Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Планирование эксперимента




Для проверки экспериментальной гипотезы достаточно сравне­ния двух условий независимой переменной (НП), т. е. пригодна схема бивалентного эксперимента: при одном условии испытуемые долж­ны обрабатывать информацию параллельно, при другом параллель­ный способ переработки перцептивной информации не задается. Пред­полагается, что в условиях свободного выбора будет предпочитаться последовательная обработка информации. В качестве зависимой пе­ременной (ЗП) можно использовать продуктивность воспроизведе­ния.


Управление способом переработки информации экспериментатор может осуществить только путем инструкции, т. е. путем апелляции к сознательному, произвольному регулированию испытуемым способа восприятия. Следует учесть, что индуцирование путем инструкций способа восприятия (управление НП) не исключает ее невыполне­ния испытуемым. Кроме того, возможность сознательного управле­ния порядком воспроизведения (отчетом испытуемого как ЗП) мо­жет порождать проблему несоответствия способа воспроизведения и способа восприятия (например, параллельное воспроизведение при последовательном прослушивании). Поэтому в данном эксперименте особенно остро возникает проблема соответствия НП и ЗП тем про­цессам переработки информации, которые происходят согласно тео­ретической модели Д. Бродбента.

Поскольку цель эксперимента заключается в проверке следствий из теоретической модели относительно особенностей переработки информации в слуховой перцептивной системе и предполагается обоб­щение выводов на человеческую популяцию в целом, то безразлич­но, будут ли использованы межгрупповые или индивидуальные схе­мы. В принципе для проверки системы данных гипотез — экспери­ментальной (ЭГ) и альтернативной конкурирующей (КГ) — возможно провести несколько интраиндивидуальных экспериментов или кросс-индивидуальный. Однако в этих экспериментах возникают дополни­тельные проблемы контроля фактора времени, задачи, эффектов последовательности или эффектов ряда.

При проведении межгрупповых экспериментов основными ис­точниками нарушения внутренней валидности являются индивиду­альные различия испытуемых. Среди индивидуальных различий мож­но выделить такие, которые не имеют прямого отношения к изучае­мому базисному процессу, и такие, которые могут повлиять на ЗП. Существуют три стратегии составления групп испытуемых, позво­ляющие уравнять группы с точки зрения контроля индивидуальных различий: случайная стратегия, подбор пар и случайная с выделени­ем слоев. Случайная стратегия используется при проведении экспе­риментов с достаточно большим количеством испытуемых. Если вы­борки, из которых осуществляется подбор в группы, невелики, то предпочтительнее использовать две другие стратегии.

Поскольку данный эксперимент предполагается проводить на ма­лой выборке испытуемых, то используется стратегия подбора пар. Эта стратегия предполагает уравнивание групп на основании результатов измерения у каждого испытуемого степени выраженности опреде­ленных индивидуальных особенностей, которые по ряду теоретичес­ких предположений или эмпирическим наблюдениям могут оказы­вать влияние на ЗП. В нашем эксперименте подбор пар производится на основании результатов теста на кратковременную память, так как на основании модели Д. Бродбента можно предположить, что

12*


эффективность переработки перцептивной информации зависит от времени ее хранения в кратковременной памяти. Однако следует учесть, что для проверки гипотез свойства кратковременной памяти могут оказаться несущественными. Тем не менее в этом случае данная стра­тегия подбора групп будет не хуже случайной, так как в отношении всех иных характеристик испытуемые будут распределены случайно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...