Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Планирование эксперимента. Методика




Планирование эксперимента

Факторный эксперимент является наиболее экономным способом проверки указанной выше гипотезы и единственно возможным для выяснения взаимодействия факторов.

В эксперименте используются две независимые переменные (НП) — условие наблюдения и установка испытуемого — по два уров­ня каждой, т. е. план 2x2. Обе НП качественного типа: условия наблю­дения либо ничем не отличаются от естественных, либо искусственно введены сильные ограничения возможности восприятия удаленности объекта наблюдения; испытуемому дается установка либо на оценку видимой величины объекта по первому впечатлению, либо на оценку 192


с учетом уменьшения его видимой величины за счет удаленности от наблюдателя. В качестве зависимой переменной (ЗП) используется принятый показатель константности — коэффициент константности, вычисляемый по формуле Брунсвика на основе вербальных ответов испытуемого.

Наиболее адекватной представляется интраиндивидуальная экс­периментальная схема, поскольку индивидуальные различия коэф­фициента константности по абсолютной величине достаточно вели­ки, а изучаемая зависимость имеет, по-видимому, надиндивидуаль-ный характер. Межгрупповая схема менее пригодна по той причине, что для подбора 4 эквивалентных групп для эксперимента 2x2 при большом разбросе индивидуальных значений коэффициента констант­ности потребуется, во-первых, большая выборка, для которой чис­ленность лабораторной группы студентов (10—12 чел. ) скорее всего будет недостаточна, и, во-вторых, предварительное определение ве­личины константности у каждого испытуемого.

Для устранения несистематического смешения и повышения на­дежности эксперимента достаточно увеличить число повторений каж­дого условия. Необходимое число повторений растет с увеличением вариабельности значения коэффициента константности. Для увеличе­ния надежности вывода об экспериментальной гипотезе по экспери­менту в целом индивидуальные значения ЗП присоединяются к груп­повым данным и далее сравниваются средние значения ЗП по четы­рем экспериментальным условиям.

Из факторов, приводящих к систематическому смешению, в дан­ном случае имеет значение только фактор последовательности предъяв­ления условий НП. Очевидно, что в нашем случае при определении характера последовательности нужно учитывать только изменение (на­копление) перцептивного опыта от пробы к пробе и возможное раз­витие утомления к концу опыта. Эффект переноса, как показывают предварительные^пыты, однороден и симметричен. В силу этого пред­ставляется приемлемой позиционно уравненная последовательность из 4 условий вида АБВГГБВААБВГ... и т. д.

Поскольку установка на тот или иной тип оценки размеров объек­та задается инструкцией, для обеспечения операциональной валидности эксперимента очень важно принять необходимые меры для того, что­бы испытуемый хорошо понял инструкцию и активно изменял уста­новку по ходу работы при следовании задаваемой экспериментатором схеме условий, сочетающих оба фактора («установки» х «условия»).

Методика

Экспериментальный материал и задача испытуемого. В качестве эта­лонного объекта предъявляется квадрат со стороной 5 см, находя­щийся на расстоянии 2 м от испытуемого в центре большого квадрат­ного экрана со стороной 100 см. Сравниваемые с ним квадраты

13-6187


предъявляются в центре такого же экрана, удаленного на расстояние 6—9 м. Размер стороны квадратов варьирует от 2, 5 до 8, 0 см с шагом через 0, 5 см.

Испытуемому предъявляются для сравнения два стимульных объек­та: эталон, дистанция наблюдения которого не изменена в течение опыта, и сравниваемый объект, который имеет переменную величину и размещается на более далеком расстоянииЪт наблюдателя. Его зада­ча — подобрать кажущийся равным эталону размер сравниваемого объекта. Обычно он определяется в ряду сравниваемых квадратов как то значение, которое соответствует точке субъективного равенства (ТСР). Измерение производится одним из пороговых психофизичес­ких методов.

Процедура и план эксперимента. Наблюдение в естественных усло­виях осуществляется испытуемым бинокулярно в хорошо освещен­ном помещении. Искусственное ограничение условий восприятия уда­ленности сравниваемых с эталоном квадратов осуществляется с по­мощью наблюдения через трубки, вставленные в ширму-экран под таким углом, чтобы эталон был виден в одну из трубок, а сравнивае­мый с ним квадрат — в другую. Длина трубок подобрана таким обра­зом, чтобы объект был виден в небольшом фоновом окружении. Го­лова испытуемого фиксируется на подбороднике.

В данном случае для получения значений ЗП из психофизических методик наиболее удобен метод границ, поскольку он позволяет быс­трее определить ТСР и характеризуется меньшей вариабельностью пороговых величин. Последнее обстоятельство особенно существенно при определении константности в условиях ограничения наблюдения из-за естественного роста вариабельности ответов. Стимульная после­довательность предъявляется в соответствии с требованиями метода границ. Следует обратить внимание на варьирование начального от­дельного объекта как в восходящих, так и нисходящих рядах. На каж­дое условие НП должно быть определено не менее 4 ТСР (а значит, не менее 8 рядов переменных стимулов).

Инструкция А испытуемому: «Ваша голова не должна сдвигаться с подбородника. Проба начинается по сигналу " Внимание! ". Вы откры­ваете глаза и смотрите на эталонный квадрат — на ближнем экране и переменный — на дальнем экране и сообщаете, " больше", " равен" или " меньше" кажется вам переменный квадрат. После ответа закры­ваете глаза».

Инструкция Б: «Ваша задача остается той же. Отличие состоит толь­ко в том, что вы-по сигналу " Внимание! " теперь смотрите сначала в одну, потом в другую трубку, чтобы увидеть эталонный и перемен­ный квадраты».

Инструкция В: «Ваша задача состоит в том, чтобы, открыв глаза по сигналу " Внимание! " и посмотрев через трубки на эталонный и переменный квадраты, оценить реальную величину квадрата в тех же


категориях, учитывая, что при удалении предмета его видимый раз­мер уменьшается».

Инструкция Г: «Ваша задача остается той же, но смотреть Вы мо­жете не через трубки».

Смена условий НП происходит по схеме позиционно уравненной последовательности.

Студенты работают по двое: экспериментатор и испытуемый. Экс­периментатор предъявляет стимульные объекты и ведет протокол, который должен быть заготовлен заранее, до сдачи допуска к отра­ботке задания. После проведения опыта испытуемый пишет самоот­чет, в котором отмечает, какими признаками он пользовался при срав­нении эталонного и переменного стимулов, в каком отношении для него отличались четыре ситуации эксперимента, в чем выражались специфические трудности при ограничении условий наблюдения, как менялось самочувствие в ходе опыта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...