Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура и социальное поведение




Человек - существо общественное, и многое в на­шей повседневной жизни связано с окружающим нас обществом. Влияние культуры ярче всего про­является на социальной арене. Она влияет на то, как мы взаимодействуем с другими людьми, как воспринимаем их, как работаем с ними. Мы все усвоили тот стиль поведения, общения и работы, который принят в нашей культуре. Мы даже мо­жем считать этот стиль единственно правильным, но то, что хорошо для нас, часто неприемлемо для людей из других культурных групп.

В этой главе мы рассмотрим некоторые разли­чия в социальном поведении между культурами, в частности отношения человека в группе, межлич­ностную привлекательность, любовь и смешанные браки; атрибуции; агрессивность; конформизм, уступчивость, подчинение и сотрудничество. Мы хотим показать, что люди из разных культурных групп в определенных социальных контекстах ве­дут себя неодинаково. В то же время мы увидим и некоторое межкультурное сходство.

КУЛЬТУРА И ОТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ СВОИХ И ЧУЖИХ

Культура влияет на социальное поведение различ­ными путями. Мы все живем, испытывая привя­занности, поддерживаем связи и отношения. Мы близки с одними людьми и далеки от других. У нас есть друзья, знакомые и даже враги. С некоторы­ми людьми мы видимся каждый день и хорошо зна­ем их, других мы тоже встречаем каждый день и ничего о них не знаем. Незнакомые люди, члены семьи, друзья, сотрудники, знакомые - список людей из нашей повседневной жизни достаточно длинный.

Для того чтобы разобраться во взаимоотноше­ниях людей, социологи разделили их на соци­альные группы. Принадлежность к социальной группе - психологическая категория, важная для понимания социальных отношений.

ГРУППОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Групповая психология - одна из старейших и наи­более известных отраслей социальной психологии и социологии. Большинство из нас интуитивно чувствуют принадлежность к своей группе и узнают чужаков, т. е. не принадлежащих к этой группе людей. Взаимоотношения в группе своих характеризуются определенной близким знакомством внутренней близостью и доверием. Мы чувствуем, что нам близки люди, принадлежа­щие к нашей социальной группе. Отношения в группе своих развиваются в процессе установле­ния связей на основе дружбы и общих целей.

Взаимоотношения в группе чужих складыва­ются иначе. В них не устанавливаются близкие знакомства, близость и доверие. В то время как отношения в группе своих основаны на чувстве близости, отношения в группе чужих связаны с чувством враждебности, агрессии, равнодушия или превосходства. Отношения в группе своих ос­нованы на тесной связи людей, но такая связь от­сутствует в отношениях с людьми из группы чу­жих. Эти люди просто существуют, и мы знаем об этом. Они не имеют к нам особого отношения.

Групповая классификация носит дихотомиче­ский характер и позволяет нам разделить всех лю­дей на две категории: принадлежащих группе сво­их и принадлежащих к группе чужих. Но социоло­ги знают, что не все так просто. Наши социальные отношения нельзя разделить на две категории. В пределах каждой категории есть отношения разной степени близости и знакомства. Групповая класси­фикация просто помогает нам понять наше поведе­ние по отношению к окружающим людям, но при этом мы осознаем, что наши отношения могут быть более сложными.

В процессе социализации и приобщения к культуре, когда мы взрослеем и узнаем правила и стандарты нашего общества и культуры, мы учим­ся распознавать людей, принадлежащих к нашей группе или не входящих в нее. С момента рожде­ния (а возможно, и до него) мы начинаем строить наши отношения с другими людьми. Когда мы идем в школу, приобретаем друзей, находим рабо­ту, влюбляемся, мы строим отношения с различ­ными людьми. И сознательно или бессознательно мы разграничиваем наши отношения на две кате­гории: люди из группы своих и люди из группы чужих.

Групповые различия существуют во всех куль­турах и странах мира. Люди любой культуры дол­жны уметь дифференцировать людей, с которыми общаются. Однако люди из разных культур не оди­наково выстраивают отношения. Люди в других культурах могут иначе определять принадлежность к группе. Характер, формы и значение групповых отношений в других культурах так же могут быть совершенно различными. Изучение этих различий помогает понять, как культура влияет на отноше­ния в группе своих и отношения в группе чужих и управляет нашим социальным поведением.

КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СТРУКТУРЕ И ФОРМЕ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ СВОИХ И ГРУППЕ ЧУЖИХ

По моим наблюдениям, люди в разных культурах могут иначе определять принадлежность к своей группе и по-разному строить отношения внутри группы. Мы можем считать определенного чело­века (школьного друга или коллегу по работе) чле­ном (или не членом) своей группы, но это не зна­чит, что люди другой культуры будут интерпрети­ровать подобные отношения таким же образом.

Постоянство групповых отношений

Культуры различаются по постоянству групповых отношений. В североамериканской культуре принад­лежность или не принадлежность группе - посто­янный признак, не зависящий от того, с кем, о чем и где мы говорим. Наши друзья для нас всегда друзья. Но в другой культуре один и тот же человек может быть членом группы в одной ситуации и не быть им в другой. Например, в азиатских культурах бизнес­мены могут считать друг друга представителями раз­ных групп и конкурентами при обсуждении внутрен­них вопросов. Но если дело касается международ­ного бизнеса, эти же люди могут объединяться и действовать вместе как представители одной груп­пы. Этот феномен переключения ролей не ограни­чивается азиатскими или коллективистскими куль­турами; он присутствует во многих, если не во всех культурах. Когда бывший президент Буш в 1991 году посетил Японию вместе с директорами ведущих аме­риканских компаний, все они представляли единую группу «американцев», даже если у себя в стране они были конкурентами. Другие культурные различия проявляются скорее в степени выраженности опре­деленных отношений и не обязательно в присутствии или отсутствии феномена переключения ролей.

Оценка отношений

Кросс-культурные исследования убедительно по­казали, что люди разных культур по-разному по­нимают одни и те же отношения. Например, Форгас и Бонд проводили опрос студентов в Гонконге и Австралии по поводу 27 эпи­зодов университетской общественной жизни. Они попросили участников опроса разделить эпизоды на несколько категорий, озаглавить их и выделить подгруппы сходных эпизодов в каждой категории. Полученные данные были подвергнуты многофак­торному статистическому анализу. Были выявлены признаки, лежащие в основе выделения категорий. Студенты из Гонконга рас­пределяли эпизоды на категории, пользуясь четырь­мя основными признаками 1) иерархия, 2) соотно­шение личных и общественных целей, 3) оценка и 4) включенность. Австралийцы использовали не­которые другие признаки: 1) конкуренция, 2) со­отношение общественных и личных целей, 3) вклю­ченность, 4) уверенность в себе. Эти различия обусловлены неодинаковыми культурными ценно­стями двух народов. На оценку событий обще­ственной жизни студентами из Гонконга оказали влияние наиболее ценящиеся в китайской культу­ре качества, а именно: коллективизм, общественная польза, почтение к авторитетам. В оценке событий австралийцами преобладали категории конкурен­ции, уверенности в себе, свободы и жизнелюбия. Эти данные демонстрируют, как по-разному вос­принимают одни и те же события представители разных культур.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...