Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные тенденции представления ситуации с




Распространением ВИЧ/СПИДа российскими средствами массовой коммуникации (на примере газетной прессы)

В отличие от бедности, бездомности, безработицы и других явлений, представления большей части людей о распространении ВИЧ/СПИДа формируются «посредством образов, предлагаемых средствами массовой коммуникации»358 . Один из социальных аспектов заболевания

356 Vannappagari, V., Ryder, R. Monitoring sexual behavior in the Russian Federation: the Russia longitudinal monitoring survey. 2001. P. 4. URL: http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms/papers/sex_01.pdf (дата обращения: 07.11.2010). 357 Вестник общественного мнения: данные, анализ, дискуссии. 2005. №2. С.86. 358 Альберт Э. СПИД и пресса: создание и трансформация социальной проблемы // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Казань, 2000. С.135. См. также: Kitzinger, J. Understanding AIDS: researching audience perceptions of AIDS // Eldridge, J. (ed.) Getting the message: news, truth and power. London, 1994. P.271–304.

заключается в том, что люди с ВИЧ/СПИДом в России скрывают свой ВИЧ-позитивный статус из-за боязни дискриминации. Однако, в отличие от уровня распространенности ВИЧ, который быстро растет в России с 1996 г., уровень внимания к ситуации с ВИЧ / СПИДом со стороны российских СМК, если судить по количеству статей в российской прессе, с середины 1990- х гг. существенно снизился.


40 35 30 25 20 15 10 5 0

Число статей

Годы


Рис. 2. Число статей о ВИЧ/СПИДе в советских и российских газетах с 1986 по 2009 гг.(по “Летописи газетных статей”)

Наибольшее число статей о ВИЧ / СПИДе в советских и российских газетах в период с 1986 по 2009 гг. было опубликовано в 1987 г ., когда ВИЧ впервые был зарегистрирован в СССР, вследствие чего данная тема обладала драматичностью и новизной. Значительное количество статей в 1994 г. объясняется таким информационным поводом, как разработка и обсуждение в Государственной Думе РФ Закона «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Впоследствии частота появления статей о ВИЧ/СПИДе в российских газетах значительно варьировалась, но с 1997 г. число газетных публикаций на эту тему невелико (за исключением 2000 г.), хотя именно в этот период быстро растет число регистрируемых случаев ВИЧ.

Подсчет числа статей о ВИЧ/СПИДе в советской/российской прессе осуществлялся с помощью еженедельной “Летописи газетных статей”, рубрицированного указателя, издаваемого Книжной палатой РФ. При подсчете не учитывались статьи, опубликованные в “Медицинской газете”, городских газетах Москвы и Ленинграда–Санкт-Петербурга (“Московская правда”, “Ленинградская правда”, “Невское время”, “Смена”, “Тверская, 13”) и региональной прессе. Следует признать, что, поскольку отбор газет и публикаций для “Летописи газетных статей” осуществляется в соответствии со специальной инструкцией359 , в данный указатель попадают не все сообщения о ВИЧ/СПИДе. Тем не менее, мы сочли возможным рассматривать совокупность газетных материалов, представляемую «Летописью газетных статей», как репрезентативную относительно всех публикаций о ВИЧ/СПИДе в советской/российской прессе и оценивать общий уровень внимания к ситуации со стороны “центральных” советских (до 1992 г.) и российских газет, основываясь на такого рода выборке360 .

Количество публикаций о ВИЧ/СПИДе в советской и российской прессе с 1987 по 2009 гг.(согласно “Летописи газетных статей”) в сопоставлении с количеством новых случаев ВИЧ, регистрируемых ежегодно, представлено в таблице 6.

359 Составление государственного библиографического указателя «Летопись газетных статей». М., 2000. 360 Сходную методику использовал Эдвард Альберт, изучавший конструирование социальной проблемы распространения ВИЧ популярными американскими журналами. См.: Альберт Э. Указ. соч. С.117–118.

Таблица 6. Количество новых случаев ВИЧ, регистрируемых в России ежегодно, и количество публикаций о ВИЧ/СПИДе в советских/российских газетах

Уменьшение числа газетных статей о ВИЧ/СПИДе в течение последних десяти лет объясняется такой особенностью данной социальной проблемы, как несоответствие распространения ВИЧ принципам отбора новостей. ВИЧ/СПИД не является интересным, необычным и даже значимым для российских СМК событием, происшедшим за последние 24 часа361 . ВИЧ распространяется постоянно, изо дня в день, не обладая событийностью, драматичностью, динамизмом, новизной, соответствием интересам властвующей элиты, необходимыми для того, чтобы эпидемиологическая ситуация была “новостью”. Каждый день в России в среднем около ста шестидесяти человек узнают о том, что они являются ВИЧ-положительными. В данном случае некуда отправить съемочную группу или корреспондента, трудно найти новый поворот в представлении ситуации, не повторяя того, что уже было показано, сказано и написано. Сообщение одних лишь статистических данных не может быть “новостью”. В результате социальная проблема распространения ВИЧ / СПИДа проигрывает другим социальным проблемам в конкуренции за место в повестке дня ”, устанавливаемой средствами массовой коммуникации.

К ВИЧ/СПИДу полностью применимо объяснение невысокого уровня внимания средств массовой коммуникации к росту численности населения Земли, предложенное канадским социологом Ричардом Хеншелем. Каждый день население земного шара увеличивается на несколько сот тысяч человек.«Здесь мы имеем дело с событием, определяющим судьбу целых наций и влияющим на качество жизни каждого живущего на планете,– отмечает Хеншель,– и, тем не менее, это не новость. По крайне мере, это не “новость” в обычном понимании этого слова. Это событие слишком медленно прогрессирует… Его последствия в конечном счете являются катастрофическими, но

361 Данные критерии новостей предложены Стюартом Холлом: Hall, S., A world at one with itself // Cohen, S., Young, J. (eds.) The manufacture of news. Beverly Hills, 1981. P. 147–156.

основной принцип, определяющий, насколько происходящее заслуживает освещения в качестве новостей, заключается в ключевых словах “каждый день”. Поскольку это происходит каждый день, день за днем, это каким-то образом не является новостью. Но демографический взрыв не может, подобно смерти известной кинозвезды, произойти в один день… Долгосрочный эффект такой странной, порочной ситуации с новостями заключается, очевидно, в крайне искаженном понимании общественностью основных сил, действующих в этом мире, и соответственном непонимании социальных проблем»362 .

Средства массовой коммуникации, ориентированные в большинстве своем на поиск драматичных событий, стремящиеся к новизне и избегающие насыщения информационного пространства одними и теми же символами, отдают предпочтение сообщениям о террористических актах и других преступлениях насильственного характера, катастрофах, стихийных бедствиях и т. д., нежели информации о постепенных процессах, какими являются загрязнение окружающей среды, алкоголизация населения, распространение ВИЧ. Характерно, что резкое уменьшение числа статей о ВИЧ/СПИДе наблюдается в 1988, 1995 и 2001 гг. Низкий уровень внимания российских газет к ВИЧ/СПИДу в эти годы был, вероятно, следствием потери интереса со стороны редакторов, их представлений об “исчерпанности” этой темы после значительного числа публикаций в 1987, 1994 и 2000 гг.

Между тем, о влиятельности СМК на аудиторию может свидетельствовать следующий факт, на который в 1988 г. указал президент Академии медицинских наук СССР Валентин Покровский: «Максимум публикаций [о ВИЧ/СПИДе] был в августе прошлого [1987]

362 Хеншель Р. Определение социальных проблем средствами массовой коммуникации // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Казань, 2000. С.65–66.

года. И именно тогда мы отметили интенсивность притока людей на

анонимное обследование»363 .

В последние годы российские средства массовой коммуникации поднимали тему ВИЧ/СПИДа в основном при наличии информационных поводов, таких, как “изобретение”“средства от СПИДа” (“арменикум”), специальные научные (как правило, международные) форумы и пресс­конференции специалистов, внезапное обнаружение большого числа людей с ВИЧ в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, крайне редкие случаи инфицирования при переливании донорской крови, предполагаемые случаи “СПИД-терроризма”.

Так, по данным исследования Жанны Журавлевой, 12% публикаций о ВИЧ/СПИДе в газетах “Известия” и “Комсомольская правда” в период с января по август 2001 г. были посвящены “СПИД-терроризму” или умышленной передаче вируса от ВИЧ-положительных к ВИЧ­отрицательным364 . Ирина Костерина отмечает склонность региональной (в частности, ульяновской) прессы к распространению такого рода слухов:«уколовшись, наркоманы втыкают шприц в песок [на Центральном пляже] острием вверх» (“Молодежная газета», 25.05.2001), «больные ВИЧ специально заражают своей кровью семечки у торгующих бабушек» (“Молодежная газета”, 18.05.2001)365 . Между тем, до настоящего времени не подтвержден ни один случай использования шприцев, игл, инфицированной крови с целью терроризирования окружающих.“Неизвестные с шприцами” в общественном транспорте, кинотеатрах, на дискотеках – это еще одна разновидность городских легенд,“страшилок”, распространяемых средствами массовой

363 Покровский В.И. Что питает вирус СПИДа?– Дефицит нравственности; Можно ли остановить эпидемию? // Советская Россия. 1988. 20 июля. 364 Журавлева Ж. Извращенец – жертва – террорист: социальное конструирование ролевого репертуара ВИЧ-инфицированных в масс-медиа // Рубеж. 2003. №18. С.181. 365 Костерина И. Криминал, скандалы, реклама и проповеди: наркомания и наркотики в презентациях СМИ // Тринадцатый шаг: социология наркотизации / Под ред. Е.Л.Омельченко. Ульяновск, 2002. С.209.

коммуникации в погоне за драматичностью, сенсационностью и новизной.

Еще одним информационным поводом является Всемирный день борьбы со СПИДом (1 декабря). Анализ публикаций, представленных в “Летописи газетных статей”, показывает, что 14% статей о ВИЧ / СПИДе с 1988 по 2002 г. приурочены к этой дате (отмечается с 1988 г.).

Тот факт, что средства массовой коммуникации обращаются к теме ВИЧ/СПИДа, главным образом, при наличии информационных поводов, подтверждается следующими данными Жанны Журавлевой. В период с 1987 по 1989 гг. поводом к опубликованию в “Известиях” и “Комсомольской правде” 68% сообщений были события и происшествия, которые имели место в течение последней недели, и только 13% сообщений касались “вневременных” аспектов проблемы. С января по август 2001 г. процент публикаций “по свежим следам” в “Известиях” и “Комсомольской правде” был таким же, как в 1987–1989 гг., а “вневременные аспекты” проблемы рассматривались в 6% публикаций366 .

Очевидно, что информационные поводы, касающиеся ВИЧ/СПИДа, появляются редко, при этом сообщения, вызванные ими, подчас способствуют формированию дискриминационных установок по отношению к ВИЧ-позитивным.

Анализ заголовков статей о ВИЧ/СПИДе, представленных в “Летописи газетных статей”, свидетельствует о том, что в газетных публикациях нередко используются вводящие в заблуждение штампы, такие, как “чума XX/XXI века”, “группы риска”, “невинные жертвы СПИДа”, а также наклеиваются дискриминационные ярлыки “гомосексуалисты”, “наркоманы” и пр.

366 Журавлева Ж.В. ВИЧ-инфекция и СПИД в масс медиа: конструирование социальной проблемы: Дис.… канд. социол. наук. Казань, 2002. С.154. См. также: Савельева Ж.В. ВИЧ­инфекция в России: причины символического безмолвия // Современное российское общество: состояние и перспективы. Казань, 2006. Т.2. С.150–154.

Академик В.И.Покровский отмечал еще в 1988 г.: «Сравнение ВИЧ­

инфекции с чумой не очень удачное. Совершенно иные принципы заражения… ведь чума передается или с блохами, или по воздуху, поэтому интенсивность ее распространения гораздо выше.“Чума XX века”– это просто газетный штамп. У нас и наркомания –“чума XX века”, и проституция –“чума XX века”, чего только не называют чумой»367 . По мнению Ирины Савельевой, сравнение с чумой нагнетает СПИДофобию, истерию и средневековый страх перед инфекцией, а также способствует дискриминации и изоляции людей, живущих с

ВИЧ368

. Не отставая от времени, некоторые журналисты уже используют выражение “чума XXI века”369 .

Во второй половине 1980-х и начале 1990-х гг. чрезвычайно распространенным был стереотип, согласно которому СПИД – это угроза, исходящая от США как «средоточия всех пороков капиталистической системы» и других западных стран. В заголовках статей 1986–1994 гг. использовались выражения “американский синдром”, “СПИДоввоз”, “чума с Запада”.

Обращает на себя внимание употребление журналистами и некоторыми экспертами выражения “группы риска”. Последнее неоднократно встречается не только в тексте, но и выносится в заголовки газетных статей. Данное выражение, во-первых, способствует тому, что люди воспринимают ВИЧ/СПИД отстраненно, как что-то далекое и касающееся только людей, потребляющих наркотики, геев и тех, кто занимается проституцией, во-вторых, является дискриминационным. Ирина Савельева отмечает: «“Группы риска”– устаревшее, безграмотное и часто дискриминационное выражение,

367 Покровский В.И. Что питает вирус СПИДа?– Дефицит нравственности; Можно ли остановить эпидемию? // Советская Россия. 1988. 20 июля. 368 Савельева И. Если вы пишете о СПИДе… М., 1999. С.125. URL: http://www.infoplus.aids.ru/rus/projects/lavka/images/book.pdf (дата обращения: 04.11.2010). 369 См., например: Парламентская газета. 2002. 24 апреля; Советская Россия. 2003. 8 февраля.

которое полностью вышло из обихода антиСПИДовского сообщества.

Риск определяет не принадлежность к какой-либо группе, а индивидуальное поведение. Некоторые части общества могут быть более уязвимы для ВИЧ, поскольку в силу ряда факторов (бедности, дискриминации, бесправия) не могут себя обезопасить и избежать рискованных ситуаций. В таком случае уместно выражение “уязвимая группа”»370 . Между тем, даже беседа с далеко не рядовым специалистом

– директором Южного окружного центра по борьбе со СПИДом, текст которой был опубликован в «Парламентской газете»4 июля 2000 г.(на четырнадцатом году эпидемии в России), озаглавлена «СПИД – болезнь наркоманов, проституток, боевиков».

Необходимо отметить, что до сих пор журналисты в своих публикациях часто смешивают термины “ВИЧ” и “СПИД”, когда пишут о “заражении СПИДом”371 и “больных СПИДом”(хотя речь в этих случаях идет о людях, живущих с ВИЧ). До 1996 г. в заголовках публикаций, представленных в «Летописи газетных статей», вообще не использовался термин “ВИЧ”(за исключением одной статьи, опубликованной в 1994 г., в заголовке которой указывается название организации «Ассоциация против ВИЧ/СПИД»). Такого рода смешение также вводит читателей в заблуждение.

Если сравнить изменение количества публикаций о ВИЧ/СПИДе в советских и российских газетах с тем, как эпидемия представлялась средствами массовой коммуникации в западных обществах, то становится очевидным некоторое сходство. Так, в США после первой волны сообщений об эпидемии в 1983 г. последовал спад в числе публикаций, вызванный потерей интереса редакторов к этой теме, несмотря на рост заболеваемости. Американские средства массовой

370 Савельева И. Указ. соч. С.126. 371 Один из недавних примеров такого рода: Выгузов А.П. Чтобы не умереть от СПИДа, надо… им не заразиться [беседа c главным специалистом по ВИЧ-инфекции Министерства здравоохранения Челябинской области] // Южноуральская панорама. 2007. 1 декабря.

коммуникации отказывались от освещения эпидемии,«не имея “крючка”, позволяющего привлечь внимание аудитории»372 .

Таким образом, в случае с распространением ВИЧ/СПИДа существует своего рода “порочный круг”. Несмотря на значительный рост числа случаев ВИЧ, средства массовой коммуникации, следующие определенным принципам отбора социальных проблем, не уделяют этому явлению большого внимания. Население, представление которого о ситуации с ВИЧ / СПИДом формируется, главным образом, средствами массовой коммуникации, не осознает ее серьезность. Следствием этого является неготовность членов общества обеспечивать свою безопасность при сексуальных контактах и инъекциях наркотиков. Отсутствие такой мобилизованности означает сохранение благоприятных условий для дальнейшего распространения ВИЧ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...