Еще один мой неординарный родственник
На похороны Абадзе Биболета явились все жители аулов Степной Шапсугии и Бжедугии. Среди них особое внимание привлекал очень старенький мой родственник Хагуров Исхакъ. Эта легендарная личность заявила о себе еще до революции не только на всю Черкессию, но и на весь Северный Кавказ. Был он абреком, с основной специализацией на конокрадстве. Рассказы о нем я слышал не раз, но особенно запомнилось внимание к его личности со стороны старушек в разных концах Адыгеи. В 50-х годах в сельскохозяйственном институте со мной училось много ребят из разных адыгских племен. Были мы все молоды и очень жизнелюбивы. Приглашали друг друга в родные места. Я с удовольствием ездил по таким приглашениям и в горную Шапсугию, и в Чемгуйю, и в далекую Кабарду, и конечно, объездил всю Бжедугию. Везде, где меня представляли, называя фамилию, обязательно находилась какая-нибудь старушка (если не родственница моих бысым[5], то соседка), которая спрашивала, не родственник ли я Хагурова Исхака. Надо было при этом видеть эти вопрошающие личики старушек! Сколько было в них именно женского любопытства! Как в этот момент в старушках просыпалась давно заснувшая женщина. Со временем становилось ясно для меня, что Хагуров Исхак для всего их поколения был Символом - символом Мужчины. Когда победила Октябрьская революция и после гражданской войны жизнь стала налаживаться такие абреки как Исхакъ были объявлены вне закона. Хакурате Ш., возглавлявший тогда Адыгею, передал ему через доверенных лиц, чтобы он сдался властям. Обещал помилование и прощение. Исхак сдался, но помилование не последовало. Или местная власть что-то перепутала, или включились силы, стоявшие выше Хакурате - до сих пор остается загадкой. Известно, что сам Хакурате слов на ветер не бросал. Взяли Исхака под стражу и повезли от станции Северская по железной дороге в Краснодар. Поняв, что попал в ловушку, он решил из нее вырываться. Попросил у конвоира разрешение пойти в туалет. В вагонном туалете окно открывалось на столько, на сколько возможно было пролезть головой и грудью. А прыгать с идущего со средней скоростью поезда у него не было проблем. Дело в том, что он был наездником высочайшего класса, для которого соскочить на полном ходу с коня или заскочить на него с земли было привычным делом. Вообще он был таким наездником, который составляет единое целое с конем. Такое единение у него стало складываться еще с детства.
Короче говоря, Исхакъ сбежал с поезда и скрывался от советской власти несколько десятилетий. В то же время жена его исправно рожала одного ребенка за другим. Районный кагэбэшник решил ее заставить «расколоться» и вызвал на допрос. Но она оказалась крепким орешком. Совершенно спокойно она спросила представителя особых органов, почему он думает, что эти дети родятся именно от Хагурова Исхака. Дескать, других мужиков, что ли нет? Читателю, незнакомому с социально-этической обстановкой тех лет в национальном районе, трудно представить степень бесстыдства и цинизма заявления жены Исхака. Кэгэбэшника стало почти тошнить и он выгнал ее из кабинета. Исхакъ пробыл в подполье ровно столько, сколько нужно было для его полного амнистирования. Он объявился не-то в конце 50-х, не-то в начале 60-х годов, будучи уже седовласым стариком. Оказалось, что все это время он скрывался у русского друга в станице Северской, на расстоянии всего-навсего 12 километров от родного аула. Я вспоминаю историю Исхака, потому что по отваге и силе духа он был равен Абадзэ Биболету. Они были одними из последних адыгских рыцарей двадцатого века. Судьба обоих поставила в оппозицию к тогда мощной тоталитарной власти. Наверно иначе и могло быть: власть была сильной и они были несгибаемые и находила коса на камень. Но та же судьба дала одному нишу, другому послала все невзгоды.
Дядя Биболет похоронен в родном ауле, на том же кладбище, что и отец. В какие только места Европы и Азии не бросала их судьба, как только она их не прижимала, не выкручивала, испытывая, но сберегла, ведь для родного пепелища. Каждый раз, когда мы посещаем могилы отца и, погибшего в автокатастрофе в Австрии брата Аслана, непременно подходим к. могиле дядя Биболета. Рядом с ним похоронен его сын от первого брака, ушедший из жизни в расцвете сил. Неужели рок, висевший над отцом тяготел и над сыном? Когда он ушел из жизни, старшему из его сыновей было всего 10 лет! Что еще можно к этому добавить, говоря о трагичности такой смерти? Стоим мы с братом над их могилами и невольно возникают вопросы, на которых нет ответа здесь, на Земле.
Вместо эпилога Нет, я не прав. Ответ есть. Мудрый испанский философ ХХ века Ортега-и-иГассет писал, что у человека нет природы, у него есть история. Пожлуй, эту формулу можно понимать и так: природа человека проявляется в его истории. История жизни людей, о которых я рассказывал, их биографии дают ответы на эти вопросы. Они были цельными, гармоничными натурами, с несгибаемым внутренним стержнем. И дядя Биболет, и мой отец Исхакъ Хагур были изначально и до конца Мужчинами. Я никогда не видел и не слышал ни от кого, чтобы, где-то, когда-то они поступали не как Мужчины. Ответы мне видятся не в сфере логики, а как не странно, в сфере совсем другой - в сфере гармонии, красоты, словом, в сфере эстетики. Они должны представлять интерес в наше время, когда мужчины становятся частью общества массового потребления и все чаще напоминают «селезней», а не «орлов». Можно многое рассказать об объективных причинах этой метаморфозы. Если оценивать по большому счету, то окажется, что все доводы в их оправдание не убедительны. Один мыслитель сказал, что человек - «первый вольноотпущенник природы». Животное - раб ситуации, а человек одновременно и привязан к ней и свободен. Все живое в природе определенно по природной сущности быть тем, что оно есть, а не иным. Только человек не предрешен по своим свойствам. Свойства эти формируются самим человеком. Поэтому есть стержень в мужчине или нет, зависит от самого мужчины и только от него.
Абсурдно было моему отцу вырваться из керченского окружения, чтобы оказаться на уже оккупированной немцами территории. Скрывшись от них в лесу, испытав невероятные лишения, быть потом наказанным своими военачальниками. Абсурдно было дяде Биболету, желавшему идти на фронт и защищать Родину, в течение двух месяцев превратиться из советского председателя колхоза в немецкого бургомистра. Вынужденное изгнание, пленение и последующие лагеря – разве все это не Абсурд? Мой далекий родственник Исхакъ, поверивший слову «главного советского начальника», попадает в западню, бежит из нее – и на всю жизнь обретает проблему жить инкогнито. Но этому абсурду противостоит гармония: крепкая мужская дружба с русским мужиком, приютившим его на многие годы с огромным риском для себя. Бывалый, сильный духом Исхакъ, так устраивает свою жизнь, что мощная власть, его преследующая не может помешать ему иметь детей. И тут Абсурду противостоит Гармония. Гармония семейных уз противостоит Абсурду и у отца и у дяди Биболета. Испытав такие удары судьбы, они не стали циниками, не озлобились. Дядя Биболет никогда не клеймил, не осуждал советскую власть. Он говорил, что было «яростное время».О выпавших на их долю испытаниях и отец, и дядя Биболет вспоминали с юмором мужественного стоика, возвышающегося над превратностями судьбы. Этот ихъ юмор притягивал таким мужественным обаянием, что я, еще юнец, слушая их, так хотел перестрадать их страдания! Нелепой была не жизнь героев моего рассказа, а условия, в которых они оказывались. Но именно те, до абсурда, жестокие условия высвечивали все грани их колоритных и ярких личностей. Абсурд по своей сути есть нарушение гармонии, порядка, издевательство над ними. Принять вызов Абсурда можно только одним способом - противопоставить ему внутреннюю цельность, гармонию, порядок. Это и делали герои моего рассказа, потому, что у них было, что противопоставить Абсурду, чтобы не впустить в себя. Вот почему Абсурд смог исковеркать их жизнь, но не смог лишить ее смысла. Сейчас, Абсурд проникает в наши души, создает ощущение внутренней промозглой сырости, слякоти и бездорожья, лишает нас смысла бытия. Что делать? В поисках ответа стоит присмотреться к таким людям. К счастью у нас в России даже сейчас их немало. Это и есть ответ. МОЯ РУССКАЯ МАТЬ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|