность и степень независимости при оценке звучащих стимулов. Зависимость — независимость категорий. Для того, чтобы проверить независимость функционирования отобранных категорий, был определен коэффициент ранговой корреляции Спирмана R. Подход был следующим: на основе величины медианы Ме каждому стимулу (фразе) был приписан ранг. Таким образом, для каждой категории получилось 20 ранговых мест. Эта процедура проводилась для всех 10 категорий. Данные, полученные по всем 10 категориям, позволили попарно скоррелировать их по формуле:
R= 1-((6ådi2)/(n(n2-1))),
где d i означает разность в рангах, приписанных стимулам в двух сравниваемых категориях, а n — количество ранговых мест, которое в нашем случае равняется 20. Результаты расчетов представлены в таблице 2. Коэффициент ранговой корреляции R может принимать значение в интервале -1 £ R £ +1. Как видно из таблицы, на нашем материале были получены только положительные корреляции. Такой результат обусловлен порядком подачи антонимов в отобранных категориях. Корреляция между двумя категориями тем выше, чем ближе конкретный коэффициент Ri к 1.
Табл. 2. Коэффициенты ранговой корреляции R
Таблица 3 дает в схематически обобщенном виде результаты корреляции между анализируемыми категориями. В качестве одного из критериев оценки были использованы критические числа Фергусона [Ferguson, 1959], разработанные специально для маленьких выборок (ср.: [Clauß, Ebner, 1983: 278]. Для 20 ранговых мест критическое число составляет Rк;0,05= 0,377 при вероятной ошибке в 5% (знак „+“ в табл. 3). При вероятности ошибки в 1% коэффициент составляет Rк; 0,01=0,534 (знак „++“).
Поскольку на нашем материале в целом проявились довольно высокие коэффициенты корреляции, был дополнительно введен еще один условный порог: Rк = 0,80. Превышающие его коэффициенты обозначаются в табл. 3 знаком „+++“. Знак „-“ обозначает отсутствие значимой корреляции между категориями. Анализ корреляций показывает, что нет ни одной категории, которая работала бы совершенно независимо от других. Наиболее автономными категориями являются категории 4 (разнообразно — монотонно) и 8 (от автора — цитата). Наибольшую связь с другими категориями обнаруживает категория 10 (принужденно — непринужденно), которая очень сильно коррелирует с категориями 2 (серьезно — шутливо), 6 (нейтрально — эмоционально), 7 (четко — нечетко) и 9 (отстраненно — с личным участием). Это означает, что из всех отобранных категорий она функционирует наименее самостоятельно. Выделяется также зависимость оценок между категориями 9 (отстраненно — с личным участием) и 6 (нейтрально — эмоционально), между категориями 2 (серьезно — шутливо) и 6 (нейтрально — эмоционально).
Табл. 3. Корреляция категорий: общение результатов на основе критических чисел
При оценке заинтересованности публики (категория 5) ии. могли опираться лишь на косвенную информацию, так как сам по себе речевой материал не позволяет судить об имевшей место реакции слушателей на повествование рассказчицы. Анализ коэффициента ранговой корреляции показывает, что ии. делали вывод о заинтересованности присутствующей при рассказе публики прежде всего на основании разнообразности повествования: категория 4 (разнообразно — монотонно). Следует также обратить внимание на сильную корреляцию между категориями 6, 7 и 9, 10. В качестве тенденции вырисовывается следующая зависимость: нейтральный способ рассказа (категория 6) соотносится с отстраненностью говорящего (категория 9), с его „принужденностью“ (категория 10) в отличие от непринужденности. Та же зависимость наблюдается для стимулов, оцениваемых как „четкие“ (категория 7). И наоборот, нечеткие по оценке ии. стимулы скорее всего соотносятся с непринужденностью речи и с личной причастностью говорящего. Если сопоставить категории по степени их взаимосвязанности, можно выделить следующие группы: 1. категории 1, 2, 6, 9,10, так или иначе связаны с эмоциональным „зарядом“ рассказа; 2. категории 4 и 5, ориентированы на манеру рассказа (4) и на публику (5), причем прямой оценке поддается только категория 4; 3. категория 3 и 7, связаны со способом выражения; 4. категория 8, относит речь к самому говорящему (от себя) или к какой-нибудь форме цитации.
Такое обобщение может служить ориентиром для сокращения списка представленных категорий при планировании будущих экспериментов. До этого момента мы рассматривали функционирование категорий и вопрос об оптимизации их списка на базе всего материала. При этом не учитывалось, что разные категории могут по-разному проявляться при оценке сказочной и несказочной речи. Для анализа пригодности отобранных категорий и определения их оптимального состава следует, на наш взгляд, учитывать жанровую дифференциацию.
Функционирование категорий в зависимости от жанровой принадлежности материала. Статистический анализ сходства/несходства в распределении реакций по отдельным категориям проводился с помощью двух критериев; в качестве критического порога взята вероятность ошибки p£5%. Во-первых, были определены числа c2 для маленьких выборок по формуле Brandt—Snedecor [ Clauß, Ebner, 1983: 255]. При этом мы исходили из предположения, что группы сказочного и несказочного материала представляют собой разные генеральные совокупности и трактовали выборки как независимые. В качестве второго критерия был использован тест Колмогорова — Смирнова (там же, с. 236). Он используется независимо от характера распределения данных и учитывает не только разницу между средними, но также разброс и крутизну распределений. В нашем случае это существенно, поскольку выборки невелики и, как правило, не соответствуют Гаусову распределению. При трактовке результатов теста Колмогорова — Смирнова учитывались также кривые сумм частот. Оказалось, что распределение ответов по сказочным и несказочным стимулам существенно отличается для 9 из 10 категорий. Несущественная по критерию Колмогорова—Смирнова разница наблюдается только для категории 3 (ритмично — неритмично). Остановимся на категориях более детально.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|