Изучение привлекательности в разных культурах
Влияние привлекательности и внешности на формирование благоприятного впечатления хорошо известно и документировано в психологической литературе, но представления о привлекательности в разных культурах различны. Красота - понятие относительное, и люди в разных культурах могут иметь совершенно разные представления о том, что красиво, а что - нет. Культурные различия в определении привлекательности в свою очередь могут влиять на формирование впечатлений. Исследование Дайбо, Мурасавы и Чоу: сравнительные представления о привлекательности Дайбо, Мурасава и Чоу сравнили представления о физической привлекательности у японцев и корейцев. Они показывали студентам'и студенткам университетов обеих стран фотографии японских и корейских женщин и просили оценить их привлекательность по шкале из 13 пар прилагательных противоположного значения. Фотографии каждой женщины были сделаны в трех планах: анфас, профиль и вполоборота. Анатомические параметры лица измерялись, и эти данные сопоставлялись с суждениями респондентов. В Японии привлекательными чертами оказались большие глаза, маленький рот и маленький подбородок. Чертами, привлекательными для корейцев, были большие глаза, маленький и короткий нос и тонкое маленькое лицо. Корейцы связывали такие характеристики, как зрелость и симпатичность, с привлекательностью. Японцы этого не делали. Эти данные показывают, что в японской и корейской культуре существуют разные стандарты красоты и что красота в этих двух культурах имеет разное психологическое значение. Исследование Уилера и Кима: привлекательность и характер Уилер и Ким получили сходные результаты. Они демонстрировали фотографии корейских мужчин и женщин корейским студентам университета и регистрировали их суждения о социальной компетенции, интеллектуальных способностях, отзывчивости, сексуальности и скромности показанных моделей. Участники опроса связывали внешнюю привлекательность лица с умом, общительностью, сексуальностью и нескромностью. Однако в отличие от американцев, корейцы не связывали привлекательность лица с силой характера. Кроме того, в отличие от американцев и китайцев, они считали внешне привлекательных людей более цельными и более отзывчивыми. На основе этих данных Уилер и Ким сделали заключение, что, хотя стереотипы, основанные на внешней привлекательности, существуют во всех культурах, характер этих стереотипов зависит от культурных ценностей народа.
Оценка улыбающихся и спокойных лиц Другое исследование также продемонстрировало культурные различия в психологической оценке привлекательных лиц. Мацумото и Кудо просили американцев и японцев оценить улыбающиеся и спокойные лица белых и японцев по трем параметрам: привлекательность, ум и общительность. Американцы, как правило, выше оценивали улыбающиеся лица по всем трем параметрам, что соответствует нашим традиционным представлениям о восприятии личности и формировании впечатлений. Японцы, однако, выше оценивали улыбающиеся лица только по признаку общительности. Рейтинг привлекательности улыбающихся и спокойных лиц у них был одинаков, и спокойные лица оценивались ими как более умные. Тождественность представлений о привлекательности Многие исследования продемонстрировали культурные различия в оценке привлекательности и ее психологических атрибутов, но только в одном исследовании убедительно показано, что оценка привлекательности может быть одинакова в разных культурах. Каннингэм, Роберте, Барби, Друэн и Ву провели серию из трех исследований, основанных на одной и той же методологии. В первом исследовании белые американцы и эмигранты из Азии и Латинской Америки оценивали лица белых, чернокожих, азиатских и латиноамериканских женщин. Во втором исследовании в таком же опросе участвовали жители Тайваня. В третьем исследовании белые и чернокожие американцы оценивали лица чернокожих женщин. На фотографиях были лица женщин разных профессий и образа жизни, начиная от студенток колледжей и кончая участницами конкурсов красоты из разных стран. Во всех трех исследованиях были получены рейтинги привлекательности в результате проведенных опросов и были составлены 28 независимых анатомических характеристик черт лица. Результаты показали высокую степень сходства в оценке привлекательности в каждой из групп участников опроса. Более того, во всех группах рейтинг привлекательности был связан с одними и теми же характеристиками лица, а именно с формой глаз, носа, щек, подбородка и с улыбкой.
Трудно дать точный ответ на вопрос: почему некоторые исследования обнаружили межкультурные различия, а другие - межкультурное сходство в оценке привлекательности лица? Прежде чем сделать определенное заключение о возможном влиянии культуры на рейтинг привлекательности, нужно выявить методологические различия проведенных исследований. Различия в результатах исследований могут быть связаны с характером выборки для опроса и с использованными для оценки моделями. Различия в оценке привлекательности могут также объясняться различной степенью восприятия стандартов красоты, которые господствуют в средствах массовой информации (журналах, кино, на телевидении). Этот фактор, как правило, не учитывается в большинстве исследований. Независимо от результатов исследований, каждый из нас по личному опыту знает, что в любой культуре достаточно индивидуальных различий в оценке привлекательности и что о вкусах не спорят. МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДРУГИХ АСПЕКТОВ ВОСПРИЯТИЯ ЛИЧНОСТИ Многие межкультурные исследования ставят под сомнение понятие о восприятии личности, господствующее в американской психологии. Исследования невербального поведения - взглядов, манеры речи, мимики и жестов - свидетельствуют о влиянии культуры на средства общения. Различия в таком поведении, идущие от воспитания, несомненно, влияют на наше восприятие людей из других культур. Мы часто не знаем о культурных различиях или не готовы к встрече с ними и легко вырабатываем негативное отношение к людям в связи с их необычными для нас манерами поведения.
Узнавание лиц Другой аспект исследований восприятия личности - узнавание лиц. Многочисленные исследования убедительно показали, что люди легче узнают в лицо представителей своей расы. В большинстве работ этот эффект продемонстрирован на примере сравнения представителей черной и белой расы, но это было отмечено и у азиатских народов. Было предложено несколько гипотез для объяснения этого феномена. Например, анатомические особенности могут сделать определенный тип лица более узнаваемым. Контактная гипотеза связывает точность узнавания с длительностью контакта между людьми, т. е. люди одной расы узнают друг друга легче, так как больше контактируют между собой. По другой гипотезе, все незнакомые лица, особенно принадлежащие людям другой расы, «похожи» и поэтому менее узнаваемы. Отношение к людям другой расы, особенно предубеждение к ним, может заставить воспринимать их лица по-другому. До сих пор не ясно, какая или какие из этих гипотез могут действительно объяснить феномен предпочтительной узнаваемости лиц своей расы. Оценка стиля поведения Даже если люди разных культур одинаково оценивают характер человека, они могут делать разные выводы о стиле его поведения. Бонд и Форгас просили китайцев и австралийцев оценить такие качества личности, как экстравертность, покладистость, добросовестность и эмоциональную стабильность. У всех опрошенных добросовестность вызывала доверие, а экстравертность и покладистость вызывала желание сотрудничества. Однако китайцы с большей готовностью выражали доверие и желание сотрудничать с покладистыми людьми.
Исследования привлекательности показали, что в процессе восприятия личности в разных культурах существуют не только различия, но и сходство. Берниери и Джиллис сообщили об удивительном сходстве суждений американцев и греков о взаимопонимании при парных отношениях, продемонстрированных в 50 видеосюжетах. Таким образом, есть достаточно оснований предположить, что разные культуры проявляют и сходство, и различие в процессе восприятия личности и формирования впечатлений. Эта область социальной психологии очень важна для нашего понимания разных культур, стереотипов и этноцентризма, так как она лежит в основе межгрупповых и межличностных отношений. Только будущие исследования, возможно, помогут выяснить, как и почему существуют сходства и различия этих процессов. КУЛЬТУРА И МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ: ЛЮБОВЬ, СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СМЕШАННЫЕ БРАКИ Наш мир становится «меньше», и мы все чаще сталкиваемся с людьми другой этнической и культурной принадлежности. Взаимодействие культур усиливается, и вероятность того, что люди из разных культур будут влюбляться, вступать в брак и создавать семьи, возрастает. Смешанные браки, которые раньше были редкостью, сейчас заключают все чаще и чаще. Но с усилением взаимодействия культур приходит напряжение и разочарование, волнение и радость. В связи с этими новыми проблемами, возникающими в нашем многонациональном мире, возрастает количество работ на эту тему. Психологи используют термин межличностное влечение для обозначения многообразных переживаний, таких как симпатия, дружба, восхищение, вожделение и любовь. В Соединенных Штатах при изучении межличностного влечения и любви были получены интересные данные о факторах, влияющих на привлекательность. В то же время исследования разных культур дают нам ключ к пониманию культурных различий привлекательности и любви и указывают на заблуждения и возможные решения проблем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|