Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Марина В., 10 лет, III класс (программа 1-3)




Учительница обратилась с просьбой обследовать девочку, высказав следующие жалобы: «Ни разу не видела маму. Мама гулящая, к ней иностранцы все время ездят. Есть сестра, в восьмом классе учится. У девочки запущенность, успеваемость крайне низкая, хочет учиться, но трудно».

На первой встрече Марина выполнила рисунок «Несуществующее животное». Она нарисовала всепожирающее существо «Ножная голова», которое живет в лесу, «съедает все деревья, и нечем дышать», «ни с кем не дружит, так как всех съедает» (рис.11)


По всей видимости, этот рисунок в символической форме выражает страх девочки «быть ничем», то есть страх смерти, ощущение постоянной угрозы и незащищенность перед ней.

Результаты теста Люшера:

I выбор: красный, желтый, синий, фиолетовый, зеленый, черный, серый, коричневый.

II выбор: желтый, красный, синий, фиолетовый, зеленый, серый, черный, коричневый.

«Активна, энергична. Хочет развиваться свободно, сбросить с себя оковы неуверенности и жить насыщенной жизнью, полной впечатлений. Восприимчива ко всему новому, увлекательному. Стремится к контактам с другими людьми. Очень сензитивна, ищет теплоты и понимания во взаимоотношениях.

Сложившаяся обстановка препятствует ее самоутверждению и снижает самооценку. Она не видит способов преодолеть давление со стороны окружения и вынуждена идти на компромиссы. Чувствует себя непризнанной, ищет различные условия, при которых она могла бы иметь большую возможность проявлять свои достоинства, повысить свою оценку в глазах окружающих и добиться их уважения к себе как исключительной личности».

Проверка памятизаучивание 10 слов: 5—7—10. Результат соответствует норме.

На предложение нарисовать семью девочка ответила:

М. Нет, семью я не буду рисовать.

П. У вас большая семья?

М. Папы нет. (Пауза.) Я, сестра, мама, дедушка умер, бабушка живет в Солнцеве.

В беседе об играх и развлечениях Марина сообщает, что любимая игра — прятки, а раньше много играла в куклы. На вопрос, с кем она обычно играет, отвечает, что играет всегда одна. Б этом ответе содержится явное противоречие, ведь прятки — это групповая игра. Можно предположить, что утверждение девочки о том, что она играет одна, относится больше к ее состоянию внутреннего одиночества.

В начале встречи держится настороженно, несколько раз спрашивает, зачем нужны эти рисунки, к концу встречи — достаточно открыта, очень приветлива, вежлива.

В связи с отказом девочки рисовать свою семью на второй встрече ей был предложен сказочный рисунок «Семейка животных», который она выполняла с большим увлечением и сильной эмоциональной включенностью (рис. 12).

Психолог. Расскажи, кого ты нарисовала?

Марина. Это заяц, который раньше был злым, а теперь стал добрым. Это кошка, которая от злости стала собакой. Собирается съесть маленького зайчика, но он пока еще живой.

П. Где этот зайчик?

Она закрашивает маленькое, едва различимое серое пятнышко коричневым карандашом, а затем черным обводит контур зайчика.

М. Это королева-мышь с лицом медведя. Она всех объединяет и усмиряет.

П. А что у нее на платье?

М. Это вилка и нож для усмирения. Мышь (слева) сбежала из дома, где ее чуть не убили, и пришла в эту семью. «Желтый* (она не знает, кто это, подрисовав ему бицепсы)— он собирается подраться с мышью.

П. Чем они питаются?

М. Все питаются цветами и растениями, кроме кошки, которая стала собакой.

П. А кого она может еще съесть, кроме маленького зайчика?

М. Она также может съесть зайчика или мышку, если они начнут раздражать.

П. А может она съесть королеву-мышь?

М. Нет, королева всех усмиряет.

П. Как королева расправляется с ними?

М. Она их берет за шкирку, раскачивает и отбрасывает далеко.

П. А почему же она отвернулась от них, как же она узнает, что в королевстве происходит?

М. Это я просто профиль не умею в левую сторону рисовать. А тут у нее зеркало (подрисовывает справа желтым карандашом), и она в нем все видит.


По результатам этой методики можно заключить, что Остановка в семье крайне напряженная и является источником постоянной угрозы, прежде всего физического наказания. Вместо необходимых для ребенка теплоты и поддержки Марина часто испытывает страх и неприязнь. Сказавшись напрямую рисовать свою семью, девочка выплеснула чувства в рисунке семьи животных.

В этой многочисленной вымышленной семье нет распределения семейных ролей, кем являются друг для друга эти животные — Марина не говорит, для нее важно то, что ад всеми главенствует королева-мышь с лицом медведя это, по-видимому, является гиперболизацией ужаса, который она наводит на домочадцев), а ее роль в семье — объединять и усмирять». Постоянная вражда и опасность царят там: кошка, которая от злости стала собакой, может съесть любого маленького зверька и уже собирается съесть зайчика, королева расправляется с домочадцами, «если они начнут раздражать», «беря их за шкирку, раскачивая и отбрасывая далеко», в то же время на ее платье нарисованы вилка и нож (то есть средства пожирания) «для усмирения». Эти два образа — королева-мышь (явная проекция матери) и кошка-собака (вероятно, проекция сестры), основными характеристиками которых являются устрашение и пожирание, явно перекликаются по содержанию с персонажем рисунка «Несуществующее животное» — всепожирающим, удушающим существом.

В беседе с Мариной на вопрос, как она учится, какие у нее оценки, она отвечает, что как раз в этот день получила двойку по русскому языку. Жалуется на плохую память. На просьбу показать тетради следует отказ. При нашем разговоре присутствуют две ее подружки, так как она просила, чтобы они побыли в классе, пока она будет рисовать. Я сообщила Марине, что по результатам проверки память у нее хорошая и вообще она очень способная и должна учиться только на пятерки, и попросила показать тетрадь с двойкой, чтобы разобрать ее ошибки. Марина показала тетради, и, пока мы разбирали ошибки, одна из девочек заметила: «Да все равно хороших оценок ей у И.Р. не дождаться!» С нашей точки зрения, оценки были занижены. Все это свидетельствует о предвзятости учительницы, которая вместо оказания поддержки девочке, старающейся учиться, ставит ей двойки, снижая и без того невысокую самооценку.

«Пиктограмма». Правильно воспроизведены 11 словосочетаний из 14. Интересной ошибкой является воспроизведение слова «нелады» на предложенное сочетание «тяжелая работа», а нарисовала при этом Марина письменный стол и вокруг ворох бумаг.

«Рисунок человека». Изображена девочка, с которой познакомилась в летнем лагере. «У нее грустное настроение, потому что она всегда была грустной».

Обращает на себя внимание выраженная диспропорция изображенной фигуры: очень большая голова с хорошо прорисованными чертами лица и очень маленькие ноги — слабая опора, что принято интерпретировать как большой интерес к внутреннему миру человека и отсутствие уверенности в своих силах, недостаток опоры в жизни.

В начале одной из последующих встреч, которая проходила в учительской во время урока, туда вошли учительница Марины, она же завуч начальной школы, и директор. Учительница начала ругать Марину за то, что ни разу не видела ее маму, что она не следит за дочерью и т.п. На вопрос директора, почему мама не приходит в школу, Марина ответила, что та очень занята, у нее нет времени, директор начала требовать, чтобы она обязательно пришла в школу, Марина молчала. Затем педагоги ушли.

После всей этой неприятной сцены самым лучшим выходом было, на наш взгляд, рисование. Марине было вновь предложено нарисовать семью, и на этот раз она охотно согласилась(рис.13).

Марина. Хорошо, только я папу не буду рисовать... я его уже не помню. {Пауза.) Можно нарисовать бабушку?

Психолог. А она член вашей семьи?

М. Она с нами не живет, но мы часто к ней ездим.

П. Тогда как хочешь. (Рисует маму, затем сестру.)

П. А себя ты не будешь рисовать?

М. Ну я же не знаю, как я выгляжу.

Подобный отказ ребенка рисовать себя расценивается как невключенность в структуру семьи, отчужденность. При этом композиционно рисунок остался незавершенным, так как две фигуры, расположенные очень близко и таким образом эмоционально объединенные в группу, занимают лишь половину листа.

На вопрос, почему же все-таки Марина не попросит маму прийти в школу, раз уж учительница так настаивает на этом, девочка ответила, что мама обещала прийти, но у нее совсем нет времени: она работает на почте, уходит раньше их, приходит очень поздно, в субботу и воскресенье отсыпается, а девочек часто отправляет к бабушке.

На предложение нарисовать учительницу:

Марина. Нет, я не буду ее рисовать.

Психолог. Почему?

М. Я никогда на нее не смотрю. Она пожилая женщина. Если я буду на нее смотреть, я буду как дурочка. Она ходит по классу, что же я буду на нее все время глаза поворачивать? Я буду выглядеть как дурочка.

Рассказывает, что во время ответов тоже не смотрит на учительницу — боится, смотрит на кого-нибудь из одноклассников или на доску. Когда читает, боится учительницу, никогда не смотрит на нее, ей так легче. Учительница иногда на них кричит.

Ненавидит русский язык и считает, что все в классе его ненавидят.

Затем мы беседуем о взаимоотношениях в семье. Марина рассказывает, что сестра учится на одни пятерки, иногда кричит на нее и бьет. Мама тоже иногда ее бьет, когда Марина ей мешает; мама много шьет и вяжет красивые кофточки, Марина любит смотреть, как она работает, и тогда мама кричит: «Я все испортила из-за тебя!» Иногда лупит ремнем.

На просьбу написать дома сочинение на тему «Какая я» очень сожалеет, что ее не было на том уроке в классе, когда все писали это сочинение; вначале обещает написать дома, а потом отказывается, так как боится, что мама все равно прочтет, и если ей не понравится, то заставит переделывать. Мама проверяет все ее сочинения, и если ей не нравится, то рвет и заставляет все переписывать, говоря при этом: «Ты как дурочка написала!»

К обследованию Марина относится с большим интересом, в конце каждой встречи говорит «спасибо», очень вежлива и предупредительна. После нашей третьей встречи я из коридора наблюдала следующую сцену: перед началом урока, который я должна была проводить в этом классе, Марина положила на учительский стол несколько конфет и тут же убежала. Девочки, сидящие за первой партой, прошептали: «Это вам Марина положила». Этот трогательный эпизод подчеркивает, насколько обделена самым элементарным вниманием и заботой эта ученица.

Рисунок класса. Марина изображает мальчика, который сидит за первой партой, затем Олю Г., «хотя она и не с ним сидит». Про Олю рассказывает: «Она противная. Смеется, если кому-нибудь плохо. Я на нее кричу. Мы все время ссоримся».Композиционно рисунок оказался незавершенным — больше половины листа осталось пустым, но далее рисовать Марина отказалась.

По рисунку можно заключить, что отношение к классу у Марины скорее негативное, все эмоции выражены только по поводу «противной» девочки.

Об учительнице Марины. И.Р. — завуч начальных классов, предпенсионного возраста. С психологом держится исключительно доброжелательно и приветливо, с детьми обращается в общепринятой и, видимо, отработанной за многие годы командно-приказной манере. Допускает очень много бестактностей, например, начинает обсуждать с психологом трудности ученика в присутствии его одноклассника, а на замечание психолога о том, что нам лучше беседовать отдельно, отвечает, что они все равно ничего не понимают. Приводит в кабинет психолога двух мальчиков и говорит про одного из них: «Посмотрите, нет ли у него пространственной "ш"?», а на недоуменный взгляд психолога добавляет: «Ну, пространственной шизофрении». Нетерпелива, часто оказывает давление на детей. Стиль работы с детьми — авторитарный.

Из беседы с учительницей о Марине. В основном ее беспокоит то, что мать Марины совсем не занимается дочерью и не приходит в школу. У Марины низкая успеваемость, она очень старается, но сильная запущенность мешает ей учиться. Несколько раз учительница предлагала девочке пойти на дополнительные занятия, но Марина ни разу не согласилась. Возможно, оставит ее на второй год. «Мама проститутка — и эта такая же будет».

Однажды, когда Марины не было в школе, ее одноклассницы объяснили это тем, что она скорее всего прогуливает, так как вообще часто не ходит уроки. Учительница не подтвердила этот факт, сообщив, что в III классе Марина пропускает занятия только по болезни (у неебольной желудок), но девочки также жаловались ей, что Марина во II классе часто прогуливала занятия (И.Р. работает в этом классе только первый год, а ее предшественница из школы уже ушла).

В конце учебного года учительница объявила, что выставляет Марине три двойки и оставляет ее на второй год. Мы обращались с просьбой к директору школы и И.Р. пересмотреть это решение, поскольку по результатам психодиагностики Марина очень способная девочка и ее возможности никак не соотносятся со статусом второгодницы. Учительница на это ответила: «Мне самой девочку жаль, но, может быть, хоть это заставит маму немного побеспокоиться и прийти в школу».

Директор и учительница решили устроить переэкзаменовку Марине, чтобы дать ей возможность перейти в следующий класс.

Мы обратилась к сестре Марины с просьбой помочь ей сдать эти экзамены (сестра хорошо училась и уже без экзаменов была принята в библиотечный техникум). Сестра обвиняла Марину в том, что она не столько занимается, сколько гуляет на улице.

Переэкзаменовку Марина прошла и была переведена в V класс.

В новом учебном году И.Р. продолжала вести в этом классе русский язык и была классным руководителем. Она сообщила, что наконец-то мать Марины пришла в школу, пообещала следить за успеваемостью дочери, а до этого не приходила потому, что ни Марина, ни ее сестра не передавали, что ее вызывают. Учительница с возмущением отметила, что мать девочки пришла в школу в мини-юбке.

По словам И.Р., в новом учебном году Марина очень старается.

Для проведения CAT Марину попросили остаться после уроков, на что девочка ответила, что она сразу же должна идти домой, так как мама ее проверяет, а лучше «отпросить» ее с урока математики, по которому она лучше всего успевает.

Из беседы с учительницей математики выяснилось, что Марина учится ближе к тройке, чем к четверке, но очень старается. Одну из последних контрольных работ она написала на твердую четверку. Учительница была крайне удивлена, узнав, что Марину хотели оставить на второй год.

Из беседы с Мариной. Лето она провела у бабушки в другом районе Москвы. С утра и до 11 вечера продавала пирожки в ресторане. На наш удивленный вопрос, кто же ей, еще такой маленькой, разрешил продавать пирожки, она ответила, что продавала вместе с бабушкой и сама заработала значительную сумму денег. На вопрос, что же она купила на эти деньги, она ответила, что все отдала маме.

Мама занималась с ней летом математикой, научила ее считать. Где была сестра летом — она не знает, так как жила у бабушки, «а что они (то есть мама и сестра) там делали все лето, она даже и не знает».

"Рисунок «Несуществующее животное» (повторное проведение). Название рисунка— «Распут — лицо лесное» (рис. 14).


На нем изображено существо, внушающее страх, так как оно «страшнее всех зверей». На вопрос, бывает ли страшно ему самому, следует интересный ответ: «Нет, это же мужчина. Нет, у него столько рог, может удавить».

Название рисунка можно соотнести с рассказом учительницы об образе жизни этой семьи, но не имеется достаточных оснований для каких-либо определенных утверждений. Более важным является то, что основным эмоциональным содержанием обоих рисунков «Несуществующее животное» является страх перед грозными животными, что, по всей видимости, свидетельствует об отсутствии опоры в жизни, тревоге и чувстве беззащитности. Яркое подтверждение этим предположениям обнаруживается в ряде рассказов по картинкам CAT.

Результаты CAT. He по-детски тревожное мироощущение выражено в нескольких рассказах Марины: картинка № 1 (дети за столом, сзади фигура взрослого).

У них мама приготовила кашу, и братья сели за стол и начали есть кашу. Старший брат стал говорить: «Какое хорошее сегодня солнце». Младший брат говорит: «Наверное, сегодня не будет дождя». А младший брат говорит: «О чем вы говорите, братья, все равно это же ничего не интересно, лучше есть кашу». Братья начали есть кашу, и вот старший брат проглотил ложку каши и задумался. Младший брат проглотил ложку, тоже задумался и смотрел на старшего брата. А средний брат и говорит: «О чем вы всегда думаете? О какой-нибудь ерунде, наверное! Они говорят: «Нет, это о жизни. Что будет завтра?.. Мы думаем». Тогда... когда мама уже... пришла, то... она спросила: «Ребята, как вы себя чувствуете?» — «Хорошо», — они ответили. И мама ушла. Когда пришел папа с работы, он спросил: «Ребята, почему вы плохо едите — у вас что, болит что-нибудь или вы уже наелись? Или не хотите есть?» То ребята отвечают: «Мы думаем о жизни». Когда они вышли из-за стола и пошли в комнату, уже было поздно, они легли спать.

Позже эта тема вновь появляется и уже напрямую связывается с родителями.

Картинка № 3 (мужчина в кресле, сзади маленький мальчик).

Марина, Папа был...папа был молодой, но у него боя...боля... болела очень... нога, и он покуривал... трубку и думал все время. Однажды сын подходит тихонько к папе и садится рядом с ним за креслом и думает, о чем же папа будет сейчас говорить. Но папа молчал до тех пор, пока Митя сам не сказал... слова... Все.

Психолог. А Митя что сказал потом?

М. Митя спрашивает: «Папа, ты о чем думаешь, ты постоянно думаешь?»А папа отвечает: «Как же мне не думать, если ты такой маленький, а я уже хромаю. Как же я буду тебя дальше растить, если со мной что-нибудь случится?» А сын говорит: «Папа, не беспокойся, я буду сильным и мужественным, как ты был в детстве».

Далее эта тревожная тема звучит более открыто, как страх остаться без родителей, в рассказе по картинке № 5 (два медвежонка в кроватке):

Два медвежонка легли спать в кроватку. Они были очень дружные. Все делали вместе. А жили они одни, потому что их родители пошли в лес и заблудились.

Тема братьев (а не сестер, что является замещением из-за конфликтных отношений с сестрой) встречается в рассказах по картинкам 4 раза из 14, она идет параллельно с родительской темой и столь же важна, но если в указанном выше рассказе братья являются поддержкой друг для друга, то в рассказе по картинке № 6 (три человека лежат на земле, двое близко друг к другу, третий — поодаль) наиболее открыто проецируются все чувства, связанные с семьей: страх остаться без поддержки, психологическое отсутствие матери, тревога от собственного одиночества и бессилия, страх собственной смерти. Из-за исключительной значимости этого рассказа мы полностью приводим его текст, подчеркивая самые важные фразы.

Однажды... в пустыне жили-были три брата. Они были такие дружные. Но ветер разнес их в разные стороны. И вот они друг друга всегда искали и потом нашли, но младший брат уже не любил своих братьев, потому что они не хотели его спасти сразу. Но это было не так, как он думал,потому что был ветер, и их тоже несло куда- то... не знаю куда. И брат настороженно на них теперь смотрел. Но когда братья объяснили, в чем дело, брат теперь опять с ними подружился, уже не спал с ними рядом, а спал отдельно, чтобы их, если что-нибудь случится, чтобы я от них не улетел. И прицепил их к дереву, где они очень сильно держались, и себя. И мамы у них не было, и они жили только одни. Им нечего было в пустыне пить. Они целый день ходили по пустыне и искали воду. Но однажды случилось такое горе. Еще... Был такой ветер, когда песок задувает людей. И младшего брата он нечаянно задул. И почему-то появились уже... сухое растение, когда-то уже погибло. Все.

 

Не по-детски трагический рассказ. Сразу после него в последующих рассказах тема семейных отношений меняется, более открыто проявляется потребность в близости с матерью, необходимость защиты. Меняются концовки рассказов. Так, в рассказе по картинке № 9 (мальчик в кроватке) мальчик тревожится из-за отсутствия дома матери: «когда мама пришла, мальчик очень обрадовался и... повеселел»; картинка № 8 (взрослые пьют чай): мать велит сыну ложиться спать «и ничего чтобы не боялся, потому что мама будет рядом»; и, пожалуй, самым ярким выражением желаемого, идеального отношения матери к Марине является рассказ по картинке № 7-S (кошка перед зеркалом), в котором кошка оценивает свою красоту перед зеркалом, после чего заключает: «Ну и все равно. Хорошо, что у меня есть сын, и все. Мне все безразлично».

На картинку № 4-S (медведь держит в лапах медвежонка) следует лишь одна фраза: «Папа качал своего ребенка и рассказывал ему сказку». Почему не мама, ведь своего отца, по ее словам, Марина уже не помнит? Или столь нежные отношения с матерью даже у медведей она боится представить, защищая себя от ощущения недоступности подобной близости с матерью?

Фигура отца появляется и в рассказе по картинке № 7 (людоед и мальчик).

Марина. Папа... Папа искал своего сынка, но сынок его не слыша... не слушался, потому что он хотел пожарить своего сынка в горшочке. (Тихо, обращаясь ко мне.) Честно говорю, вот. И у него такие были зубы, как бы это не папа, а Баба Яга. Мальчик всегда сбегал от него, но папа его всегда догонял. И только он хотел его... с ним, посадить его в кипящую воду, мальчик его кусал и убегал... от него.

Психолог. Зачем он его хотел сварить-то?

М. Есть хотел!

П. Да что же он, такой большой, чего-нибудь другого не мог найти?

М. (Отрицательно качает головой.) У-у.

П. То есть он хотел съесть своего сына?

М. Да.

Отец ловит сына, чтобы зажарить его на костре, при этом «у него такие были зубы, как бы это не папа, а Баба Яга». По наблюдениям А.И. Захарова, Баба Яга в детских страхах символизирует мать, поэтому, предположительно, психологическим содержанием рассказа является боязнь агрессии и физических наказаний со стороны матери (вспомним рисунок «Семейка животных»).

Самая благополучная тема — взаимоотношения со сверстниками: веселые совместные игры, радость жизни, дружба — картинки №№ 6-S (лисята бегут), 1-S (зверята на горке) и 2-S (урок в школе).

Школьная тема представлена в рассказе по картинке № 2-S. Несмотря на то что рассказ несколько сбивчив, основное его психологическое содержание заключается в ценности дружбы, потребности в помощи друзей и желании получить пятерку.

Подводя итоги анализа результатов CAT, следует заключить, что основной темой (11 из 14 рассказов) является тема семейных взаимоотношений. Интересно, что герой, с которым отождествляет себя Марина, — один из братьев или сын. Подобное изменение пола идентифицируемого персонажа свидетельствует о напряженности семейных взаимоотношений и необходимости такой своеобразной защиты от тяжелых переживаний, связанных с семьей. Амбивалентно отношение к матери: потребность в привязанности, близости к ней и чувство отверженности в семье, психологическое сиротство. Недетские тревожные раздумья о будущем. Самым глубоким переживанием, выявленным этой методикой, является страх потерять мать, остаться одной, лишенной поддержки и помощи, и, как следствие этого, страх собственной гибели. Отношение к сестре также амбивалентно: потребность в дружбе с ней и обида за отсутствие своевременной помощи, внимания.

Средства преодоления всех этих проблем указаны лишь два: это помощь брата (сестры) и выбор взрослой позиции — «быть сильной и мужественной».

Результаты теста Люшера (повторное проведение)'.

I выбор: желтый, красный, зеленый, фиолетовый, черный, коричневый, синий, серый.

II выбор: желтый, зеленый, красный, фиолетовый, черный, синий, серый, коричневый.

«Неудовлетворенная потребность в эмоциональной поддержке, теплоте, понимании и любви вызывает чувство беспокойства и тревоги, окружающая обстановка и значимые отношения являются источником постоянного напряжения. Может пострадать способность сосредоточиваться, что связано с трудностями в обучении.

Активна, энергична, любознательна, высокая работоспособность. Хочет изменить существующее положение дел, утвердить свою позицию и добиться уважения окружающих; упорна, несмотря на трудности.

Стремится найти выход из существующей ситуации, но чувствует себя не в состоянии исправить ее и нуждается в помощи других людей, ищет контактов с ними».

Изменения, произошедшие спустя полгода после первого выбора цветов, можно кратко охарактеризовать как усиление чувства одиночества, непонимания и как компенсацию — повышенное стремление к самоутверждению, усиление воли, упорства (учителя отметили, что Марина очень старается), что вполне согласуется с позицией, выявленной в CAT: быть сильной и мужественной. В целом результаты теста Люшера полностью соотносятся как с CAT, так и с проективными рисунками.

По результатам Теста школьной тревожности наибольший интерес представляет тема дополнительных занятий, которая встречается дважды: в рассказах по картинкам № 5 (учительница и дети) и № 8 (девочка сидит за столом). В первом рассказе учительница вообще не фигурирует — девочки сами додумались до решения задачи и пошли домой. Во втором рассказе учительница подсказала девочке «и... сказала, что ты очень плохо знаешь... плохо умеешь решать примеры, и она сказала, чтобы я сидела дома и решала целый день примеры, пока не научусь». Характерно, что в этом рассказе повествование в третьем лице в конце переходит на первое лицо, что свидетельствует о значимости этой темы и прямой проекции в рассказе. Пожалуй, через эти истории дается ответ на вопрос, почему Марина не остается на дополнительные занятия.

В рассказах по картинкам № 2 (дети идут в школу) и № 3 (играющие дети) проявляется тревога в связи с опаданием в школу, так как «учительница будет очень ругаться».

Дважды (картинки № 1 и № 11) появляется семейная тема. В рассказе по картинке № 1 (девочка держит за руки родителей) родители провожают дочку в школу, но поскольку это никак не соотносится с семейной ситуацией, в которой живет девочка, а является скорее выражением желаемого, то и начало рассказа нереально: мама с папой пошли гулять (ранним утром в будний день). В рассказе по картинке №11 (девочка сидит на полу, вокруг — игрушки) девочка боится, что мама будет ругаться, и спешит собрать игрушки.

Тест на определение грубого отношения в семье. В восьми картинках Марине видится строгое отношение родителей, много запретов, приказов, назиданий с их стороны, что свидетельствует об авторитарном стиле воспитания в семье и полностью согласуется с проективными рисунками и рассказами Марины о том, что мать часто кричит на нее и бьет.

Заключение по результатам психодиагностического обследования Марины В.

Основной проблемой Марины является отсутствие любви, понимания, поддержки со стороны взрослых, прежде всего матери. Неудовлетворительные эмоциональные отношения сложились и со старшей сестрой. Родители разведены, отца Марина не помнит.

Отрицательные переживания, связанные с семьей, проявились в отказе рисовать семью, а затем включать себя в рисунок семьи, отсутствии родственных отношений и традиционной структуры семьи в методике «Семейка животных», а также конфликтности и высокой агрессивности ее членов.

Авторитарный стиль воспитания, применение телесных наказаний, ощущение постоянной угрозы со стороны матери проявляются как в рисунке «Семейка животных», так и в Тесте определения грубого отношения в семье, в беседе с Мариной и даже в Тесте школьной тревожности. Сложная семейная обстановка привела к амбивалентному отношению Марины к матери. С одной стороны, ощущение своей покинутости родителями, что отчетливо проявилось в рассказах по картинкам № 5 и № 6 CAT, где братья живут одни, без родителей; неприятие матери, страх агрессии с ее стороны и в то же время стремление к близости с матерью, беспокойство, когда ее нет рядом (CAT, рассказ по картинке № 9), страх одиночества, незащищенности перед опасностью (CAT, рассказ по картинкам № 6, № 1) и выражение желаемых отношений (CAT, рассказы по картинкам № 8, 7-S, Тест школьной тревожности, рассказ № 1). То же двойственное отношение у Марины и к сестре: стремление к дружбе и взаимопомощи (CAT, рассказы №№ 1, 2, 5) и горькое ощущение реальности: «ветер разнес их в разные стороны» (рассказ по картинке № 6).

Из чувства одиночества, отсутствия необходимой поддержки и недостатка уверенности в себе рождается и тренога за свою судьбу, и взрослые раздумья, которые прослеживаются в нескольких рассказах CAT: дети говорят: «Мы думаем о жизни. Что будет завтра?» (картинка № 1); отец говорит сыну: «Ты такой маленький, а я уже хромаю. Как же я тебя буду дальше растить, если со мной что-нибудь случится?» Ответ сына — выбор недетской позиции: «быть «ильным и мужественным» (картинка № 3).традиционной структуры семьи в методике «Семейка животных», а также конфликтности и высокой агрессивности ее членов.

Авторитарный стиль воспитания, применение телесных наказаний, ощущение постоянной угрозы со стороны матери проявляются как в рисунке «Семейка животных», так и в Тесте определения грубого отношения в семье, в беседе с Мариной и даже в Тесте школьной тревожности. Сложная семейная обстановка привела к амбивалентному отношению Марины к матери. С одной стороны, ощущение своей покинутости родителями, что отчетливо проявилось в рассказах по картинкам № 5 и № 6 CAT, где братья живут одни, без родителей; неприятие матери, страх агрессии с ее стороны и в то же время стремление к близости с матерью, беспокойство, когда ее нет рядом (CAT, рассказ по картинке № 9), страх одиночества, незащищенности перед опасностью (CAT, рассказ по картинкам № 6, № 1) и выражение желаемых отношений (CAT, рассказы по картинкам № 8, 7-S, Тест школьной тревожности, рассказ № 1). То же двойственное отношение у Марины и к сестре: стремление к дружбе и взаимопомощи (CAT, рассказы №№ 1, 2, 5) и горькое ощущение реальности: «ветер разнес их в разные стороны» (рассказ по картинке № 6).

Из чувства одиночества, отсутствия необходимой поддержки и недостатка уверенности в себе рождается и тренога за свою судьбу, и взрослые раздумья, которые прослеживаются в нескольких рассказах CAT: дети говорят: «Мы думаем о жизни. Что будет завтра?» (картинка № 1); отец говорит сыну: «Ты такой маленький, а я уже хромаю. Как же я тебя буду дальше растить, если со мной что-нибудь случится?» Ответ сына — выбор недетской позиции: «быть «ильным и мужественным» (картинка № 3).Можно предположить, что в результате столь сложных отношений с матерью у Марины появилась определенная настороженность и недоверие и к другим значимым взрослым, а учительница своим непониманием, бестактностью и жесткостью подтвердила эту уже сложившуюся установку. Отсюда возник и открытый негативизм по отношению к И.Р. «Я никогда на нее не смотрю», и страх, в котором Марина сама признается в беседе. Становятся понятными и противоречия в поведении Марины: при стремлении к знаниям (тест Люшера), высокой учебной мотивации (по свидетельству учителей) она никогда не обращается за помощью к учительнице и не посещает дополнительных занятий.

При сильной потребности в понимании, теплоте и поддержке со стороны взрослых (тест Люшера), высокой сензитивности и ранимости Марина фактически отчуждена от взрослых как дома, так и в школе. «Быть сильной и мужественной» (CAT), упорство и целеустремленность (тест Люшера), то есть опора только на себя — подобная взрослая позиция посильна ли для десятилетней девочки?

Проведение теста Люшера с разницей в полгода показывает интересную динамику эмоционального состояния Марины, которую кратко можно охарактеризовать так: обострение чувства одиночества и как компенсация — усиление самоутверждения, упорство, целеустремленность. Конечно же, на изменение этого состояния оказала влияние угроза остаться на второй год.

Отношения со сверстниками не представляют, по всей видимости, каких-либо значительных проблем. По данным теста Люшера и результатам наблюдений, девочка эмоциональна, активна и стремится к общению. Можно только предположить, что контакты детей этого возраста имеют относительно поверхностный характер и не могут дать ей необходимого эмоционального удовлетворения. Поэтому-основной проблемой девочки следует считать отсутствие взаимопонимания между ней и значимыми взрослыми, отчужденность как от семьи, так и от школы, одиночество.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...