Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы. Литература: 9; 47; 78. ПРИЛОЖЕНИЕ I. Образец протокола для методики «Уровень притязаний». Тема задания




Контрольные вопросы

1. Какие задачи могут быть решены с помощью методики «Уровень притязаний»?

2. Каковы принципы построения методики?

3. Какие результаты, полученные с помощью данной методики, по­зволяют судить об адекватности или неадекватности уровня притязаний?

Литература: 9; 47; 78.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Образец протокола для методики «Уровень притязаний»

Дата: _____________________ Испытуемый: _______________

Экспериментатор: _____________

 

 

 

 

 

№ выбираемой

Выполнение

(+ или —)

Высказывание испытуемого

 

 

задачи

 

   

> 1

3 5 8

9 4 7 6 10

 

  1 + + +

да, я сплоховал

к сожалению, остались только трудные. Взять вторую — слишком легкая, попытаюсь снова десятую.

 
  1 + + +  

Примечание. соответству!

Последний выбор можно зафиксировать, но не обязательно решать

 

ощую задачу.


 






108'




по



     



Задание 14. Методика исследования

§

17                                                    , „                              г*

процесса «пресыщения»

Тема задания

Проследить, каким образом изменяется деятельность испытуемо­го при длительном выполнении монотонного задания, возникают ли признаки психического пресыщения (по методике А. Карстен).

Методика

Испытуемому предлагается выполнить монотонное задание, на­пример проводить черточки, рисовать кружки. Перед ним лежит боль­шая стопка чистых листов бумаги, и экспериментатор дает инструк­цию.

Инструкция испытуемому: «Чертите, пожалуйста, черточки вот так» _ экспериментатор чертит несколько одинаковых черточек (ЦП) или кружочков (ОООО). Если испытуемый спрашивает, сколь­ко же ему надо чертить, экспериментатор отвечает совершенно бесстрастным голосом: «Сколько Вам захочется, вот перед Вами лежит бумага».

Испытуемые должны быть «наивными» и не мотивированными особой системой отношения с экспериментатором.

Исследования, проведенные А. Карстен, показали, что вначале испытуемые довольно аккуратно выполняют предложенное им зада­ние; однако, спустя короткое время (5-10 мин), они начинают при­вносить в задание вариации, т. е. незаметно для себя меняют содержа­ние задания. Эти вариации носят характер изменения внешней струк­туры задания: черточки или кружочки становятся меньше или больше, испытуемые меняют темп работы или чертят в определенном ритме (например, 00 000 00 000). Иногда они прибегают к сопроводи­тельным действиям: начинают напевать, насвистывать, постукивать ногами. Эти вариации свидетельствуют о том, что побуждение к вы­полнению заданного действия начинает иссякать, наступает, как вы­ражается А. Карстен, явление психического пресыщения.

По мнению А. Карстен, подобные явления, т. е. появление вариа­ций в исполнении задания, свидетельствуют не только о том, что побуждение к выполнению задания начинает иссякать, — вариации носят в известной мере характер профилактических действий.

Экспериментатор тщательно записывает спонтанные высказыва­ния испытуемого, характер его реакций, мимику, выразительные дви­жения, а также фиксирует в протоколе время появления новых вариа­ций.



§18

Спустя некоторое время (обычно 10—15 мин), когда учащаются вариации и их проявление носит выраженный характер, дается новая инструкция испытуемому: «Это монотонное задание Вам было предложено для того, чтобы исследовать вашу выдержку. Продол­жайте, если хотите, Вашу работу».

Реакция испытуемых на новую инструкцию различна. Некоторые из них сердятся: «Что же Вы мне раньше не сказали? » — и бросают работу. У других эта инструкция приводит к новому осмыслению ситу­ации. «Ну, тогда другое дело», — часто слышится в ответ. Такое новое осмысление задания часто приводит к тому, что вариации становятся реже, менее выраженными, а иногда и совсем исчезают. После новой инструкции экспериментатор тщательно записывает реакцию и выс­казывания испытуемого, отмечает, как и раньше, время наступления и характер вариаций.

Время окончания опыта не устанавливается. Как правило, испы­туемые сами прекращают работу: «Не могу больше». Но некоторые иногда сами не склонны прекратить опыт. Дело в том, что нередко они меняют для себя смысл задания. Об этом свидетельствуют как спонтанные высказывания, так и самоотчет испытуемых: «Я хотел посмотреть, кому скорее надоест, Вам (т. е. экспериментатору) или мне» или: «Я хотел проверить себя, как долго могу заниматься этим скучным делом».

Продолжительность опыта варьируется от 10 мин до часа и больше.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...