Описание методики обследования речи старших школьников
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ Методика содержит те же разделы, блоки, серии и группы заданий, что и ее детский вариант. Различия касаются главным образом самих речевых проб и иногда их количества. При этом наиболее трудные пробы из детского варианта сохранены. В первом разделе в блоке «Экспрессивная речь» в серии 1 (Уровень моторной реализации высказывания) изменено количество проб в заданиях на проверку состояния слоговой и звуковой структуры слова и повторение цепочек слогов, в этом варианте их всего по пять. В серии 4 (Связная речь) добавлена проба, предусматривающая составление рассказа на заданную тему. В серии 5 (Номинативная функция речи) сокращено до 10 количество проб на называние и предметов, и действий. Таким образом, этот вариант методики включает 195 проб, из которых: 120 — на проверку экспрессивной речи; 60 — на проверку импрессивной; 15 — на проверку письменной. Максимальный балл, как и в детском варианте, равен 900. Система дополнительных оценок идентична используемой в варианте для младших школьников. Несколько изменена уровневая оценка успешности: IV уровень — 100-85%; III уровень — 84, 9-70%; II уровень —- 69, 9-55%; I уровень — 54, 9% и ниже. Процедура обработки и анализа результатов осталась неизмененной. На речевом профиле целесообразно отражать те же показатели: 1 — звукопроизношение; 2 — слоговая структура слова; 3 — звуковая структура слова; 4 — оральный праксис и артикуляционная моторика; 5 — словообразование; 6 — грамматический строй речи; 7 — связная речь; 8 — номинативная функция речи; 9 — импрессивная речь; 10 — навыки языкового анализа; 11 — письмо; 12 — чтение. РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Раздел I. Устная речь Блок 1. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ Серия 1. УРОВЕНЬМОТОРНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ а) Исследование звукопроизношения Инструкция: повторяй за мной слова. Собака — маска — нос Сено — косить — высь Замок — коза Зима — ваза Цапля — овца — палец Шуба — кошка — камыш Жук — ножи Щука — вещи — лещ Чайка — очки — ночь Рыба — корова — топор Река — варенье — дверь Лампа — молоко — пол Лето — колесо — соль При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких б, д, в; задненебных г, к, х, и). Оценка Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие; шипящие; л, ль; р, рь; все остальные звуки. Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно, полученные баллы суммируются. 3 балла — нормативное произношение всех звуков группы; 2 — один звук или несколько звуков группы доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам (т. е. недостаточно автоматизированы); 1 — искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы; 0 — искажаются или заменяются несколько звуков группы или все. О произношении каждого звука в разной позиции и при разной степени самостоятельности речи можно судить по ходу дальнейшего обследования. Таким образом, окончательная оценка звукопроизношения осуществляется по результатам обследования в целом. Максимальная оценка 15 баллов. б) Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова Инструкция: повторяй за мной слова. Баскетбол Перепорхнуть Аквалангист Термометр Достопримечательность Оценка слоговой структуры слова 3 балла — четкое и правильное воспроизведение слова; 2 — замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;
1 — изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счет пропуска согласного звука при стечении: баскебол, перепохнуть); 0 — нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов: аклавангист, мометр, авкалавандист) или невыполнение. Максимальная оценка составляет 15 баллов. Оценка звуковой структуры слова 3 балла — правильное повторение; 2 — повторение с искажением, заменой, пропуском или вставкой одного звука (акваландист, доспопримечательность); 1 — повторение слова с искажением, заменой, пропуском или вставкой двух звуков (баспебол); 0 — повторение слова с искажением, заменой, пропуском или вставкой трех и более звуков (ахлаванис, дисприменичательность). Максимальная оценка составляет 15 баллов. Максимальный балл за задание б) соответствует 30 баллам. в) Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики Инструкция: делай, пожалуйста, так, как я скажу. Надуй щеки. Надуй одну щеку. Другую щеку. Упри язык в правую щеку. Если движение по инструкции не удается, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по показу. Инструкция: повторяй за мной движения. Губы «трубочкой» — округлены и выдвинуты вперед. Язык «лопаткой» — широкий распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе. Поместить язык между верхними зубами и верхней губой. Упражнение «маятник» — рот открыт, язык высунут и с одинаковой скоростью попеременно передвигается от одного уголка рта к другому. Упражнение «качели» — рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы. Чередование движений губами: «улыбка» — «трубочка». Оценка 3 балла — точное и правильное выполнение; 2 — замедленное и напряженное выполнение или выполнение по показу; 1 — длительный поиск позы, или неполный объем движения, или отклонения в конфигурации; 0 — невыполнение или наличие ошибок (синкинезий, гиперкинезов, тремора). Максимальный балл соответствует 30.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|