Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вот фрагмент из дифференциально-аналитического перечня этой пациентки.




Актуальные способности Пациентка Супруг
Прилежание/трудолюбие +++ +++
Пунктуальность +++
Стремление к порядку ++ — -
Опрятность +++ — -
Послушание — —
Вежливость ++ +
Честность ++
Бережливость + ++
Доверие -- +

С точки зрения дифференциального анализа, актуальный кон­фликт выглядит следующим образом. Конфликтные потенциалы представляют собой в отношении к мужу ограничение ролью до­мохозяйки при одновременных разногласиях с ним по ряду фак­торов. Такими факторами являются: пунктуальность, умение це­нить время, бережливость, стремление к порядку и опрятность. Хотя эти факторы и оказывают отрицательное влияние, но они еще не объясняют всей тяжести симптомов. Здесь наряду с акту­альной нагрузкой нужно выяснить у пациентки, что является ис­точником основного конфликта.

Пациентка выросла в семье, где прилежание и трудолюбие были критериями для эмоциональной привязанности. Кроме того, пациентке приходилось утверждаться перед своим братом, кото-

рый был на два года ее младше. Критерием для этого опять-таки были достижения, которые в детстве распространялись прежде всего на прилежание и стремление к порядку.

«Если у меня в комнате был беспорядок, то мне в пример сразу ставили моего младшего брата, а это уж было для меня чересчур. Моя мать могла ужасно разволноваться, когда что-нибудь лежало не на том месте, где должно было. Она ругалась и доходила до того, что часами не разговаривала с нами, а потом лишала нас карманных денег. Хвалили меня особенно за то, что я была опрятной и следила за своей одеждой. Грязь для меня была самым страшным из всего, что могло быть. Шоком стала для меня моя первая менструация. Я и понятия не имела, что это значит, потому что меня никто не просветил. Моя мать сказа­ла, что это нужно, чтобы из тела таким образом вышли всякие шлаки. Вообще у нас дома было не принято говорить обо всяких сомнительных делах и проблемах, которые кому-нибудь могли показаться неприятными. Тут мы хранили гордое молчание».

Актуальный конфликт затрагивал следующие сферы основно­го конфликта:

— прилежание и трудолюбие как критерии самооценки;

— пунктуальность как критерий доверия;

— стремление к порядку как критерий для симпатии и признания;

— бережливость как знак достигнутой самостоятельности;

— опрятность как критерий самоуважения и единства;

— вежливость как укоренившееся в семейной традиции торможе­ние агрессии. Вежливость способствовала тому, что проблемы прятались вовнутрь.

Физических причин для расстройств выявлено не было; кон­фликты концентрировались на вышеописанных сферах актуаль­ных способностей. Конфликты проявляются отчасти в виде основ­ного конфликта (прошлое) и актуализируются через условия акту­ального конфликта (настоящее). Существующие конфликты имеют межличностный характер и базируются на установках с сильной аффективной окрашенностью.

Психотерапию пациентки можно было считать успешно закон­ченной после 12 сеансов, проведенных в течение шести месяцев по правилам представленной стратегии. Через год ее состояние было следующим: пациентка и ее муж дружно утверждали, что сексу­альных расстройств больше нет. Возникающие нюансы они могут сами улаживать и контролировать. Стиль их жизни настолько изменился, что у обоих супругов появились новые интересы и улучшился контакт с внешним миром. Секс не является для них больше, как сказал муж, «единственной и исключительной жиз­ненной целью».

Описанную стратегию лечения нельзя рассматривать как же­сткую схему. В соответствии с каждым отдельным случаем следует рассмотреть индивидуальные модификации плана лечения. Опре­деляющими для них являются возраст пациента, особенности кон­фликтной ситуации, а также внутренняя и внешняя мотивации. В зависимости от индивидуальных особенностей акцент лечения должен быть направлен на анализ, гипнотерапию или групповую психотерапию.

В настоящее время мы имеем данные на 80 пациентов (52 мужчи­ны, 28 женщин). Диагнозы пациенток преимущественно сводились к боязни секса, а также к общей и выборочной фригидности. Мужчины страдали в большинстве от преждевременной эякуля­ции, слабости эрекции и страха перед сексом. Во многих случаях удалось достичь значительного улучшения. В 74 % случаев выздо­ровление было стойким (контроль проводился примерно через год). Средняя длительность лечения колебалась в зависимости от диагноза между 12 и 21 сеансом.

В качестве акцентированной на конфликте краткосрочной те­рапии мы использовали дифференциальный анализ при следую­щих картинах болезни:

■ сексуальные расстройства (боязнь секса у женщин, фригид­ность, гиперсексуальность, нарушении потенции у мужчин, преждевременная эякуляция, слабость эрекции, боязнь секса, навязчивость онанизма и воспринимаемая как болезнь гомо­сексуальность);

■ вегетативно-функциональные расстройства с уверенной пси­хической этиологией и неврозами органов (нарушения сна, цефалгии, астма, колит, ревматические жалобы, неврозы серд­ца, простатит, анорексия, ожирение, нейродермит, вегето-со-судистая дистония, заикание и ночное недержание мочи);

■ психореактивные расстройства (фобии, депрессии, расстрой­ства поведения, навязчивости, трудности в учебе, алкоголизм, наркотическая зависимость и аномальные реакции скорби). При психозах и психопатиях дифференциальный анализ про­водился по-разному. Здесь наблюдались отчасти обнадеживающие результаты.

Воспитание и психотерапия в дифференциальном анализе от­личаются только методически; содержательно они дополняют друг друга, в том смысле, что психотерапия является продолжением и помощью воспитанию (перевоспитанием). Если психотерапия и

воспитание работают вместе, страхи и агрессии могут быть на­правлены в нужное русло, конфликты между поколениями смягче­ны и коммуникационные возможности расширены.

Целью дифференциального анализа в воспитании и в межлич­ностных отношениях является расширение возможностей разли­чения у партнеров на базе вторичных и первичных способностей. Задача воспитателя и психотерапевта образно выглядит так:

Мы подводим человека к источнику, но пить из него он должен сам. Путь к более зрелой жизненной установке гласит: Учись различать!

Дифференциально-аналитический перечень (ДАП, краткая форма)

Актуальные способности Пациент Партнер Спонтанные высказывания
Пунктуальность          
Опрятность          
Стремление к порядку          
Послушание          
Вежливость          
Честность/открытость          
Верность          
Справедливость            
Прилежание/трудолюбие              
Бережливость              
Надежность/точность              
Любовь            
Терпение            
Умение ценить время          
Доверие/надежда        
Контакт            
Секс/сексуальность            
Вера/религиозность            

ГЛОССАРИЙ

Актуальные способности. Социальные нормы и нормы поведения, которые находят свое отражение как в межличностных отношениях, так и в переживаниях. Они состоят из первичных и вторичных способностей.

Амбивалентность. Эмоциональная установка по отношению к ближнему человеку, которая колеблется между симпатией и антипатией.

Аффекты. Общее название для любого вида чувств, в том числе наслажде­ния, отвращения, злости, скорби и др.

Бессознательное. 1. Переживания, которые, будучи неприятными, вытесня­ются из сознания. 2. Способности, которые еще не развились и не раскрылись.

Вербальный. Речевой, языковой, выраженный словами.

Вытеснение. Понятие из области психоанализа, характеризующее защит­ный механизм. Желания, влечения, содержание переживаний, пред­ставления и т. д. перемещаются в область бессознательного. Человек о них больше не может вспоминать, хотя они могут проявиться психоди-намически. К вытеснению относится часть ограничений ценностного поля зрения, когда хотят видеть лишь некоторые актуальные способно­сти (сознательно или бессознательно), а другие нет.

Генерализация. Обобщение. Перенесение суждения об одном событии на все другие.

Гибкость. Способность индивида надлежащим образом реагировать на раз­личные ситуации. Фактор времени принимается во внимание.

Гомосексуальность. Любовь к лицам того же пола.

Дифференциация. Различение.

Идеал. Образец, по которому люди оценивают себя и окружающих людей.

Идентичность. Соответствие самому себе на протяжении длительного вре­мени, в значительной степени сохранение своей сущности.

Идентификация. Уподобление себя значимому другому лицу, чтобы затем думать, как это лицо, или по крайней мере представлять себе это. Человек идентифицирует себя в большинстве случаев не со значимым лицом вообще, а лишь с его определенными качествами (актуальными способностями).

Инстинкт. Врожденный поведенческий образец.

Интеграция. Единство, объединение.

Коммуникация. Общее название процессов, при которых сообщение (ин­формация) от одного участника разговора (говорящего) передается другому участнику разговора (слушателю). Любое языковое общение между двумя или несколькими людьми.

Конфликтный потенциал. Установки или склонности, которые особенно подвержены расстройствам или конфликтам. Конфликтная ситуация. Социальная ситуация или психическое состояние, в которой сталкиваются в противоборстве Друг с другом несколько противоположных склонностей или тенденций. Конфликтная ситуация находит свое выражение в чувстве напряженности. Конформизм. Стремление человека приспособиться к социальным нормам, чтобы быть таким, как другие.

Мазохизм. Получение удовлетворения при условии причинения партнером физической боли и унижения. Относится не только к сексуальному удовлетворению, а может возникать по отношению к отдельным акту­альным способностям. Пример: склонность быть непунктуальным и получение удовлетворения и самоутверждения при наказании за не­пунктуальность.

Мастурбация. Самоудовлетворение

Навязчивость. Психологическое понятие. Идеи, мысли, представления, дей­ствия, постоянно возникающие у человека вопреки его воле. Пример: навязчивость контроля, когда человек каждый раз сомневается и стре­мится проверить, действительно ли выключен газ; длительное, мучи­тельное и неоправданное представление о том, что с партнером могло что-то случиться.

Невроз. Конфликтная переработка переживаний, которая приводит к пси­хическим и физическим расстройствам; сюда относятся также рас­стройства поведения. Причины возникновения неврозов обнаруживают­ся в детстве, в психических травмах в период развития ив актуальных напряженных ситуациях. Содержательно неврозы связаны с расстрой­ствами первичных и вторичных способностей.

Норма/Социальные требования к поведению, которые люди могут выполнять.

Объектное отношение. Отношение к предмету, другому партнеру, другому человеку вообще, с помощью которого достигается удовлетворение потребности. Партнер. В нашей системе второй, пассивный участник конфликта или иного социального взаимодействия наряду с активным участником (ро­дителем, воспитателем или другим близким человеком).

Плюрализм. Многообразие, множество.

Проекция. Перенос собственных желаний, представлений, установок и кон­фликтов на других. Процесс познания: судить о других по себе.

Психозы. Духовные и душевные заболевания, причины которых еще не до конца выяснены. В отличие от точки зрения, что за психозы ответст­венны физические факторы, все большее значение приобретает учет факторов окружающего мира.

Психосоматика. Частная область психолого-медицинского исследования, задачей которого являются поиски взаимосвязей между физическими и психическими явлениями. Особенный интерес для психосоматики представляют психические причины физических заболеваний.

Рационализация. Попытка найти объяснение с помощью представляющих­ся разумными аргументов, чтобы уклониться от действительно лежа­щих в основе явления факторов.

Реинтеграция. Восстановление единства после его потери. Пример: выздо­ровление после болезни.

Ритуализация. Принятие и многократное повторение определенных форм поведения. Пример: чтобы быть вежливым, нужно вести себя опреде­ленным, установленным образом.

Садизм. Получение удовлетворения за счет мучения других людей. Включа­ет в себя не только физические мучения, но и мучения в сфере актуаль­ных способностей. Пример: кому-либо доставляет удовольствие за­ставлять других людей ждать его.

Симптом. Признак болезни.

Синдром. Группа признаков болезни, которые, как правило, проявляются одновременно.

Социализация. Принятие социальных поведенческих форм; приспособле­ние к требованиям социального окружения. Основным содержанием социализации являются актуальные способности.

Социальная психология. Учение о происходящих у человека Психических процессах, принимающее во внимание общественные взаимодействия.

Стереотипный. Повторяющийся, однообразный.

Толерантность. Терпимость, готовность что-то выдержать.

Фиксация. Удерживание установок и позиций. Изменения в факторе вре­мени не принимаются во внимание.

Фригидность. Обычно переводится как сексуальная холодность женщины и неспособность получать сексуальное наслаждение.

Эгоизм. Этическая установка, согласно которой все мысли и действия человека направлены только на удовлетворение собственных интересов. Эгоцентризм. Склонность человека концентрировать события окружающе­го его мира преимущественно на себе самом.

Эмоция. Движение души, чувство.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...