Контрольные вопросы. Литература: 9; 47; 78. ПРИЛОЖЕНИЕ I. Образец протокола для методики «Уровень притязаний». Тема задания
Контрольные вопросы 1. Какие задачи могут быть решены с помощью методики «Уровень притязаний»? 2. Каковы принципы построения методики? 3. Какие результаты, полученные с помощью данной методики, позволяют судить об адекватности или неадекватности уровня притязаний? Литература: 9; 47; 78. ПРИЛОЖЕНИЕ I Образец протокола для методики «Уровень притязаний» Дата: _____________________ Испытуемый: _______________ Экспериментатор: _____________
108' по Задание 14. Методика исследования
17 , „ г* процесса «пресыщения» Тема задания Проследить, каким образом изменяется деятельность испытуемого при длительном выполнении монотонного задания, возникают ли признаки психического пресыщения (по методике А. Карстен). Методика Испытуемому предлагается выполнить монотонное задание, например проводить черточки, рисовать кружки. Перед ним лежит большая стопка чистых листов бумаги, и экспериментатор дает инструкцию. Инструкция испытуемому: «Чертите, пожалуйста, черточки вот так» _ экспериментатор чертит несколько одинаковых черточек (ЦП) или кружочков (ОООО). Если испытуемый спрашивает, сколько же ему надо чертить, экспериментатор отвечает совершенно бесстрастным голосом: «Сколько Вам захочется, вот перед Вами лежит бумага».
Испытуемые должны быть «наивными» и не мотивированными особой системой отношения с экспериментатором. Исследования, проведенные А. Карстен, показали, что вначале испытуемые довольно аккуратно выполняют предложенное им задание; однако, спустя короткое время (5-10 мин), они начинают привносить в задание вариации, т. е. незаметно для себя меняют содержание задания. Эти вариации носят характер изменения внешней структуры задания: черточки или кружочки становятся меньше или больше, испытуемые меняют темп работы или чертят в определенном ритме (например, 00 000 00 000). Иногда они прибегают к сопроводительным действиям: начинают напевать, насвистывать, постукивать ногами. Эти вариации свидетельствуют о том, что побуждение к выполнению заданного действия начинает иссякать, наступает, как выражается А. Карстен, явление психического пресыщения. По мнению А. Карстен, подобные явления, т. е. появление вариаций в исполнении задания, свидетельствуют не только о том, что побуждение к выполнению задания начинает иссякать, — вариации носят в известной мере характер профилактических действий. Экспериментатор тщательно записывает спонтанные высказывания испытуемого, характер его реакций, мимику, выразительные движения, а также фиксирует в протоколе время появления новых вариаций.
Спустя некоторое время (обычно 10—15 мин), когда учащаются вариации и их проявление носит выраженный характер, дается новая инструкция испытуемому: «Это монотонное задание Вам было предложено для того, чтобы исследовать вашу выдержку. Продолжайте, если хотите, Вашу работу». Реакция испытуемых на новую инструкцию различна. Некоторые из них сердятся: «Что же Вы мне раньше не сказали? » — и бросают работу. У других эта инструкция приводит к новому осмыслению ситуации. «Ну, тогда другое дело», — часто слышится в ответ. Такое новое осмысление задания часто приводит к тому, что вариации становятся реже, менее выраженными, а иногда и совсем исчезают. После новой инструкции экспериментатор тщательно записывает реакцию и высказывания испытуемого, отмечает, как и раньше, время наступления и характер вариаций.
Время окончания опыта не устанавливается. Как правило, испытуемые сами прекращают работу: «Не могу больше». Но некоторые иногда сами не склонны прекратить опыт. Дело в том, что нередко они меняют для себя смысл задания. Об этом свидетельствуют как спонтанные высказывания, так и самоотчет испытуемых: «Я хотел посмотреть, кому скорее надоест, Вам (т. е. экспериментатору) или мне» или: «Я хотел проверить себя, как долго могу заниматься этим скучным делом». Продолжительность опыта варьируется от 10 мин до часа и больше.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|