Методические рекомендации
Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии логопеду нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей. После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий, а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям. При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо: 1. Уточнить и расширить объем зрительной памяти. 2. Формировать и развивать зрительное восприятие и представления. 3. Развивать зрительный анализ и синтез. 4. Развивать зрительно-моторные координации. 5. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения. 6. Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв. Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается: - ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т. д. (Р. И. Лалаева); - конструировать и реконструировать буквы из элементов (В. А. Ковшиков); - ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах; - проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях. Коррекционная работа проводится в четыре этапа. 1-й этап. Организационный. Цели и задачи 1. Проведение первичного обследования. 2. Оформление документации и планирование работы. 4 Методические рекомендации
3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы). Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование (первичное и углубленное), выступления на родительских собраниях и т. д. 2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи 1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов. - Развитие зрительного гнозиса: а) развитие восприятия цвета; б) развитие восприятия формы; в) развитие восприятия размера и величины. — Развитие буквенного гнозиса: а) развитие восприятия цвета букв; б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; в) дифференциация расположения элементов букв. 2. Развитие зрительного анализа и синтеза. 3. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): а) развитие запоминания формы предметов; б) развитие запоминания цвета; в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы). 4. Формирование пространственного восприятия и представлений: а) ориентировка в схеме собственного тела; б) дифференциация правых и левых частей предмета; в) ориентировка в окружающем пространстве. 5. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения. 6. Развитие зрительно-моторных координации. Методические рекомендации 5 Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий по альбому 1. 3-й этап. Основной. Цели и задачи
1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме. 2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. 3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. - Дифференциация гласных букв: а) изолированно (написание); б) в слогах и в словах; в) в словосочетаниях; г) в предложениях и тексте. - Дифференциация гласных и согласных букв: а) изолированно; б) в слогах и словах; в) в словосочетаниях; г) в предложениях и тексте. - Дифференциация согласных: а) изолированно; б) в слогах и в словах; в) в словосочетании; г) в предложениях и тексте. Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2. 4-й этап. Заключительный . Цели и задачи 1. Закрепление полученных навыков. 2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности. Работа на данном этапе проводится в конце обучения. Для удобства работы педагога все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|