Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неправильные установки, бытующие в воспитании, партнерстве и психотерапии 8 глава




После попытки самоубийства она поступила на лечение к пси­хотерапевту, где под руководством врача научилась составлять свой собственный жизненный план. Она поступила в институт и стала, как она сама выразилась, наконец-то принадлежащий само­му себе, свободным человеком. Утешением, которое облегчило работу по переработке скорби вместе с чувством вины, стало представление о том, что теперь она своими силами сможет про­должить выполнение задач своего покойного мужа.

Отношение к собственной смерти

Человеку очень трудно представить свою собственную смерть. В понимании процесса умирания мы зависим от высказываний нахо- -дящихся при смерти, а состояние после смерти недоступно для лю­бого образного представления. Смерть относится к предопределен­ной судьбе человека. Но отношение к собственной смерти у каждого человека свое. К тому же оно меняется в зависимости от возраста.

Многие люди избегают соприкосновения со смертью. Они хо­тят полностью изгнать мысль об этом внушающем страх событии из своего сознания.

«Зачем мне думать о таких вещах? Я еще молод, вся жизнь впереди, и я хочу ею наслаждаться. У меня есть деньги, уютная квартира у хорошие друзья, машина. Что мне еще нужно?» (28-лет­ний служащий).

Другие, особенно по-детски наивно настроенные люди смот­рят на свою жизнь как на «транзитный вокзал» или «зал ожида­ния», а на собственную смерть как на «ворота к другой жизни». Для них смерть является последним утешением, хотя они и не стремятся к ней.

Смерть — это т конец всего,,.■-.

«Несмотря на все удары судьбы, которые мне пришлось пере­жить, я не ропщу и иду своим путем. Моя жизнь — это еще не все, и смерть — это не конец всего. То, в чем мне отказывает эта жизнь, подарит мне жизнь после смерти» (68-летняя вдова).

Слава Богу9 со смертью еще не все кончается

«Моя дочь — настоящий тиран. Если я варю цветную капус­ту, после того как она ее захотела, она говорит мне: „Нет, капусту я сейчас не хочу, я хочу лапшу!" Я готовлю лапшу. Тем не менее она не приходит к назначенному времени, а приходит, когда лапша уже холодная. Дочь начинает возмущаться, кричать.

Мне приходится заставлять ее мыться. Карманных денег она больше не получает, все равно она потратила бы их только на сладости. Ей нужно научиться в чем-то отказывать себе. И потом^ она все время хочет новое платьице. Мне безразличен всякий модный хлам. К одежде я отношусь по-другому. С тех пор как мой муж умер, у меня в этой жизни больше нет радости. Слава Богу, со смертью еще не все кончается. Только потому что я это знаю, я выдерживаю все это с моей дочерью. И может, я заслужу себе одну ступеньку выше на небе, если я, несмотря 'на все, буду терпеливой» (36-летняя мать 9-летней девочки).

Многие люди рассматривают смерть как последнюю черту. Они боятся ее и живут по девизу: «Бери от жизни все что можешь, не обращай внимания на потери. Важен только сегодняшний день»!

Своя рубашка ближе к телу

«Именно потому, что я знаю, что со смертью все кончается, я пытаюсь наслаждаться жизнью. Своя рубашка ближе к телу. Аля таких пустых размышлений, как „В чем смысл жизни и смерти", у меня нет времени и желания. Свое время я лучше потрачу на что-либо другое. Я знаю, что я эгоист, но все другие тоже не забывают, что у них есть локти» (38-летний руководи­тель предприятия).

Другие люди, хотя и видят в смерти конец, именно поэтому живут насыщенной и полноценной жизнью.

Я меняюсь с каждым днем

«Моя жизнь уже потому имеет смысл, что иногда я меняюсь и с каждым днем могу следить за тем, как я развиваюсь. Конечно,

бывает, что у меня это не всегда получается и я впадаю в старые ошибки. Но у меня есть друзья, я интересуюсь политикой и помощью развивающимся странам, кроме того, я нахожу удовле­творение от занятий искусством» (43-летняя учительница).

Желание смерти мы можем рассматривать как особую уста­новку. Оно может проявляться как агрессивная мысль в отноше­нии других людей: «Лучше бы ты попал под машину», «Хоть бы старый хрыч наконец-то отдал концы». Такое отношение часто встречается в истории болезни людей, которые потом, после смер­ти проклинаемого ими человека, испытывали чувство вины и раз­вивали аномальную реакцию скорби. Желание собственной смер­ти имеет, как правило, характер реакции бегства. В основе мотива­ции нередко лежит стремление обратить внимание на собственную трудную ситуацию или наказать кого-либо: за его невнимание, его беспорядок, его непунктуальность и его ненадежность.

Так как ты меня не любишь у я иду на смерть

46-летняя женщина была найдена на лесном участке. Она уже долгое время была без сознания. Рядом с ней лежала бутылка коньяка и несколько баночек от снотворного. Врачи вернули жен­щину к жизни и стали ее лечить. В первой беседе она сказала, что хотела умереть, потому что ее друг оставил ее. Жизнь без него не имела для нее смысла, и она хотела, чтобы его замучили угрызения совести.

Страх перед смертью является естественным, однако, как мы уже видели на различных примерах, он не обязательно должен иметь место.

Страх перед смертью — это, конечно же, не только страх перед данным конкретным событием, он может возникнуть неза­висимо от смерти, например, ночью или при сердечном приступе.

С чем же связывается страх смерти? Сама смерть как относи­тельно абстрактное событие часто является предметом страха лишь в отдаленном смысле.

Страх перед смертью и тело. Представление о смерти, связан­ной с болью, или переживание самой ситуации смерти может вызывать страх. Проявление страха тесно связано с отношением к телу, к телесным страданиям и, в широком смысле слова, с само­воспитанием. Тот, кто научился наблюдать за каждым своим ма­лейшим недомоганием и связывать с ним возможные заболевания, скорее, чем другой человек, будет ощущать сильный страх перед смертью.

Я испытываю сильный страх перед смертью

«Как перед тяжелыми болезнями, операциями и т, д., так и перед смертью я испытываю сильный страх и часто задумываюсь о том, как я буду вести себя, когда же придет наконец мой последний час. Хотя я часто, когда мне было совсем мерзко, говорил: „Ах, когда наконец все кончится!", я все-таки еще не хочу умирать, потому что, как уже сказано, у меня большой страх перед смертью. Это, в частности, причина того, что я очень труслив в отношении болезней, может быть, даже слиш­ком часто хожу к врачу, чтобы решить некоторые проблемы, и слишком много наблюдаю за собой сам. Кроме того, машины-скорой помощи, сирены, больницы — все это постоянно напоми­нает мне о смерти. Мне просто очень трудно смириться с тем, что в нашей жизни мы с самого начала идем к смерти» (26-летний руководитель торгового предприятия).

Из-за постоянного наблюдения за функциями тела такие люди в своих переживаниях постоянно думают о смерти. Они умирают в течение всей своей жизни. Страдания, предчувствие близкой, но в то же время далекой смерти имеет для них большое значение. И хотя они часто и с удовольствием посещают врачей, но, несмотря на это, почти не следуют их советам. Знать о том, что они страдают и что никто не может им помочь,— вот содержание их жизни.

Болезни и горе относятся к реалиям нашей жизни. Вопреки всей осторожности, которую приходится соблюдать, чтобы убе­речься от болезней, преувеличенная осторожность и поиски у себя болезней являются источником вышеописанной установки.

Для некоторых людей представление о конце жизни не так ужасно, как представление о том, что их любимое, принадлежащее только им плотское тело перейдет в гнилостное, вызывающее отвра­щение состояние. В этом случае человек сам себя идентифицирует со своим телом и к мертвому телу подходит с критерием чистоты.

Такая мысль не дает мне покоя

«Одно лишь представление о том, что мое тело, мои руки, моя грудь, мой живот будут разлагаться с мерзким запахом, вызывает во мне отвращение. Хотя я знаю, что не буду всего этого видеть, такая мысль не дает мне покоя, я ужасно этого боюсь» (24-летняя привлекательная манекенщица).

Страх перед смертью и окружающий мир. В обычном пред­ставлении смерть связана с телом. Органы прекращают функцио­нировать, тело переходит в другое состояние. Какое отношение к смерти и страху перед смертью имеет наше окружение? Часто мы встречаемся с такими высказываниями:

Своим поведением ты меня скоро сведешь в могилу.

Мне и на том свете не будет покоя, как только я вспомню о том, какая ты несамостоятельная и неряшливая.

Если бы я знал, что ты сможешь себя содержать и вести достойную жизнь, я мог бы спокойно умереть.

Лучше бы мне умереть, чем переживать твою измену.

Здесь установки, связанные с отдельными актуальными спо­собностями,' становятся причиной того, чтобы бояться смерти или призывать ее.

Лучше было бы, если бы я налетел на мостовую опору

«Восемнадцать лет я проработал на заводе в одной большой фирме. Когда проходила реструктуризация фирмы, меня вдруг перевели в лабораторию. Как мне справиться с этими новыми обязанностями? В свою прежнюю работу я ведь втянулся. А тут я уже сейчас чувствую, что не справлюсь. Эта новая работа доконает меня. Недавно я мчался на машине по автостраде. Любым способом я хотел вырваться из создавшегося поля напря­жения. Я безотрывно думал о том, что самое лучшее было бы, если бы я со скоростью 160 км налетел на мостовую опору. Тогда бы мне не пришлось переживать этого гнетущего состояния»

(38-летний инженер).

В подобных случаях человек смотрит на смерть как на выход из конфликтной ситуации, которая сложилась на базе привычных норм поведения. Актуальные способности также могут стать при­чиной страха перед смертью.

Если я не выполню главную задачу моей жизни, значит, вся моя жизнь не имела смысла.

Я спокойно смогу умереть, если закончу свою работу.

Я в своей жизни достаточно поработал, смерть мне больше не страшна.

В зависимости от значения, которое придавалось актуальным способностям в воспитании, формируется и отношение к собствен­ной смерти: желание смерти, страх перед смертью или безразличие. Страх перед смертью и время. Отношение к смерти, связанное с факторами тела и окружающего мира, развивается в течение всей жизни человека. Здесь образуются конфликты и готовность к страху, причем какому-либо фактору придается особое значение. Однако отношение к смерти зависит не только от основополагающего опыта индивидуального и коллективного прошлого, но и от переживаний настоящего; оно в большей степени формируется установками и ожиданиями, связанными с будущим. Бильц (1967) сообщает об опыте, который провел один американский физио­лог. Он бросил диких крыс в наполненный водой стеклянный цилиндр, из которого они не могли выбраться. Животные в боль­шом волнении проплавали несколько минут, а затем стали тонуть. Никто не мог предположить, что они так быстро перестанут бо­роться за жизнь. Проводя эксперимент с другой группой диких крыс, ученый положил в цилиндр палку, пробежав по которой животные могли спастись. Когда одну крысу, которая уже приоб­рела опыт со спасением, снова поместили в ситуацию безвыходно­сти, она проплавало почти 80 часов, до того как потеряла все силы. Крысы второй группы приобрели опыт того, что может существо­вать выход. Эта «надежда» дала им возможность плавать до пол­ного изнеможения, в то время как «не имевшие надежды» крысы после сильного внутреннего волнения и страха вскоре погибали.

Хотя этот эксперимент нельзя безоговорочно переносить на людей, он все-таки показывает значение перспективы будущего. Из опыта хирургии нам известно, сколь большое значение для успеха операции имеет психическое состояние пациента и его отношение к жизни. Способ переработки болезни точно так же определяется и отношением к собственному будущему. Если жизнь для человека больше не имеет смысла, если в переживание больно­го не подается «палка из стеклянного цилиндра», с помощью которой он может уйти от болезни, то даже самые безобидные заболевания превратятся в тяжелейшие страдания. Из-за гнета этих страданий, внутреннего волнения или апатии могут возник­нуть новые кризисы в течении заболевания.

Тем, чем для крыс был стеклянный цилиндр, для некоторых пациентов является диагноз врача. Он или дает им уверенность, или лишает их всякой надежды и повергает в отчаяние. Само собой разумеется, что врач должен быть очень осторожен с по­добными диагнозами.

Некоторые из таких диагнозов ставятся потому, что пока еще не существует никаких других отправных точек и практических возможностей; можно назвать, к примеру, психиатрический диаг­ноз «шизофрения». Хотя причины возникновения этого психиче­ского расстройства еще не выяснены и оно лишь в немногочислен­ных случаях сопровождается распадом личности, шизофрения стоит в конце списка излечимых болезней и иногда лишает боль­ного какой-либо надежды.

Если на вопрос о смысле смерти или страдания в какой-то определенный момент невозможно дать ответ, если ситуация ка­жется безвыходной, то это вовсе не означает, что так должно быть всегда. Женщина, которую спасли врачи после попытки самоубий­ства, через некоторое время не могла понять, почему она вообще прибегла к таблеткам. Таким образом, при каждой безвыходности данной ситуации надо спросить себя, не может ли эта ситуация, если посмотреть на нее с иной точки зрения или в иное время, приобрести абсолютно другое значение. Потеря надежды означает в этом смысле, что измерение времени сжалось до одной-единствен-ной точки, на которой зафиксировалось переживание человека.

Смерть и воспитание

Отношение к смерти зависит, как мы могли видеть, от воспита­ния, традиций, религии, общества и собственного жизненного опыта. Даже когда о смерти взрослые не говорят в открытую, через поведенческие проявления окружающих людей у ребенка формируются определенные установки. Если, например, мать ре­бенка после смерти своей матери впадает в аномальную траурную реакцию, на протяжении длительного времени безудержно плачет и постоянно демонстрирует, как она страдает, то она станет об­разцом для ребенка в выработке у него соответствующего отноше­ния к смерти. Потерю близкого человека он будет переживать не только как непостижимое событие, но и как угрозу для личности — он наблюдал это на примере своей матери. По всей видимости, передаются не только траурные ритуалы — возникает семейная традиция для реакций скорби.

Не только сформировавшаяся таким образом установка явля­ется решающим фактором для отношения к смерти. Отдельные переживания, которые были связаны со смертью, могут в своем влиянии распространиться на весь опыт относительно смерти: уде­ляют ей внимание или нет, связывают ли представление о собст­венной смерти с чувством освобождения или нет. Здесь имеет большое значение установка родителей, через которую дети фор­мируют свою собственную установку.

Наконец-то я могу жить спокойно

 

15-летний Уве так прокомментировал смерть своей бабушки: «Бабуля умерла. Ну, наконец-то я могу жить спокойно». На это мать спонтанно реагировала: «Ты бессовестный и неблагодарный

парень! Нельзя говорить плохо об умершей бабушке». Мать могла бы прореагировать и по-другому: «Я не знаю, на самом ли деле ты думаешь так, как говоришь. У меня такое впечатление, что ты не хочешь показать, что переживаешь смерть бабушки точно так же, как и все мы. Ты считаешь, что настоящий мужчина не должен показывать свои чувства?»

Я вообще не вижу смысла жить, после того как умер папа

Конрад, 17 лет, в отчаянии выкликнул: «Я вообще не вижу смысла жить, после того как умер папа». Мать рассказывала, что она на это ответила так: «Ты думаешь, я вижу в чем-то смысл? Я сама давно уже опустила руки». На приеме у психотерапевта мать дала и другой ответ: «Для нас нелегко, что мы потеряли нашего папу, которому было всего 42 года. Я думаю, что не в его характере было бы, если бы мы все бросили. Он всю свою жизнь заботился о том, чтобы мы могли счастливо жить вместе. И теперь было бы нелепо, если бы мы видели только несчастье. Если мы будем держаться вместе, то еще сможем разумно орга­низовать нашу жизнь».

Расстройства и конфликты

Страх перед смертью; невнимательность; кризисы мировоззре­ния; опасение болезни; негативизм; нигилистические идеи; песси­мизм; преувеличенный оптимизм; неуверенность в завтрашнем дне; завышенные требования; заниженные требования; неуверенность; бегство в будущее; работа как цель жизни; раскрепощение влече­ний; аскетизм; состояние скорби; плохое настроение.

Памятка

Смерть, как и рождение,— это предопределенная судьба чело­века. Отношение к смерти обусловлено воспитанием, опытом, при­обретенным в связи с этим событием. Страх перед смертью являет­ся дифференцированным явлением.

Совет психолога

Учись различать смерть как предопределенное событие и отноше­ние к смерти.

 

 

Глава IV

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...