Литература: 4,с. 137-140; 13,с. 317-321; 20,с. 49-88. 176
Литература: 4, с. 137-140; 13, с. 317-321; 20, с. 49-88. 176 Задание 6. Влияние способа слухового воспроизведения Тема задания Задание посвящено освоению схемы межгруппового эксперимента с двумя качественными уровнями независимой переменной. Обсуждаются вопросы, связанные с внутренней валидностью межгруппового эксперимента, основные источники нарушения внутренней валидности и способы ее повышения. Рассматриваются две схемы контроля индивидуальных различий испытуемых — стратегии попарного уравнивания и случайного подбора в группы, а также предлагаются способы проверки адекватности их использования для контроля систематического смешения условий независимой переменной с фактором индивидуальных различий. В задании также обсуждается проблема операциональной валидности — проблема соответствия независимой и зависимой переменных. Введение Проблема механизмов избирательности восприятия наиболее интенсивно разрабатывалась и продолжает разрабатываться в рамках теоретико-информационного подхода. В исследованиях, проводимых в этом русле, были выдвинуты многочисленные модели механизмов избирательности. Первая модель была предложена Д. Бродбентом в 1958 г. Она основана на предположении об ограниченности пропускной способности перцептивной системы в параллельной переработке информации, поступающей одновременно по нескольким каналам. Это предположение было проверено экспериментально следующим образом. Испытуемым с магнитофона дихотически предъявлялись три пары цифр. Цифры произносились одним и тем же диктором с интервалом 0, 5 с. При этом им предлагалось прослушать и воспроизвести все цифры в любом порядке. Было показано, что в 65% случаев испытуемые правильно воспроизводили весь материал. В 62% случаев они воспроизводили цифры не в порядке их предъявления, а поканально: вначале с одного канала, затем с другого. Если же в данной экспериментальной ситуации испытуемым предлагалось воспроизвести цифры попарно, т. е. в порядке их предъявления (первая пара, вторая и третья), то качество воспроизведения ухудшалось более чем в три раза.
Полученные результаты использовались Д. Бродбентом для разработки модели перцептивного внимания. Схематично эта модель представлена на рис. 18. 12-6187
Рис. 18. Модель перцептивного внимания по Д. Бродбенту. Как видно из рисунка, модель Д. Бродбента включает 2 стадии переработки информации. На первой стадии осуществляется одновременная переработка всей поступающей информации. Переработка начинается с выделения физических характеристик сообщений, на основе которых происходит выделение различных каналов информации. В данной модели каналы понимаются как потоки информационных сообщений, различающиеся по одной или нескольким физическим характеристикам. Информация по каждому каналу поступает в кратковременную память, которая является последним звеном параллельной обработки. Из блока кратковременной памяти информация поступает во вторую стадию переработки, в которой происходит ее опознание. Это стадия последовательной переработки информации. Перед блоком опознания находится система фильтра, которая регулирует очередность обработки каналов на основе фильтрации их физических признаков. После опознания информация может быть переведена на хранение в долговременную память или репродуцирована в виде речевого ответа.
Цель задания — экспериментальная проверка следствий из модели Д. Бродбента о том, что слуховая перцептивная система обладает ограниченной пропускной способностью к параллельной переработке информации. Соответствующая экспериментальная гипотеза должна предполагать, что продуктивность параллельной обработки информации в условиях дихотического прослушивания окажется ниже, чем при последовательной ее обработке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|