Методика. Обработка результатов
Методика Экспериментальный материал и задача испытуемого. Испытуемым со стереомагнитофона дихотически предъявляются пять последовательностей по три пары цифр, которые произносятся двумя дикторами (мужчинами) с одинаковой громкостью и с интервалом 0, 5 с. Так, например, испытуемые слышат одновременно: из правого наушника цифры 7, 3, 4, из левого наушника цифры 6, 1, 5. Перед началом стимуляции звучит команда «Внимание! ». Цифры подобраны в случайном порядке из набора целых чисел от 0 до 9. В каждой шестерке цифр ни одно число не повторяется дважды. Инструкция испытуемым для экспериментальной группы (№ 1): «В этом эксперименте Вам предлагается прослушивать пары цифр, предъявляемых раздельно на правое и левое ухо. Из правого наушника Вы будете слышать один набор из трех цифр и одновременно из левого — другой. Перед началом каждой последовательности будет дана предупредительная команда " Внимание! ". Ваша задача заключается в том, чтобы внимательно прослушать все цифры (попарно в порядке их предъявления, т. е. вначале первую пару, затем вторую, после нее — третью), и после прослушивания записать их в этом же порядке в строчку. При этом вторая пара цифр записывается только после того, как записана первая пара, а третья — только после второй». Для контрольной группы (№ 2) инструкция формулируется точно так же, за исключением последней фразы, но вместо текста, заключенного в скобки, следует сказать: «... в удобном для Вас порядке и записать в том же порядке». Процедура и план эксперимента. Независимая переменная в этом эксперименте представлена двумя качественными условиями, которые задаются с помощью инструкций: попарное прослушивание цифр и свободное прослушивание. В качестве зависимой переменной используется показатель продуктивности воспроизведения — количество правильно воспроизведенных последовательностей.
Эксперимент проводится по межгрупповой схеме. Для составления групп используется стратегия подбора пар по результатам теста на кратковременную память. Он состоит в следующем. Испытуемым с магнитофона через наушники предъявляются последовательности цифр, состоящие из 6, 7, 8, 9 элементов. Последовательности предъяв-180 ляются в возрастающем порядке, каждая — три раза. В паузах между предъявлениями испытуемые должны записать в протокол все цифры, которые они запомнили, учитывая порядок их предъявления. Цифры подобраны в случайном порядке из набора целых чисел от 0 до 9. Паузы между последовательностями составляют 20 с, между отдельными цифрами — 1 с. Перед началом каждой последовательности подается команда «Внимание! ». После окончания этой предварительной процедуры тестирования испытуемые определяют собственный объем кратковременной памяти, который измеряется максимальной величиной последовательности, правильно воспроизведенной испытуемым: < 6, 6, 7, 8, > 9. Последовательность считается здесь правильно воспроизведенной, если испытуемый не менее чем в двух случаях из трех воспроизвел правильно все цифры в порядке их предъявления. По результатам тестирования составляется список группы в порядке убывания объема кратковременной памяти. На первом месте списка ставится фамилия испытуемого с наибольшим объемом кратковременной памяти, на последнем — с наименьшим. Если результаты теста одинаковы для нескольких испытуемых, то они записываются в алфавитном порядке. Все нечетные номера списка образуют одну группу испытуемых, четные — другую. Для контроля фактора задачи испытуемым обеих групп предъявляется одна и та же запись стимульного материала.
Обработка результатов 1. На основании субъективных отчетов испытуемых 1-й группы выделить и описать типичные случаи нарушения выполнения инструкции. Пробы, в которых наблюдались нарушения выполнения инструкции, необходимо исключить из дальнейшей обработки. 2. Сопоставляя результаты испытуемых со стимульным материалом, необходимо произвести классификацию ответов каждого испытуемого в зависимости от порядка воспроизведения стимульных последовательностей. Для этого порядок предъявления кодируется номе- рами: 123 • Порядковые номера цифр правого канала кодируются красным цветом, левого — синим. В графах «Порядок воспроизведения» соответствующих протоколов (образец протокола см. в Приложении I) записываются типы воспроизведенной последовательности. Например, если испытуемому предъявлялись цифры 215 и он воспроизвел последовательность в порядке 7, 3, 4, 2, 1, 5, то в графе «Порядок воспроизведения» следует записать тип ответа 123 123, соблюдая соответствующий код цветов. Все результаты сводятся в общий протокол по группе. 3. По каждой группе испытуемых подсчитать количество правильно и неправильно воспроизведенных последовательностей. Последовательность считается правильно воспроизведенной, если испытуемый правильно назвал все шесть цифр в заданном порядке. К категории неправильно воспроизведенных проб относятся все остальные ответы. Результаты заносятся в четырехклеточную табл. 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|