Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание методики обследования речи старших школьников




ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Методика содержит те же разделы, блоки, серии и группы заданий, что и ее детский вариант. Различия касаются главным образом самих речевых проб и иногда их количества. При этом наиболее трудные пробы из детского варианта сохранены.

В первом разделе в блоке «Экспрессивная речь» в серии 1 (Уровень моторной реализации высказывания) изменено количество проб в заданиях на проверку состояния слоговой и звуковой структуры слова и повторение цепочек слогов, в этом варианте их всего по пять. В серии 4 (Связная речь) добавлена проба, предусматривающая составление рассказа на заданную тему. В серии 5 (Номинативная функция речи) сокращено до 10 количество проб на называние и предметов, и действий.

Таким образом, этот вариант методики включает 195 проб, из которых:

120 — на проверку экспрессивной речи;

60 — на проверку импрессивной;

15 — на проверку письменной.

Максимальный балл, как и в детском варианте, равен 900.

Система дополнительных оценок идентична используемой в варианте для младших школьников.

Несколько изменена уровневая оценка успешности:

IV уровень — 100-85%;

III уровень — 84, 9-70%;

II уровень —- 69, 9-55%;

I уровень — 54, 9% и ниже.

Процедура обработки и анализа результатов осталась неизмененной. На речевом профиле целесообразно отражать те же показатели: 1 — звукопроизношение; 2 — слоговая структура слова; 3 — звуковая структура слова; 4 — оральный праксис и артикуляционная моторика; 5 — словообразование; 6 — грамматический строй речи; 7 — связная речь; 8 — номинативная функция речи; 9 — импрессивная речь; 10 — навыки языкового анализа; 11 — письмо; 12 — чтение.

РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Раздел I. Устная речь

Блок 1. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Серия 1. УРОВЕНЬМОТОРНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

а) Исследование звукопроизношения

Инструкция: повторяй за мной слова.

Собака — маска — нос

Сено — косить — высь

Замок — коза

Зима — ваза

Цапля — овца — палец

Шуба — кошка — камыш

Жук — ножи

Щука — вещи — лещ

Чайка — очки — ночь

Рыба — корова — топор

Река — варенье — дверь

Лампа — молоко — пол

Лето — колесо — соль

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких б, д, в; задненебных г, к, х, и).

Оценка

Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие; шипящие; л, ль; р, рь; все остальные звуки. Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно, полученные баллы суммируются.

3 балла — нормативное произношение всех звуков группы;

2 — один звук или несколько звуков группы доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (т. е. недостаточно автоматизированы);

1 — искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;

0 — искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.

О произношении каждого звука в разной позиции и при разной степени самостоятельности речи можно судить по ходу дальнейшего обследования. Таким образом, окончательная оценка звукопроизношения осуществляется по результатам обследования в целом.

Максимальная оценка 15 баллов.

б) Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Инструкция: повторяй за мной слова.

Баскетбол

Перепорхнуть

Аквалангист

Термометр

Достопримечательность

Оценка слоговой структуры слова

3 балла — четкое и правильное воспроизведение слова;

2 — замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;

1 — изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счет пропуска согласного звука при стечении: баскебол, перепохнуть);

0 — нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов: аклавангист, мометр, авкалавандист) или невыполнение.

Максимальная оценка составляет 15 баллов.

Оценка звуковой структуры слова

3 балла — правильное повторение;

2 — повторение с искажением, заменой, пропуском или вставкой одного звука (акваландист, доспопримечательность);

1 — повторение слова с искажением, заменой, пропуском или вставкой двух звуков (баспебол);

0 — повторение слова с искажением, заменой, пропуском или вставкой трех и более звуков (ахлаванис, дисприменичательность).

Максимальная оценка составляет 15 баллов. Максимальный балл за задание б) соответствует 30 баллам.

в) Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики

Инструкция: делай, пожалуйста, так, как я скажу.

Надуй щеки.

Надуй одну щеку.

Другую щеку.

Упри язык в правую щеку.

Если движение по инструкции не удается, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по показу.

Инструкция: повторяй за мной движения. Губы «трубочкой» — округлены и выдвинуты вперед.

Язык «лопаткой» — широкий распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе.

Поместить язык между верхними зубами и верхней губой.

Упражнение «маятник» — рот открыт, язык высунут и с одинаковой скоростью попеременно передвигается от одного уголка рта к другому.

Упражнение «качели» — рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы.

Чередование движений губами: «улыбка» — «трубочка».

Оценка

3 балла — точное и правильное выполнение;

2 — замедленное и напряженное выполнение или выполнение по показу;

1 — длительный поиск позы, или неполный объем движения, или отклонения в конфигурации;

0 — невыполнение или наличие ошибок (синкинезий, гиперкинезов, тремора).

Максимальный балл соответствует 30.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...