Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика. Обработка результатов




Методика

Экспериментальный материал и задача испытуемого. Испытуемым со стереомагнитофона дихотически предъявляются пять последова­тельностей по три пары цифр, которые произносятся двумя диктора­ми (мужчинами) с одинаковой громкостью и с интервалом 0, 5 с. Так, например, испытуемые слышат одновременно: из правого наушника цифры 7, 3, 4, из левого наушника цифры 6, 1, 5. Перед началом стимуляции звучит команда «Внимание! ». Цифры подобраны в слу­чайном порядке из набора целых чисел от 0 до 9. В каждой шестерке цифр ни одно число не повторяется дважды.

Инструкция испытуемым для экспериментальной группы (№ 1): «В этом эксперименте Вам предлагается прослушивать пары цифр, предъявляемых раздельно на правое и левое ухо. Из правого науш­ника Вы будете слышать один набор из трех цифр и одновременно из левого — другой. Перед началом каждой последовательности будет дана предупредительная команда " Внимание! ". Ваша задача заключается в том, чтобы внимательно прослушать все цифры (попарно в порядке их предъявления, т. е. вначале первую пару, затем вторую, после нее — третью), и после прослушивания запи­сать их в этом же порядке в строчку. При этом вторая пара цифр записывается только после того, как записана первая пара, а тре­тья — только после второй».

Для контрольной группы (№ 2) инструкция формулируется точно так же, за исключением последней фразы, но вместо текста, заклю­ченного в скобки, следует сказать: «... в удобном для Вас порядке и записать в том же порядке».

Процедура и план эксперимента. Независимая переменная в этом эксперименте представлена двумя качественными условиями, кото­рые задаются с помощью инструкций: попарное прослушивание цифр и свободное прослушивание. В качестве зависимой переменной ис­пользуется показатель продуктивности воспроизведения — количество правильно воспроизведенных последовательностей.

Эксперимент проводится по межгрупповой схеме. Для составления групп используется стратегия подбора пар по результатам теста на кратковременную память. Он состоит в следующем. Испытуемым с магнитофона через наушники предъявляются последовательности цифр, состоящие из 6, 7, 8, 9 элементов. Последовательности предъяв-180


ляются в возрастающем порядке, каждая — три раза. В паузах между предъявлениями испытуемые должны записать в протокол все циф­ры, которые они запомнили, учитывая порядок их предъявления. Цифры подобраны в случайном порядке из набора целых чисел от 0 до 9. Паузы между последовательностями составляют 20 с, между от­дельными цифрами — 1 с. Перед началом каждой последовательности подается команда «Внимание! ».

После окончания этой предварительной процедуры тестирования испытуемые определяют собственный объем кратковременной памя­ти, который измеряется максимальной величиной последовательнос­ти, правильно воспроизведенной испытуемым: < 6, 6, 7, 8, > 9. После­довательность считается здесь правильно воспроизведенной, если ис­пытуемый не менее чем в двух случаях из трех воспроизвел правильно все цифры в порядке их предъявления.

По результатам тестирования составляется список группы в по­рядке убывания объема кратковременной памяти. На первом месте списка ставится фамилия испытуемого с наибольшим объемом крат­ковременной памяти, на последнем — с наименьшим. Если результа­ты теста одинаковы для нескольких испытуемых, то они записывают­ся в алфавитном порядке. Все нечетные номера списка образуют одну группу испытуемых, четные — другую.

Для контроля фактора задачи испытуемым обеих групп предъяв­ляется одна и та же запись стимульного материала.

Обработка результатов

1. На основании субъективных отчетов испытуемых 1-й группы выделить и описать типичные случаи нарушения выполнения инст­рукции. Пробы, в которых наблюдались нарушения выполнения инст­рукции, необходимо исключить из дальнейшей обработки.

2. Сопоставляя результаты испытуемых со стимульным материа­лом, необходимо произвести классификацию ответов каждого испы­туемого в зависимости от порядка воспроизведения стимульных пос­ледовательностей. Для этого порядок предъявления кодируется номе-

рами: 123 •

Порядковые номера цифр правого канала кодируются красным цве­том, левого — синим. В графах «Порядок воспроизведения» соответству­ющих протоколов (образец протокола см. в Приложении I) записыва­ются типы воспроизведенной последовательности. Например, если ис­пытуемому предъявлялись цифры 215 и он воспроизвел последователь­ность в порядке 7, 3, 4, 2, 1, 5, то в графе «Порядок воспроизведения» следует записать тип ответа 123 123, соблюдая соответствующий код цветов. Все результаты сводятся в общий протокол по группе.


3. По каждой группе испытуемых подсчитать количество правиль­но и неправильно воспроизведенных последовательностей. Последо­вательность считается правильно воспроизведенной, если испытуе­мый правильно назвал все шесть цифр в заданном порядке. К катего­рии неправильно воспроизведенных проб относятся все остальные ответы. Результаты заносятся в четырехклеточную табл. 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...