Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Витя Г., 8 лет, 1-II классы (программа 1—3)




Жалобы двух завучей школы и воспитательницы ГПД на плохое поведение Вити: не слушается, упрямый, грубит, дерется, обзывается. Успеваемость низкая.

Этому мальчику много внимания уделяла завуч по воспитательной работе. По ее словам, в начале года Витя был очень неконтактным, «набычивался» и не отвечал на вопросы, мог нагрубить и убежать. Постепенно она нашла с ним общий язык, стала приглашать в свой кабинет, помогала делать уроки, угощала, и теперь Витя сам часто забегает к ней.

Завуч связывает плохое поведение мальчика с появлением в его семье второго отчима. По ее мнению, отношения в семье сейчас нормализовались, у Вити с отчимом контакт есть, в школе стал вести себя чуть получше, но тем не менее жалобы на агрессивное поведение продолжают поступать.

Знакомство с мальчиком началось с проведения в их классе методики «Дорисуй десять кругов». По показателям креативности и продуктивности его работа относится к среднему уровню.

Результаты теста Люшера:

I выбор: зеленый, желтый, красный, серый, черный, синий, фиолетовый, коричневый.

II выбор: зеленый, желтый, красный, черный, синий, фиолетовый, серый, коричневый.

«Активный, торопливый, раздражительный. Недостаток упорства в достижении цели. Стремление самоутвердиться, повысить самооценку, подчеркнуть свою исключительность, добиться уважения и восхищения со стороны окружающих выступает как компенсация неудовлетворенной потребности в любви, отсутствия взаимопонимания с близкими людьми. Эгоцентричен и обидчив. Пытается утвердить свою позицию в не удовлетворяющих его отношениях с помощью упрямства и подчеркнутой независимости. Страдает способность к концентрации внимания, что ведет к трудностям в обучении».

На вопрос, что он вообще любит делать, любит ли баловаться, Витя отвечает:

— Баловаться люблю, еще драться люблю, я самый силь­ный в классе, а в группе продленного дня есть еще один мальчик сильный.

П. Это кто?

В. Я забыл, как его зовут.

Рисунок человека. На предложение нарисовать человека сначала получен отказ. С помощью психолога Витя все же выполняет рисунок (рис. 20).

 

 

Психолог. Нарисуй, пожалуйста, человека.

Витя. Я не умею.

П. А что именно ты не умеешь рисовать?

В. У меня не получается овал.

П. А давай я тебе нарисую овал, а все остальное ты будешь сам рисовать?

В. Давайте.

(Я рисую овал, Витя изображает черты лица.)

В. Волосы забыл, как рисовать.

П. Вспомни, как у людей растут волосы.

Витя рисует волосы дыбом и дальше молча, долго и с увлечением продолжает работать. Когда рисунок закончен:

П. Расскажи, кого ты здесь нарисовал?

В. Это рокер.

П. А кто такой рокер?

В. Это бандит.

П. А где он живет?

В. Живет на небе пятьсот тысяч лет. Железный орел. Дом — типа летающей тарелки. Его преследуют инопланетяне, но он никого не боится, у него есть лазер, очень опасный. Железная рука инопланетян, друг инопланетян, днем спит, ночью прилетает.

П. Сколько лет этому инопланетянину?

В. Пятнадцать.

Витя изобразил рокера, бандита. Это распространенная тема мальчишеских рисунков, внешняя форма которых заимствована из фильмов, а психологическое содержание — определенные черты героев, такие как сила, бесстрашие, агрессивность, — выражение образа «идеального Я» для мальчика. Интересно, что на вопрос, сколько лет рокеру, Витя отвечает: «Пятнадцать», это еще раз указывает на связь образа с фантазиями о недалеком будущем.

Рисунок «Несуществующее животное». Витя изобразил голову дракона, поясняя: «Это дракон, у него собирают яд для лечения» (рис. 21).

На все вопросы об образе жизни этого существа следовал ответ: «Откуда я знаю?» Инструкция к заданию мальчиком не выполняется: он не сам придумывает животное, а использует известный мифологический образ, что может свидетельствовать о его невысокой креативности.

Поскольку большая часть жалоб на Витю поступала от воспитательницыгруппы продленного дня, мы уделили особое вниманиезанятиям ГПД.

По данным наших наблюдений, воспитательница ГПД (О.В.) придерживается авторитарного стиля во взаимодействиях с детьми, обращается к ним в приказном тоне, строго, жестко, настаивает на своем, часто кричит. По мнению завуча по воспитательной работе, О.В. не имеет подхода к детям, это молодая учительница, которая год или два проработала в начальной школе, не справилась с работой учителя, и ее перевели в ГПД.

Витя воспитательницу не слушается, проявляя крайний негативизм, в то же время, по мнению О.В., с учительницей у него сложились вполне нормальные отношения.

Во время одной из бесед с нами О.Б. вновь стала жаловаться на поведение Вити, его своенравие, стремление все делать наоборот.

Мы обратили внимание О.В. на то, что она слишком жестко обращается с мальчиком (а он не переносит приказаний, что делает невозможным их контакт) и рекомендовали быть более мягкой, ласковой с Витей, с большим пониманием обходиться с другими детьми, так как многие из них недополучают в семье внимания и тепла в силу различных причин, и дети невольно ждут их от учителей. На эти замечания воспитательница категорично заявила: «Мы здесь не для того, чтобы восполнять им родителей!» — и ушла.

Одна из встреч с О.В. произошла во дворе школы во время прогулки ГПД. Воспитательница просила нас посмотреть мальчика, который тоже совершенно не слушался. На вопрос о поведении Вити вновь последовал категоричный ответ: «А мы теперь с ним вообще не разговариваем: я его игнорирую, и он меня игнорирует». Витя при этом играл с кошкой, которую часто даже в школе носил на плечах. Когда мальчик опустил ее на землю, О.В. позвала кошку. «К вам она все равно никогда не пойдет!» — сказал Витя.

Встреча на следующий год (II класс).

На предложение нарисовать несуществующее животное последовал отказ, выполнить Тест школьной тревожности — отказ, нарисовать семью — отказ.


Рисунок «Семейка животных» (рис. 22).

В ответ на предложение нарисовать семейку животных долго думает.

Витя. Я льва не смогу рисовать. {Пауза.) Я не знаю, с чего льва начать рисовать. (Пауза.) Динозавр — самый главный, паук, льва не смогу нарисовать. (Грызет ногти.) А какого динозавра нарисовать, травоеда или которого как птица?

П. Какого хочешь.

В. Я трапоеда нарисую.

Пока он рисует, психолог задает вопросы.

П. У тебя мама строгая?

В. Не очень так.

П. После школы ты с кем бываешь дома?

В. Один, иногда бабушка приходит. (Начинает заикаться.)

П. У тебя есть братья или сестры?

В. Есть двоюродный брат и сестра. (Обращаясь к нарисованному.) С кем живет динозавр? (Рисует.) Слоновая черепаха и паук. (Пауза.) Со мной ребята не стали дружить, потому что я им ничего не дарю. А что я им буду дарить, я что, самый богатый?

П. А они тебе что дарят?

В. Ничего. Мне просто неинтересно, когда мне ничего не дарят, а я дарю.

П. А паук где?

В. Нет, я птицу нарисую, она как динозавр (см. рисунок).

Далее, рисуя, рассказывает, что дома он играет в роботов. Динозавр, которого он нарисовал, с 30-этажный дом, папа — самый главный, птица — с семиэтажный дом, а черепаха— сын или дочь. Черепаха вытаскивает деревья, объедает их.

П. А кто самый строгий в вашей семье?

В. Самая строгая бабушка, папа и дедушка не очень строгие.

Пояснения к рисунку: внизу первобытный человек бежит — он не в их семье. Хочет зарубить кого-нибудь. Тогда плодов мало было — динозавры ни одного плода не оставляли. У динозавра стальные зубы, питается людьми, мясом.

 

Соотношение размеров животных является яркой метафорой того, как мальчик воспринимает свое положение в семье: гигантские родители величиной с многоэтажный дом, с выраженными признаками агрессивности — открытые пасти, когти и шипы, мордами обращенные друг к другу, и черепаха, снизу вверх взирающая на великанов, и хотя ее когти явно акцентированы, поза — на двух задних лапах с вытянутыми вперед передними — создает ощущение ее подавленности великанами. Между родителями нет дистанции, их морды соприкасаются, но ребенок отгорожен от отца деревом и человеком, а от матери — огромным воздушным пространством, что отражает его место в семье и одиночество.

Из рисунка становится понятно, что поведение мальчика в школе — «я самый сильный в классе» — всего лишь компенсация его положения в семье.

В Тесте на определение грубого отношения в семье выявилась строгость семейного воспитания — пять рассказов из десяти. В семье используются и телесные наказания; так, на картинку № 6, изображающую мальчика, протягивающего матери цветы с клумбы, следует рассказ: «Если бы она видела, она бы меня отлупила, сначала сказала, чтобы посадил цветы, как были, а потом отлупила».

CAT и беседа. Интереса к заданию Витя не проявил, формально описывал картинки, из-за чего рассказы получились бедными по содержанию и эмоционально невыразительными. Создавалось впечатление, что у ребенка не развито воображение и он не может ничего придумать сам. На вспомогательные вопросы психолога отвечал: «Откуда же я знаю?» Однако, несмотря на эти особенности рассказов, можно проследить, что семейная тема вызывает особое сопротивление у мальчика. Так, на картинку № 8, изображающую семейную сцену, следует отказ через рационализацию: видит в изображенных персонажах китайцев — «Не люблю китайцев!». На картинку № 1 (курица и цыплята) — рационализация тревоги, связанной с темой семьи: «Много времени придется потратить, чтобы придумать». Картинка № 3 («отец и сын») — сын не разговаривает с отцом. Картинка №6 — интонацией делает особый акцент на славе «семья». Тема его рассказа — семья, которую «из дома выгнали». На картинку №9 (мальчик в детской кроватке) — отказ через рационализацию тревоги: «Не буду сочинять. У меня много времени уйдет на это».

Несмотря на скупость самовыражения в рассказах по картинкам, Витя охотно отвлекался от своего «сочинительства» и с большим энтузиазмом рассказывал о себе. Картинки CAT послужили нам в данном случае лишь поводом для дальнейшей беседы, наиболее интересные фрагменты которой мы здесь приводим.

Психолог. А ты вообще сказки любишь?

Витя. Не-ет. Вот я уже надумал сочинять рассказ, мы с братом (двоюродным), он их умеет сочинять. Бот я тоже на­думал сочинять. Ну вот. Только еще не начал.

П. А на какую тему ты хочешь сочинять?

В. На это... На тему? (Пауза.) Но мой брат сочиняет, это, на тему вот это, на тему мультфильмов заграничных. А я не знаю, он мне сам скажет или посоветует.

 

Далее рассказывает, что никогда не любил сказок и никогда не сочинял их. Б детстве мама читала «некоторые книжки, но не сказки». Б настоящее время родители книжек не читают, и сам он не читает, «умеет читать, только неохота». Больше всего ему нравится смотреть мультфильмы. Наибольший интерес вызывают мультфильмы, где много всяких ужасов и стрельбы.

В школе хуже всего успевает по чтению, мать очень сильно ругает его за неуспехи по этому предмету, а если он приходит с улицы весь мокрый и грязный, но по чтению у него хорошая отметка, то мать не ругает его за не-опрятность. Когда говорит об оценках по чтению, начинает заикаться.

В школу ему нравится ходить, больше всего любит математику, трудно бывает, когда не понимает чего-нибудь, например, по русскому языку. Старается думать сам, а если не может понять, зовет учительницу.

Психолог. А еще когда бывает трудно?

Витя. Больше никогда.

П. А бывает, что тебе в школу идти не хочется?

В. Не.

П. Всегда хочется?

В. Ну хочется, только вот у меня есть одна привычка: в выходной день я встаю чуть свет, в пять часов или в четыре с лишним, а когда в школу — я вообще не встаю.

П. И как же ты тогда идешь, если вообще не встаешь?

В. Мамка меня поднимает как-то.

П. То есть тебе утром не хочется идти?

В. Нет, у меня такая привычка, а так мне хочется идти. У меня только привычка такая.

На вопрос, как его наказывают дома, отвечает, что мать довольно часто «лупит его ремнем».

П. А как тебя наказывают?

В. Меня лупят.

П. Кто?

В. Мама.

П. Часто лупит?

В. Ну... не всегда.

П. А за что, это когда ты грязный и мокрый из лужи приходишь?

В. Да... Ну... Ну когда это... на мамку крикну или еще чего-нибудь.

П. А ты на маму кричишь?

В. Ага.

П. А дедушка тебя лупит ремнем?

В. Нет. И бабушка нет.

П. Только мама лупит?

В. Ага, только мамка.

П. У тебя строгая мама?

В. Нет.

П. А чего же она тебя лупит? Ну как, раз в неделю-то лупит?

В. Ну... три раза в неделю.

П. Три раза в неделю! Через день!

В. Бывает и нет.

П. Ну а тогда ты на нее обижаешься или что потом бывает?

В. Обижаюсь, конечно.

П. Понятно. А что ты любишь по воскресеньям делать?

В. По воскресеньям? Нет, в субботу я люблю делать, потому что в воскресенье нечего делать, надо уроки делать. А по субботам... По субботам люблю гулять! С одиннадцати часов до семи вечера!

П. И даже обедать не заходишь?

В. Не, потому что я есть не люблю.

П. И ты не заходишь домой, прямо как вышел в одиннадцать и приходишь в семь?

В. Да-а.

П. А мама тебя не ищет?

В. Не-а. Я ей сказал: «Вот я пошел к Ромке. Она знает. Она меня искать не будет.

П. А к тебе приходят друзья?

В. Ко мне — нет. У меня бабушка строгая.

П. Она их не пускает?

В. Не-а.

П. Почему, вы балуетесь?

В. Нет, почему-то там не пускает, а почему — я не знаю.

Результаты теста Люшера (повторное обследование через год):

I выбор: черный, коричневый, серый, зеленый, красный, синий, фиолетовый, желтый.

II выбор: серый, черный, коричневый, зеленый, красный, синий, фиолетовый, желтый.

Результаты свидетельствуют о сильном ухудшении состояния мальчика: степень выраженности тревоги и ее компенсации возросла с 1 балла в прошлом году до 10 баллов в нынешнем.

«Переживает недостаток любви, неудовлетворенность потребности в эмоциональном тепле, понимании и защите, чувствует разочарование и безнадежность, недоверчивый «уход» от других людей и замкнутость. Сильно выраженный протест против существующей ситуации. Высокая тревожность, раздражителен, нетерпелив. Может страдать способность сосредоточиваться, из-за чего возникают трудности в обучении. Низкая работоспособность. Протестует против существующего положения и все отвергает. Эмоциональная невключенность. Хочет от всего отгородиться, ни в чем не принимать эмоционального участия. Пытается защититься от всего, что может иметь для него разрушающее воздействие, подозрителен и недоверчив.

Тревога и опасение в бессмысленности дальнейших усилий, презрение к самому себе, которое он не осознает (вспомним черепаху — персонаж рисунка «Семейка животных»), определяют его своевольное и вызывающее поведение.

Сильное внутреннее напряжение — нуждается в отдыхе и релаксации».

Результаты теста Люшера дают яркую картину внутренней эмоционально-потребностной сферы этого ученика, которая во многом проясняет такие проявления его поведения, как негативизм, упрямство, дерзость, своеволие, эмоциональная скупость, бедное воображение, низкая успеваемость и невротические симптомы, связанные с сильным внутренним напряжением (грызет ногти и временами заикается).

 

Заключение по результатам психодиагностического обследования Вити Г.

Психологическое неблагополучие этого мальчика в школе, проявляющееся в повышенной агрессивности, своеволии и неприятии школьных норм, является продолжением, отреагированием и компенсацией семейных проблем, чрезмерной строгости воспитания и унижения, связанного со столь частыми телесными наказаниями. О «напряженности» семейной проблематики свидетельствуют все тесты: отказ от «Рисунка семьи», в «Семейке животных» ребенок изображен в виде черепахи при гигантах родителях-динозаврах, отказ от «семейных» картинок в CAT, недостаток понимания, любви и поддержки по тесту Люшера, проявления родительской жестокости, выявленной по тому же тесту.

Основной школьный конфликт Вити проявляется во взаимоотношениях с воспитательницей ГПД, реализующей тот же авторитарный стиль воспитания, что сложился и в семье мальчика.

Сложная семейная обстановка, появление уже второго отчима, отсутствие должного внимания со стороны матери привели к своеобразной эмоциональной «выключен-ности» из жизни, дистанцированности от происходящего вокруг, о чем свидетельствуют тест Люшера, эмоциональная пустота рассказов CAT, постоянная настороженность и недоверчивость в беседе. По-видимому, все негативные переживания вытесняются, и яркий пример тому — «привычка» не просыпаться в школу, о которой мальчик сообщает в беседе. В качестве компенсации выступают гипертрофированное самоутверждение, упрямство и повышенная агрессивность.Б целом низкая креативность, неразвитое воображение, эмоциональная бедность проявляются и в рисунке «Несуществующее животное», и в методике «Дорисуй круги», и особенно в CAT, где фактически Витя не может придумать ни одного рассказа. В беседе он сообщает, что надумал сочинять рассказ, «только еще не начал»: ждет помощи или совета брата. Не любит сказок, в детстве, по его словам, мама ему сказок не читала, а самому читать книжки «неохота». Любит только зарубежные теле- и видеомультфильмы, преимущественно агрессивного содержания. Все это создает впечатление, что Витю вполне можно отнести к «телевизионным детям» — детям, у которых проявляется «феномен ранней эмоциональной опустошенности».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...