Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Настя К., 7 лет, II класс (программа 1—4)




Во время проведения в классе исследования по методикам «Дорисуй круги» и рисунка семьи учительница попросила психолога уделить особое внимание девочке, которая ее сильно беспокоит. Когда кто-либо обращается к Насте (особенно незнакомые люди), она начинает дрожать. Крайне робкая, в I классе девочка всех боялась. Детский сад не посещала, с трудом привыкала к детям, так уставала, что родители договорились с учительницей о пропуске одного учебного дня в неделю. Во II классе стала смелее, иногда даже бегает по классу. На уроках часто «отключается», «витает где-то в своем мире», потом, как бы очнувшись, — вновь на уроке. Способная, но учится средне, явно ниже своих возможностей.

Во время выполнения рисунков в классе я села рядом с Настей, чтобы спросить, что она рисует, — девочка начала вся дрожать, даже колени подпрыгивали, но на вопросы ответила.

Методика «Дорисуй круги». Самые высокие результаты в классе как по креативности — много оригинальных решений, так и по продуктивности — Настя дорисовала 24 круга вместо положенных по времени 10.

Рисунок семьи. Изображена полная семья, но настораживает значительное расстояние между родителями и Настей (к тому же первоначально она хотела нарисовать себя ближе, но зачеркнула круг и увеличила расстояние), и взгляд ее обращен в противоположную от них сторону, (рис. 7)

 

Возникает предположение о недостатке взаимопонимания между родителями и дочерью, ее отстраненности от семьи, дистанцированности.

Детям, которые быстро выполнили задание, психолог предложила на обороте листа нарисовать человека. Настя нарисовала себя на диване, на фоне ковра, в окружении любимых игрушек (рис. 8)

Обращает на себя внимание непропорционально большая голова с хорошо прорисованными чертами лица, что свидетельствует, как и выбор самой темы рисунка, о повышенном интересе девочки к себе и своему внутреннему миру. Из дальнейшей беседы мы выяснили, что «облака» вокруг дивана — ее мечты, она нарисовала себя мечтающей. Мечтать — ее самое любимое занятие, это и определило тему рисунка. Далее представлены результаты индивидуального обследования.

 

Рисунок «Несуществующее животное». Название рисунка — «Гигантский ворчун» (рис. 9). Изображено огромное существо с раскрытой пастью и большими глазами.

Отвечая на вопросы об образе жизни этого персонажа, Настя рассказывает: «Живет в тайной пещере. Злой. Злится на тех, кто добрый. Врагов у него нет, потому что он сильнее всех. Все время кричит со злостью, даже не про себя. Кто-то попадает в пещеру, и он кричит, а там эхо, и всем становится страшно, кто к ней подходит. Сам никого не боится. Целый день спит, ест, работает, запасы готовит, всех отпугивает от своего дома и пытается уничтожить кого-нибудь. Никто его не может победить».

Само название рисунка — «Ворчун» наводит на мысль о том, что в этом образе используются черты какого-то конкретного человека, который часто ворчит и «кричит со злостью». Основное психологическое содержание рисунка — страх, ощущение своей беззащитности, возможно, страх собственной смерти.

В беседе на вопрос, что ей снится по ночам, рассказывает, что снятся привидения. Чудовище снилось, которое говорило: «Я тебя съем» (рис. 10). По ночам бывает очень страшно, часто просит родителей прийти и зажечь свет.

 

По словам Насти, дома с ней никто не играет. Она очень любит мечтать: «Мечтаю мультфильмами». Сочиняет стихи.

Тест на определение грубого отношения в семье дал отрицательный результат. Все реплики героев отличаются вежливостью и предупредительностью.

Из беседы с матерью Насти. Девочка воспитывается в полной семье, матери 31 год, отцу — 33. Родители — специалисты по компьютерам. В семье один ребенок. Настя очень впечатлительная девочка, любит мечтать. Играет в основном одна. На вопрос о времени появления гиперкинезов (навязчивых движений) мать ответила, что так девочка реагирует на школу.

Беременность протекала тяжело. Настя рождена с помощью кесарева сечения, показания — ягодичное предлежание плода. В младенчестве были только два состояния: или спала, или кричала. Вскармливание искусственное.

С 2,5 лет первую половину дня Настя проводила с бабушкой по материнской линии, очень деспотичной по характеру, не хотела с ней оставаться, плакала, целовала матери руки, не отпускала на работу. Мать (она работает на полставки) считала, что уж лучше такая бабушка, чем отдавать ребенка в детский сад.

Настя очень скрытная, о переживаниях может рассказать только через два-три дня. Сейчас почти никогда не плачет. Мать иногда кричит на нее, но в основном относится к ней с нежностью и теплотой. В детстве мать часто ласкала ее. Сейчас, когда она подходит к Насте, чтобы приласкать, девочка иногда напрягается и съеживается.

До шести лет Настя спала в комнате родителей; очень часто с мамой. Потом ее переселили в отдельную комнату. Стала бояться по ночам, будила родителей, просила, чтобы зажгли свет.

Отец воспитанием почти не занимается. На гиперкинезы в основном обращает внимание бабушка, говорит матери, что у нее дочь ненормальная, и Настя начинает сильнее всего дрожать при бабушке. Мать не может назвать время, когда впервые появились эти навязчивые движения. К невропатологу не обращались. Броде бы в младенчестве у Насти наблюдался гипертонус мышц, но мать точно не помнит.

Мы договорились, что психолог проведет полное обследование Насти, а потом они обратятся к психотерапевту.

Проверка памятизаучивание 10 слов: 8—10, запоминает все слова в порядке предъявления. Выдающиеся результаты.

Пиктограмма. Правильно воспроизводит 15 словосочетаний из 15. Следует обратить внимание на то, что на слово «страх» изображено чудовище.

Результаты теста Люшера-.

I выбор: фиолетовый, зеленый, синий, желтый, красный, коричневый, серый, черный.

II выбор: черный, фиолетовый, коричневый, зеленый, желтый, красный, серый, синий.

«Эмоционально лабильная. Чувствует себя спокойно только тогда, когда тесно связана с каким-либо человеком, группой или организацией, на которую можно положиться. Существующая ситуация или взаимоотношения не удовлетворяют ее, но она не способна изменить их так, чтобы обрести чувство общности, в котором нуждается. Скрывая свою ранимость, продолжает сопротивляться той ситуации, но чувствует зависимость от привязанности. Это не только подавляет ее, но делает раздражительной и нетерпеливой, вызывая значительное беспокойство, понуждая бежать от этой ситуации если не в реальности,то хотя бы в воображении. Может пострадать способность сосредоточиваться, что у детей ведет к трудностям в обучении.

Неудовлетворенная потребность в понимании, поддержке и любви вызывает значительный стресс, от которого она пытается спрятаться в идеализированном мире фантазий и грез, полном симпатий и понимания.

Ее поведение временами может носить вызывающий характер.

Страдает от опасений, что ей могут помешать сделать то, что она хочет. Нуждается в спокойной обстановке, а также в мягком подбадривании, которое бы вернуло ей уверенность.

Чрезмерное возбуждение создает угрозу нервного истощения».

Результаты CAT. Сразу же после инструкции к тесту Настя сообщила, что умеет сочинять рассказы в стихах. На это я ответила, что можно делать так, как ей больше нравится, и первые шесть рассказов Настя сочиняла в стихах, затем, чтобы переключить ее внимание с поиска рифмы на разработку сюжета, ей было предложено придумывать истории, похожие на сказки.

В трех рассказах по картинкам CAT обнаруживаются проблемы, связанные со сном. В рассказе по картинке № 5 (медвежата в кроватке) один из медвежат не может уснуть: «Не посплю я, не посплю. Я за мамочку волнуюсь, что она там, на кухне». В конце рассказа психолог спросила, почему медвежонок так волновался за маму. Настя: «Ну, он думает — пропала».

В следующей картинке (№ 6) (медведи в берлоге) эта тема продолжается: мать уговаривает медвежонка уснуть, а в рассказе по картинке № 9 (зайчик в кровати) речь идет о ночных страхах:— Мамочки, как мне страшно! Ужасно! Не пройдет ли ко мне серый волк?! Мамочка уже давно спит. А я? Как трудно заснуть. Особенно в такое полнолуние.

Но тут мама проснулась и сказала ему:

— Спи. Серый волк не войдет. Он не знает, что зайцы ночью спят.

— Может, знает?

— Хочешь убедиться? (Пауза.)

— Пожалуйста.

— Вон идет. Обними меня. Он пройдет мимо. Он думает, что ему снится (далее неразборчиво бормочет).

— По-моему, надо быть поосторожнее, а то еще какой-нибудь старый волк попадется...

— Боишься же ты волков. Кричать нельзя.

— Ну ладно, мамуль, я посплю, а и буду с тобой жить и не волновать тебя.

— Ну вот и хорошо, сынок.

(Вспомним, что до шести лет Настя часто спала с матерью.)

Тема одиночества звучит в рассказе по картинке № 3 (лев и мышка):

Стало быть, нехорошо:

Я — лев и царь зверей,

Но быть мне очень нелегко

Из всех из королей.

Сижу, кошачий родственник,

Сижу я сам не свой,

И тут табак кончается

И в трубке — о-е-ей!

А я... А я хоть старый,— нет,

Но я сижу и без газет,

И память царствует...

Как мне трудно.

Ну хоть пришел бы кто-нибудь

Ко мне когда-то погостить,

Хотя бы хоть чайку попить.

(Пауза.)

Психолог. Ну и пришел кто-нибудь? Посмотри внимательно.

Настя. Да.

— Иду-иду.

— Но кто ты?

— Я — мышка!

— Ну что... (Длительная пауза.) Чаю бы мы попили, но маловата ты.

— Да нет. Попью я в чайнике... чай и всегда. И стали они жить и крепко дружить.

Рассказ на «школьную» картинку № 2-S весьма показателен в отношении атмосферы уроков, наиболее яркими в нем являются интонации учительницы и учеников, которые в тексте, к сожалению, невозможно передать.

— Что?.. Ты знаешь дальше?

— Я? Э-э-э, старый кот полез на-на де-ре-во (смеется).

— Плохо читаешь — по слогам. Ты встань и читай мне.

— Но э-тот... пес согнул вет-ку, на ко-то-рой он си-дел. I

— Плохо читаешь! А ты?

— У... извините, но я не знаю, какой текст...

— Как это не знаешь? Вот!

— Спасибо. А.,.У... Он упал вместе с веткой, и... и... на-на-чалась драка.

— Молодец.

И наконец, самый младший ученик добился пятерки.

Все рассказы по картинкам CAT имеют хороший или «дружелюбный» конец, и, с одной стороны, это выражает потребность Насти в гармоничных, дружеских отношениях, а с другой — может быть результатом влияния детской литературы (Настя, судя по очень развитой речи, начитанная девочка).

К самому заданию Настя отнеслась с большим воодушевлением, рассказы придумывала сразу же после предъявления картинок, часто раскачивалась всем телом в такт рассказа, нередко вздрагивала. Через несколько дней после проведения методики сказала: «Мне так поправились ваши картинки, они такие красивые, что я все их запомнила, и даже они мне снились».

Бо время и после работы по методике CAT с Настей была проведена беседа, наиболее важные эпизоды которой мы здесь приводим.

Психолог. А ты играешь в куклы?

Настя. Я? Вообще да, играю.

П. В «Дочки-матери», или как ты играешь?

Н. Ну я одна почти что. (Пауза.) Одна. Ну а как бы там чего-то медвежата там... (Смеется.) Там чего-то там. Один медвежонок Мишутка синенький, другой беленький (дальше она подробно описывает свои игрушки, а потом что-то неразборчиво бормочетпо всей видимости, она уже играет с ними в воображении, и только следующий вопрос выводит ее из этого состояния).

Из приведенного фрагмента беседы хорошо видно, как после слов о своем одиночестве Настя сразу же уходит в мир фантазий, и граница между ее грезами и реальностью нашей беседы исчезает. Это подтверждает результаты теста Люшера, что уход в мечтания является компенсацией неудовлетворенной потребности в эмоциональной близости.

Далее Настя рассказывает, что очень любит мечтать, и, как только возвращается из школы, начинает мечтать: «Мечтаю, потому что... игрушки-то надо мне уже доставать, а убирать-то тоже надо какое-то время. Нельзя же раскидать игрушки и побежать обедать».

После обеда и в перерывах между уроками Настя мечтает, иногда смотрит мультфильмы.

В классе у нее одна подружка, есть и другие девочки, которыми она иногда играет, «но в последнее время что-топерестала встречаться». На вопрос, не поссорились ли они, Настя ответила: «Да не знаю, просто никак не встретимся».

Психолог. А что ты любишь больше делать, мечтать или играть?

Настя. Ну, мечтать, потому что игры уже привычные какие-то, я их знаю и могу не играть, а помечтать... потому что я могу забывать свою мечту. И мне вот придумывать уже новую как-то сложно, что ли.

П. А кто тебя научил мечтать?

Н. Сама (смеется).

П. Ты всегда мечтала?

Н. Да. У меня папа тоже любит помечтать.

П. Тоже любит помечтать! А он о чем любит мечтать?

Н. Да не знаю (смеется).

П. Он тебе не рассказывает?

Н. Да нет. Я его никогда не спрашиваю.

П. А откуда же ты знаешь, что он мечтает?

Н. А я вижу, он так ходит по комнате, и я так же (смеется).

П. Он мечтает, и ты мечтаешь?

Н. Да.

П. А мама любит помечтать?

Н. Да нет (смеется). У нее дел много. Она вообще не мечтает.

На вопрос, бывает ли ей трудно в школе, Настя отвечает, что бывает: «Ну там всякие задачи трудные». Меньше всего нравится математика. Сложно ей бывает и на физкультуре: «Да, там что-то, какие-то канаты там, бег с палочками, я в этом очень затрудняюсь». На вопрос, хочется ли ей утром идти в школу, ленивым голосом отвечает: «Нет, мне лишь бы поспать в кроватке».

Настя чувствует себя неуверенно и на уроке чтения, и, хотя «уже читала всякие книжки до школы», на вопрос, хорошо ли она читает, отвечает: «Читаю? Ну по слогам как-то».

Весьма показателен фрагмент беседы о трудностях ответов на уроках.

Психолог. А ты к доске выходишь отвечать?

Настя. Ну, когда отвечаю — встаю. А к доске?.. Там чего-то (неразборчиво). Нас, по-моему, не вызывают.

П. К доске не вызывают?

Н. Нет.

П.. А так отвечать любишь?

Н. Не очень люблю. Если не на школьные вопросы, то конечно...

П.. Если не на школьные?

Н. Да.

П. А на школьные?

Н. Да нет, там чего-то, какие-то ну... трудовые вопросы какие-то.

П. Какие вопросы?

Н. Ну, так...

П. А если учительница задает вопрос, ты отвечаешь? Ты руку поднимаешь сама или ждешь, чтобы она сама спросила?

Н. Да, а иногда нет.

Рисунок класса. Изобразила себя среди одноклассников. Слева нарисовала свою подругу. Фигура каждого из учеников имеет особенные детали, что говорит о большой наблюдательности Насти. Проблем общения с детьми не выявлено.

Об учительнице Насти. А.К. — учитель с большим стажем работы, славится в школе железной дисциплиной па уроках, по словам многих учителей, держит класс в ежовых рукавицах, но когда дети заканчивают начальную школу, они как бы срываются с цепи. Часто на перемене не выпускает детей в коридор, оставляя их в классе и включая спокойную музыку, чтобы они не бегали и не Весьма показателен фрагмент беседы о трудностях ответов на уроках.

Психолог. А ты к доске выходишь отвечать?

Настя. Ну, когда отвечаю — встаю. А к доске?.. Там чего-то (неразборчиво). Нас, по-моему, не вызывают.

П. К доске не вызывают?

Н. Нет.

П. А так отвечать любишь?

Н. Не очень люблю. Если не на школьные вопросы, то конечно...

П. Если не на школьные?

Н. Да.

П. А на школьные?

Н. Да нет, там чего-то, какие-то ну... трудовые вопросы какие-то.

П. Какие вопросы?

Н. Ну, так...

П. А если учительница задает вопрос, ты отвечаешь? Ты руку поднимаешь сама или ждешь, чтобы она сама спросила?

Н. Да, а иногда нет.

Рисунок класса. Изобразила себя среди одноклассников. Слева нарисовала свою подругу. Фигура каждого из учеников имеет особенные детали, что говорит о большой наблюдательности Насти. Проблем общения с детьми не выявлено.

Об учительнице Насти. А.К. — учитель с большим стажем работы, славится в школе железной дисциплиной па уроках, по словам многих учителей, держит класс в ежовых рукавицах, но когда дети заканчивают начальную школу, они как бы срываются с цепи. Часто на перемене не выпускает детей в коридор, оставляя их в классе и включая спокойную музыку, чтобы они не бегали и не перевозбуждались. Я не раз была свидетельницей фактовдовольно жесткого обращения с детьми, но в то же время часто проявлялась и ее заботливость.

На мой вопрос, разговаривала ли она с родителями Насти о ее гиперкинезах, А. К. ответила, что родители настолько робкие, особенно мама, что она не смогла заговорить на эту тему, считая, что это принесет лишь боль матери девочки, опасалась она и ее встречи с психологом.

Насте было предложено нарисовать учительницу.

Настя. {Несколько раз стирает лицо.) Нет, она не так молодо выглядит, как у меня.

Психолог. У вас строгая учительница?

Н. Да нет, не очень строгая.

П.. А она кричит на вас?

Н. Да, бывает, что и кричит.

П. А на тебя кричит?

Н. Нет.

П. А на кого?

Н. Ну, кто на уроке разговаривает или не слушает. Иногда она заставляет повторить.

П. Что повторить?

Н. Ну если кто-то не слышал, что она говорила, она просит повторить и тогда заставляет стоять.

П. А ты отвлекаешься на уроках?

Н. Да нет, я стараюсь все слушать.

{Вспомним жалобу учительницы, что Настя «отключается», и это видно по ее лицу у нее отсутствующий взгляд.)

П. Тебе бывает страшно в классе?

Н. Ну, бывает иногда страшновато. Когда не выучу чего-нибудь, но вот когда я лежу в своей постельке, вот тут бывает по-настоящему страшно.

П. А почему тебе страшно?

Н. Привидения мерещатся.

П.. Где они тебе видятся?

Н. Ну, вот на подоконнике сидит что-то такое страшное и пугает.

П. Где ты впервые их увидела?

Н. Фильм показывали про привидения, очень страшный.

П. Но ты ведь понимаешь, что это только фильм, а на самом деле их нет.

Н.. Понимаю, конечно, но все равно страшно.

Из-за страха привидений у Насти нарушен сон: «Я лежу и боюсь». В результате ей трудно вставать рано утром, она рассеянна на уроках.

Психолог. А ты боишься привидений на уроке?

Настя. Бывает. Но на уроке я же знания вбиваю себе в голову, поэтому не страшно. А если бывает страшно, я настраиваю себя на то, что класс — зто целый отряд против привидений, и тогда не страшно.

П. Но ведь в школе столько народу, где же тут могут жить привидения?

Н. А вы знаете, какой у нас в школе чердак, там и привидения могут жить, и домовые, и кто угодно.

П. Настя, я часто замечала, что ты вся дрожишь, может быть, тебе в этот момент страшно?

Н. Это я когда волнуюсь (начинает вздрагивать).

П. А когда ты волнуешься?

Н. Ну, когда боюсь сказать что-нибудь неправильно или еще что-нибудь. А иногда от холода дрожу.

Затем с Настей была проведена специальная психотерапевтическая работа по десенсибилизации страхов. Подробно обсуждались обстоятельства появления страхов, их содержание и средства защиты против них

Психолог. Расскажи, что они собой представляют, как они выглядят?

Настя. Ну, они разные бывают. Бывает черное привидение, такое большое и так — у-у-у — машет чем-то, а есть еще золотое.

П. А если их нарисовать, это будет страшно?

Н.. (Обрадовалась.) Да нет, сейчас, наверное, не будет.

П. Тогда давай нарисуем привидения, может быть, и страх уменьшится.

Н. (С большим воодушевлением.) Конечно, надо же его нарисовать.

(Рисует очень быстро черное привидение. Я прошу нарисовать и другие привидения.)

Н. Другое — золотое... (Рисует.) Золотое на робота похоже. Можно сказать, что это робот. (Рисует.) Вообще-то просто рисовать — все в колючках и желтое. (Глаза стирает.) Даже глаз нет. Это самое страшное.

П. Чем страшно привидение?

Н.. Может съесть одним махом, а может напугать.

П.. Но ведь привидения никого не едят.

Н. Нет, вот человек ходит-ходит, а потом раз — и его съело привидение, и никто об этом не узнает.

П. Но ведь в действительности не было таких случаев.

Н. А откуда вы знаете, что не было?

П. Ну люди бы стали пропадать, в газетах бы что-нибудь написали про привидения. Ты вот слышала про кого-нибудь, что его привидение съело?

Н. Нет, не слышала, но вот я по телевизору слышала про всякие там НЛО, или там еще то горшок сам упадет, то газета загорелась.

П. Но ведь инопланетяне не причиняют людям зла, судя по сообщениям.

Н. Ну, все равно страшно, мало ли что.

П. Когда ты начала бояться привидений?

Н. Ну, еще до школы несколько лет мы с мамой смотрели фильм про привидений, там еще Черномор какой-то летал, было очень страшно.

П. Но ведь Черномор — это из сказки Пушкина, он же не привидение.

Н. (Задумывается.) Но он тоже очень страшный. И еще мне бабушка рассказывала про привидения. Я же ей доверяю. Раз она говорит, значит, есть.

П. А Бабу Ягу ты боишься?

Н.(Смеется.) Что же ее бояться, она же в сказке.

П. Но привидения тоже в сказках бывают.

Н. Ну, подумаешь, там какая-то Баба Яга, кто ее боится, какая-то старая бабка, она может-то только гоняться за Жучкой!

П. Ну а Кощей Бессмертный, его ты тоже не боишься?

Н. Ну он вообще-то страшный... (очень тихо) его тоже боюсь.

П. А когда тебе особенно страшно?

Н. По ночам. Я лежу и боюсь.

П. А родителей ты не хочешь разбудить?

Н. Нет, раньше я их звала, а сейчас нет, ну что я буду их беспокоить, я же знаю, что никаких привидений там нет.

П. Ну и что же ты делаешь тогда?

Н. Я стараюсь сама справиться.

П. А ты не мечтаешь о добрых феях, волшебниках, они же могут тебя защитить?

Н. Нет.

П. Но ведь ты знаешь, что как в сказках, так и в жизни против зла тебя может кто-то защитить. В сказках есть добрые волшебники, они помогают, в жизни тебя любят и защищают этим твои родители, ты же можешь искать защиты от страхов. Ты ведь любишь мечтать, почему бы тебе, когда начинают мерещиться привидения, не настроиться на какие-нибудь добрые силы?

Н. А я знаю волшебное слово против привидений, если его произнести, они все тут же исчезают.

П. А ты можешь мне сказать, что это за слово?

Н. (Очень тихо.) Надо сделать вот так (крестится) и сказать: «Твоя животворящая сила, Господи», и все исчезают. Это мне бабушка (по папиной линии) так сказала.

П. Ну так очень хорошо, ты используй эти слова и не будешь бояться.

Н. Я и так их произношу, но бывает, что всякие чудища мне снятся.

Мы договорились, что Настя будет рисовать все образы, которые у нее вызывают страх, и приносить рисунки мне: мы будем их коллекционировать. Настя очень обрадовалась такому предложению.

Мать Насти была удивлена, узнав, что страхи все еще беспокоят девочку. Никаких привидений Настя дома не рисует и ни о каких страхах не рассказывает. «Я укладываю Настю спать и говорю ей, какая у нее мягкая кроватка, теплое одеяльце, как хорошо ей здесь будет спать, целую ее и ухожу, и я никогда не подозревала, что дальше начинаются такие страхи», — сказала мама.

Мы высказали предположение, что ночные страхи возникли в результате отделения Насти в изолированную комнату, так как до шести лет она спала вместе с матерью. Мы порекомендовали положить в кроватку крупные мягкие игрушки «для защиты» и более внимательно и деликатно следить за сном Насти, чаще заходить в ее комнату. То, что Настя не говорит о своих страхах — это результат нарушения доверия к матери. К тому же взрослые, как правило, начинают рационально разубеждать ребенка, говорить, что предмета страха в реальности не существует (о чем девочка и сама говорит), но чувство страха при этом не исчезает.

В общей сложности с Настей было выполнено девять рисунков различных страшных существ, после чего она сообщила, что стала спать спокойнее и привидения ей больше не снятся.

Приводим отрывок из последующей беседы:

Психолог. А в классе бывает страшно?

Настя, Нет.

П Совсем?

Н, Совсем.

П. Привидения с чудищами больше не появлялись?

Н. Нет, в классе нет. Даже если бы они и появились, то... все равно со мной кто-то рядом.

Однако дома девочка не чувствует необходимой ей поддержки (вспомним значительную дистанцию между родителями и Настей в рисунке семьи).

Психолог. А если тебе померещится что-нибудь, ты к папе тоже подбегаешь?

Настя. Я могу тоже подбежать к папе. Я вообще-то не хочу, ну, например, если он на балконе, я же не могу к нему подбегать.

П. Почему?

Н. Ну, я же простужусь, если выйду на балкон.

(По всей видимости, это рационализация отсутствия контакта с отцом.)

В беседе о трудностях в школе Настя часто употребляет обороты «там где-то», «там что-то», создающие впечатление, что для нее обучение — это процесс, находящийся на периферии ее сознания.

Психолог. Что это за «трудовые вопросы», о которых ты говорила, что не любишь их?

Настя. Ну, вообще там, например, таблица умножения, которую я плохо знаю.

(Дальше путается в объяснениях, что же они учили, таблицу сложения или таблицу умножения.)

Н. Мы учили только одну таблицу, там где-то 9 умножить на 9, например.

П. Сколько будет?

H. Ну, 9 и 9 это же будет 18.

П. А по русскому языку тебе легко?

Н. По русскому... (пауза) не очень легко. Не всегда бывает легко и не всегда бывает трудно.

П. Ты же способная девочка, ты должна хорошо учиться.

Н. Конечно. Ну, я все-таки иногда в общем-то так хорошо отвечаю. Могу хорошо ответить, если я все пойму... вот... Многие могут даже не знать... какие-нибудь примеры.

В школе Настя чувствует себя очень неуверенно, боится учительницы, и хотя та на нее никогда не кричит, общая атмосфера в классе, судя по отзывам учителей и рассказу по «школьной» картинке CAT, весьма напряженная. Учительница опасается лишний раз Настю спрашивать, а Настя боится отвечать, в результате девочка находится в стороне от работы класса, это положение усугубляется особенностью «отключаться» на свои фантазии.

Я проинформировала учительницу о высоких способностях Насти и сказала о необходимости более активно включать ее в работу класса, несмотря на пугающие навязчивые движения. Девочку необходимо постоянно подбадривать, хвалить, давать больший простор ее высокой креативности.

Заключение по результатам психодиагностического обследования Насти К.

Испытываемый девочкой недостаток взаимопонимания в семье, доверительности и теплоты взаимоотношений (тест Люшера, рисунок семьи, беседа) порождает скрытность, увеличивает эмоциональную дистанцию между Настей и родителями, особенно отцом. Чувство беспокойства и тревоги, вызванное одиночеством и ощущением непонимания со стороны взрослых, компенсируется уходом в постоянное мечтание, фантазирование, которое порой заменяет Насте игры.

Во многих тестах выявились большие способности Насти: высокая креативность («Дорисуй круги», CAT, рисунки), яркое воображение, прекрасная память, развитая речь, умение сочинять стихи, хорошие графические навыки и большая выразительность изобразительной деятельности, высокая сензитивность и эмоциональность. Это позволяет считать ее одаренным ребенком, однако успехами в учебе Настя не отличается. Ей свойственны робость и неуверенность в себе, отсутствие интереса к учебе, ей нравятся только уроки труда и рисования, а остальные предметы вызывают затруднения. Самое интересное для нее — ее внутренний мир переживаний и фантазий, а на уроках она «знания вбивает себе в голову». Из беседы с Настей создается впечатление ее полной отчужденности от школы («там что-то», «там где-то», «какие-то канаты там» и т.п.).

Учительница Насти, явная сторонница авторитарного стиля воспитания (по нашим наблюдениям, по отзывам учителей, по Настиному рассказу по картинке № 2-S CAT), стремится к жесткой дисциплине и в результате создает избыточное напряжение на уроках, возможно, поэтому Насте приходилось пропускать в I классе один день в неделю из-за сильной усталости. Мать девочки связывает появление навязчивых движений с началом школьного обучения. Хотя проблема с гиперкинезами — область компетенции невропатолога, мы предполагаем, опираясь на сведения, полученные от матери, что тики и гиперкинезы имеют органическую природу и связаны с последствием осложненных родов, так как Настя с младенческого возраста отличалась повышенной возбудимостью. Постоянное общение с деспотичной по характеру бабушкой, отсутствие опыта посещения дошкольных детских учреждений и, наконец, авторитарная учительница —- все это привело к такому чрезмерному напряжению, что вызвало появление гиперкинезов.

Все проективные методики указывают на то, что одна из основных проблем девочки — многочисленные страхи, которые мучают ее как по ночам, так и днем, когда она остается одна, и даже в классе во время уроков. Боится привидений, НЛО и различных чудищ, которые, по ее представлениям, могут ее уничтожить. Само содержание страхов навеяно и сказками, и мультфильмами, и рассказами бабушки, и даже газетными статьями. Со страхами пытается бороться сама, произнося молитву, к родителям за помощью не обращается — боится их беспокоить, как она говорит, или не чувствует достаточной опоры и защиты — как свидетельствуют психодиагностические тесты.

Проблем в общении с детьми не выявлено. Настя стремится играть с ними, но встречи вне школы с подружками происходят довольно редко. Мать Насти не придает значения потребности дочери в общении со сверстниками и объясняет столь редкие встречи с ними тем, что выпускать на улицу одних боязно, а ходить друг к другу домой — далеко. Из своего одинокого положения Настя нашла выход — уход в мир мечты, по ее словам, она даже играть научилась не в реальном мире с игрушками, а в своем воображении. Очень часто она мечтает и на уроках, что рассеивает ее внимание и снижает успеваемость.

Мы посоветовали родителям Насти обратиться в психотерапевтическую службу, и в последующий год они вместе с Настей проходили психотерапию в Психологическом институте.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...