Анализ места в конкуренции 8 глава
Более сложна ситуация, когда санкции необходимо применять в случае конфликта между работниками. В этом случае самое главное — не допустить перерастания конфликта из производственного в межличностный, поскольку последний — практически неразрешим и руководителю придется выбирать между конфликтующими. Можно, конечно, попытаться перераспределить их обязанности, чтобы они реже пересекались в своих деловых контактах, но опыт показывает, что если люди довели свои отношения до межличностного конфликта, то виноваты оба. В этом случае предпочтение руководителем одного из нарушителей чревато тем, что руководитель попадет в зависимость от такого «ценного» работника. Поэтому в этом случае лучше избавляться от обоих. Оценка и аттестация Подобранный и расставленный персонал в процессе работы, так или иначе, но всегда оценивается руководством по достигнутым результатам, своему потенциалу и перспективам, отношению к делу и коллегам и т. д. Необходимо уяснение соответствия работника целям деятельности фирмы, ее традициям, самому коллективу, насколько эффективно (результативно — прежде всего) действует работник, насколько целесообразно его использование в этой должности или на другом участке работы. Оценка необходима не только работодателю, менеджеру, но и самому работнику. Для каждого человека важно знать и чувствовать — оценили ли его отношение к работе, достигнутые результаты, заметили ли вообще его усилия. Оценка — важнейший компонент обратной связи работников и руководителей, фактор формирования и развития мотивации. Различаются три основных вида оценок: текущие (оценки в процессе текущей каждодневной работы), эпизодические (осуществляемые по мере необходимости: при
'. РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ принятии решения о перемещении работника, поощрении или наказании и т. п.), периодические (например, аттестации). Важнейшей проблемой любой оценки является уточ Любая оценка — это всегда сравнение. Поэтому серьезной проблемой является база оценки — того образца, с которым сравнивается работник. Такой базой может быть идеальная модель должности, лучшие работники, средний уровень работы в коллективе, сам работник в другие периоды работы (в прошлом году или-на прошлой.неделе). Основными методами оценки являются: - • данные учета (выработки, режима работы); «характеристики (описательные, независимые, письменные, устные); • тестирование, упражнения и задания; ® сравнение с образцами (идеальными моделями должности, другими лучшими работниками, друг с другом, ранжирование по различным критериям, рейтинги — _ в случае распределения льгот и благ и т. д.); • в конкурсы;» деловые игры; • аттестация. Аттестация является наиболее технологически упорядоченным видом оценки. Аттестации проводятся не реже раза в 3 года — 5 лет. Именно этот период неслуча-
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ен. За это время происходит адаптация новых работников и молодых специалистов и с них можно уже спрашивать со всей мерой ответственности. Кроме того, за это время морально устаревает любой специалист и можно задаваться вопросом о степени его соответствия должности в ее нынешнем состоянии. Однако необходимость в аттестации может возникать и чаще: в связи с реорганизацией, необходимостью принятия комплексных кадровых решений и т. п. Для проведения ^аттестации приказом руководства создается аттестационная комиссия, в которую помимо руководства могут приглашаться представители общественных организаций, вышестоящих инстанций, специалисты со стороны. Аттестацию руководства учреждений культуры проводят вышестоящие органы управления. Комиссия работает'по графику с.каждым работником, подлежащим аттестации. Комиссии представляются документы (отчет работника, его характеристика, другие документы и материалы, в том числе и представляемые самим работником: отзывы, рецензии, публикации, видеоматериалы и т. д.). Рассмотрев документы, комиссия проводит собеседование с работником. Собеседование лучше всего вести с учетом нескольких правил: • не следует экономить время на аттестации, спешить • нужно быть готовым к изменению мнения о работни • не следует спорить во время аттестации — это не ме • не следует обрывать и прерывать аттестуемого, иначе Лучше придерживаться четкого сценария: • объявить аттестуемому цели аттестации; 7: РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ отметить достигнутые им за аттестуемый период работы успехи; попросить его охарактеризовать свою работу и работу коллектива за этот период, проанализировать причины успехов и неудач;
обсудить итоги, всячески поощряя критический самоанализ аттестуемого; • всячески ограничивать собственные комментарии; в объявлять выводы не сразу во время беседы, а после совещания членов комиссии. По итогам собеседования комиссия выносит одно из трех возможных решений: 1) Работник соответствует занимаемой должности; 2) Работник не соответствует занимаемой должности; 3) Работник соответствует занимаемой должности при Решения аттестационной комиссии носят рекомендательный характер для руководства. Аттестация не директива, а инструмент в руках руководителя —■ и инструмент чрезвычайно эффективный и действенный. На основе оценок и по согласованию с работником целесообразно разработать план его карьеры в фирме на перспективу, к уточнению которого можно возвращаться ежегодно. Переподготовка и повышение квалификации Формы реквалификащш (переподготовки и повышения квалификации) работников сферы культуры весьма многообразны. Прежде всего это отраслевые институты и курсы повышения квалификации, существующие при федеральных, республиканских и региональных органах управления (административных и региональных). Заметную роль играют факультеты повышения квалификаци-и при учебных заведениях гуманитарной сферы. Все активней проявляют себя различные коммерческие центры переподготовки, центры бизнес-подготовки, мастер-классы и т. д. и т. п. Формой повышения квалификации является научная работа (учеба в очной и заочной аспирантуре, подготовка диссертаций на соискание ученой сте- МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ пени кандидата или доктора наук.' Способствуют росту квалификации научные и методические семинары и конференции, творческие командировки, стажировки. И наконец, никакая реквалификация невозможна без той или иной степени самообразования. Задачей менеджеров каждого уровня является планирование и организация реквалификации персонала в соответствии с потенциалом работников, местными условиями и возможностями фирмы.
7.2 УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ Как уже отмечалось, современный менеджмент во многом имеет инновационный характер. При реализации любого проекта или программы каждый раз речь идет о нововведении того или иного уровня или масштаба. Организация и управление нововведением составляют предмет специальной дисциплины — инноватики. Поэтому рассмотреть в полном объеме технологию управления нововведением в рамках данной работы не представляется возможным, да и необходимым тоже. Однако в содержании инновационного менеджмента существует проблема, принципиально важная, если не центральная в контексте работы с персоналом — управление сопротивлением. Сопротивление — осознанное или бессознательное противодействие нововведению* которое нередко сводит на нет средства и усилия, затраченные на разработку и реализацию программ и проектов. Сопротивление нововведению может исходить из двух Источников: внутри самой фирмы и извне. В связи с этим различаются соответственно — внутрифирменное сопротивление и сопротивление среды. Управление сопротивлением среды (рыночной и социальной) обеспечивается с помощью стратегии продвижения — прежде всего, методами public relations. Внутрифирменное сопротивление возможно двоякого рода. Во-первых, это сопротивление персонала, конкретных работников фирмы. i I I I I
7 РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ .Во-вторых, это может быть организационное сопротивление, когда нововведению противодействуют не столько отдельные люди, сколько организационные структуры: характер полномочий, распределение обязанностей и прав, зафиксированные в положениях, уставах и должностных инструкциях. Технология нововведения пользуется тремя основными методами управления внутрифирменным сопротивлением: принудительное, адаптивное и кризисное нововведение. В реальной практике они редко встречаются в чистом виде. Каждое нововведение в большей или меньшей, степени содержит компоненты каждого из них.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|