Контрольные вопросы. Тема задания. Ход выполнения задания. Обработка результатов. Задание 8.Методика шифровки цифровых символов
Контрольные вопросы 1. Какие мыслительные операции обеспечивают возможность выделения закономерностей? 2. Какие особенности данной функциональной пробы позволяют использовать ее для определения нарушений интеллектуальной деятельности?
Задание 8. Методика шифровки цифровых символов
Тема задания Знакомство с приемами выявления особенностей обобщений как средствами установления связей между условными символами и заданными объектами (возможности символического мышления). Ход выполнения задания Это один из невербальных субтестов методики, направленной на исследование интеллекта, автором которой является Векслер. От испытуемого требуется в специальной таблице (см. материал к данной методике в Приложении на с. 320—321) в соответствии с образцами в рядах случайно подобранных цифр поставить под каждой цифрой ее обозначение-символ, т. е. произвести как бы перешифровку цифр. Время выполнения задания ограничивается 90 с. Обработка результатов Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Первые десять заданий не учитываются, они служат примером. О способности к научению новому свидетельствует выполнение последующих примеров, когда испытуемого предупреждают о начале хронометрии и необходимости выполнять задание как можно скорее. Этой методикой исследуется способность к обучению. При обследовании этой методикой различных возрастных групп было установлено, что показатель результативности обнаруживает отчетливую тенденцию к снижению после сорока лет. Для исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста используется более простой вариант кодирования — методика Перона— Руссера (Приложение). Нормы ее выполнения: 100% — за 1 мин 15 с, без ошибок; 60% — за 1 мин 45 с, с двумя ошибками; 50% — за 1 мин 50 с, с 5 ошибками; 20% — за 2 мин 10 с, с 6 ошибками (по М. П. Кононовой).
Контрольные вопросы 1. Особенности какого вида мышления исследуются при помощи пробы «шифровка символов»? 2. Как и в каких вариантах может быть использована данная методика при исследовании особенностей мышления детей и взрослых разного возраста? _ ПРИЛОЖЕНИЕ Материал к методике «шифровка символов»
Зы - Рис. 36. Методика Перона—Руссера. аш-.
Рис. 37. Субтест методики Векслера. СОС с мп Задание 9. Заполнение пропущенных слов в тексте Тема задания Отработка одного из приемов изучения вербального мышления. Выявляются уровень развития речи, продуктивность ассоциаций и процессов понимания. Ход выполнения задания Испытуемому предлагается текст с пропусками слов (см. материал к методике). Он должен вписать в каждый пропуск одно слово так, чтобы в целом получался связный рассказ. Адекватным считается применение методики для испытуемых старше 7 классов. Она также успешно используется в «патопсихологическом эксперименте». Обработка результатов Учитываются такие показатели, как скорость подбора слов и затруднения (их место — в каких частях текста, до или после установления ключевых смысловых связей). Анализируется развитие речи испытуемого, продуктивность его ассоциаций. Выявляется критичность испытуемого: пытается ли он сопоставлять вставляемые слова с пониманием всего текста в целом, проверяет ли работу, прежде чем передать ее экспериментатору. С помощью этой методики обнаруживается также такая характеристика вербального мышления, как его целенаправленность.
В ситуации обследования методика применяется в комплексе с другими. Полученные с ее помощью данные уточняют особенности вербального мышления, выявляемые другими функциональными пробами. ПРИЛОЖЕНИЕ Текст 1 Над городом низко повисли снеговые ____. Вечером началась _____. Снег повалил большими______. Холодный ветер выл как дикий ________. На конце пустынной и глухой______ вдруг по _________ • Она была худа и бедно_________. Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и ___________ ей идти. На ней было плохое_______ с узкими рукавами, а на плечах ___________. Вдруг девочка_________ и, наклонившись, начала что-то_____________ у себя под ногами. Наконец она стала на ____________ и своими посиневшими от__________ ручонка Текст 2 Однажды Генрих IV, французский__________, потерял на охоте из виду свою___ и принужден был один 1{]у______________ в Па и_________ к мужичку с вопросом: «Зачем ты в го бы__________ короля, который так любит своих______; говорят, что он очень____________ • Но как его__________ в толпе? Не буде своего короля, — отвечал Генрих, — то каждый_______ шляпу; знай: кто не__________ шляпы, тот и король». Увидавши своего___________ в городе, все парижане сняли __________, только король и мужик были в шляпах. «Кто же из нас обоих________? » — спросил мужичок с удивлением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|