Планирование эксперимента. Методика
Планирование эксперимента Факторный эксперимент является наиболее экономным способом проверки указанной выше гипотезы и единственно возможным для выяснения взаимодействия факторов. В эксперименте используются две независимые переменные (НП) — условие наблюдения и установка испытуемого — по два уровня каждой, т. е. план 2x2. Обе НП качественного типа: условия наблюдения либо ничем не отличаются от естественных, либо искусственно введены сильные ограничения возможности восприятия удаленности объекта наблюдения; испытуемому дается установка либо на оценку видимой величины объекта по первому впечатлению, либо на оценку 192 с учетом уменьшения его видимой величины за счет удаленности от наблюдателя. В качестве зависимой переменной (ЗП) используется принятый показатель константности — коэффициент константности, вычисляемый по формуле Брунсвика на основе вербальных ответов испытуемого. Наиболее адекватной представляется интраиндивидуальная экспериментальная схема, поскольку индивидуальные различия коэффициента константности по абсолютной величине достаточно велики, а изучаемая зависимость имеет, по-видимому, надиндивидуаль-ный характер. Межгрупповая схема менее пригодна по той причине, что для подбора 4 эквивалентных групп для эксперимента 2x2 при большом разбросе индивидуальных значений коэффициента константности потребуется, во-первых, большая выборка, для которой численность лабораторной группы студентов (10—12 чел. ) скорее всего будет недостаточна, и, во-вторых, предварительное определение величины константности у каждого испытуемого. Для устранения несистематического смешения и повышения надежности эксперимента достаточно увеличить число повторений каждого условия. Необходимое число повторений растет с увеличением вариабельности значения коэффициента константности. Для увеличения надежности вывода об экспериментальной гипотезе по эксперименту в целом индивидуальные значения ЗП присоединяются к групповым данным и далее сравниваются средние значения ЗП по четырем экспериментальным условиям.
Из факторов, приводящих к систематическому смешению, в данном случае имеет значение только фактор последовательности предъявления условий НП. Очевидно, что в нашем случае при определении характера последовательности нужно учитывать только изменение (накопление) перцептивного опыта от пробы к пробе и возможное развитие утомления к концу опыта. Эффект переноса, как показывают предварительные^пыты, однороден и симметричен. В силу этого представляется приемлемой позиционно уравненная последовательность из 4 условий вида АБВГГБВААБВГ... и т. д. Поскольку установка на тот или иной тип оценки размеров объекта задается инструкцией, для обеспечения операциональной валидности эксперимента очень важно принять необходимые меры для того, чтобы испытуемый хорошо понял инструкцию и активно изменял установку по ходу работы при следовании задаваемой экспериментатором схеме условий, сочетающих оба фактора («установки» х «условия»). Методика Экспериментальный материал и задача испытуемого. В качестве эталонного объекта предъявляется квадрат со стороной 5 см, находящийся на расстоянии 2 м от испытуемого в центре большого квадратного экрана со стороной 100 см. Сравниваемые с ним квадраты 13-6187 предъявляются в центре такого же экрана, удаленного на расстояние 6—9 м. Размер стороны квадратов варьирует от 2, 5 до 8, 0 см с шагом через 0, 5 см. Испытуемому предъявляются для сравнения два стимульных объекта: эталон, дистанция наблюдения которого не изменена в течение опыта, и сравниваемый объект, который имеет переменную величину и размещается на более далеком расстоянииЪт наблюдателя. Его задача — подобрать кажущийся равным эталону размер сравниваемого объекта. Обычно он определяется в ряду сравниваемых квадратов как то значение, которое соответствует точке субъективного равенства (ТСР). Измерение производится одним из пороговых психофизических методов.
Процедура и план эксперимента. Наблюдение в естественных условиях осуществляется испытуемым бинокулярно в хорошо освещенном помещении. Искусственное ограничение условий восприятия удаленности сравниваемых с эталоном квадратов осуществляется с помощью наблюдения через трубки, вставленные в ширму-экран под таким углом, чтобы эталон был виден в одну из трубок, а сравниваемый с ним квадрат — в другую. Длина трубок подобрана таким образом, чтобы объект был виден в небольшом фоновом окружении. Голова испытуемого фиксируется на подбороднике. В данном случае для получения значений ЗП из психофизических методик наиболее удобен метод границ, поскольку он позволяет быстрее определить ТСР и характеризуется меньшей вариабельностью пороговых величин. Последнее обстоятельство особенно существенно при определении константности в условиях ограничения наблюдения из-за естественного роста вариабельности ответов. Стимульная последовательность предъявляется в соответствии с требованиями метода границ. Следует обратить внимание на варьирование начального отдельного объекта как в восходящих, так и нисходящих рядах. На каждое условие НП должно быть определено не менее 4 ТСР (а значит, не менее 8 рядов переменных стимулов). Инструкция А испытуемому: «Ваша голова не должна сдвигаться с подбородника. Проба начинается по сигналу " Внимание! ". Вы открываете глаза и смотрите на эталонный квадрат — на ближнем экране и переменный — на дальнем экране и сообщаете, " больше", " равен" или " меньше" кажется вам переменный квадрат. После ответа закрываете глаза». Инструкция Б: «Ваша задача остается той же. Отличие состоит только в том, что вы-по сигналу " Внимание! " теперь смотрите сначала в одну, потом в другую трубку, чтобы увидеть эталонный и переменный квадраты».
Инструкция В: «Ваша задача состоит в том, чтобы, открыв глаза по сигналу " Внимание! " и посмотрев через трубки на эталонный и переменный квадраты, оценить реальную величину квадрата в тех же категориях, учитывая, что при удалении предмета его видимый размер уменьшается». Инструкция Г: «Ваша задача остается той же, но смотреть Вы можете не через трубки». Смена условий НП происходит по схеме позиционно уравненной последовательности. Студенты работают по двое: экспериментатор и испытуемый. Экспериментатор предъявляет стимульные объекты и ведет протокол, который должен быть заготовлен заранее, до сдачи допуска к отработке задания. После проведения опыта испытуемый пишет самоотчет, в котором отмечает, какими признаками он пользовался при сравнении эталонного и переменного стимулов, в каком отношении для него отличались четыре ситуации эксперимента, в чем выражались специфические трудности при ограничении условий наблюдения, как менялось самочувствие в ходе опыта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|