Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Планирование эксперимента. Методика. 2. Схема эксперимента. Обработка результатов




Планирование эксперимента

Для проверки ЭГ по отношению к КГ необходимо проконтроли­ровать сопутствующее смешение семантических характеристик речи, выступающих в качестве независимой переменной, с физическими признаками речи — дополнительной переменной. Поскольку семан­тические характеристики речи невозможно предъявлять отдельно от физических, то необходимо ввести расширенную переменную, кото­рая состоит в сходстве физических признаков предъявляемых сообще­ний, при этом достаточно использования двух условий независимой переменной: семантического сходства предъявляемых речевых сооб­щений и их семантического различия.

Схема контроля сопутствующего смешения показана в табл. 1.


1. Схема смешения

 

Расширенная

Независимая переменная

переменная Различие семантических характеристик сообщений Сходство семантических характеристик сообщений
Сходство физических характеристик сообщений Экспериментальное условие Контрольное условие

В качестве зависимой переменной можно использовать показатель продуктивности восприятия. Для проверки гипотез может быть ис­пользована любая из основных экспериментальных схем — интраин-дивидуальная, кроссиндивидуальная и межгрупповая, однако пред­почтительнее межгрупповая схема, поскольку она позволяет избежать проблем контроля факторов времени и задачи, эффектов последова­тельности и ряда, а также требует меньшего количества проб.

Методика

Экспериментальный материал и задача испытуемого. Испытуемых случайным образом делят на две группы. Обеим группам со стереомаг­нитофона предъявляются два сообщения, произносимые одним и тем же диктором с одинаковой громкостью. Одно сообщение представля­ет собой отрывок из газетного текста, другое — афоризм. Одной груп­пе (контрольной) на правое ухо читается только газетный текст, а на левое — только афоризм. Другой группе (экспериментальной) предъяв­ляются те же самые тексты с той лишь разницей, что в середине предложений каналы предъявления этих сообщений переключаются: продолжение текста, предъявляемого до этого момента из правого наушника, подается на левый и наоборот.

Перед началом текста дается предупредительная команда «Внима­ние! ».

Инструкция испытуемому: «В этом эксперименте Вам будут одно­временно предъявлены два текста. Из правого наушника Вы буде­те слышать один текст, из левого — другой. Ваша задача заключа­ется в том, чтобы внимательно слушать текст, передаваемый из правого наушника, и как можно быстрее и точнее его повторять. Перед началом пробы Вам будет предъявлена предупредительная команда " Внимание! " ».

Процедура и план эксперимента. В данном эксперименте варьиру­ются два условия независимой переменной: наличие и отсутствие се­мантической связанности речевого сообщения, передаваемого по ре­левантному каналу. Нарушение семантической связанности сообще-


ний достигается с помощью процедуры «перекреста». Расширенной переменной является сходство физических признаков релевантного сообщения до и после «перекреста». Это достигается тем, что тексты читаются одним и тем же диктором с одинаковой громкостью.

Эксперимент проводится по межгрупповой схеме. Используетс-случайная стратегия разбиения испытуемых на две группы.

Контроль сопутствующего смешения осуществляется по следую­щей схеме (табл. 2), где в качестве зависимой переменной использу­ются ошибки воспроизведения испытуемыми релевантного канала: повторение информации, предъявляемой по нерелевантному каналу.

2. Схема эксперимента

 

Расширенная переменная

Независимая переменная

Сходство физических признаков релевантного сообщения: один и тот же диктор, одинаковая громкость Нарушение семантической связанности релевантного сообщения: процедура «перекреста» Семантическая связанность релевантного сообщения не нарушена: «перекрест» отсутствует
Условие Экспериментальное Контрольное

Контроль фактора задачи обеспечивается предъявлением обеим группам испытуемых одних и тех же текстов. В ходе эксперимента ре­чевые ответы испытуемых записываются на магнитофон.

Перед началом эксперимента осуществляется предварительная тренировка испытуемых. Им предъявляется на правое ухо небольшой отрывок из газеты и предлагается научиться слушать и как можно быстрее повторять сообщение диктора. В процессе тренировки необхо­димо добиться безошибочного повторения и максимально возможно­го сокращения времени запаздывания между слушанием и воспроиз­ведением.

Обработка результатов

1. Переписать речевые ответы всех испытуемых в общий протокол (форма протокола дана в Приложении).

2. Подчеркнуть ошибки воспроизведения испытуемыми релевант­ного канала, выражающиеся в повторении отдельных слов, слогов или целых фраз нерелевантного канала.

3. Подсчитать количество проб, в которых наблюдались указанные ошибки, отдельно для экспериментальной и контрольной групп.

4. Оценить статистически значимость различий вероятностей оши­бочных проб в экспериментальной и контрольной группах, используя


стандартный критерий оценки значимости различий по наблюдаемым вероятностям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...