Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сходство гендерных предпочтений




Несмотря на то что разные культуры не одинако­во определяют любовь и романтическое влечение и придают ему разное значение, в некоторых ис­следованиях обнаруживается удивительное кросс-культурное сходство гендерных предпочтений в выборе партнера. В одной из наиболее известных работ на эту тему 10 000 участников опроса из 33 стран, представлявших 37 культур, заполняли два опросника. Первый касался факто­ров выбора партнера, а второй рассматривал пред­почтения, оказываемые потенциальному партнеру.

В 36 из 37 культур женщины оценили финан­совый аспект как более важный, чем мужчины; в 29 из этих 36 культур женщины оценивали амби ции и трудолюбие как более значимые качества, чем мужчины. Во всех 37 культурах мужчины предпочитали более молодых партнерш, а женщи­ны старших по возрасту партнеров; в 34 культурах мужчины придавали большее значение внешней привлекательности партнера, чем женщины; и в 23 культурах мужчины оценивали целомудрие бо­лее значимым, чем женщины.

Басе сделал вывод, что женщины больше ценят качества, связанные с приобретени­ем партнера, а мужчины придают большее значе­ние продолжению рода, чем женщины. Эти резуль­таты были отчасти спрогнозированы заранее на базе эволюционной теории, объединившей гипо­тезы, связанные с эволюционными концептами родственных связей, полового отбора, способности продолжить род и уверенности в отцовстве и ма­теринстве. Степень сходства гендерных разли­чий в различных культурах привела Басса и его коллег к выводу о том, что данные предпочтения в выборе партнера являются универ­сальными, возникая в процессе воздействия на мужчин и женщин эволюционного отбора.

Исследования Хэтфилда и Шпрехера

Современные исследования Хэтфилда и Шпрехе­ра воспроизвели и рас­ширили данные Басса и его коллег. В этом иссле­довании психологи при помощи 12-балльной шка­лы изучали качества, предпочтительные при выборе любовного партнера среди студентов и сту­денток из США, России и Японии. Все параметры характеризовали положительные качества: физи­ческую привлекательность, интеллект, спортив­ность, амбициозность, способность быть хорошим собеседником, общительность и социальность, ста­тус или деньги, умение заниматься любовью, доб­роту и понимание, возможность успеха, экспрес­сивность и открытость, чувство юмора.

Во всех трех культурах единственным каче­ством, которое мужчины ценили больше, чем жен­щины, была физическая привлекательность. Жен­щины давали более высокие оценки всем осталь­ным качествам, кроме способности быть хорошим собеседником. Обнаружились также некоторые культурные отличия. Например, американцы пред­почитали экспрессивность, открытость и чувство юмора больше, чем русские, которые, в свою оче­редь, предпочитали эти качества больше, чем япон­цы. Русские ценили искусство любовника больше всего, в то время как японцы придавали ему мень­ше значения. Японцы оценили ниже, чем предста­вители двух других культур, доброту и понимание, способность быть хорошим собеседником, физи­ческую привлекательность и статус. Однако в этом исследовании не упоминается о возможных куль­турных тенденциях, которые могут отражать куль­турные отличия, о которых сказано не очень ясно.

Гнев в интимных отношениях

Другое недавнее исследование выдвигает на пер­вый план кросс-культурные сходства еще в одном важном аспекте интимных взаимоотношений: вы­ражение гнева и возможное разрешение конфлик­та. В этом исследовании, проведенном Кыобани, 160 филиппинских студен­тов оценивали четыре различных типа своих чувств и реакций: самоатрибутивный дистресс («Я расстраиваюсь»), самоатрибутивный гнев («Я злюсь»), дистресс с атрибуцией партнера («Ты заставил расстраиваться меня целую неде­лю»), гнев с атрибуцией партнера («Ты меня злишь»). Результаты показали, что «ты»-сообщения оценивались как более неприятные, более вызывающие враждебное поведение и реже при­водили к примирению. По сравнению с дистрессом, гнев оценивался как более неприятный, вы­зывающий гораздо более сильную враждебность и меньшее сочувствие, чаще провоцирующий ан­тагонистическое поведение и реже вызывающий примирительное поведение. Согласно Кыобани и его коллегам (1995), эти открытия повторяют ана­логичные, полученные в исследованиях, прове­денных в США, и подтверждают, что четко выраженные гнев и обвинения могут служить стимулом для враждебности и анта­гонизма во всех культурах и языках. Это может происходить потому, что слова гнева в основ­ном вызывают враждебность, поскольку ассо­циируются с недружественным и антагонисти­ческим поведением. Аналогично чувство вины может стать стимулом для враждебности. Интуитивно понятно, что маловероятно, что­бы людям нравилось быть виновными в негатив­ных событиях, когда человека обвиняют, у него в целом появляется стимул для проявления враждебного противодействия.

Таким образом, хотя существуют многие кросс-культурные различия во взглядах на любовь и ин­тимность, есть нечто универсальное в том, как мы выражаем наши чувства, особенно гнев, который помогает разрешить или, наоборот, усиливает кон­фликты в этой области взаимоотношений.

БРАК МЕЖДУ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗНЫХ КУЛЬТУР

Поскольку существуют культурные различия во взглядах на любовь, влечение и браки, неудивитель­но, что межкультурные и межэтнические браки и любовные связи приводят к конкретным пробле­мам. По мере того как люди из различных культур и принадлежащие к разным этническим группам все чаще взаимодействуют между собой, возрастает число браков между представителями отдельных культур.

Несмотря на то что в психологии очень попу­лярны теории любви и влечения, я не знаю ни од­ного кросс-культурного исследования, которое бы подтверждало валидность подобных теорий. То есть одинаковы ли компоненты и психологическое значение любви в отличных культурах? Все же в кросс-культурных исследованиях собрано доста­точно информации, так что мы можем вывести ги­потезу того, как концепты любви, влечения и ин­тимности различаются от культуры к культуре.

Отношение к любви в США

Прежде всего, важно установить, как различные культуры относятся к любви. В США люди в це­лом считают, что любовь - необходимый, а иногда и достаточный ингредиент длительных любовных отношений и браков. «Любовь побеждает все», - как говорит пословица. Но во многих других куль­турах в длительных отношениях и браке любовь не является тем же самым, что в США. Я вспоминаю разговор с представителем другой культуры о проблеме разводов в США. Мы обсуждали социологи­ческие данные, свидетельствующие о том, что ко­личество разводов сейчас выше, чем когда-либо в американской истории, и что число их продолжает расти. Мой собеседник заметил, что в его стране нет такой проблемы. «Причина такого отличия, - ска­зал он, - вполне понятна. Вы, американцы, вступаете в брак с теми, кого любите; мы любим тех, с кем заключили брак».

Значение любви для брака

Эти отличия изучались в современных исследова­ниях Левайна, Сато, Хашимото и Верма. Студентов из 11 стран просили оценить значение любви для за­ключения и сохранения брака. Опрашиваемые были выходцами из Индии, Пакистана, Таиланда, Мексики, Бразилии, Японии, Гонгконга, Филип­пин, Австралии, Англии и США. Ответы участников коррелировали с национальными показателя­ми индивидуализма и коллективизма, валового национального продукта (ВНП) и уровня жизни, количеством браков, рождаемости и разводов. Ре­зультаты показывают, что в индивидуалистиче­ских культурах любовь считается необходимой для брака, а исчезновение любви признается дос­таточным основанием для его расторжения. Та­кая тенденция обнаружилась в странах с высоким ВНП, и это неудивительно, учитывая высокую корреляцию между благосостоянием и индивиду­ализмом. В странах с большими показателями браков и разводов и с низкой рождаемостью ро­мантическая любовь ценится выше. Показатели разводов в значительной степени коррелировали с верой в то, что исчезновение любви приводит к расторжению брака.

В странах с большими показателями браков и разводов и с низкой рождаемостью романти­ческая любовь ценится выше.

Заключение браков имеет много общего в раз­ных культурах, включая Японию, Китай и Индию. Иногда браки заключают родители жениха и не­весты еще задолго до того возраста, когда супруги могут вступить в брачные отношения. В других случаях проводятся встречи между возможными супругами, которые назначают дату объявления своего решения вступать в брак или нет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...