Планирование эксперимента
Для проверки экспериментальной гипотезы достаточно сравнения двух условий независимой переменной (НП), т. е. пригодна схема бивалентного эксперимента: при одном условии испытуемые должны обрабатывать информацию параллельно, при другом параллельный способ переработки перцептивной информации не задается. Предполагается, что в условиях свободного выбора будет предпочитаться последовательная обработка информации. В качестве зависимой переменной (ЗП) можно использовать продуктивность воспроизведения. Управление способом переработки информации экспериментатор может осуществить только путем инструкции, т. е. путем апелляции к сознательному, произвольному регулированию испытуемым способа восприятия. Следует учесть, что индуцирование путем инструкций способа восприятия (управление НП) не исключает ее невыполнения испытуемым. Кроме того, возможность сознательного управления порядком воспроизведения (отчетом испытуемого как ЗП) может порождать проблему несоответствия способа воспроизведения и способа восприятия (например, параллельное воспроизведение при последовательном прослушивании). Поэтому в данном эксперименте особенно остро возникает проблема соответствия НП и ЗП тем процессам переработки информации, которые происходят согласно теоретической модели Д. Бродбента. Поскольку цель эксперимента заключается в проверке следствий из теоретической модели относительно особенностей переработки информации в слуховой перцептивной системе и предполагается обобщение выводов на человеческую популяцию в целом, то безразлично, будут ли использованы межгрупповые или индивидуальные схемы. В принципе для проверки системы данных гипотез — экспериментальной (ЭГ) и альтернативной конкурирующей (КГ) — возможно провести несколько интраиндивидуальных экспериментов или кросс-индивидуальный. Однако в этих экспериментах возникают дополнительные проблемы контроля фактора времени, задачи, эффектов последовательности или эффектов ряда.
При проведении межгрупповых экспериментов основными источниками нарушения внутренней валидности являются индивидуальные различия испытуемых. Среди индивидуальных различий можно выделить такие, которые не имеют прямого отношения к изучаемому базисному процессу, и такие, которые могут повлиять на ЗП. Существуют три стратегии составления групп испытуемых, позволяющие уравнять группы с точки зрения контроля индивидуальных различий: случайная стратегия, подбор пар и случайная с выделением слоев. Случайная стратегия используется при проведении экспериментов с достаточно большим количеством испытуемых. Если выборки, из которых осуществляется подбор в группы, невелики, то предпочтительнее использовать две другие стратегии. Поскольку данный эксперимент предполагается проводить на малой выборке испытуемых, то используется стратегия подбора пар. Эта стратегия предполагает уравнивание групп на основании результатов измерения у каждого испытуемого степени выраженности определенных индивидуальных особенностей, которые по ряду теоретических предположений или эмпирическим наблюдениям могут оказывать влияние на ЗП. В нашем эксперименте подбор пар производится на основании результатов теста на кратковременную память, так как на основании модели Д. Бродбента можно предположить, что 12* эффективность переработки перцептивной информации зависит от времени ее хранения в кратковременной памяти. Однако следует учесть, что для проверки гипотез свойства кратковременной памяти могут оказаться несущественными. Тем не менее в этом случае данная стратегия подбора групп будет не хуже случайной, так как в отношении всех иных характеристик испытуемые будут распределены случайно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|