Тема задания. Введение. Методика. Обработка и анализ результатов
Тема задания Знакомство с методической процедурой, позволяющей эксплицировать и анализировать динамику уровня притязаний испытуемого в ситуации неопределенности. Введение Испытуемому предлагается ряд заданий (от 10 до 18), отличающихся по степени трудности. Все задания нанесены на карточки, которые расположены перед испытуемым в порядке возрастания их номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки. Однако результат его выполнения зависит также от экспериментатора*, который может создать ситуацию «успеха» или «неуспеха», сославшись, например, на то, что «вышло время», фиксируемое им с помощью секундомера. Исследования, проведенные с помощью этой методики (Ф. Хоп-пе, М. Юкнат, М. Неймарк, Т. Бежанишвили, Б. Серебрякова, Л. Бороздина), показали, что, как правило, испытуемые выбирают после успешных решений задания более трудные и, наоборот, после ряда неудачных решений обращаются к заданиям более легким. Успешность выполнения первого задания влияет на выбор следующего, а его трудность свидетельствует о самооценке испытуемого. Методика Предлагаемые задания могут быть по своему содержанию весьма различными в зависимости от образовательного уровня и профессии испытуемых. Например, школьникам или студентам технических вузов можно предлагать математические задачи, студентам гуманитарных факультетов — задачи, требующие знаний в области литературы, искусства; задания могут быть типа головоломок и т. д. Иными словами, содержание заданий должно соответствовать общеобразовательному уровню испытуемых. Только при этом условии у них вырабатывается серьезное отношение к ситуации эксперимента.
Для проведения опыта необходимо заготовить карточки размером в четверть листа, на которых четко обозначить цифры от 1 до 10 (это будет тыльная сторона, которую испытуемый видит при раскла- * То есть эта методика предполагает некоторую игру с испытуемым (отсюда, в частности, сложилось представление об экспериментировании как «психологическом театре») (Примеч. ред. ). де карточек на столе перед экспериментатором), и секундомер. Обычно заготавливают два набора карточек, чтобы у испытуемого была возможность повторного выбора карточки одной и той же трудности (тогда идет двойная нумерация: 1а и 16, 2а и 26 и т. д. ). В данном опыте предлагается использовать в качестве экспериментального материала лабиринты. Каждый лабиринт дан на лицевой стороне отдельной карточки. В Приложении II даны 10 пар лабиринтов разной трудности. Процедура опыта. Карточки раскладываются в два ряда тыльной стороной. После предъявления инструкции испытуемому предлагается выбрать задачу — карточку с конкретным номером, обозначающим ее трудность. После выполнения очередной задачи экспериментатор предлагает каждый раз испытуемому: «Теперь берите задачу какой хотите трудности». Экспериментатор фиксирует время решения задачи и после каждой задачи говорит: «Эту задачу Вы выполнили в срок. Ставлю Вам плюс» или: «Вы не уложились во времени. Ставлю Вам минус». Инструкция испытуемому: «Перед Вами лежат карточки, на обороте которых написаны задания. Номера на карточках означают степень сложности заданий. Задания расположены по возрастающей сложности. На решение каждой задачи отведено определенное время, которое Вам не известно. Я слежу за ним с помощью секундомера. Если не уложитесь в отведенное время, я буду считать, что задание не выполнено. Задания Вы должны выбирать самостоятельно».
Таким образом, испытуемому дается право самому выбирать сложность задания. Экспериментатор же может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать время, отведенное на выполнение задания, тем самым произвольно вызывая у испытуемого переживание неудачи или удачи. После того как опыт закончен, следует задать испытуемому вопрос: «Чем Вы руководствовались при выборе задания? » Обработка и анализ результатов Далее на рис. 14 приведены варианты типичных целевых тактик, с которыми студент может сравнить полученные индивидуальные результаты. Полученные данные заносятся в заранее заготовленный протокол (см. Приложение I). Выборы испытуемого можно изобразить также в виде кривой: на оси абсцисс откладываются порядковые номера пробы (выбор очередной задачи), на оси ординат — выбранные номера карточек. Знаком (+) отмечаются успешно выполненные задачи, знаком (—) — неуспешно выполненные (рис. 14). Вид графика необходимо проанализировать с точки зрения динамики трудности целей пос- Рис. 14. Графики кривых уровня притязаний. ле «успеха» и «неуспеха». Экспериментатор должен записывать подробно все высказывания испытуемого, его реакции, а также свои собственные замечания. Эти записи позволят оценить, действительно ли «+» и «—» переживались как «успехи» и «неуспехи». При описании результатов необходимо также указать, в чем можно видеть проявление самооценки испытуемого (ее высоты, устойчивости, адекватности). На основании полученных данных следует сделать выводы об особенностях формирования уровня притязаний в ситуации эксперимента и о его адекватности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|