Оля Б., 9 лет, II класс (программа 1—3)
Жалобы воспитательницы ГПД и учительницы; постоянно плачет, ноет, хнычет, жалуется, что у нее что-то болит, кто-то ее обижает. Учится на тройки. Рисунок человека (рис. 23) Психолог. Нарисуй, пожалуйста, человека. О. А можно принцессу? П. Можно. Рисовать начинает с головы, волос, жалуется, что руки слишком топкие получились. П. Расскажи, что это за принцесса? О. Живет в сто восьмом царстве-государстве. Живет с королем, и с ними живет принцесса. Старая колдунья заколдовала принцессу. Король с матушкой умерли. Принц приехал к Солнцу и говорит: «Солнце, Солнце! Ты не видел принцессу с синими глазами?» — «Нет, не видело». Потом спрашивает у Месяца: «Месяц, Месяц! Ты не видел принцессу с синими глазами?» — «Нет, не видел». Потом спрашивает у Ветра: «Ветер, Ветер! Ты не видел принцессу с синими глазами?» — «Иди сходи к Деду Морозу на севере и там спроси у Деда Мороза». Пошел он к Деду Морозу, а Дед Мороз говорит: «Принцесса лежит в золотом гробу в твоей стране. Там матушка и царевна. Ее надо поцеловать — она оживет. Принцесса, король, матушка — все мертвые». Колдунью принц убил. Свадьбу сыграли и сделали пир. П. Ты сама эту сказку сочинила или пересказала известную? О. Сама сочинила, только немного местами поменяла, переставила сама.
Рисует принцессу — довольно распространенный образ в рисунках у девочек этого возраста, — затем сочиняет сказку о ней. Сказка компилятивна по содержанию, запутанна, но рассказывает ее Оля эмоционально, выразительно, передавая голосом настроение каждого героя. Каков же смысл этой сказки? Почему из множества сказочных сюжетов выбирается именно этот? Заколдованная принцесса мертва — ее может оживить только любовь: «Ее надо поцеловать — она оживет» — это ключевая фраза данной сказки. Принц убивает колдунью, спасает принцессу, «свадьбу сыграли и сделали пир». Олина сказка эмоционально насыщенна, а следовательно, проективна и выражает потребность девочки в любви, особом, бережном к себе отношении (она — принцесса с синими глазами) и закрытости от любых воздействий, если в них нет любви (заколдована, мертва, пока ее не полюбят). Король и матушка (родители) тоже мертвы, и ничего не сказано об их оживлении. Это говорит о бессознательном отвержении родителей, эмоциональной отчужденности.
Само изображение принцессы имеет ряд демонстративных черт. В сказке ничего не сказано о характере принцессы, но не будем забывать, что традиционный сказочный образ характеризуется чувствительностью, капризностью, требованием к себе постоянного внимания окружающих и слуг. Из беседы с Олей мы узнаем, что она одна в семье, мама собирается купить ей попугая, но Оля хочет собаку, чтобы с ней гулять; любит помогать маме. После сказки и короткой беседы Оля спрашивает: «А можно я вам тигренка нарисую?» — и рисует львенка с гривой, на возражение психолога настаивает на том, что это именно тигренок и это ее любимый рисунок. Из беседы с учительницей мы узнали, что родители девочки разведены и сейчас у Оли третий отчим. Рисунок «Моя семья» (рис. 24). Оля. У меня не получится. Психолог. Как сумеешь. О. Можно я только маму нарисую? П. Нарисуй вначале маму. О. Я нарисую, как она шьет. По окончании рисунка: П. Расскажи, кто в этот момент чем занимается? О. Мама шьет, я гуляю, дедушка на работе, папа на кухне наливает себе чай.
Согласно Г.Т. Хоментаускасу, отсутствие изображения Я в рисунке семьи говорит о том, что ребенок ощущает свою эмоциональную отгороженность от семьи, что у него отсутствует чувство принадлежности к ней. После завершения рисунка Оля спрашивает: «А хотите я вам принесу свой альбом с рисунками?»— «Очень хочу, принеси». На следующую встречу Оля принесла свой альбом: принцессы, цветы и львята-тигрята, как она их называет.
Результаты теста Люгиера-. I выбор: желтый, фиолетовый, красный, синий, зеленый, серый, черный, коричневый. II выбор: фиолетовый, желтый, зеленый, черный, серый, красный, коричневый, синий. «Эмоционально лабильная. Основная проблема — неудовлетворенная потребность в понимании, любви, принятии и поддержке; страдает от недостатка внимания и любви в семье. В качестве компенсации выступает уход в фантазии, ищет атмосферы симпатий и понимания в иллюзорном мире. Сильно развито воображение, любит мечтать. Стремится производить впечатление на окружающих. Ищет интересных и волнующих событий. Постоянные беспокойство и напряжение, вызванные неудовлетворенной потребностью в любви и поддержке, чувством одиночества, могут привести к нарушению сосредоточенности внимания, что у школьников часто вызывает затруднения в обучении. Хорошая работоспособность возможна только в сотрудничестве с другими людьми». Рисунок «Несуществующее животное» (рис. 25) Олино объяснение рисунка: — Это животное иностранное (на верху листа она написала придуманными буквами его имя), оно живет в Австрии. У него большие уши, рога. Психолог. Кто его друзья? О. Друзья — зайчики. П. А враги? О. Обезьяны, которые спрашивают: «Почему у тебя такие большие уши?» А большие уши, чтобы все слышать. В этом рисунке много общего с любимым Олиным тигренком-львенком: стереотип в изображении туловища, мордочки, бантик на шее. Главным отличием этого зверя являются огромные уши, и та деталь фигуры, которую Оля обозначила как рога, тоже скорее напоминает заячьи уши, чем рога, следовательно, главное для этого существа —«все слышать». Очевидно, что за этой гиперболой скрыта чрезмерная значимость оценки окружающих, их мнений. Вероятно, за такой гиперориентацией на чужое мнение кроется сильная неуверенность в себе. Завершив рисунок, Оля начала бегать по классу с другой девочкой, они гонялись друг за другом, не реагируя ни на какие замечания и увещевания. На предложение показать тетеради Оля открыла открыла тетерадку с тремя двойками по русскому языку.Были в ней и другие отметки. Выполняет упражнения в тетради по-разному: одни страницы аккуратные, без ошибок и помарок, другие — с большим количеством исправлений и ошибок. «Математика мне нравится больше, чем русский, а моей маме русский больше нравился, чем математика».
Результаты CAT. Значимой темой для этой методики оказалась семейная тема — тема покинутости родителями, проявившаяся в рассказах по четырем картинкам. Картинка № 5 (медвежата в кроватке). «У них мама уехала за границу и папа, и они остались одни», они пошли на кладбище ночью, испугались и теперь боятся ночью куда-либо ходить. Картинка № 6 (медведи в берлоге). «Родители заснули крепко-крепко и не знают, что медвежонок не спит и все выглядывает из дупла». В этом рассказе очевидна связь с предыдущей темой. Картинка № 9 (зайчик в кроватке). Родители-зайцы уехали, и дочка осталась одна. Во сне ей снится страшное чудовище. Картинка № 3-S (мышки пьют чай). «Папа уехал за границу, мама — в Петербург», а дети на неделю остались одни, и хотя они играют в дочки-матери, но без родителей скучают и грустят. В несколько ином варианте семейная проблематика обнаруживается в других рассказах. Картинка № 2 (медведи тянут канат) — рассказ о медвежонке-сыне, который всегда в чужие дела вмешивался. Он хочет помочь папе перетянуть канат, но оказывается лишь виноватым в проигрыше отца: «Эх ты, тоже мне помощник нашелся. Вот, все из-за тебя, проиграл!» Отсутствуют родители и в рассказе на «семейную» картинку№ 1 (цыплята и курица). Речь идет о трех братьях - цыплятах, которые сами себе варят кашу. На заднем плане картинкиизображен петух, но он не включен в рассказ – Оля его « не видит», и только после того как психолог обращает ее внимание на эту фигуру картинки, она включает его в рассказ, но не в роли родителя, а заимствует сюжет сказки «Теремок» — неродственная семья. Петух спрашивает цыплят: «Можно я буду с вами жить?» — на что братья-цыплята отвечают: «Можно, а ты что-нибудь умеешь?» В этом рассказе, на наш взгляд, проявляются амбивалентные отношения к отчиму и отсутствие эмоциональной близости с матерью.
Трижды повторяемой и, следовательно, значимой в тесте является тема хвастовства, встречающаяся в рассказах по картинкам № 1 (цыплята за столом), № 10-S (кошка с большим животом), № 2-S (школьная). Оля. Жили-были три непослушных обезьянки. Одна была задумчивая, вторая — только подскажи, а третья — вот эта вот самая отличная. Она однажды сделала все на пятерку. Эта говорит: «Помоги». — «Сейчас, на смотри», — сказала она. Вот эта обезьянка вторая говорит: «А я думаю, уроки не хочу делать. Вот и хорошо». А эта все: «Помоги-помоги, помоги-помоги». И вдруг этой обезьянке все надоело. Вот однажды она говорит: «Помоги мне призеры решить!» Она говорит: «Сама думай. Что я вам всем должна помогать? Одна думает, вторая думать вообще не хочет. А я тут одна вам все помогаю. У вас для этого ум есть, он же у вас не может убежать». И так они все начали думать и все. Сами. П. А вот эта, которая задумчивая, она же не думала? О. Ее же потренировали, чтоб она не думала, и она теперь думает головой, так просто, примеры, а не так думать, чтобы сочинять что-то. П. А вот тут она сидит, о чем думает? О. Она думает, как бы ей съесть сто мороженых и похвалиться. Д. Сто мороженых и похвалиться? О. Что она съела столько много мороженых. П. А ты любишь хвалиться, когда съешь торт целим-'П. Ты не любишь хвастаться? А если кто-нибудь из девочек хвастается, как ты к этому относишься? О. А я говорю, ну и что, а я вообще большую-пребольшую акулу съела. Ты мне поверишь? П. И они перестают хвастаться? О. Да. П. А у вас многие девочки хвастаются? О. Не совсем так много. П. Но бывает? О. Да. Показателен рассказ по картинке № 10-S: Жила одна кошка, и она очень любила хвастаться. И вот однажды она купила бусы, п ошла на улицу, надела фартук и говорит: «Вот какие у меня бусы красивые». А все ей начали языки показывать. Она говорит: «Ну и показывайте, показывайте, а у вас зато таких бус нету! Бот так!» И потом все ее начали бить, чтобы она успокоилась показывать, хвастаться, другим тоже хотелось такое же! Просто учить! Вот! И ее проучили! И она теперь никогда в жизни не хвастается!
Олина демонстративность, желание понравиться, произвести впечатление, привлечь внимание к себе проявляются во всех методиках. Предполагаем, что эти черты могут вызывать неприязнь и раздражение у одноклассников, из-за чего возникают конфликты, Оля обижается и плачет. Прямая проекция Олиной плаксивости выражена в рассказе по картинке № 3 (лев и мышка) о льве, который всегда плакал, «почему — не знаю». Льва пытаются развеселить фотограф и зебра, но безуспешно, и только слону пространными уговорами удается развеселить льва, в результате чего он начинает безудержно смеяться. На вопрос о том, из-за чего лев плакал, Оля отвечает: «Не знаю... как плакса был». Вспомним, что львята-тигрята — любимые Олины животные, и на них проецируется потребность девочки в повышенном внимании к себе: она плачет и ждет, чтобы ее уговаривали, то есть попросту разговаривали с ней о ней.
Хвастовство персонажей, их демонстративность и немедленное осуждение подобного поведения другими героями — это, по всей видимости, выражение сложностей во взаимоотношениях со сверстниками. Рассказ на «школьную» картинку № 2-S не содержит проблематики взаимоотношения с учителем, а скорее выражает сложности общения с одноклассниками: давать им списывать, помогать им или нет. Скорее всего это демонстрация принятия распространенного призыва всех учителей: «В школе надо не списывать, а думать своей головой». По результатам Теста школьной тревожности из 11 картинок тревожные чувства, связанные с ответом у доски, обнаружены только в одной картинке. В остальных рассказах тревожность не проявляется. Тест определения родительской жестокости. Жестокости не обнаружено, но в картинке № 8 (ребенок в испачканной одежде стоит перед матерью) проявилась холодность матери в ситуации, требующей ее помощи и утешения: «Девочка каталась на велосипеде и нечаянно упала, и у нее потекла кровь. Мама говорит: "Эх, ты, тоже мне велосипедист!" Девочка говорит: "А ты ведь, мама, меня не учила кататься". А мама говорит: "Надо было самой учиться, не ждать, пока упадешь!"» Заключение по результатам психодиагностического обследования Оли Б. Основная причина Олиного школьного неблагополучия, выражающегося в плаксивости, капризности, требовании к себе постоянного внимания учительницы и воспитательницы ГПД, кроется в семейном неблагополучии, прежде всего семейной нестабильности (третий отчим в семье). Девочка живет с ощущением покинутости родителями, своей ненужности: в ее описаниях картинок CAT родители покидают детенышей в четырех рассказах! На рисунке семьи Оля рисует только маму и не изображает себя — свидетельство семейной разобщенности. Б Тесте определения родительской жестокости встречается рассказ, из которого ясно видно, что мать не оказывает поддержки дочери там, где это необходимо (поранила ногу), а ругает ее в этот момент. Результаты теста Люшера подтверждают все сказанное выше: основная Олина проблема — это недостаток любви в семье, неудовлетворенность эмоциональными отношениями, переживание изолированности, одиночества. Все ее капризное, плаксивое и манерное поведение — демонстративность (рисунки несуществующего животного, человека, CAT, тест Люшера); это лишь найденный ею способ как-то компенсировать недостаток внимания в семье. Заколдованная мертвая принцесса, ожидающая любви (рисунок человека), лев-плакса, ищущий уговоров, то есть внимания окружающих, — все это созданные Олей метафоры ее внутреннего состояния. Хорошо развитое воображение предоставляет еще один способ восполнения недостатка внимания и любви в семье — уход в мир собственных фантазий, сочинение сказок, ведение альбома с рисунками любимых образов тигрят-львят (защищающие ее звери-друзья, поскольку реальных друзей еще нет). По мнению М. Люшера, отсутствие понимания, поддержки, неудовлетворенность отношений с близкими людьми создают высокий уровень напряжения, стресса, что у детей ведет к трудностям в сосредоточении внимания, постоянной отвлекаемости, а это, в свою очередь, приводит к проблемам в обучении. Никаких сложностей в отношениях с учительницей — очень спокойной и мягкой по характеру, внимательной к проблемам детей — ни по тестам, ни в беседах у Оли не обнаружено. Школьной тревожности также не выявлено
2. Общее заключение по материалам индивидуального обследования Общей характерной особенностью обследованных психологически неблагополучных детей является отсутствие подлинного контакта с родителями, дефицит понимания, поддержки, тепла, но прежде всего недостаток любви со стороны взрослых и соответственно чувство покинутости и одиночества. Эта проблема проявилась в отвержении синего цвета в тесте Люшера (у 86% всех обследованных психологически неблагополучных детей и у всех шестерых, рассматриваемых в данной главе). В задании изобразить семью неблагополучие выразилось у одних детей в отказе от рисунка (Витя), у других — в значительной дистанции между родителями и детьми (Настя, Коля) или в том, что дети вообще не включили себя в рисунок (Марина, Оля). У всех обследуемых детей семейная тема — основная в рассказах по картинкам CAT, а следовательно, наиболее значимая. В трех случаях она представлена как потеря родителей: в рассказах Оли — «родители уехали за границу», у Коли — «родители исчезли», у Марины — «родители заблудились», «мамы у них не было»; Витя отказался что-либо сочинять на «семейные» картинки. Тема одиночества звучит у Насти и Марины и при выполнении CAT, и в беседе. При отсутствии родительской защиты, из чувства «родители исчезли», своеобразного сиротства рождаются всевозможные страхи. Следует оговориться, что страхи присущи детям и некоторыми психологами рассматриваются как нормальные переживания, свойственные возрасту, но переживания угрозы жизни со стороны различных чудовищ, навязчивый характер этих страхов, их частая повторяемость в сновидениях — симптомы выраженного эмоционального неблагополучия детей. Мы разделяем точку зрения А.И. Захарова, что боязнь чудовищ — это символическое выражение страха собственной смерти (Захаров, 1982). Он проявляется у Насти как навязчивый страх привидений и чудовищ, охватывающий ее даже в школе (9 различных рисунков); у Дениса — как повторяющиеся кошмары по ночам (морское чудовище, НЛО); у Марины в двух рисунках изображены удушающие существа; у Коли — давящие окружающих и пожирающие существа Рубаед, Мясоруб, образы его ночных страхов — великан, НЛО, разбойники. Все эти монстры являются, на наш взгляд, метафорическим выражением неосознаваемого чувства угрозы в мире, страха быть поглощенным всепожирающим существом, то есть страха смерти. Дети оказываются совершенно беспомощными перед навязчивыми образами страха. Только Настя знает «средство от привидений — молитву, которая помогает ей справиться со страхом днем, но при этом добавляет, что чудовища появляются и во сне. Герой одного из проективных рассказов Марины, мальчик, у которого хромает отец, принимает решение «быть сильным и мужественным». Но под силу ли такая позиция в реальности для десятилетней девочки, главное место в семье у которой, выражаясь метафорическим языком ее рисунка, занимает «королева-мышь с лицом медведя»? Грозный образ родителей и в рисунке Вити: его второй отчим — динозавр, мать — древняя птица, — оба величиной с многоэтажный дом, а ре-зенок — черепаха. Страх чудовищ, переживание утраты родителей, чувст-ю одиночества и отсутствие средств защиты от угрозы —весь этот комплекс детских переживаний, объективное-ванный средствами проективного метода, обобщенно мы называем экзистенциальным страхом смерти. Масштаб этих переживаний, их интенсивность, глобальность и в основном неосознанный характер можно соотнести только с образом мира ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|