Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коля С, 7 лет, I—II классы (программа 1-4)




Впервые учительница обратилась с просьбой обследовать Колю, когда он уже заканчивал первый класс (пошел в школу с шести лет). Ее беспокоило, что мальчик крайне

замкнут, практически ни с кем не общается, очень напряжен, несмотря на хорошую сообразительность, на уроках отвечает с трудом, а чаще всего вообще отказывается от ответа. Письменные работы оцениваются от «5» до «3».

На первой встрече с целью установления контакта с ребенком ему была предложена методика «Несуществующее животное». Прошло 15 минут, а Коля так и не притронулся к бумаге, был очень напряжен и ни на какие вопросы не отвечал. Чтобы снять это напряжение, я стала рассматривать рисунок другого мальчика, который одновременно с Колей в дальнем конце класса выполнял это же задание, задавала всякие нелепые вопросы относительно образа жизни придуманного им животного, пытаясь рассмешить детей. Коля смеялся охотно, но ничего не говорил.

На предложение нарисовать человека последовал отказ.

На просьбу выполнить задание по тесту Люшера молча указал на цвета:

I выбор: желтый, синий, коричневый, красный, черный, зеленый, серый, фиолетовый.

II выбор: желтый, синий, коричневый, красный, зеленый, черный, серый, фиолетовый.

Интерпретация цветовых выборов: «Ищет привязанности, любви, дружбы, тепла и понимания со стороны окружающих. Нуждается в одобрении и поддержке, готов оказывать помощь другим, требует от окружающих полной искренности (защита от собственной излишней доверчивости). Строгий контроль над чувствами и эмоциональной стороной взаимоотношений. Открыт всему новому, интересному, расширяющему его представления о мире. Испытывает значительное давление со стороны окружения, ищет независимости и свободы от любых ограничений. Хотел бы иметь положение, облеченное властью, чтобы самому контролировать происходящие события (забегая вперед, отметим, что, не имея реального выхода, это стремление свободно выражается в его фантазиях, см. CAT). Чувствует, что постоянно должен идти на компромиссы. Не знает, как достичь уважения и признания окружающих. Проблемы с самоутверждением».

Из беседы с матерью Коли. Семья полная. Родители с высшим техническим образованием, служащие. Матери 39 лет, отцу — 44, младшему брату 5 лет. Беременность была нежелательной, так как незадолго перед ней мать Коли переболела желтухой и все время боялась, что это отрицательно скажется на ребенке. С восьми месяцев у Коли начался диатез в очень сильной форме. Мать пыталась его лечить разными лекарствами, но это мало помогало. Диатез не прошел до сих пор, болезнь сильно беспокоит мальчика, зуд часто возникает во время уроков, он стесняется. Диатез полностью проходит, только когда мальчик живет в деревне у бабушки с дедушкой, мягких и заботливых по характеру, которые многое Коле позволяют, и вновь возникает, как только он приезжает в Москву. Мать связываетзаболевание с экологической обстановкой в Москве, мы предполагаем, что в генезе этого заболевания — холодность и строгость воспитания. Дома мальчик замкнут, никогда не плачет. Отец обращается с ним очень строго, матьв раннем детстве никогда не ласкала его, так как бояласьлишний раз к нему прикоснуться, чтобы не раздражать кожу, а сейчас, если она пытается его приласкать, Коля отстраняется.

Обследование продолжилось во II классе.

Фронтально в классе было проведено обследование с использованием методики «Дорисуй круги» и рисунка «Моя семья». В отличие от большинства детей Коля оба задания выполнял совершенно самостоятельно, ни к кому не поворачиваясь, не прося карандашей и т.п. В методике «Дорисуй круги» проявил высокую креативность: придумал несколько оригинальных решений и быстро справился с заданием, доказав один из лучших результатов в классе.

Рисунок «Моя семья» (рис. 3) выражает разобщенность ее членов между собой (большие расстояния между отцом и матерью, между родителями и детьми), между братьями отношения более близкие, их фигуры абсолютно идентичны и отличаются лишь высотой, соответствующей возрасту.

Удивляет то, что в отличие от фигур родителей в изображении детей не используется цвет, а их лица лишены поражения, как бы стерты, Коля рисует себя последним. Мать доминирует в семье (красный цвет платья). Цветные родители и черно-белые отстраненные дети позволяют предположить, что мальчик таким способом отображает авторитарную позицию родителей в семье, непонимание, отчужденность.


 

Во время индивидуальной работы был выполнен рисунок «Несуществующее животное» с последующей беседой (рис. 4). Приведем запись беседы по рисунку.

Психолог. Расскажи, кого ты здесь нарисовал?

Коля. Руба... Это... Рубаед.

П. Что это за зверь такой, расскажи.

К. Он всех ест. Кто ему попадается. Он берет и засасы­вает вот этим {показывает на выросты). Это у него чтобы убивать (показывает на другие выросты).

П. Где он живет?

К. В Африке. Но еще он там давно очень.

П. А это кто? (Показывает на существо внизу.)

К. Это другой зверь. Это Ножик. Я. А этот второй зверь где живет? К Он живет тоже в Африке.

П.. А кто он, что он делает? Какие между ними отноше­ния? Кто они — друзья, враги?

К. Вот этот самый большой в Африке. А вот эти все ма­ленькие А вот этот самый большой, он только один, он может всех, кто ему попадется, съесть. А маленький может только маленьких засасывать.

П. А вот этого нижнего как зовут? К. {Пауза). Мясоруб. Я. Чем этот Рубаед днем занимается?

К. Ну, он выходит из норы.

П. И что?

К. Ну, он идет. Придет, где много этих... зверь и там

уже охотится за ними. Я. А с кем он живет? К. Один.

П. А у него есть враги?

К. Ну... есть очень много.

П. Кто?

К Ну, крупнее кто. Это его друзья, а кто маленькие, он их может съесть. Кого он больше видит, он не трогает, а кого редко, он может и съесть. Вот этого маленького, он один раз с ним встретился, может, больше и не встретится. А если встретится, то может съесть. А если будет много встречаться, то он не съест.

. П. А он сам кого-нибудь боится?

К. (Отрицательно качает головой.)

П. Никого-никого?

К. Никого.

П. Ну а что он делает целый день?

К. Ну он ест, ложится так в 12 часов. Ну, спит он, на­верное, примерно три часа.

П. А остальное время?

К Ну если он сыт, то может спать 20 часов. Он может мелких давить ногой, у него ногти большие очень. На птиц он охотится где-нибудь к вечерку. Утром ведь птицы его ви­дят, а вечером не видно, он ходит тихо. А утром он старается куда-нибудь а деревья, прячется очень, на большого зверя чтобы напасть, на маленьких он и так просто. У него шаги сразу 20 метров. А ноги 10 метров. А вот это у него (показывает на рисунке) 100 метров. Это такой нос, кото­рым он может большого-пребольшого зверя убить.

П. А где он живет, какой у него дом?

К. У него... Он живет, где много деревьев, у него там есть деревья поваленные, и он туда... у него яма еще, он туда еще глубже заходит. Яма очень большая. Туда если ма­ленькие туда зайдут, то он в темноте очень ловкий. Его никто не убьет, только все его боятся.

П. Ты его сам придумал или где-нибудь прочитал или узнал?

К. Нет, сам.


Главная фигура рисунка — одинокое животное Рубаед, которое убивает и пожирает все, что попадается у него на пути. На его теле изображены многочисленные щупальца и выросты, шипы, иглы, когти — средства его непобедимости. Мелких зверей он давит ногой, на крупных охотится. Свой день проводит в убийстве, пожирании и сне. Врагов очень много, но он никого не боится.

Другая фигура рисунка, которую Коля называет вначале Ножиком, а потом, по ходу рассказа, переименовывает в Мясоруба, намного меньше первой, почти лишена устрашающих элементов и выглядит сравнительно безопасной. Про этого персонажа сказано одно: что он маленький и может только маленьких засасывать. Ни о каких отношениях между героями рисунка Коля говорить не стал.

Рисунок выполнялся молча и очень сосредоточенно. Хорошая прорисовка линий, обилие деталей, в отдельных местах сильный нажим вплоть до продавливания бумаги свидетельствуют о сильной эмоциональной включенности, субъективной важности темы.

Мальчик и на этот раз продемонстрировал высокую креативность: оба животных полностью придуманы им самим.

Что же является основной темой данного рисунка?

Принято считать, что автор идентифицируется с изображаемым персонажем, но их на рисунке два — один устрашающий, другой — маленький и сравнительно менее грозный, хотя и имеющий устрашающее имя, и о втором персонаже почти ничего не удалось выяснить из беседы. Нам представляется, что в этом рисунке мальчиком выражены амбивалентные чувства: страх агрессии, давления со стороны взрослых (Рубаед огромен по размерам и композиционно расположен спереди и над маленьким, давит мелких ногой), ощущение собственной подчиненности (маленький Ножик-Мясоруб) и вызревающая ответная, скорее всего пока скрытая агрессивность («может только маленьких засасывать»), создающая сильное внутреннее напряжение и проявившаяся в данном случае через огромную эмоциональную включенность в эти придуманные образы устрашающих непобедимых существ.

После этого рисунка в беседе с Колей была затронута тема снов.

П, Тебе во сне такие не снятся чудища?

К. (Молчит).

П, Бывает, что тебе ночью что-нибудь страшное снится?

К. Бывает.

П.. А что?

К. Ну, что-нибудь... приснится, ну про людей приснится что-нибудь.

П. А что про людей?

К. Ну... С-страшное... бывает. Ну я... Я... Я это... это... (заикается). Я.... я ду... я думаю, что я не правда... со мной это снится, снится дальше. (Неразборчиво бормочет себе под нос.) Мне снилось сегодня утром, а не вечером, что-то такое..,, а сам телепал, телепал.

П. Тебе чудища снятся или люди?

К. Ну, иногда чудища, когда там...

П. А чаще всего что страшное?

К. Ну про людей, ну вообще сны редко когда снятся. А так вообще не снятся по ночам.

П.. Редко снятся сны?

К. Да. И то... и про этих, про страшилищ вообще не могу читать... инопланетяне (неразборчиво) вообще редко сны.

П. А про людей что тебе снится?

К. Про людей вообще. Ну так вообще многое снится.

П. Ну что именно страшное про людей?

К. Разбойники поймали меня. Ну я пошел, ну там... мы шли с Виталиком, с Сергеем. Я начал бегать туда, в кусты. Они на машину сели на грузовую и поехали, я — в кусты. Потом они опять поехали, я — туда, уткнулся, потом бежать, потом они меня поймали и держат, потом отпустили, я побежал домой. А там Сергей и Виталик стояли.

П. А это кто, Сергей и Виталик?

К. Виталик — это мой брат. Сергей — это мой друг.

П. Ну так и чем закончилась эта встреча с разбойниками?

К. Ну... потом я прибежал домой, открыл дверь, и они искали меня, но не нашли.

П. В общем, ты скрылся от разбойников?

К. Да. И потом он прекратился. Я потом встал, проснулся и все. (Тяжело вздыхает.)

О страшном сне Коля рассказывал, вновь очень сильно переживая его, и при этом так заикался, что с трудом мог говорить.

Учительница была удивлена, услышав, что Коля заикается, он крайне редко и мало говорит на уроках.

В следующий раз на предложение пойти в кабинет психолога и порисовать Коля лишь отрицательно покачал головой, на уговоры ответил, что не пойдет. Его одноклассники стали поднимать руки, чтобы их взяли с урока. Коля подошел к двум мальчикам, один другого спросил про психолога: «А это кто?» — «А это проверяют (покрутил пальцем у виска)». Никакие уговоры учительницы также не помогли: Коля смотрел в пол и отрицательно качал головой. Спустя две недели учительница вновь уговаривала Колю пойти к психологу, приводила ему примеры других детей, которым такие занятия помогли в учебе. Однако Коля не соглашался, снова лишь молча качая головой.

Передо мной встала довольно сложная задача дальнейшего проведения обследования этого ученика. Выход был найден через диагностическую работу со всем классом, а затем с группой учащихся, куда был включен и Коля. Необходимо было преодолеть весьма распространенное преставление не только среди детей, но и среди взрослых о том, что тот, кто идет на прием к психологу (тождественно «к психиатру»), — неполноценный, «псих».

С интервалом в две недели детям фронтально были предложены две рисуночные методики: «Самое хорошее и самое плохое события в моей жизни» и «Что страшное мне снится ночью и чего я боюсь днем».

В ходе работы детей я внимательно наблюдала за поведением Коли, внешне никак это не обнаруживая. Учительница или выходила из класса, или сидела на последней парте, и я занимала ее место: ходила по рядам, заглядывая в рисунки детей, задавала некоторым вопросы, подчеркнуто проявляя внимание к их рисункам, и лишь изредка подходила к Коле; с некоторым трудом постепенно он начал отвечать на вопросы по содержанию рисунков.

На рисунке «Самое хорошее» Коля изобразил лес и написал: «Гуляю в лесу», на рисунке «Самое плохое» — тоже лес, две красных точки в кустах и надпись: «Заблудился в лесу. Страшно».

На рисунке «Дневной страх» Коля нарисовал лес и волка и рассказал, что однажды, когда он один гулял весу, встретил волка. На тему «Ночной страх» он нарисовал два рисунка: страшный сон про великана, который ловит людей, потом всех ест (рис. 5); и НЛО, который прилетает и освещает все лучами.

По словам учительницы, единственный друг Коли — Сергей. У него в рисунках тоже проявилось много страхов, он очень переживал во время рисования, даже прослезился. Рисунки сильно эмоционально насыщенны. Коля во Бремя урока несколько раз подходил к Сергею, явно сочувствуя, предлагал ему то карандаши, то резинку, спрашивал, что тот рисует. Украдкой он успевал заглянуть и ко многим другим ребятам, ему явно было любопытно узнать, что рисуют они.

Страх собак оказался довольно распространенной те мой в детских рисунках «Самое страшное», поэтому пятью учениками этого класса была проведена работа по десенсибилизации страхов с использованием методик) А.И.Захарова. Среди них был и Коля, и, что очень важно, его друг Сергей. Хотя Коля боялся волка, в такой группе он согласился остаться и продолжить рисование. Дети выполнили серию рисунков, в которых изобразили как все ближе и ближе подходят к пугающему их животному и, наконец, угощают собаку косточкой (см. рис. 6)

Потом они начали шумно обсуждать свои рисунки, оживился и Коля, о собственном рисунке он не говорил, не высказывал свои соображения о рисунке Сергея.

На следующую встречу — сочинение рассказов по картинкам — психолог решила пригласить Колю вместе с Сергеем, и он согласился. Учительница ради Коли готова была отпустить их с урока вдвоем. Пока Коля выполнял CAT, Сергей в другом конце класса рисовал. Таким способом нам удалось преодолеть Колин страх перед психологом.

 

Беседу о трудностях в школе мы также проводили втроем. На протяжении последующих двух встреч Коля становился все более раскованным, говорил больше и больше, его рассказы были в высокой степени эмоционально насыщенными.

Результаты детского апперцептивного теста (CAT), Интересно отметить, что тема пожирания, затаптывания большим существом более маленьких, ярко проявившаяся в рисунке «Несуществующее животное», спустя почти год продолжала оставаться важной и нашла свое развитие во многих рассказах по картинкам CAT.

В рассказе по картинке № 3 (лев и мышка) голодный лев хочет съесть мышку.

Картинка № 7 (взрослый мужчина и ребенок)"'. Великан ловит мальчика, хочет его съесть.

Картинка № 1 (курица и цыплята). Курица покормила цыплят, но они постоянно голодны, начинают есть все подряд, «потом слонов начали есть, они были уже великанами... потом курицу свою раздавили (смеется)».

Приведем фрагмент нашей беседы.

Психолог, Она такая маленькая была по сравнению с ними?

Коля. Ну да, они вообще ее не видели.

П. Это же их мама.

К. Если они уже были до неба с чем-то, вообще там уже туман был, они еле-еле разглядывали.

П. Но ведь это же их мама, как же они ее раздавили?

К. Ну, шли, ну, пум — и раздавили всмятку.

(В этом рассказе проявляется отчужденно-агрессивное отношение к матери.)

Картинка № 6 (медведи в берлоге). Слоны топчут мед-нежат, медвежата прячутся в норе

Картинка № 5 (дети в кроватке).

Фрагмент диалога:

Коля. Ну а тут как ребята маленькие спят. Одному 56 лет, а второму 101 год. А один, он весит, это, килограммов, это... это... 2500 кг.

Психолог. А когда они вырастут, сколько они будут весить?

К. Будут весить несчетное количество, раздавят планету (смеется), полетят (смеется).

П. А родители где?

  • К- Ну, родители... исчезли.. Ну, они эти... они уже превратились этими, людоедами, и слонами выросли (здесь видна явная связь с предыдущей картинкой).

П. Кто?

К. Ну, стали пожирать людей. А эти ребята выросли и их задавили, съели {родителей),

П. Подожди, что-то я запуталась, кто вырос и стал пожирать людей, их родители или дети?

К. Ну, эти дети. Ну не дети, а родители, ну (смеется). Дети пожирать своих родителей.

П. Стали.

К. Да

П. А зачем?

К. Ну... потом, ну чтоб, ну чтоб они не ели людей, и чтоб не пугали, и «мерседесы» не разгоняли.

П. Они стали их тогда есть?

К. Да

П. А чем родители провинились-то, я не понимаю.

К. Ну, потому что они обжорами были. П. Родители?

П. И все ели?

К. Да. (Пауза.) Ну что по-быстрому можно поесть? Ну ячто, ну что, ели быков, что мясо было, то и ели, и человеков ели.

Здесь явная отстраненность (родители исчезли), агрессия уже на обоих родителей, стремление стать сильнее их и отомстить за переживаемый страх угрозы со стороны родителей (людоеды).

О нарушении эмоционального контакта с матерью свидетельствует отказ придумывать какую-либо историю по картинке № 4-S, изображающей сидящую медведицу с медвежонком на руках: «Ну... Ну это как, это, ну это, ну, как медведица бродила по лесу. Все».

А потребность в нежности и эмоциональном тепле выражена рассказом по картинке № 9 (зайчик в кроватке):«Ну как кролик спит в кроватке, а его мама ушла, это, покупать ему... пять телевизоров (смеется). Ну вот, она ушла, а он ну... так глянул, куда она ушла... ну... ну и начал там баловаться на постели. Мама привезла... ну, не купила ему пять телевизоров, а купила ему тридцать пять «мерседесов» (смеется). Он сел на один «мерседес» и развалил его».

Психолог. Так она игрушечные ему купила «мерседесы»?

Коля. Да. А он говорит: «Почему они разваливаются?» Ну, он не хотел сказать, что они игрушечные, — а потому, что они развалюхи. Развалюхи! Простые развалюхи! (Смеется.)

П. Все?

К. Да. (Пауза.) Нет, еще не все. Он еще... он потом это... он потом сказал, чтобы... чтобы она ему купила одну игрушку.

П. Вместо этих «мерседесов?».

K. Да.

П. Какую?

К. Ну... бо... слоненка (еле слышно, на выдохе) слоненка.

П. Слоненка?

К. Да.

Повторяющейся в трех картинках и, следовательно, особо значимой является тема мечтаний.

Картинка № 6 (спящие люди)

Коля. Ну, тут как... это... мальчики, что ли, ну, в лесу мечтают. Вот этот мальчик мечтает о... как вырастет, станет этим, ну как там, ну как принцем, а второй мечтает, как вырасту, это, большим и куплю себе, ну... ну, куплю себе это... радио, ну а другой говорит: как большим стану, куплю себе, это, тридцать пять телевизоров (смеется).

Психолог. Так. А они какого возраста?

К. Один, ему... Вот этому 5 лет, второму — 20.

П. Вот эти старше, да? К. Да, вот этому — 20, вот этому — 15. Вот которому 5 лет, он мечтает стать принцем, а которые постарше, уже мечтают о телевизорах (смеется).

П. А когда эти были маленькими, они мечтали стать принцами?

К. Не, они мечтали стать этими, гномами,

П. Гномами? А когда же они перестали об этом мечтать

К. Ну, когда большими выросли.

П. А когда этот мальчик станет побольше, о чем будет мечтать?

К. Ну, будет мечтать, ну как, ну что буду мечтать, ну...И ну, буду мечтать, как вырасту, буду депутатом {весело смеется)

П. Депутатом?

К. Да (смеется).

П. Ну хорошо.

В рассказе по картинке № 2-S (урок в школе) обезьянки на уроке мечтают стать учителем, а одна из них меч-И тает о своей будущей работе.

В рассказе по картинке № 10-S (кошка с большим животом) котенок хочет стать королем и купить несчетное количество машин.

Фрагмент беседы:

Психолог. А ты хочешь, чтобы у тебя был «мерседес»?

Коля. Ну... (смеется) не очень.

П. Не очень? А вот о чем ты мечтаешь?

К. Ну... ну... я мечтаю... чтобы у меня была...ну, чтобы я был, ну... ну... самый, ну... ну...самый...это, на всех планета самый главный, тогда бы это было хорошо!

П. На всех планетах самый главный?

К. Нет, на одной планете.

П.. На одной планете самый главный, вроде как директор всей планеты, да?

К. Нет

П. А как?

К, Ну, не знаю как. Как-то так должно быть.

П. Ну и что бы ты тогда делал?

К. Ну, тогда я бы купался... в «мерседесах», и в телевизорах, и в туалетах (хохочет), ну, купался еще в скелетах, обжорой бы был [смеется).

П. А скелеты тут при чем?

К, Ну, потому что они красивые очень (смеется).

П. Тебе нравятся скелеты?

К. Да не очень, ну просто такие... такие просто,., смешные, смешные {смеется, что-то неразборчиво говорит и опять смеется), ну... ну... ну... ну... Ну потом буду еще несколько планет, потом буду эти планеты сшибать, ну, буду сшибать, сшибать... руку подниму, как бж-ж-ж, так еще один, полетят крошками, второй так, еще, еще, еще — и буду летать над ними, там свободное пространство на сто километров, даже несчетное количество километров, туда да отсюда, туда да отсюда и так.

П. А когда ты был маленьким, ты не мечтал стать принцем?

К. Ну, я мечтал стать... ну, мечтал я стать этим... ну как, ну, мечтал я стать этим, ну... в общем, ни о чем не мечтал. Я не знал, что такое мечта. Я. А сейчас знаешь?

К. Знаю. (Пауза). Ну а тут я мечтаю, ну я вот, я еще мечтаю... Ну, я мечтаю, как главным быть, «мерседесами» (смеется) обжираться... Ну еще я купался, как там, ну, в этих, в болотах, где полно жаб. Такая жаба летит, ну, бжжж — брю, брю, тых, пуф, пуф, дж, дж, дж...

П.А кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

К. Ну, стать хочу я... ну кем я хочу стать? Ну... ну, как там... ну вот, депутатом.

П. Депутатом хочешь стать?

К. Да.

П. А ты не хочешь стать президентом?

К. Нет.

Эти результаты САТа хорошо согласуются с характеристиками, полученными по тесту Люшера: «Хотел бы иметь положение, облеченное властью». Вполне вероятно, что это стремление в мечтах о высоком социальном статусе является компенсацией постоянно испытываемого им неприятия и давления со стороны взрослых и крайне сложного положения в классе, когда он боится отвечать на уроках и, кроме единственного друга, ни с кем не общается. К тому же тест Люшера указывает и на проблемы самоутверждения.

Отношение к школе прекрасно выражено рассказом по «школьной» картинке № 2-S, на которой изображены обезьянки за партами (текст беседы по картинке здесь II приводится полностью).

Коля. Ну вот, это как обезьяны учат уроки в школе. Одна, это, обезьянка встала и говорит: «Здравствуйте, учитель!», а другие сидят и думают: «Если бы мы были учителями?» Кто-то в окно смотрит, другие думают, а одна... A потом эта говорит, это: «Давайте делать уроки». Она говорит, а те-то не слушают ее (смеется), а она так думала...

Психолог. А кто говорит: «Давайте делать уроки?»

К. Ну, учитель.

П. Которого здесь нет?

К. Да

П. А вот эта обезьянка что делает?

К. Ну, она ему говорит.

П. Учителю?

К. Ну как... примеры, задачи.

П. А все остальные обезьянки занимаются кто чем, но не уроками?

К. Ну потом, до того как они пришли, там эти обезьяны... принесли там им игрушку, ну, потом принесли телевизор, потом парты привезли сто с чем-то, ну, сто двадцать, ну, что-то там еще или столик, ну, потом как, ну, сто двадцать три получится их всего. На следующий год уже много обезьян пришли учиться, потом они учились, учились. Ну... много обезьян учились и все.

П.. А вот эта обезьянка о чем думает?

К. Ну, она думает, что... ей хотелось, чтобы она работала где-то.

П.. То есть она думает о своем будущем?

К. Да.

П.. А вот эта о чем думает?

К. А эта в окно смотрит.

П. И что она там видит?

К. Ну как... ну как «мерседес» угоняют (смеется).

Все содержание этого рассказа можно свести к одному слову: скучно. Ученики не слушают, что говорит учитель.

Рассмотрим теперь фрагмент беседы о трудностях в школе, проведенной совместно с Колей и его другом (Сергеем.)

Психолог. Когда вам в школе бывает трудно?

Сергей. В школе мне бывает трудно, например, на руссском.

П.. Почему?

С. Потому что я не успеваю это все писать. Там даже...

Коля, Да, а мне еще бывает трудно, когда под диктовку.

С. И мне тоже. Не весело всегда: то там они диктуют, то там не диктуют, то списывать не успеваешь.

П.. Ты не успеваешь списывать, да?

С. Ну да.

П.. Коля, а ты?

К. Ну так я успеваю, но они сказали... там, ошибок очень много, ну и чё-то не очень нравится.

П.. А математика тебе нравится?

К. Не очень.

С. А мне больше всего нравится математика.

П.. А чтение?

С. Ну это тоже хорошее занятие.

К. Ну это тоже мне не очень нравится.

С. А я знаю, почему это тебе так не очень подходит, потому что ты читать-то...

К. Средним.

С. Читаешь средним, а не лучшим.

К. Ну и что?

С. Я вот хорошо читаю, поэтому мне нравится.

К. Мне нравится, ну... А чё, ты думаешь, как я плохо читаю, так я и дерусь тоже плохо?

П. А вам нравится отвечать на уроках?

С. На уроках?.. На трудные вопросы мне... не плохо.

К. Мне не очень. Мне на труду не нравится.

С. Мне тоже труд не нравится, особенно когда с бумагой, остальное-то я еще терплю.

 

Из приведенного отрывка беседы видно негативное и отстраненное отношение к учебному процессу у Коли, а также безличное и отчужденное отношение к учительнице у обоих мальчиков: «то они там диктуют, то там не диктуют», «они сказали». Как-то странно звучит местоимение «они» по отношению к одной учительнице. Настораживает и ответ Коли Сергею: «Ты думаешь, как я плохо читаю, так я и дерусь тоже плохо?» Никаких жалоб на Колино поведение пока не было, но уровень внутреннего напряжения и агрессивности, выявленный по рисунку «Несуществующее животное» и методике CAT, высок и может найти свой реальный действенный выход в любой момент, если не будет реализован иной, социально приемлемый способ самоутверждения.

Проверка памятизаучивание десяти слов: 7—9—10. Это хорошие результаты.

В методике «Пиктограмма» все словосочетания были воспроизведены правильно, кроме одного — «строгая учительница», которое было изменено при воспроизведении на «злая учительница», а при объяснении содержания рисунка Коля сказал, что она ругает мальчика. На слово «семья» он дал своеобразное пояснение к своей пиктограмме: «Муж с мамой сидят за столом, едят». Дети в рисунок семьи не включены. (Вспомним, по отзывам матери, Колин отец очень строг в воспитании.) Из 15 выполненных рисунков на 14 изображены люди, что может свидетельствовать о высокой значимости для него человеческих взаимоотношений.

Результаты теста на определение грубого отношения в семье свидетельствуют об авторитарности родительской позиции и агрессивности самого мальчика.

Результаты теста Люшера спустя 10 месяцев после первого обследования:

I выбор: серый, желтый, зеленый, красный, коричневый, черный, фиолетовый, синий.

II выбор: черный, фиолетовый, желтый, зеленый, красный, серый, коричневый, синий.

«Неудовлетворенная потребность в эмоциональном тепле, взаимном доверии, понимании и спокойствии дает толчок сильной тревоге, постоянному напряжению и беспокойству, в результате чего может пострадать способность сосредоточиваться, что у детей часто выражается в трудностях обучения. Б качестве компенсации мальчик ищет какой-то выход, но чувствует, что не в силах изменить существующую ситуацию, хочет от всего отгородиться, создавая внешнее подобие покоя, эмоционально ни во что не включаться, ни в чем не принимать участия, чтобы оградить себя от конфликтов и разногласий. Эмоционально ранимый. Пытается защититься ото всего, что ему неприятно. Чувствует полное отсутствие понимания и признания со стороны окружающих. Упрям. Его внутренний протест против существующего положения настолько силен, что может привести к опрометчивому или вызывающему поведению».

По мнению М. Люшера, нарушение эмоциональных связей с близкими людьми нередко приводит к различным кожным заболеваниям. Вероятнее всего, диатез, которым Коля страдает всю жизнь, является соматической реакцией на жесткость и холодность семейного воспитания.

По результатам наблюдения, Коля очень стеснителен, ему трудно начать говорить, во время проведения методик часто застенчиво смеется и говорит так тихо, бормоча себе под нос, что невозможно ничего разобрать, часто заикается, на лице тики. Внешне он производит впечатление маленького взрослого, у него взрослое выражение лица.

Отмечается ригидность —«застревание» на отдельных элементах образа (рост или вес персонажа и т.п.), что может свидетельствовать о некоторых нарушениях органического характера.

Интересна и динамика самораскрытия мальчика: от сильной скованности и полного отказа произнести хоть какое-либо слово к огромному эмоциональному выплеску, активному воображению, связанному с рассказами по картинкам проективных методик. На последних двух встречах большинство Колиных рассказов были настолько эмоционально насыщены, что не всегда можно было даже проследить сюжетную линию. Сам процесс сочинения рассказов доставлял ему большое удовольствие, он часто смеялся, захлебываясь многочисленными междометиями типа «Бум! Джж! Пуф!» и т.п. Может быть, присутствие друга, который хотя и сидел далеко и был занят своим заданием, но все-таки кое-что слышал из рассказов Коли и тоже смеялся, воодушевляло мальчика.

В целом и методика десенсибилизации страха посредством рисования, и сочинение рассказов по другим тестам имели явный психотерапевтический эффект хотя бы потому, что помогли столь замкнутому и напряженному ребенку выразить себя и отреагировать различного рода неприятные переживания.

Заключение по результатам психодиагностическою исследования Коли С..

Основная проблема Коли, на наш взгляд,— это испытываемое им одиночество, отсутствие понимания со стороны взрослых. Источник проблемы — в семье, в сложных отношениях с матерью, начавшихся еще в перинатальный период (нежелательная беременность и страха будущего ребенка). Жесткий и холодный стиль воспитания обоих родителей привел к фрустрации потребности ч нежности (вспомним слоненка из CAT), скрытой ответной агрессии, замкнутости мальчика, сильному внутреннему напряжению и множественным болезненным проявлениям (диатезу, тикам, заиканию), что, в свою очередь, способствовало чрезмерной стеснительности в школе. Учительница в течение двух лет не замечала ни тиков, ни заикания, так как устно он почти не отвечал и она не знал, как справиться с этим. У Коли наблюдается отчужденное отношение как к учительнице, так и ко всему учебному процессу. Несмотря на высокую креативность (рисунки «Несуществующее животное», «Дорисуй круги», CAT), развитое воображение (те же методики), хорошую память (заучивание десяти слов, «Пиктограмма»), v мальчика отсутствует интерес почти ко всем школьным предметам. Наличие единственного друга Сергея не удовлетворяет всей потребности в эмоциональных контактах. Вполне очевидно, что большинство проблем и невротических проявлений этого ученика имеет источником семейные отношения и требует более длительной работы семейных психотерапевтов, поэтому матери Коли было рекомендовано обратиться в семейную консультацию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...