Культура и социальное поведение
Человек - существо общественное, и многое в нашей повседневной жизни связано с окружающим нас обществом. Влияние культуры ярче всего проявляется на социальной арене. Она влияет на то, как мы взаимодействуем с другими людьми, как воспринимаем их, как работаем с ними. Мы все усвоили тот стиль поведения, общения и работы, который принят в нашей культуре. Мы даже можем считать этот стиль единственно правильным, но то, что хорошо для нас, часто неприемлемо для людей из других культурных групп. В этой главе мы рассмотрим некоторые различия в социальном поведении между культурами, в частности отношения человека в группе, межличностную привлекательность, любовь и смешанные браки; атрибуции; агрессивность; конформизм, уступчивость, подчинение и сотрудничество. Мы хотим показать, что люди из разных культурных групп в определенных социальных контекстах ведут себя неодинаково. В то же время мы увидим и некоторое межкультурное сходство. КУЛЬТУРА И ОТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ СВОИХ И ЧУЖИХ Культура влияет на социальное поведение различными путями. Мы все живем, испытывая привязанности, поддерживаем связи и отношения. Мы близки с одними людьми и далеки от других. У нас есть друзья, знакомые и даже враги. С некоторыми людьми мы видимся каждый день и хорошо знаем их, других мы тоже встречаем каждый день и ничего о них не знаем. Незнакомые люди, члены семьи, друзья, сотрудники, знакомые - список людей из нашей повседневной жизни достаточно длинный. Для того чтобы разобраться во взаимоотношениях людей, социологи разделили их на социальные группы. Принадлежность к социальной группе - психологическая категория, важная для понимания социальных отношений.
ГРУППОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ Групповая психология - одна из старейших и наиболее известных отраслей социальной психологии и социологии. Большинство из нас интуитивно чувствуют принадлежность к своей группе и узнают чужаков, т. е. не принадлежащих к этой группе людей. Взаимоотношения в группе своих характеризуются определенной близким знакомством внутренней близостью и доверием. Мы чувствуем, что нам близки люди, принадлежащие к нашей социальной группе. Отношения в группе своих развиваются в процессе установления связей на основе дружбы и общих целей. Взаимоотношения в группе чужих складываются иначе. В них не устанавливаются близкие знакомства, близость и доверие. В то время как отношения в группе своих основаны на чувстве близости, отношения в группе чужих связаны с чувством враждебности, агрессии, равнодушия или превосходства. Отношения в группе своих основаны на тесной связи людей, но такая связь отсутствует в отношениях с людьми из группы чужих. Эти люди просто существуют, и мы знаем об этом. Они не имеют к нам особого отношения. Групповая классификация носит дихотомический характер и позволяет нам разделить всех людей на две категории: принадлежащих группе своих и принадлежащих к группе чужих. Но социологи знают, что не все так просто. Наши социальные отношения нельзя разделить на две категории. В пределах каждой категории есть отношения разной степени близости и знакомства. Групповая классификация просто помогает нам понять наше поведение по отношению к окружающим людям, но при этом мы осознаем, что наши отношения могут быть более сложными. В процессе социализации и приобщения к культуре, когда мы взрослеем и узнаем правила и стандарты нашего общества и культуры, мы учимся распознавать людей, принадлежащих к нашей группе или не входящих в нее. С момента рождения (а возможно, и до него) мы начинаем строить наши отношения с другими людьми. Когда мы идем в школу, приобретаем друзей, находим работу, влюбляемся, мы строим отношения с различными людьми. И сознательно или бессознательно мы разграничиваем наши отношения на две категории: люди из группы своих и люди из группы чужих.
Групповые различия существуют во всех культурах и странах мира. Люди любой культуры должны уметь дифференцировать людей, с которыми общаются. Однако люди из разных культур не одинаково выстраивают отношения. Люди в других культурах могут иначе определять принадлежность к группе. Характер, формы и значение групповых отношений в других культурах так же могут быть совершенно различными. Изучение этих различий помогает понять, как культура влияет на отношения в группе своих и отношения в группе чужих и управляет нашим социальным поведением. КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СТРУКТУРЕ И ФОРМЕ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ СВОИХ И ГРУППЕ ЧУЖИХ По моим наблюдениям, люди в разных культурах могут иначе определять принадлежность к своей группе и по-разному строить отношения внутри группы. Мы можем считать определенного человека (школьного друга или коллегу по работе) членом (или не членом) своей группы, но это не значит, что люди другой культуры будут интерпретировать подобные отношения таким же образом. Постоянство групповых отношений Культуры различаются по постоянству групповых отношений. В североамериканской культуре принадлежность или не принадлежность группе - постоянный признак, не зависящий от того, с кем, о чем и где мы говорим. Наши друзья для нас всегда друзья. Но в другой культуре один и тот же человек может быть членом группы в одной ситуации и не быть им в другой. Например, в азиатских культурах бизнесмены могут считать друг друга представителями разных групп и конкурентами при обсуждении внутренних вопросов. Но если дело касается международного бизнеса, эти же люди могут объединяться и действовать вместе как представители одной группы. Этот феномен переключения ролей не ограничивается азиатскими или коллективистскими культурами; он присутствует во многих, если не во всех культурах. Когда бывший президент Буш в 1991 году посетил Японию вместе с директорами ведущих американских компаний, все они представляли единую группу «американцев», даже если у себя в стране они были конкурентами. Другие культурные различия проявляются скорее в степени выраженности определенных отношений и не обязательно в присутствии или отсутствии феномена переключения ролей.
Оценка отношений Кросс-культурные исследования убедительно показали, что люди разных культур по-разному понимают одни и те же отношения. Например, Форгас и Бонд проводили опрос студентов в Гонконге и Австралии по поводу 27 эпизодов университетской общественной жизни. Они попросили участников опроса разделить эпизоды на несколько категорий, озаглавить их и выделить подгруппы сходных эпизодов в каждой категории. Полученные данные были подвергнуты многофакторному статистическому анализу. Были выявлены признаки, лежащие в основе выделения категорий. Студенты из Гонконга распределяли эпизоды на категории, пользуясь четырьмя основными признаками 1) иерархия, 2) соотношение личных и общественных целей, 3) оценка и 4) включенность. Австралийцы использовали некоторые другие признаки: 1) конкуренция, 2) соотношение общественных и личных целей, 3) включенность, 4) уверенность в себе. Эти различия обусловлены неодинаковыми культурными ценностями двух народов. На оценку событий общественной жизни студентами из Гонконга оказали влияние наиболее ценящиеся в китайской культуре качества, а именно: коллективизм, общественная польза, почтение к авторитетам. В оценке событий австралийцами преобладали категории конкуренции, уверенности в себе, свободы и жизнелюбия. Эти данные демонстрируют, как по-разному воспринимают одни и те же события представители разных культур.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|