Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы. Ход выполнения задания. Обработка результатов. iS 43   Задание10. Методика «ответные ассоциации»




Контрольные вопросы

1. Какие показатели уровня развития речи можно оценить при помо­щи данной методики?

2. Влияет ли мотивация на скорость подбора слов при заполнении пропусков в тексте?

i

i S 43    Задание 10. Методика «ответные ассоциации»

Тема задания

Студенты знакомятся с вариантом так называемого «ассоциативно­го эксперимента», позволяющего выявлять особенности мышления. Другие цели ее модифицированных вариантов — анализ «аффектив­ных комплексов», оценка соотношения подвижности и инертности нервных процессов. Также широко используется в патопсихологии.

Ход выполнения задания

Экспериментатор заранее готовит стимульный ряд — список из слов (существительных), не имеющих между собой связи. В настоящее время для подготовки такого списка используется словарь ассоциа­тивных норм русского языка, если существительные должны быть эквивалентны с точки зрения частоты их встречаемости и легкости-трудности устновления ассоциаций.

В форме протокола задан список слов, использованных в ситуации «патопсихологического эксперимента». Стимульный ряд предъявляет-


21'


ся устно: экспериментатор последовательно прочитывает очередное слово и записывает ответное, названное испытуемым. У эксперимен­татора должен быть секундомер, с помощью которого он отмечает время ответа испытуемого, т. е. временной промежуток от конца назы­вания им слова до начала ответа испытуемого.

Инструкция испытуемому: «Старайтесь отвечать любым первым пришедшим в голову словом в ответ на мое. Отвечать надо быстро и не раздумывая».

В случае если испытуемый отвечает фразами или словосочетания­ми, его следует поправить и предложить выполнять инструкцию.

Обработка результатов

Анализируется содержание ассоциаций: являются связи понятийно связанными — содержательными или формальными (выхолощенные ассоциации), используются испытуемым обычные или вычурные связи Причем редкая встречаемость ассоциации не означает, что она неадек­ватна (экспериментатор может потом спросить испытуемого, как ему кажется, почему тому пришла именно названная ассоциация).

Сравнение ответов испытуемых с предполагаемыми самим экспе­риментатором связями базируется на знании эмпирических частот их появления в разных выборках.

Психологами отмечалось, что связи значений могут существенно разниться с точки зрения их внешнего восприятия. Скажем, частоты встречаемости пар «лев—тигр» и «лев—яйцо» предположительно бу­дут отличаться, даже если эмпирически это не исследовалось. Родо­видовые отношения — наиболее привычный способ установления адекватности ассоциаций. Знание профессии или специфики учебно­го заведения, в котором учится испытуемый, — другой источник ква­лификации полученных ассоциативных пар.

Например, при апробации методики в группе будущих режиссе­ров психолог сталкивался с тем, что испытуемые слишком часто ори­ентировались на латентные признаки понятий в, казалось бы, не­произвольном процессе ассоциирования. Установка на «свое виде­ние» так стойко направляла их мышление, что и ассоциативный эксперимент явно воспринимался ими как еще одна возможность «найти новое решение», а не просто дать ответ первым пришедшим в голову словом.

Данная проба помогает выявить бедность или богатство словарно­го запаса (что важно в установлении диагноза, оценке уровня вер­бального мышления), непродуктивность мышления (например, тен­денцию больных шизофренией отвечать одним и тем же словом или, напротив, демонстрировать многословие).


 

 

 

Контрольные вопросы

1. Какие критерии используются для оценки ассоциативных ответов?

2. Какие факторы влияют на ассоциативные реакции (на тип логичес­ких связей, на используемые в ответах грамматические категории и т. д. )?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Протоколк опыту

 

 

 

 

 

Стимульные слова Ответ (ассоциация) Время, с
Чернила    
  ~рат Трава Ящик
  Клюква Тигр гЦ вЯТО<  
  Скамья

; Ю

  Гребенка

 

Самовар    
  Солома  
  Книга    
  Булавка Огонь Зонтик  
 

Собака

Медведь

" асы

Усы

Ножницы

Звонок

   
     
  .
  Календарь    

§44

Задание 11. Методика «простые аналогии»

 

Тема задания

С ее помощью выявляется характер логических связей и отноше­ний между понятиями. Студенты знакомятся с одним из приемов изучения особенностей мышления человека.

Ход выполнения задания

Выполнение задания включает демонстрационную пробу и основ­ную часть. В ходе демонстрационной пробы испытуемому разъясняет­ся инструкция.


 


Испытуемому показывают первую задачу (материал к методике см. в Приложении) — «лошадь/жеребенок» и предлагают по аналогии подобрать к слову «корова» одно из предъявляемых пяти слов — «паст­бище», «рога», «молоко», «теленок», «бык». После того как экспери­ментатор убедился, что испытуемый понял инструкцию, ему предла­гаются для решения другие задачи.

Бланк к методике является одновременно протоколом выполнения задания. Согласно инструкции, испытуемый должен из пяти слов спра­ва выбрать — подчеркнуть или обвести — то, которое находится к клю­чевому слову (над ними) в таком же отношении, как два слова слева.

Испытуемым может быть взрослый или школьник, методика при­меняется как в случае нормы, так и при патопсихологическом обсле­довании.

-              И

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...