Правовой институт муниципальной власти
План занятия 1. Понятие муниципальной власти. 2. Правовой институт муниципальной власти. 3. Юридические признаки муниципальной власти. 4. Система муниципально-властного воздействия. 5. Функциональное разграничение в муниципально-властной системе. Литература Алпатов Ю.М. Городское самоуправление в системе публичной власти Российской Федерации // Государство и право. 2008. №3; Антипьев В.А. Процесс встраивания местного самоуправления в вертикаль власти // Местное право. 2012. №1; Баймуратов М.А. Публичная самоуправленческая (муниципальная) власть и гражданское общество: проблемы взаимосвязи и взаимозависимости // Право и политика. 2004. №3; Батанов А.В. Функции муниципальной власти: проблемные вопросы теории // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. №12; Батанов А.В. Муниципальная власть в системе категорий и институтов современного конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2007. №4; Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Местное самоуправление как разновидность публичной власти / Проблемы эффективности публичной власти в Российской федерации. Ростов н/Д., 2003; Бурмистров А.С. Система муниципальной власти - предмет контроля // Булатов Р.Б. Концептуальные аспекты муниципальной власти в России // Конституционное и муниципальное право. 2006. №8; Гармоза П.В. Власть как категория юридической науки // Государство и право. 2008. №5; Гончаров В.И. К вопросу о понятии местного самоуправления как уровня публичной власти в России // Административное и муниципальное право. 2011. N 9; Забелина Е.П. Социальные полномочия муниципальной власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. №6;
Коршунова А.С. Проблемы единства публичной власти и независимости местного самоуправления при решении вопросов местного значения / Российское право в Интернете. 2005. №3 // http:// rli.consultant.ru/magazine/2005/03/constlow/art1; Мокрый В.С. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти в гражданском обществе. Самара, 2003; Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М., 2007; Покровский И.Ф., Булатов Р.Б. Некоторые вопросы становления муниципальной власти в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. №4; Полуян Л.Я., Парамонова А.Р. Проблемы и пути развития публичной власти на местном уровне // Право и политика. 2000. №10; Пешин Н.Л. Муниципальная власть: понятие и содержание // Конституционное и муниципальное право. 2011. №9; Сергеев Д.Б. Теория разделения властей и система сдержек и противовесов как основа построения структуры муниципального образования // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. №12; Соловьев С.Г. Муниципальная власть: понятие, содержание и механизм реализации // Российская юстиция. 2011. N 8; Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М., 1999; Усманова Р.М. Влияние политических традиций на организацию муниципальной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 9; Югов А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации. Екатеринбург, 1999.
Нормативно - правовые акты и судебная практика Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. N 40. Ст. 3822. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.03.2007. N 10. Ст. 1152.
Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Собрание законодательства РФ. 07.09.1998. N 36. Ст. 4466. Декларация о принципах местного самоуправления в государствах - участниках Содружества от 29.10.1994 г. // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 1995. N 6. С. 85 - 89. Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" // Собрание законодательства РФ. 05.05.2008. N 18. Ст. 2003. Указ Президента РФ от 15.10.1999 N 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5011. Постановление Правительства РФ от 10.09.2008 N 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов"// Собрание законодательства РФ. 22.09.2008. N 38. Ст. 4301. Решение Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области от 22.12.2006 N 21 "Об утверждении схемы управления Миасским городским округом" // Миасский рабочий. 29.12.2006. N 249. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.1998 N 3-П "По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93, и 94 Конституции Республики Коми от 31.10.1994 "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 4. Ст. 532. Вопросы для самоконтроля 1. Какие составляющие элементы власти народа выделяются в Конституции Российской федерации? 2. Как может быть определена муниципальная власть, в чем заключается содержание данного явления и какие разновидности муниципальной власти можно выделить? 3. Какие правовые признаки муниципальной власти можно выделить? 4. Как в теории муниципального права понимается легальность, демократический и всеобщность муниципальной власти? 5. Что предполагает институализированный характер осуществления муниципальной власти, а также ее самостоятельность в пределах, определенных федеральной властью? 6. В чем заключается публичный характер муниципальной власти, а также ее опора на специализированный и законодательно обособленный аппарат, реализующий муниципально-властные полномочия?
7. Какие модели организации системы муниципальной власти выделяются в теории муниципального права? 8. Что в теории муниципального права понимается под территориальной и объектной определенностью муниципальной власти, а также ее непрерывностью во времени? 9. В чем проявляется возможность использования принуждения системой муниципальной власти для реализации принятых решений, а также универсальность муниципальной власти? 10. Какие функции реализуются основными органами в системе муниципальной власти? Задачи 1. В соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источников власти в Российской федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Являются ли органы местного самоуправления носителями властных полномочий? Является ли обоснованным использование термина «органы местного самоуправления» для обозначения публично-властных структур, реализующих власть на местах? 2. В Постановлении от 15 мая 1998г. №3-П Конституционный Суд РФ официально употребил термин “публичная власть” и подчеркнул, что понятие “органы власти” само по себе не свидетельствует о государственной природе муниципальных органов, т.к. публичная власть может осуществляться в форме публичной деятельности муниципальных органов. Каким термином следует, по вашему мнению, следует обозначить публичную деятельность муниципальных органов: «местное самоуправление» или «муниципальная власть», с учетом того, что применительно к государственным органам она обозначается как «государственная власть»? 3. В ст. 12 Конституции РФ говорится о том, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Употребляя термин «полномочия», каких субъектов местного самоуправления, по вашему мнению, имеет ввиду законодатель: муниципальные органы, муниципальных должностных лиц или местное население?
4. Раскройте содержание понятий «местное самоуправление» и «муниципальная власть». Как, по вашему мнению, соотносятся понятия «местное самоуправление» и «муниципальная власть»? Проиллюстрируйте свой ответ наглядно при помощи кругов Эйлера. 5. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Возможно ли управление без властных полномочий? Обладают ли органы местного самоуправления публично-властными полномочиями? Входят ли они в систему публичной власти Российской Федерации? 6. В соответствии с законодательством Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации нормативно упорядочивают деятельность органов местного самоуправления. Не является ли это нарушением положений ст. 12 Конституции РФ, закрепляющих норму о том, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. 7. Система муниципальной власти находит свое юридическое закрепление в трех иерархически выстроенных уровнях юридических норм: федеральном, региональном и муниципальном. Какие существуют правила разрешения коллизий между нормами, относящимися к указанным уровням правового регулирования? 8. Назовите закрепленные в законодательстве России материальные и процессуальные гарантии, обеспечивающие самостоятельность муниципальных органов в пределах, определенных государственной властью. 9. В публично-властную систему муниципального образования включены следующие субъекты муниципальных правоотношений: представительный орган, Глава муниципального образования, Глава местной администрации, контрольно-счетная палата муниципального образования, избирательная комиссия муниципального образования, комитет по управлению имуществом муниципального образования. Какие из указанных субъектов относятся к органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации? 10. Приведите примеры субъектов и объектов муниципально-властных правоотношений. Раскройте содержание муниципально-властных правоотношений. Возможно ли совпадение субъекта и объекта в муниципально-властных правоотношениях?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|