Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема задания. Введение. Методика. Обработка и анализ результатов




Тема задания

Знакомство с методической процедурой, позволяющей экспли­цировать и анализировать динамику уровня притязаний испытуе­мого в ситуации неопределенности.

Введение

Испытуемому предлагается ряд заданий (от 10 до 18), отличаю­щихся по степени трудности. Все задания нанесены на карточки, ко­торые расположены перед испытуемым в порядке возрастания их но­меров. Степень трудности задания соответствует величине порядково­го номера карточки. Однако результат его выполнения зависит также от экспериментатора*, который может создать ситуацию «успеха» или «неуспеха», сославшись, например, на то, что «вышло время», фик­сируемое им с помощью секундомера.

Исследования, проведенные с помощью этой методики (Ф. Хоп-пе, М. Юкнат, М. Неймарк, Т. Бежанишвили, Б. Серебрякова, Л. Бо­роздина), показали, что, как правило, испытуемые выбирают после успешных решений задания более трудные и, наоборот, после ряда неудачных решений обращаются к заданиям более легким. Успешность выполнения первого задания влияет на выбор следующего, а его труд­ность свидетельствует о самооценке испытуемого.

Методика

Предлагаемые задания могут быть по своему содержанию весьма различными в зависимости от образовательного уровня и профессии испытуемых. Например, школьникам или студентам технических ву­зов можно предлагать математические задачи, студентам гуманитар­ных факультетов — задачи, требующие знаний в области литературы, искусства; задания могут быть типа головоломок и т. д. Иными слова­ми, содержание заданий должно соответствовать общеобразователь­ному уровню испытуемых. Только при этом условии у них вырабаты­вается серьезное отношение к ситуации эксперимента.

Для проведения опыта необходимо заготовить карточки разме­ром в четверть листа, на которых четко обозначить цифры от 1 до 10 (это будет тыльная сторона, которую испытуемый видит при раскла-

* То есть эта методика предполагает некоторую игру с испытуемым (отсюда, в частности, сложилось представление об экспериментировании как «психологи­ческом театре») (Примеч. ред. ).


де карточек на столе перед экспериментатором), и секундомер. Обычно заготавливают два набора карточек, чтобы у испытуемого была воз­можность повторного выбора карточки одной и той же трудности (тогда идет двойная нумерация: 1а и 16, 2а и 26 и т. д. ).

В данном опыте предлагается использовать в качестве экспери­ментального материала лабиринты. Каждый лабиринт дан на лицевой стороне отдельной карточки. В Приложении II даны 10 пар лабирин­тов разной трудности.

Процедура опыта. Карточки раскладываются в два ряда тыльной стороной. После предъявления инструкции испытуемому предлагает­ся выбрать задачу — карточку с конкретным номером, обозначаю­щим ее трудность. После выполнения очередной задачи эксперимен­татор предлагает каждый раз испытуемому: «Теперь берите задачу какой хотите трудности». Экспериментатор фиксирует время реше­ния задачи и после каждой задачи говорит: «Эту задачу Вы выполни­ли в срок. Ставлю Вам плюс» или: «Вы не уложились во времени. Ставлю Вам минус».

Инструкция испытуемому: «Перед Вами лежат карточки, на обо­роте которых написаны задания. Номера на карточках означают степень сложности заданий. Задания расположены по возрастаю­щей сложности. На решение каждой задачи отведено определен­ное время, которое Вам не известно. Я слежу за ним с помощью секундомера. Если не уложитесь в отведенное время, я буду счи­тать, что задание не выполнено. Задания Вы должны выбирать самостоятельно».

Таким образом, испытуемому дается право самому выбирать слож­ность задания. Экспериментатор же может по своему усмотрению уве­личивать или уменьшать время, отведенное на выполнение задания, тем самым произвольно вызывая у испытуемого переживание неуда­чи или удачи.

После того как опыт закончен, следует задать испытуемому воп­рос: «Чем Вы руководствовались при выборе задания? »

Обработка и анализ результатов

Далее на рис. 14 приведены варианты типичных целевых тактик, с которыми студент может сравнить полученные индивидуальные ре­зультаты.

Полученные данные заносятся в заранее заготовленный протокол (см. Приложение I). Выборы испытуемого можно изобразить также в виде кривой: на оси абсцисс откладываются порядковые номера про­бы (выбор очередной задачи), на оси ординат — выбранные номера карточек. Знаком (+) отмечаются успешно выполненные задачи, зна­ком (—) — неуспешно выполненные (рис. 14). Вид графика необходи­мо проанализировать с точки зрения динамики трудности целей пос-


             
 



Рис. 14. Графики кривых уровня притязаний.


ле «успеха» и «неуспеха». Экспериментатор должен записывать под­робно все высказывания испытуемого, его реакции, а также свои соб­ственные замечания. Эти записи позволят оценить, действительно ли «+» и «—» переживались как «успехи» и «неуспехи».

При описании результатов необходимо также указать, в чем мож­но видеть проявление самооценки испытуемого (ее высоты, устойчи­вости, адекватности).

На основании полученных данных следует сделать выводы об осо­бенностях формирования уровня притязаний в ситуации эксперимен­та и о его адекватности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...