Планирование эксперимента. Методика. 2. Схема эксперимента. Обработка результатов
Планирование эксперимента Для проверки ЭГ по отношению к КГ необходимо проконтролировать сопутствующее смешение семантических характеристик речи, выступающих в качестве независимой переменной, с физическими признаками речи — дополнительной переменной. Поскольку семантические характеристики речи невозможно предъявлять отдельно от физических, то необходимо ввести расширенную переменную, которая состоит в сходстве физических признаков предъявляемых сообщений, при этом достаточно использования двух условий независимой переменной: семантического сходства предъявляемых речевых сообщений и их семантического различия. Схема контроля сопутствующего смешения показана в табл. 1. 1. Схема смешения
В качестве зависимой переменной можно использовать показатель продуктивности восприятия. Для проверки гипотез может быть использована любая из основных экспериментальных схем — интраин-дивидуальная, кроссиндивидуальная и межгрупповая, однако предпочтительнее межгрупповая схема, поскольку она позволяет избежать проблем контроля факторов времени и задачи, эффектов последовательности и ряда, а также требует меньшего количества проб. Методика Экспериментальный материал и задача испытуемого. Испытуемых случайным образом делят на две группы. Обеим группам со стереомагнитофона предъявляются два сообщения, произносимые одним и тем же диктором с одинаковой громкостью. Одно сообщение представляет собой отрывок из газетного текста, другое — афоризм. Одной группе (контрольной) на правое ухо читается только газетный текст, а на левое — только афоризм. Другой группе (экспериментальной) предъявляются те же самые тексты с той лишь разницей, что в середине предложений каналы предъявления этих сообщений переключаются: продолжение текста, предъявляемого до этого момента из правого наушника, подается на левый и наоборот.
Перед началом текста дается предупредительная команда «Внимание! ». Инструкция испытуемому: «В этом эксперименте Вам будут одновременно предъявлены два текста. Из правого наушника Вы будете слышать один текст, из левого — другой. Ваша задача заключается в том, чтобы внимательно слушать текст, передаваемый из правого наушника, и как можно быстрее и точнее его повторять. Перед началом пробы Вам будет предъявлена предупредительная команда " Внимание! " ». Процедура и план эксперимента. В данном эксперименте варьируются два условия независимой переменной: наличие и отсутствие семантической связанности речевого сообщения, передаваемого по релевантному каналу. Нарушение семантической связанности сообще- ний достигается с помощью процедуры «перекреста». Расширенной переменной является сходство физических признаков релевантного сообщения до и после «перекреста». Это достигается тем, что тексты читаются одним и тем же диктором с одинаковой громкостью. Эксперимент проводится по межгрупповой схеме. Используетс-случайная стратегия разбиения испытуемых на две группы. Контроль сопутствующего смешения осуществляется по следующей схеме (табл. 2), где в качестве зависимой переменной используются ошибки воспроизведения испытуемыми релевантного канала: повторение информации, предъявляемой по нерелевантному каналу.
2. Схема эксперимента
Контроль фактора задачи обеспечивается предъявлением обеим группам испытуемых одних и тех же текстов. В ходе эксперимента речевые ответы испытуемых записываются на магнитофон. Перед началом эксперимента осуществляется предварительная тренировка испытуемых. Им предъявляется на правое ухо небольшой отрывок из газеты и предлагается научиться слушать и как можно быстрее повторять сообщение диктора. В процессе тренировки необходимо добиться безошибочного повторения и максимально возможного сокращения времени запаздывания между слушанием и воспроизведением. Обработка результатов 1. Переписать речевые ответы всех испытуемых в общий протокол (форма протокола дана в Приложении). 2. Подчеркнуть ошибки воспроизведения испытуемыми релевантного канала, выражающиеся в повторении отдельных слов, слогов или целых фраз нерелевантного канала. 3. Подсчитать количество проб, в которых наблюдались указанные ошибки, отдельно для экспериментальной и контрольной групп. 4. Оценить статистически значимость различий вероятностей ошибочных проб в экспериментальной и контрольной группах, используя стандартный критерий оценки значимости различий по наблюдаемым вероятностям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|