Другие проективные рисунки
Рисунки «Моя учительница» и «Мой класс» помогают выявить отношение ребенка к учителю и сверстникам, облегчают ведение беседы на школьные темы, но, по нашим наблюдениям, в случае выполнения этих заданий более выражен элемент социальной желательности, контроля, поскольку обследование проходит в стенах школы. Негативные чувства к учителю или детям обычно проявляются через отказ выполнять рисунок. Р исунки «Самое хорошее и самое плохое события в моей жизни» (Мухина, 1981) и «Что страшное мне снится ночью и чего я боюсь днем» (Захаров, 1982) можно назвать парными: на каждый из них дается один лист, и дети выполняют два рисунка — один на первой стороне листа, другой на обороте. Цель использования этих методик заключается в установлении соответствующих фактов из жизни детей с последующим обсуждением их в беседе.
Восьмицветовой тест М. Люшера По характеру стимульного материала и способам оценки этот тест ближе к проективным методам исследования личности, он выгодно отличается от традиционных проективных методик кратковременностью проведения и жестким алгоритмом интерпретации. Перед ребенком раскладывают восемь цветных карточек и просят выбрать тот цвет, который ему в данный момент больше всего нравится, затем предлагают продолжить выбор в порядке предпочтения, примерно через пять минут процедура повторяется. Тест имеет специальные правила обработки результатов и стандартную интерпретацию, основанную на психофизиологии восприятия цвета. Предпочтение или отвержение тех или иных цветов связано с глубокой эмоционально-потребностной сферой человека. Тест позволяет соотносить актуальные и нереализованные потребности, цели и способы их достижения, а также определять область тревог, страхов и компенсаций (The Luscher Color Test, 1971).
Детский апперцептивный тест — CAT, CAT-S Тест представляет собой набор из десяти основных и десяти дополнительных картинок с изображением животных в различных антропоморфных ситуациях и рассчитан па детей в возрасте от трех до десяти лет (Bellak, Bellak, 1949, 1959). По мнению авторов теста, дети с большей готовностью идентифицируют себя с животными, чем с людьми, хотя для детей более старшего возраста могут быть использованы картинки с изображением людей в тех же ситуациях. Ребенку тест представляют как игру в сочинение историй по картинкам. Все ответы детей записываются на магнитофон с последующей подробной расшифровкой записи. Интерпретация результатов включает анализ содержания каждого рассказа, вычленение наиболее значимых для испытуемого тем: тех, которые чаще всего появляются в рассказах, или, наоборот, тех, которые ребенок отказывается обсуждать; анализ перцептивных искажений, пропущенных или введенных в рассказ деталей или персонажей; анализ чувств и мыслей героев, их взаимоотношений друг с другом, особенностей речи испытуемого и многое другое.
Тест школьной тревожности Проективная методика, предложенная Е. Амен, в модификации A.M. Прихожан (Проективная методика..., 2002; Прихожан, 1990). Тест представляет собой набор из 11 картинок, изображающих ребенка в различных ситуациях, связанных с учебой: на уроке, на перемене, в общении со взрослыми и т.п., лица на картинках изображены контурно. Испытуемого просят рассказать, что происходит на картинке, какие выражения лиц у персонажей. В дополнение к этой инструкции мы просили испытуемых придумать возможный диалог между героями. Согласно A.M. Прихожан, можно говорить о наличии школьной тревожности у ребенка в тех случаях, когда он дает не менее 70% «тревожных ответов», например: «У главного героя печальное лицо. Он плачет, потому что получил двойку».
Тест на определение грубого отношения в семье Проективный апперцептивный тест, предложенный К. Палачио-Квинтин с соавторами (Рalacio-Quintin et al., 1992). Методика представляет собой набор из десяти картинок, изображающих в стиле комиксов одного из родителей и ребенка в сценах из повседневной жизни (прием пищи, разбитая ваза, падение с лестницы, испачканная одежда, дерущиеся дети и т.п.). Тест предназначен для детей в возрасте от четырех до десяти лет. Психолог поочередно предъявляет картинки по следующей инструкцией: «Давай сочинять с тобой короткие истории, как в комиксах. Я буду показывать картинки, а ты — рассказывать, что происходит, что люди делают и что они говорят друг другу». При анализе результатов следует обращать внимание на те реплики взрослых, где содержатся угрозы, оскорбления, обвинения ребенка. Поскольку во многих случаях учителя жалуются на плохую память, рассеянное внимание «проблемных детейи с этими особенностями связывают невысокую успеваемость, дополнительно использовались методики, направленные на изучение памяти, внимания и мышления.
Заучивание десяти слов Методика предложена А.Р. Лурия для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Испытуемого просят внимательно прослушать и повторить в любом порядке десять не связанных между собой слов, которые читает экспериментатор; после первой попытки психолог вновь повторяет слова и просит воспроизвести те, что испытуемый запомнил. Установлено, что у здоровых людей кривая запоминания носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10, то есть к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов. Отклонения от этой кривой связаны чаще всего с органическими нарушениями деятельности мозга (Рубинштейн, 1970).
Пиктограмма Эта методика, также предложенная А.Р. Лурия, представляет собой вариант опосредствованного запоминания, однако применяется не столько для исследования памяти, сколько для анализа ассоциаций как проективная методика (там же). Испытуемому дают бумагу и карандаш и просят внимательно слушать и запоминать ряд слов, которые прочтет психолог, а для облегчения запоминания к каждому слову, сделать небольшую зарисовку, с тем чтобы она помогла воспроизвести их. Далее психолог зачитывает 12—15 слов и словосочетаний, среди них есть как «нейтральные», так и эмоционально значимые для испытуемого слова, например, «страх», «обида» и т.п.
Обработка результатов включает подсчет правильно воспроизведенных слов, анализ содержания ассоциативных связей, характерные особенности используемых рисунков. Интерпретацию данных следует строить по принципу взаимодополняемости результатов различных психодиагностических методик.
Результаты исследования, полученные с помощью всех методик, и многочисленные беседы записывались на магнитофон с последующей подробной расшифровкой записи.
Процедура диагностики Диагностика проводится в несколько этапов (табл. 1).
На первом этапе мы рекомендуем использовать метод экспертных оценок. По нашей просьбе учителя и воспитатели групп продленного дня (ГПД) рассказывали о наиболее проблемных детях в их классе — тех, кому трудно учиться в школе и с которыми педагогам нелегко работать. Каждый учитель назвал трех-четырех таких учеников. Основные психологические трудности, характерные для такого школьника, учителя формулировали следующим образом: нарушает школьную дисциплину, дерется, упрямый, не слушается; скованный, робкий, напряженный, боится или отказывается отвечать на уроках; у него слабая успеваемость; педагогическая запущенность, низкий интеллект; плохая память; часто плачет. Учителя не всегда способны распознать признаки психологического неблагополучия детей, а кроме того, существуют скрытые формы неблагополучия, когда при хорошей успеваемости и соблюдении норм школьной жизни ребенок испытывает сильное напряжение, тревогу. Мы рекомендуем провести фронтальное обследование учеников, которое поможет выявить таких детей. Было проведено обследование около 300 учеников начальных классов одной из общеобразовательных школ Москвы с использованием следующих проективных рисуночных методик: «Дорисуй круги», «Несуществующее животное», «Рисунок человека», «Самое хорошее и самое плохое события в моей жизни», «Что страшное мне снится ночью и чего я боюсь днем», «Моя семья». Несмотря на то что эти методики лучше применять индивидуально, даже при фронтальном их использовании, если внимательно наблюдать за выполнением рисунков, они дают весьма информативный материал, поскольку о психологическом неблагополучии их авторов можно судить по многим признакам — содержанию, композиции, графике, цветовой гамме. В результате данного обследования можно определить группу детей с явными признаками психологического неблагополучия для проведения индивидуальной диагностики. В нашем случае были отобраны 42 ученика. Чтобы избежать явного влияния соматического фактора, в выборку не включили детей, перенесших черепно-мозговые травмы, длительно отсутствующих в школе по болезни (учебную четверть), а также тех, чьи показатели по Шкале интеллекта были ниже нормы или на нижней границе нормы. Для сравнения результатов диагностики была сформирована контрольная группа из 47 благополучных учеников с отличной и хорошей успеваемостью и отсуттвием проблем в отношениях с детьми и в поведении в школе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|