Контрольные вопросы. Ход выполнения задания. Обработка результатов. iS 43 Задание10. Методика «ответные ассоциации»
Контрольные вопросы 1. Какие показатели уровня развития речи можно оценить при помощи данной методики? 2. Влияет ли мотивация на скорость подбора слов при заполнении пропусков в тексте? i i S 43 Задание 10. Методика «ответные ассоциации» Тема задания Студенты знакомятся с вариантом так называемого «ассоциативного эксперимента», позволяющего выявлять особенности мышления. Другие цели ее модифицированных вариантов — анализ «аффективных комплексов», оценка соотношения подвижности и инертности нервных процессов. Также широко используется в патопсихологии. Ход выполнения задания Экспериментатор заранее готовит стимульный ряд — список из слов (существительных), не имеющих между собой связи. В настоящее время для подготовки такого списка используется словарь ассоциативных норм русского языка, если существительные должны быть эквивалентны с точки зрения частоты их встречаемости и легкости-трудности устновления ассоциаций. В форме протокола задан список слов, использованных в ситуации «патопсихологического эксперимента». Стимульный ряд предъявляет- 21' ся устно: экспериментатор последовательно прочитывает очередное слово и записывает ответное, названное испытуемым. У экспериментатора должен быть секундомер, с помощью которого он отмечает время ответа испытуемого, т. е. временной промежуток от конца называния им слова до начала ответа испытуемого. Инструкция испытуемому: «Старайтесь отвечать любым первым пришедшим в голову словом в ответ на мое. Отвечать надо быстро и не раздумывая». В случае если испытуемый отвечает фразами или словосочетаниями, его следует поправить и предложить выполнять инструкцию.
Обработка результатов Анализируется содержание ассоциаций: являются связи понятийно связанными — содержательными или формальными (выхолощенные ассоциации), используются испытуемым обычные или вычурные связи Причем редкая встречаемость ассоциации не означает, что она неадекватна (экспериментатор может потом спросить испытуемого, как ему кажется, почему тому пришла именно названная ассоциация). Сравнение ответов испытуемых с предполагаемыми самим экспериментатором связями базируется на знании эмпирических частот их появления в разных выборках. Психологами отмечалось, что связи значений могут существенно разниться с точки зрения их внешнего восприятия. Скажем, частоты встречаемости пар «лев—тигр» и «лев—яйцо» предположительно будут отличаться, даже если эмпирически это не исследовалось. Родовидовые отношения — наиболее привычный способ установления адекватности ассоциаций. Знание профессии или специфики учебного заведения, в котором учится испытуемый, — другой источник квалификации полученных ассоциативных пар. Например, при апробации методики в группе будущих режиссеров психолог сталкивался с тем, что испытуемые слишком часто ориентировались на латентные признаки понятий в, казалось бы, непроизвольном процессе ассоциирования. Установка на «свое видение» так стойко направляла их мышление, что и ассоциативный эксперимент явно воспринимался ими как еще одна возможность «найти новое решение», а не просто дать ответ первым пришедшим в голову словом. Данная проба помогает выявить бедность или богатство словарного запаса (что важно в установлении диагноза, оценке уровня вербального мышления), непродуктивность мышления (например, тенденцию больных шизофренией отвечать одним и тем же словом или, напротив, демонстрировать многословие).
Контрольные вопросы 1. Какие критерии используются для оценки ассоциативных ответов? 2. Какие факторы влияют на ассоциативные реакции (на тип логических связей, на используемые в ответах грамматические категории и т. д. )? ПРИЛОЖЕНИЕ Протоколк опыту
Задание 11. Методика «простые аналогии»
Тема задания С ее помощью выявляется характер логических связей и отношений между понятиями. Студенты знакомятся с одним из приемов изучения особенностей мышления человека. Ход выполнения задания Выполнение задания включает демонстрационную пробу и основную часть. В ходе демонстрационной пробы испытуемому разъясняется инструкция.
Испытуемому показывают первую задачу (материал к методике см. в Приложении) — «лошадь/жеребенок» и предлагают по аналогии подобрать к слову «корова» одно из предъявляемых пяти слов — «пастбище», «рога», «молоко», «теленок», «бык». После того как экспериментатор убедился, что испытуемый понял инструкцию, ему предлагаются для решения другие задачи. Бланк к методике является одновременно протоколом выполнения задания. Согласно инструкции, испытуемый должен из пяти слов справа выбрать — подчеркнуть или обвести — то, которое находится к ключевому слову (над ними) в таком же отношении, как два слова слева. Испытуемым может быть взрослый или школьник, методика применяется как в случае нормы, так и при патопсихологическом обследовании. - И
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|