Понятие социальной проблемы с конструкционистской точки зрения
Основные идеи конструкционистского подхода к социальным проблемам были разработаны Малькольмом Спектором и Джоном Китсьюзом в 1970-е гг.137 Сущность этого подхода заключается в рассмотрении социальных проблем как риторики. Спектор и Китсьюз определяют социальные проблемы как деятельность индивидов или групп, выражающих недовольство и выдвигающих утверждения 134 Мир вашему дому: работа Министерства внутренних дел Республики Татарстан за 2004 год. Казань, 2005. 135 Кристи Н. Борьба с преступностью как индустрия. Вперед, к Гулагу западного образца. М., 2001. С.26–28. 136 Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. URL: http://www.fsin.su (дата обращения: 20.12.2008). 137 См.: Sресtоr, М., Кitsuse, J.I., Constructing Social Problems. Menlo Park, 1977. Этой работе предшествовал ряд статей Спектора и Китсьюза: Social problems: a reformulation // Social problems. 1973. Vol.20. P.145–159; Toward a sociology of social problems: social conditions, value judgments, and social problems // Social problems. 1973. Vol.20. P.407–419. требовательного характера относительно некоторых предполагаемых условий138 . Социальные проблемы, с данной точки зрения,– это конструкции, создаваемые индивидами или группами, которые привлекают внимание общественности к тем или иным предполагаемым условиям и выступают с требованиями их изменения. Ключевыми в этом определении социальных проблем являются понятия “выдвижение утверждений требовательного характера” (claimsmaking) и “предполагаемые условия”. Английское слово “claim” используется в данном контексте не просто в значении “утверждение”, а в значении “утверждение требовательного характера” или “утверждениетребование”: конструируя социальные проблемы, члены общества утверждают, что существует вредное социальное условие, и требуют его устранения или изменения. Выдвижение утверждений-требований, то есть риторика требовательного характера, включает в себя, согласно Спектору и Китсьюзу, ответы на вопросы анкет или интервьюеров при обследованиях общественного мнения, обращения с жалобами и письмами протеста, предъявление судебных исков, выступления в парламенте, проведение пресс-конференций, распространение сообщений посредством массовой коммуникации, проведение митингов, пикетов, демонстраций, маршей протеста и т. д.139
Социальные проблемы могут конструироваться и социологами, если их выступления и публикации способствуют росту обеспокоенности общественности относительно какой-либо ситуации. Следует признать, впрочем, вслед за Гербертом Блумером, что в большинстве случаев, напротив, обеспокоенность общественности заставляет социологов сосредоточиваться на исследовании тех или иных явлений. Слово “предполагаемый” используется Спектором и Китсьюзом для 138 Спектор М., Китсьюз Дж. Конструирование социальных проблем // Контексты современности – II. Казань, 2001. С.161. 139 Там же. С.162. того, чтобы подчеркнуть, что любое утверждение-требование выдвигается относительно условия, предположительно существующего. Сосредоточиваясь на анализе риторики требовательного характера, Спектор и Китсьюз оставляют в стороне вопрос о том, являются выдвигаемые утверждения-требования верными или ошибочными, существует в действительности условие, относительно которого они выдвигаются, или нет:«Мы не касаемся того, существует или нет предполагаемое условие. Если бы предполагаемое условие было полной мистификацией – вымыслом,– мы сохраняли бы непричастность по отношению к этому до тех пор, пока те, к кому обращено утверждение-требование, не займутся своим собственным анализом и не обнаружат, что это мистификация»140 . Такую теоретическую позицию называют строгим конструкционизмом или феноменологической версией конструкционизма.
В своей работе Спектор и Китсьюз не ссылаются ни на Альфреда Шюца, ни на Питера Бергера и Томаса Лукмана, тем не менее, очевидно, что предложенный ими подход к социальным проблемам соответствует принципам феноменологической социологии, в частности, следующему:«Феноменологический анализ повседневной жизни, или, скорее, даже ее субъективного восприятия, воздерживается от причинных и генетических гипотез так же, как и от утверждений относительно онтологического статуса анализируемых феноменов»141 . Предложенное Спектором и Китсьюзом определение социальных проблем положило начало целой традиции конструкционистских кейсстади – исследований конкретных случаев конструирования социальных проблем. В настоящее время число таких работ в англо-американской и японской социологии равняется нескольким сотням. Конструкционисты изучали проблематизирующую риторику в отношении самых различных 140 Там же. С.162. 141 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С.39. ситуаций, например, жестокого обращения с детьми, курения, избиения жен, подростковой делинквентности, употребления наркотиков, абортов, сатанистских групп, распространения ВИЧ/СПИДа, использования маргарина, ожирения, загрязнения окружающей среды, глобального потепления, бездомности, транспортных “пробок” ит. д. Некоторые исследования при этом имели исторический характер, например, работы о конструировании “еврейской проблемы” в нацистской Германии142 или моральных паниках. В то же время конструкционизм подвергается жесткой критике. Приверженцы традиционных объективистских подходов утверждают, что конструкционистский подход отвлекает внимание исследователей от “реальных” социальных проблем, то есть от изучения бедности, преступности, безработицы и т. д. Однако наиболее серьезной критике конструкционизм был подвергнут с феноменологических позиций. Стив Вулгар и Дороти Полач в своей статье с характерным названием «Онтологические подтасовки: анатомия объяснения социальных проблем»143 указывали, что несмотря на заявленную строгую конструкционистскую позицию Спектор, Китсьюз и их последователи все же делают некоторые предположения об объективных условиях.
По мнению Вулгара и Полач, типичное конструкционистское исследование проблематизирующей риторики основывается на сравнении различных временных отрезков, в ходе которого указывается на выдвижение утверждений-требований, то есть на конструирование социальной проблемы в один из таких отрезков и на отсутствие подобной риторики в течение другого, как правило, предшествующего периода. Скрытое предположение объективистского характера, которое делают конструкционисты, заключается в том, что условие, 142 Berger, R. J. Fathoming the Holocaust: a social problems approach. Hawthorne, 2002. 143 Woolgar, S., Pawluch, D. Ontological gerrymandering: the anatomy of social problems explanations // Social Problems. 1985. Vol.32, N 3. P.214–227. относительно которого выдвигаются требования исправления, было неизменным в течение этих периодов. Вулгар и Полач обращают внимание на то, что даже Спектор и Китсьюз, не раз подчеркивавшие свою дистанцированность от любых обращений к объективным условиям, совершают тот же “трюк”, когда рассматривают проблематизацию потребления марихуаны:«В самой природе марихуаны нет ничего, что могло бы объяснить эти изменения в определении [данного условия]. Природа марихуаны оставалась неизменной, и, следовательно, объяснение такой изменчивости необходимо искать в другом... Объяснение определений [потребления марихуаны как социальной проблемы] следует искать в представлениях различных групп, в том смысле, который они вкладывают в понятие “пристрастие”, в типе данных, которые они используют для подтверждения своих взглядов, в политических стратегиях и тактике, используемых ими для обеспечения принятия их определений и обретения поддержки со стороны правительственных структур в плане институционализации этих определений»144 . Реакция строгих конструкционистов, в частности Джона Китсьюза и Питера Ибарры, на критику Вулгара и Полач заключалась в признании ее правомерности и дальнейшем дистанцировании от объективных условий. Заявляя о том, что конструкционисты никогда не выходят за рамки анализа языка, Китсьюз и Ибарра предлагают использовать вместо выражения “предполагаемые условия”(относительно которых выдвигаются утверждения-требования) выражение “условия-категории” и разрабатывают целую программу конструкционистского исследования, указывая на необходимость изучения риторических идиом,
144 Sресtоr, М., Кitsuse, J.I. Constructing social problems. Hawthorne, 1987. P.43. контрриторики, лейтмотивов и стилей выдвижения утвержденийтребований145 . Между тем, большая часть конструкционистов, признавая обоснованность критики онтологических подтасовок, занимает умеренную конструкционистскую позицию, которую вслед за Джоелом Бестом принято называть контекстуальным конструкционизмом. Это мягкая версия конструкционизма, допускающая возможность рассмотрения социальных условий и ситуаций, относительно которых выдвигаются требования изменения, то есть возможность обращения к социальному контексту конструирования социальных проблем. «Контекстуальные конструкционисты исследуют выдвижение утверждений-требований в контексте культуры и социальной структуры. На практике это означает, что аналитик может подвергнуть сомнению утверждения о том, что сатанисты приносят в жертву 60 тысяч человек ежегодно (на том основании, что индивиды и группы, выдвигающие антисатанистские утверждения-требования, не в состоянии привести весомые данные в поддержку своих обвинений), и в целом может использовать данные Центров по контролю за заболеваемостью о числе людей, живущих с ВИЧ/СПИДом (на том основании, что степень, в которой организационные практики искажают сбор официальной статистики, ограничена). Отметим, однако, что в фокусе внимания аналитика остается конструирование социальных проблем. Для конструкциониста вопрос вряд ли будет заключаться в точном числе жертв сатанизма или людей, живущих с ВИЧ/СПИДом. Аналитик скорее будет интересоваться способами сбора статистики, ролью, которую играют статистические данные в риторике требовательного характера, 145 Ibarra, P.R., Kitsuse, J.I. Claims-making discourse and vernacular resources // Holstein, J.A., Miller, G. (eds.) Challenges and choices: constructionist perspectives on social problems. Hawthorne, 2003. P.17–50. Ибарра П., Китсьюз Дж. Дискурс выдвижения утвержденийтребований и просторечные ресурсы // Социальные проблемы: конструкционистское прочтение. Казань, 2007. С.55–114. реакцией, которую эти данные вызывают со стороны средств массовой коммуникации, должностных лиц и общественности и т. д. Однако контекстуальные конструкционисты предполагают, что выдвижение утверждений-требований происходит в некотором контексте. Так, социолог, изучающий сатанизм, может быть изумлен тем, насколько слабо оценки числа людей, принесенных в жертву, подкреплены какимилибо эмпирическими данными, и задаваться вопросом о том, почему антисатанистские утверждения-требования относительно успешны. А социолог, изучающий СПИД, может удивляться, почему несмотря на накапливающиеся данные о серьезности ситуации потребовалось так много времени для того, чтобы должностные лица и пресса обратили внимание на СПИД»146 .
Различие между строгим и контекстуальным конструкционизмом Бест проводит следующим образом:«Предположим, мы исследуем кампанию против “растущей уличной преступности”. Чем могут объясняться эти утверждения-требования? Строгий конструкционист может отметить, что те, кто выдвигает утверждения-требования, ссылаются на более высокий уровень преступности или растущее чувство страха. Однако он будет рассматривать эти ссылки как часть утверждений-требований, не делая каких-либо допущений о том, что уровень преступности или страх перед преступностью действительно возросли. Контекстуальный конструкционист, напротив, может принять во внимание данные официальной статистики или обследований, измеряющих страх перед преступностью, даже если те, кто выдвигал утверждения-требования, никогда не обращались к статистике или обследованиям. Предположим, например, что те, кто выдвигает утверждения-требования, начинают кампанию против растущей преступности тогда, когда уровень преступности не повышается. 146 Бест Дж. Ограничения строгой конструкционистской интерпретации социальных проблем // Социальные проблемы: конструкционистское прочтение. Казань, 2007. С.130–131. Контекстуальный конструкционист может отметить это расхождение между утверждениями-требованиями и другой информацией о социальных условиях. В этом заключается ключевое различие между строгими и контекстуальными конструкционистами»147 . По мнению Беста, строгий конструкционизм накладывает необоснованные ограничения на социологов, стремящихся к пониманию социальных проблем, и в целом не является ни возможным, ни желательным. Конструкционизм предполагает иной набор вопросов для исследователя социальных проблем. Например, как указывает Бест, с позиций традиционного объективистского подхода к бездомности важными являются вопросы о численности бездомных, о том, почему люди становятся бездомными и т. д. Конструкциониста же интересует, представляет ли бездомность социальную проблему, то есть является ли она предметом беспокойства и обсуждения со стороны общественности, чьи утверждения-требования делают бездомность предметом общественного внимания, как эти утверждения представляют бездомных, что делается для того, чтобы эти утверждения выглядели убедительными, как общественность и политики реагируют на эти утверждения-требования, как изменяются с течением времени эти утверждения, какова их судьба, а, следовательно, и судьба проблемы бездомности148 . Такое исследование социальной проблемы бездомности в России предполагает, в частности, анализ деятельности организаций «Врачи без границ», «Ночлежка»149 и некоторых других, своими действиями прямо или косвенно привлекавших внимание 147 Бест Дж. Конструкционистский подход к исследованию социальных проблем // Контексты современности – II. Казань, 2001. С.169. В качестве примера контекстуальноконструкционистского исследования волны преступности см.: Brownstein, H.H. Rise and fall of a violent crime wave: crack cocaine and the social construction of a crime problem. Monsey, 1996. 148 Бест Дж. Конструкционистский подход к исследованию социальных проблем // Контексты современности – II. Казань, 2001. С.166. 149 Web-сайт организации «Ночлежка». URL: http://www.homeless.ru общественности к положению бездомных в России и, таким образом, конструировавших данную проблему. Другим примером могут быть исследовательские вопросы относительно высокого уровня потребления алкоголя в том или ином обществе. Таблица 2. Исследовательские вопросы в рамках традиционного подхода и конструкционизма Следует еще раз подчеркнуть, что контекстуальный конструкционизм в сущности предлагает своего рода разделение труда социологов: конструкционисты сосредоточиваются на исследовании проблематизирующей риторики и вместе с тем не отрицают важности изучения другими социологами социальных условий. Важное место в рамках конструкционистского подхода занимают модели стадий социальной проблемы Герберта Блумера, Малькольма Спектора и Джона Китсьюза. Блумер описывает пять стадий социальной проблемы: (1) возникновение социальной проблемы, (2) легитимация проблемы, (3) мобилизация действия в отношении проблемы, (4) формирование официального плана действия и (5) трансформация официального плана в ходе его эмпирического осуществления150 .
Спектор и Китсьюз указывают, что недостаток модели Фуллера и Майерса (см. начало первого параграфа этой главы), как и модели Блумера, заключается в следующем: они не объясняют, что происходит с социальной проблемой после реакции официальных властных структур. Модели Фуллера–Майерса и Блумера предполагают, что деятельность официальных структур составляет заключительную стадию социальной проблемы. Модель Спектора и Китсьюза отличается тем, что ее вторая стадия соответствует последней стадии моделей Блумера, Фуллера и Майерса, а стадии 3 и 4 описывают то, что происходит с социальной проблемой после официальной реакции. Как указывают Спектор и Китсьюз, данные стадии – это своего рода “второе поколение” социальной проблемы, когда решения предшествующих проблем (реакции на предшествующие требования) становятся основой для новых утверждений-требований: «Стадия 1. Группа (или группы) пытается утверждать, что некоторое условие существует, определяет его как оскорбительное, 150 Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение // Социальные проблемы: конструкционистское прочтение. Казань, 2007. С.11–25. Концепцию социальных проблем Блумера развивает Реми Ленуар: Ленуар Р. Предмет социологии и социальная проблема // Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л., Шампань П. Начала практической социологии. М.; СПб., 2001. С.77-144. вредное, нежелательное, предает эти утверждения гласности, инициирует обсуждение, делает это условие предметом общественного и политического внимания. Стадия 2. Признание легитимности этой группы некоторой официальной организацией или институтом. Это может привести к официальному расследованию, предложениям реформ, созданию организации с целью отреагировать на эти утверждения-требования. Стадия 3. Повторное выдвижение утверждений-требований первоначальной группой (или другими группами), выражающее неудовлетворенность установленным порядком ведения дел относительно данного условия, бюрократическим обращением с утверждениями-требованиями, неспособностью создать условия сотрудничества и доверия в рамках этого порядка и бездушным отношением к утверждениям-требованиям. Стадия 4. Отказ группы, выдвигающей утверждения-требования, от деятельности официальной организации или института или отсутствие официальной реакции и разворачивание деятельности по созданию альтернативных, параллельных или противодействующих институтов»151 . Поясняя эту схему, Ник Мэннинг указывает, что официальные органы часто реагируют на выдвижение утверждений-требований рутинным или неэффективным образом (стадия 2). В политической практике этой стадии соответствует создание специальных государственных комиссий. Последние, как правило, состоят из представителей правящей элиты и занимаются тем, что рассматривают факты, выслушивают мнения заинтересованных сторон и дают некоторые рекомендации. Эта процедура может продолжаться длительное время, в течение которого начальное условие или событие 151 Спектор М., Китсьюз Дж. Указ. соч. С.163. может измениться само собой. Правительство может отреагировать позитивно на эти рекомендации, но обычно, не будучи связано ими, не предпринимает каких-либо действий. Третья стадия предполагает два возможных варианта развития событий: либо происходит возврат ко второй стадии, при этом требование группы может завязнуть в этой “петле” и исчезнуть, либо происходит переход к четвертой стадии, когда группа решает, что необходимо создать альтернативу стадии второй. Группа может решиться на самостоятельные действия с целью исправления ситуации или сосредоточиться на неспособности официальных структур удовлетворить их интересы и попытаться изменить их более или менее решительным образом152 . Действенность этой модели для объяснения происходящего более очевидна в случае с социальными проблемами, возникшими относительно недавно. Если рассматривать с данной точки зрения такую проблему, как нарушение прав человека в советской/российской армии, конструирование которой началось во второй половине 1980-х гг., то создание независимых организаций солдатских матерей – новых структур, неподконтрольных военкоматам и другим армейским структурам,– представляет собой четвертую стадию данной социальной проблемы. Лидер санкт-петербургской правозащитной организации «Солдатские матери» Элла Полякова в интервью в рамках исследования Елены Здравомысловой утверждает:«Если сама армия не может справиться с данными задачами (задачами ее реформирования) и до определенной степени провоцирует правонарушения, то общество должно взять на себя эту задачу путем создания соответствующих добровольных организаций»153 . 152 Manning, N. Constructing social problems // Manning, N. (ed.) Social problems and welfare ideology. Aldershot, 1985. P.10–11. 153 Здравомыслова Е.А. От социальной проблемы к коллективному действию // Общественные движения в современной России. М., 1999. С.59. Е.А.Здравомыслова указывает на следующие формы деятельности этого движения в защиту прав военнослужащих:«пикетирование зданий, занимаемых армейскими структурами, обращение с требованиями в СМИ, органы власти, консультации и совместные конференции с общероссийскими и международными организациями по защите прав человека, работа в общественной палате, участие в избирательных кампаниях, судебные разбирательства с органами военной прокуратуры и представителями военного округа, марши мира и демонстрации»154 . Следует отметить, что модель Спектора и Китсьюза, как и модели Блумера и Фуллера–Майерса, не предполагает строгой последовательности указанных стадий. Более верным, по мнению конструкционистов, является взгляд на процесс социальной проблемы как на пересекающиеся, накладывающиеся друг на друга, одновременные взаимодействия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|