Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Денис К., 9 лет, III класс (программа 1—3)




Жалобы учительницы: боится отвечать на уроках, плохая память, запущенность; посещает дополнительные занятия по русскому языку, уроки учит, а отвечать боится. Успеваемость низкая.

Знакомство с Денисом началось с его сочинения «Какой я», которое проводилось в классе фронтально. Приводим здесь его полный текст с сохранением авторской орфографии.

 

Сочинение Обо мне.

Я люблю рисовать. И еще я любль гулять. Мне в школу не очень хочется ходить. Мне деветь лет. Когда меня мама будит чтобы ити s школу мне вставать не хочется Я люблю свою собаку ее завут белка по субботам я встаю в семь чясов и иду гулять а кошка миукает около двери. Кошку завут багира она у меня черная. Когда я еду в деревню я сразу иду на рыбалку. Я люблю арбузы, дыни, винаград, мороженое, живачки. А больше всего я люблю смотреть диснеевские мультвильмы. Вот что я могу сказать.

Подпись

 

Несмотря на большое количество ошибок, это сочинение отличается содержательностью, «личностностью», открытостью в выражении отношения к школе.

На следующей, индивидуальной встрече мальчику было предложено нарисовать «Несуществующее животное».

После продолжительной паузы рисует морское чудище (рис. 15), которое часто снится ему во сне перегрызающим корабль, на котором он плывет. Рассказывает, что ему бывает очень страшно по ночам от подобных снов. Рисует очень быстро и выразительно, при этом наблюдается сильный тремор пальцев. Во время беседы очень напряжен, немного заикается.

С Денисом была проведена работа по десенсибилизации страха по методике А.И. Захарова. Мы попросили мальчика придумать и нарисовать, как и кто может это чудище поймать, и в следующих двух рисунках (рис. 16) Денис изобразил, как аквалангисты ловят это существо и как оно, уже пойманное и связанное, плачет, раскаиваясь, что «оно тех грызло».

Второй рисунок Денис начинает с чудища, затем рисует пальмы, человека, костер.

Денис. Аквалангист сделал лассо и собирается набросить его на чудище (заикается).

Психолог. Как же такой маленький аквалангист справится с таким огромным чудищем?

Д. Он набросит веревку, а потом друзья спрыгнут с дерева и помогут. Разрежут его на куски и зажарят на костре. (Немного заикается.)

Я разворачиваю альбом и предлагаю нарисовать чудище теперь уже пойманным и связанным.

Д. Тогда я его среди гор нарисую связанным. (Начинает рисовать.) Не умею связанным рисовать. (Рисует очень быстро.) На зеленой иголке яд. Если он перегрызет трос, то на него упадет яд. Его взяли в плен, потом отпустят. У него в океане сокровища, золото в сундуке. Он привязан к скале, сзади него булыжник, там банка, она трескается, и яд попадает в голову. Те, кто его поймал, ушли на рыбалку.

П. Он плачет?

Д. Он раскаивается, что он всех грыз.

П. А где в это время друзья?

Д. А друзья пошли сокровища искать в воду.

П. А что еще страшного тебе снилось во сне?

Д. Снились привидения, когда был маленький, что за волосы дергают. Сейчас прошло.

На вопрос об увлечениях и любимых занятиях Денис рассказал, что больше всего он любит рисовать. Рисует чаще всего корабли и все, что связано с морем, а также технику. Дома у него живут болонка и кошка, он часто играет с ними, и они очень скучают друг без друга.

Когда мы спросили учительницу Дениса, заикается ли он на уроках, она ответила, что никогда этого не замечала.

Рисунок человека. Спрашивает, можно ли нарисовать каратиста, и, получив утвердительный ответ, рисует обнаженную фигуру человека, двойными и тройными линиями с сильным нажимом подчеркивая ее мускулистость (рис.17).

Содержанием данного рисунка является образ «идеального Я» для мальчика: сильный, мужественный человек, способный защитить себя, отразив любое внешнее нападение. Акцент на физической силе и непобедимости или сверхзащищенности изображаемых персонажей характерен для детей этого возраста.

Рисунок семьи. Изображена полная семья (рис. 18). Порядок рисования фигур: сестра, Денис, мама, папа — свидетельствует о более близких эмоциональных отношениях с сестрой. Отец дальше всех расположен от края листа, что может говорить о том, что он нелюбим мальчиком; фигура отца по размерам такая же, как фигура Дениса, но эта непропорциональность компенсируется большой шляпой, которая придает особую значимость фигуре.

В качестве дополнительного задания к рисунку семьи мы предложили мальчику Цветовой тест отношений A.M. Эткипда (ЦТО) (Эткинд, 1987). Перед испытуемым раскладываются карточки восьмицветового теста Люшера и предлагается выбрать цвета в соответствии с характером каждого члена семьи. Интерпретация результатов основывается на качественном анализе цветоассоциативных ответов с учетом символики цвета, разработанной Люшером. Денис выбрал цвета следующим образом: сестра — фиолетовый, он — фиолетовый, мать — желтый, отец — зеленый.

Подобный выбор цветов полностью подтверждает наши предположения, сделанные по рисунку семьи: мальчик эмоционально объединяет себя в группу с сестрой (самая близкая дистанция на рисунке), родители занимают чуть отстраненную позицию, образуя свою группу в рисунке, но матери приписан теплый желтый цвет, а отцу — холодный зеленый, связанный с самоутверждением, требованием уважения к себе (вспомним шляпу на рисунке), жесткостью и холодностью в отношениях.

Результаты теста Люшера:

I выбор: фиолетовый, зеленый, черный, желтый, коричневый, серый, красный, синий.

II выбор: зеленый, желтый, серый, фиолетовый, коричневый, черный, красный, синий.

«Страдает от дисгармоничных отношений с близкими людьми, испытывает недостаток тепла и любви. Чувствует неспособность сделать что-либо, чтобы восстановить близость и взаимное доверие. Не имеет возможности почувствовать себя в безопасности и расслабиться. Испытывает постоянное беспокойство, тревогу, сильное нервное напряжение, может нарушиться способность сосредоточивать внимание, в результате чего возникают трудности в обучении.

В качестве компенсации основной проблемы выступает гордое, но иллюзорное утверждение своей самодостаточности и независимости и уход в мир фантазий и грез.

Постоянное повышенное напряжение приводит к различным физическим нарушениям спастического характера. Нервное истощение».

Проверка слуховой памятизаучивание десяти слов — дала невысокие результаты: 5—7—8—8—8, то есть при пятом предложении мальчик запоминает только 8 слов из 10, что подтверждает обоснованность жалоб учительницы на плохую память Дениса. Можно предположить, что ослабленность памяти связана с общим нервным истощением, на которое указывает тест Люшера.

На рисунке «Моя учительница» (рис. 19) мальчик изобразил И.Р. в красной одежде и с поднятой вверх указкой — символ угрозы, к тому же красный цвет является отвергаемым, неприятным для Дениса в тесте Люшеpa, поэтому можно предполагать, что мальчик эмоционально отвергает и боится свою учительницу.

Результаты Теста на определение грубого отношения в семье дают основания считать, что в семье строгий стиль воспитания, частые наказания (5 картинок из 10). Результаты беседы подтверждают это предположение: дома его ругают за плохие отметки, возможно, отец применяет телесные наказания.

Проявился и страх агрессии со стороны других детей: после предъявления картинки № 8, изображающей дерущихся детей, был отмечен очень длительный латентный период; на картинку № 9 (мальчик в испачканной одежде) последовал рассказ: «Мама открыла дверь, видит — сын ее стоит грязный. "Почему ты весь грязный?" Он говорит: "Меня большие ребята избили и в грязь бросили"» (но время этого рассказа Денис заикался).

Особую значимость приобрела тема страха опоздания и школу — картинки № 1 (ребенок ест за столом, мать стоит рядом) и № 2 (ребенок около кровати, рядом фигура матери), — мальчик заикался, когда говорил об этом.

В Тесте школьной тревожности зафиксирован высокий уровень тревожности, проявившийся в следующих картинках: №№ 2, 3 — боязнь опоздать в школу; №№ 5, 6, 8 — тревога, связанная с ответом на уроке, и страх учительницы; № 9 — проблемы взаимоотношения со сверстниками.

По результатам CAT одной из тем, ярко проявившихся в этом тесте, является тема мечтаний и фантазий. Характерный рассказ получился на «школьную» картинку № 2-S:

Денис. Пошли обезьянки в школу учиться. Сидит один обезьянок на первой парте и о чем-то мечтает, а на второй парте обезьянка, ее учительница, сказала, чтобы она читала, она читала, а которая обезьянка на третьей парте, он куда-то смотрел и тоже об о чем-то думал.

Психолог: Ну, в смысле не об уроке?

Д. Да, не об уроке.

П. А учительница заметила, что он отвлекается?

Д. Нет.

Из приведенного рассказа видно, что первая ассоциация, связанная со школой, — ощущение скуки на уроках уход в собственные мысли и фантазии как способ развлечения.

В рассказе по картинке № 3 (лев и мышка) у льва грустное настроение, потому что «ему скучно, и о чем-то думает он». Он мечтает о том, что бы он сделал, если был волшебником: «он бы захотел сделать, чтобы он был богатый, у него слуги были бы, и хорошо бы он ел, оделся», ему было бы веселее, «тогда были бы шуты, они бы его веселили, смешили, и он смеялся бы».

Уход в фантазии как способ компенсации неудовлетворенных потребностей подтверждается и результаты теста Люшера: фиолетовый цвет в начале ряда — уход иллюзорный мир мечтаний и грез как средство компенсации неудовлетворенных базовых потребностей, в данном случае прежде всего в защите, понимании и принятии.

Интересно отметить, что в рассказе по картинке № 8 (чаепитие), провоцирующей семейную тематику, Денис говорит о том, что это семья, персонажи его рассказа – мама с сыном и сестра со своим мужем, однако cecтра Дениса не замужем, то есть в рассказе о семье место отца замещает вымышленный муж сестры.

На картинку № 4-S (медведь держит в лапах медвежонка), вызывающую обычно ассоциации с медведицей, баюкающей, ласкающей своего медвежонка, следует довольно необычный по теме рассказ, главным персонажем которого является медведь (отец): «Уже почти подходила зима, и были заморозки, и было очень скользко. И медведь со своим медвежонком шел, и медведь поскользнулся, и медвежонок кверху подлетел, и медведь покатился и поймал медвежонка. А если бы он его не поймал, он бы ударился об лед и расшиб бы себе голову». В этом рассказе, на наш взгляд, содержится рациональное объяснение, почему вдруг медвежонок оказался у отца на руках: «если бы он его не поймал, то...», настолько необычным кажется мальчику этот факт проявления близости между отцом и ребенком.

Это замещение фигуры отца в одном рассказе и рационализация близких отношений в другом полностью согласуются с отдаленным положением отца на рисунке «Моя семья» и приписывании ему зеленого (холодного) цвета в ЦТО. Все это подтверждает наше предположение, выдвинутое при анализе рисунка семьи, о холодных и отчужденных отношениях с отцом. Мы предполагаем, что из-заотсутствия доверия и открытости в этих отношениях нарушена идентификация мальчика с отцом, о чем свидетельствует ЦТО: мальчик идентифицируется по цвету с сестрой— оба фиолетовые. Возможно, в этом кроется причинаобщей неуверенности и нерешительности Дениса, о чемярко свидетельствует рассказ по картинке № 1 -S I (зверята на горке):

Денис. Лисята увидели горку и сразу побежали, они договорились, кто быстрее скатится с горки, тот и выиграет. Первый лисенок добежал, видит, что там крутой поворот, и испугался, сразу закричал.

Психолог. А потом что было? Это действительно страшная горка оказалась?

Д- Да... Потом он остановился и зацепился за маленькие бортики и потом потихонечку слез.

По завершении всех рассказов по картинкам CAT Денис отметил, что эта картинка понравилась ему больше всех, что говорит об особой значимости темы и эмоциональной включенности в рассказ, но ведь главный герой рассказа — лисенок проявляет очевидную трусость, отнюдь не поощряемую среди детей-сверстников, но легко проецируемую на взаимоотношения животных. Возможно, данная картинка так понравилась мальчику именно потому, что дала возможность открыто проявить социально неодобряемое поведение.

По нашим наблюдениям, мальчик в школе ведет себя довольно настороженно, даже робко, на переменах не принимает участия в мальчишеских потасовках, по его словам, он любит на переменах ходить по классу, сидеть и лишь иногда играет в салки, в то время как большинство мальчиков играют в «каратистов», что внешне выглядит как драка, но, как объяснил Денис, «они не дерутся, а играют в каратистов, они сильно не бьют». Денис не участвует в этих играх, возможно, будучи неуверенным в своей силе и ловкости. На вопрос, любит ли он драться, Денис воскликнул: «Нет!», удивленный самой возможностью постановки такого вопроса, но вспомним, что в рисунке человека первой его реакцией на инструкцию был вопрос: «А можно я каратиста нарисую?». Это говорит о том, что и ему хотелось бы быть таким же сильным и непобедимым, то есть он выражает свое «идеальное Я».

Анализ результатов беседы. У Дениса сложилось негативное отношение к школе, связанное прежде всего со страхом перед учительницей, он очень боится отвечать перед классом: «У доски я все сразу же, как меня это... вызывать, я сразу же все забываю», волнуется, когда пишет контрольные работы, делает ошибки в задачах. По словам мальчика, он начал бояться отвечать именно с этого, III класса, с приходом новой учительницы, И.Р., она же завуч начальной школы. «Когда я раньше на продленку ходил, мы там бегаем, увидим ее, она на нас заругается, мы сразу быстрее прячемся». Возможно, что бояться эту учительницу Денис начал еще до ее прихода в их класс, у него сложилось предубеждение к ней как к завучу, но это предубеждение вполне подтвердилось и стилем работы И.Р., что ярко видно из приведенного ниже фрагмента нашей беседы.

Психолог. И.Р. кричит на вас?

Денис. Она... иногда кричит так...

П. Но тебе что страшнее всего, что она кричит или что ты плохо ответишь?

Д. Плохо отвечу.

П. И что тогда будет? Двойку получишь?

Д. Угу.

П. А дома тебя ругают, когда ты двойки получаешь?

Д. Иногда ругают.

П. А кто, мама или папа ругает?

Д. Мама.

П. Мама ругает?

Д. Мама папе не говорит.

П А почему? Он особенно ругается, да?

(Кивает головой.)

П. А он тебя не бьет за это?

(Молчит.)

П. Но он расстраивается, когда ты плохо учишься, да?

(Кивает головой.)

П. Ну а „как же сделать, чтобы ты не очень боялся около доски... может, тебя надо чаще вызывать, чтобы ты привык и уже ничего не боялся... или нельзя кричать совсем?.. Как лучше сделать?

Д. (Еле слышно.) Кричать...

П. Кричать нельзя? (Кивает головой.)

Э тот отрывок беседы многое проясняет и в отношениях мальчика с отцом: вместо необходимой для сына доверительности к отцу он испытывает угрозу физического наказания, по-видимому, настолько серьезную, что даже мать вынуждена скрывать от отца школьные неуспехи Дениса.

По словам мальчика, он посещает дополнительные занятия по русскому языку, но учительница не занимается с ними, а оставляет их делать домашнюю работу, а сама уходит (чему я неоднократно была свидетелем), потом возвращается и проверяет, как ученики выполнили домашнее задание. По всей видимости, обратиться с вопросом к учительнице он боится, поэтому с ним занимается мама. После уроков Денис идет в детский сад, где работают мама и сестра, и там с ними делает уроки, потом играет в саду с детьми.

Денис сообщил в беседе, что ему очень трудно по утрам вставать в школу, он не высыпается, хотя и ложится в половине десятого, а в воскресенье может встать полседьмого и пойти гулять с собакой.

Денис. Когда в школу иду... я очень... я не очень хочу вставать, а когда вот я это, а по... ну... воскресеньям я всегда встаю рано.

Психолог. Чтоб побольше был день, да?

Д- Угу.

П. А ты боишься идти в школу?

Д. У-у (отрицательно).

П. Нет? А если урок не выучишь?

Д. Только природоведение.

Вполне очевидно, что затрудненное пробуждение по утрам в будние дни, затем волнение и страх опоздать в школу связаны с общим неприятием школы, которое мальчик вполне осознает и пишет об этом открыто в сочинении«Какой я», эта же тема встречается в Тесте на определение грубого отношения в семье, о ее особой значимости говорит и то, что мальчик сильно заикается, составляя рассказы об опоздании в школу. На наш взгляд, причина неприязни к школе кроется прежде всего в страхе перед учительницей и в особенностях ее педагогического воздействия (например, она кричит).

Заключение по результатам психодиагностического обследования Дениса К.

Основной проблемой мальчика является отсутствие понимания, принятия, любви, базисной защищенности, что у ребенка этого возраста указывает на дисгармонию в семейных отношениях (тест Люшера). Неудовлетворенность потребности в любви и защищенности порождает экзистенциальный страх, олицетворяемый чудовищем, уничтожающим ребенка в снах (рис. «Несуществующее животное»), привидениями, дергающими его за волосы (беседа). Мальчик постоянно внутренне напряжен, тревожен, полон страхов. Острота этих переживаний, истоки которых он не осознает, настолько сильна, что это привело к «нервному истощению» (тест Люшера), обнаруживаемому во внешней «нервности» Дениса, его быстрой утомляемости, напряженной скованности движений, выраженном треморе пальцев, заикании, ослабленности памяти, концентрации внимания («Заучивание десяти слов», жалобы учительницы), настороженной робости в поведении.

В семье основным источником неблагополучия Дениса являются его отношения с отцом. Интерпретируя результаты рисунка «Моя семья» и Цветового теста отношений, можно сказать с большой долей вероятности, что отец для Дениса — холодный авторитет, подавляющий мальчика. К этому добавляется постоянный страх телесных наказаний из-за двоек.

Цветовой тест отношений указывает на нарушение поло-ролевой идентификации: вместо обычной для этого возраста идентификации с отцом наблюдается идентификация с сестрой, которая на семь лет старше Дениса.

Нарушение поло-ролевой идентификации создает проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, приводя к робости, боязни участвовать в совместных играх, страхе физической агрессии (Тест на определение грубого отношения в семье: «Меня большие ребята избили и в грязь бросили», трусливый лисенок в рассказе по картинке CAT, Тест школьной тревожности). Полярно различаются и образы идеального и реального Я: идеальное Я — это каратист, непобедимый и сверхзащищенный (рисунок человека), в реальности — это робкий, беззащитный мальчик, позволяющий себе на перемене лишь «ходить по классу или сидеть», в то время как большинство мальчишек валяются по полу, играя в «каратистов».

Указание на амбивалентность взаимоотношений Дениса с отцом содержит рассказ по картинке № 4-S CAT. Там, где большинство детей воспринимают изображение как медведицу с медвежонком на руках, Денис видит медведя, то есть отца с ребенком, а дальше, как бы испугавшись такого проявления близости, нежности в отношениях с отцом, он начинает придумывать историю в оправдание увиденному, то есть рационализирует.

Школьные проблемы этого мальчика являются прямым продолжением его личностных проблем: на крики учительницы он реагирует усилением робости, скованности, сразу же забывая все, что учил дома. Отвечать перед классом боится из-за возможности неуспеха, чтобы не обнаружить перед детьми своей «нервности», заикания, возможно, поэтому даже учительница не замечала, что мальчик заикается. Учительница для Дениса — символ угрозы (рисунок учительницы), отсюда возникает и общее неприятие школы, о чем он открыто сообщает в своем сочинении. Фактически мальчик живет между двумя полюсами страха: учительница и отец. Выходом из этого замкнутого круга является типичный для детского возраста способ снижения напряжения от неудовлетворенной потребности в любви и понимании — мечтание, фантазирование, в школе любимый урок — рисование, дома любимые занятия — рисование и фантазирование. Уход в мечты происходит и во время уроков, что усугубляет учебные проблемы мальчика.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...